Развитие навыков культуры питания школьников
методическая разработка по технологии по теме
Планирование уроков технологии (раздел кулинария) и внеклассных мероприятий для привития навыков культуры питания учащихся. Методические разработки. Анкеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informacionno-pedagogicheskie_moduli.doc | 189 КБ |
prilozhenie1.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие навыков культуры питания через уроки технологии и внеклассные мероприятия.
Автор: Мельникова Наталья Васильевна, учитель технологии
МБОУ «Гуманитарная гимназия №8», г.Северодвинск 2011г.
Список информационно-педагогических модулей.
ИПМ-1 Теоретическая интерпретация.
ИПМ-2 Культура питания.
ИПМ-3 План работы школы по пропаганде навыков здорового питания.
ИПМ-4 Развитие навыков культуры питания через уроки технологии.
ИПМ-5 Развитие навыков культуры питания через внеклассную работу.
ИПМ-6 Применение учащимися навыков здорового питания в жизненных ситуациях.
ИПМ-7 Выводы.
Библиография
Приложение 1
Тематическое планирование по кулинарии 5-7класс.
Приложение 2
Записи текстов радиобесед по здоровому питанию.
ИПМ-1 Теоретическая интерпретация
Актуальность
Питание современного человека является неотъемлемым элементом всей его культуры, всей цивилизации. Последствия нарушений структуры питания ведут к различным заболеваниям, таким как нарушение иммунного статуса, увеличение частоты железодефицитной анемии, заболевание щитовидной железы, опорно-двигательного аппарата, атеросклероз, болезнь сердца, сахарный диабет, нарушение мозгового кровообращения и т.д.
Правильное питание способствует профилактике заболеваний, усилению защитных сил организма, обеспечивает нормальный рост и развитие детей, является решающим фактором в плане здоровья и долголетия.
В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Основная причина такого снижения кроется в неполноценном горячем питании детей и подростков.
Дети должны научиться выбирать не только то, что они хотят есть, но и то, что полезно для их здоровья. А это невозможно без знания основ здорового питания.
Законодательная основа данной проблемы
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1, Статья 24. Права несовершеннолетних: «В интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на санитарно-гигиеническое образование».
- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 г. № 52-ФЗ. Статья 10. Обязанности граждан: «Граждане обязаны заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; Статья 36. Гигиеническое воспитание и обучение: «Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни. Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляется: в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях; при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников посредством включения в программы обучения разделов о гигиенических знаниях; при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения».
- Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ № 373 от 6.10. 2009 г., зарегистрированные Минюстом России № 15785 от 22.12.2009 г.
6 раздел ФГОС «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни». «Программа построена на развитии навыков здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта, их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы».
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Президентом Российской Федерации Д.Медведевым 4 февраля 2010г. Пр.-271.«Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий».
Противоречие
Особое значение школьное питание приобретает с учётом того, что в последние годы дети проводят в школе всё большее количество времени при интенсивном характере обучения, при этом низкий социально-экономический уровень многих семей не позволяет обеспечить их полноценное питание дома.
Сущность опыта и новизна
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, создания нормальных условий для их роста и развития неизменна при любых ситуациях в обществе, а в последнее время находится под пристальным вниманием Президента Российской Федерации и Правительства. Культура питания – одна из составляющих здорового образа жизни. Прививать навыки правильного питания целесообразно через уроки и внеклассные мероприятия. Так как предмет «Технология» содержит раздел «Работа с пищевыми продуктами» пропаганду навыков здорового питания целесообразно проводить учителям технологии.
Цель
Способствовать формированию ответственного отношения обучающихся к своему здоровью через пропаганду навыков культуры питания на уроках и внеклассных мероприятиях.
Задачи
- дать современные научные знания о принципах здорового питания;
- повысить знания и закрепить навыки, обеспечивающие безопасное питание;
- выработать мотивированное отношение школьников к здоровому питанию;
- побудить школьников к расширению знаний о здоровом питании и практическому их применению.
Принципы построения педагогического опыта
- Опора на интерес детей, а также ранее усвоенный материал;
- Сочетание индивидуального и коллективного образования;
- Комплексный подход;
- Творческая направленность работы;
- Практическое применение полученных знаний;
- Обеспечение санитарно-гигиенических и безопасных условий труда;
- Профориентационная направленность;
- Учет региональных, национальных особенностей и местных условий;
- Концентрация воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности;
- Использование рациональных технологий, экономичность, экологичность, эргономичность, соответствие требованиям дизайна.
Этапы реализации
- Подготовительный (разработка идей, апробация) 2009-2010уч.г.
- Практический (реализация) 2010-2011уч.г.
- Аналитический (обобщение опыта) 2011-2012уч.г.
Современные достижения в области развития навыков культуры питания
Основой для работы послужили методические рекомендации к.м.н., доцента АОИППК РО Кудри Л.И.
Условия применения опыта работы
Опыт можно использовать в средних учебных заведениях.
Необходимо создание команды специалистов для разработки школьной программы по пропаганде здорового питания, куда следует ввести: заместителя директора, отвечающего за организацию питания; заместителя директора по воспитательной работе; заведующую школьной столовой; представителей классных руководителей; учителей технологии; представителей совета старшеклассников; представителей родительского комитета.
Обязательное условие сотрудничества с преподавателями основ безопасности жизнедеятельности, изобразительного искусства, музыки, литературы, истории, начальных классов. \\\\\
Трудности
- Недостаточное оснащение кабинета технологии оборудованием и посудой для приготовления пищи. Можно рекомендовать использовать ресурсы школьной столовой или принести учащимися из дома.
- Сокращение количества учебных часов на изучение предмета технология. Можно добавить часами школьного компонента или дополнительно вести кулинарный кружок.
Результативность
Организованное питание учащихся:
2008-2009уч.год 56%,
2009-2010уч.год 70%,
2010-2011уч.год 80%-90%.
Питание учащихся во время учебного процесса только булочкой с чаем:
2008-2009уч.год 42%,
2009-2010уч.год 30%,
2010-2011уч.год 10%.
Приготовление каш в школьной столовой:
2008-2009уч.год 20 порций,
2009-2010уч.год 60 порций,
2010-2011уч.год 120 порций.
Учащиеся, состоящие на учёте с болезнями ЖКТ:
2008-2009уч.год 44,
2009-2010уч.год 40,
2010-2011уч.год 32.
ИПМ-2 Культура питания
Продукты питания содержат в себе потенциальную энергию, которая нужна как воздух для поддержания жизни. Культура питания складывается из следующих понятий:
- Разнообразие пищи:
- Полноценность поступающих в организм пищевых веществ, психологическое воздействие пищи за счет многообразия вкуса, вида блюд, познавательного интереса. В ежедневный рацион должны быть включены все питательные вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и вода). Ежедневно в рационе должны присутствовать хлеб, блюда из круп, овощей, мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров и фруктов.
- Основу питания должны составлять растительные продукты, они содержат биологически активные вещества и пищевые волокна, которые предотвращают такие заболевания как сердечно-сосудистые и рак. Каждый день нужно кушать хлеб, каши, картофель.
- В рационе детей должны быть мясные и молочные продукты как источники полноценного белка, железа, кальция, но они должны быть маложирными, т.к. эти вещества находятся не в жирной части продуктов. Количество молочных продуктов в детском рационе не должно быть меньше 2-3 порций, особенно в период интенсивного роста.
Формировать у ребенка разнообразный вкусовой кругозор, чтобы ему нравились разные продукты и блюда.
- Сбалансированное питание:
- Дети должны употреблять около 400 граммов овощей и фруктов, предпочтительно свежих.
- Контролировать количество и качество потребляемых с продуктами жиров. Растительные масла должны быть разнообразные. В них содержатся полиненасыщенные жирные кислоты, которых нет в животных жирах. Их роль особенно велика в профилактике развития тромбозов, инфарктов миокарда, инсультов и некоторых форм рака.
- Ограничение потребления сахара, сладких продуктов и напитков. Следует заменять сахар продуктами, в которых сладость является натуральной (фрукты, ягоды, мед, сухие и вяленые сладкие фрукты и овощи). Исследования показали, что 30 граммов сахара в день (одна чайная ложечка содержит 7 граммов) является критическим уровнем в развитии кариеса, а 60 граммов – фактор риска в развитии атеросклероза. Кроме того, сахар – чистый углевод, дает много калорий, что способствует избыточной массе тела, но ничего ценного (витаминов, минералов) с собой не приносит. Он великий обманщик: изменяет вкус продукта, часто скрывая его недоброкачественность, дает ощущение сытости при недостаточном поступлении полезных веществ, сладость ощущений не ассоциируется с зубной болью и тяжелым недугом.
- Не увлекаться соленой пищей. Исследования доказывают, что население, употребляющее мало соли, редко болеет гипертонической болезнью, болезнями обмена веществ. В настоящее время дети употребляют в 3 раза больше соли, чем рекомендуется. Надо также помнить, что соль, как и сахар, изменяет вкус пищи, и можно ошибиться в ее свежести. Желательно употреблять йодированную соль для профилактики заболеваний щитовидной железы.
Учить понимать, что для здоровья опасно как недоедание, так и переедание, излишнее увлечение сладким, что рацион и режим питания ребенка, активно занимающегося спортом, должен отличаться от рациона и режима питания его менее подвижных сверстников. Питание во время болезни должно отличаться от питания в обычное время, летний стол – от зимнего стола и т.д.
- Пища должна быть качественной:
- Очень важно так приготовить пищу, чтобы продукты не потеряли свои полезные свойства, не нанесли вреда здоровью, и при этом пища вызывала аппетит и доставляла удовольствие. Предпочтение необходимо отдавать таким технологическим приемам как приготовление на пару, запекание, тушение с использованием современного оборудования, посуды, технологий.
- Приготовление пищи должно обеспечивать ее безопасность. Пищевые продукты должны быть качественными и правильно храниться, а приготовленная пища сразу съедаться.
Прививать навыки безопасного питания, соблюдение ребенком правил личной гигиены. Учить различать свежие и несвежие продукты, осторожно обращаться с незнакомыми продуктами.
- Пища должна доставлять удовольствие:
- На выполнение этого правила должны работать вид, вкус пищи, посуда, сервировка стола, обстановка и атмосфера приема пищи, обсуждение достоинства блюда. Только при этих условиях ребенок сможет понять, какой вкус называют «мягким», «кисло-сладким», «горько-сладким» и т.д.
- Соблюдение режима питания (потребность в регулярном приеме пищи обусловлена законами деятельности нашего организма) Учить испытывать радость от еды.
Формировать у детей представление, что обеденный стол - это место, где всем уютно, тепло, и вкусно!
ИПМ-3 План работы школы по пропаганде навыков здорового питания
Разрабатывается на учебный год творческой группой, в состав которой входят представители администрации, классные руководители, учителя технологии, представители совета старшеклассников и родительского комитета.
План работы гимназии по пропаганде навыков здорового питания
на 2010-2011учебный год
Цель: формирование культуры здорового питания всех участников образовательного процесса.
Задачи:
1. Способствовать формированию ответственного отношения обучающихся к своему здоровью;
2. Повысить ответственность родителей за обеспечение детей питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам сбалансированного питания;
3. Систематизировать работу членов педагогического коллектива по формированию культуры здорового питания.
Прогнозируемый результат: стабильный охват горячим питанием учащихся (не менее 70%), улучшение состояния здоровья детей по заболеваемости ЖКТ, обеспечение благоприятных условий для организации учебно-воспитательного процесса.
№ | Наименование мероприятий | Срок выполнения | Участники |
1.1. | Единый классный час «Двигательная активность как образ жизни. Правильное питание – это здоровье и красота» | 10.09.10 | 1-11кл. |
1.2 | Месячник здоровья «В здоровом теле - здоровый дух»:
Мероприятия по классам | ноябрь | 1-11кл. |
1.3 | Оформление уголка здоровья 1.Первые шаги здорового питания:
2.Едим правильно 3.Секреты здорового питания | сентябрь декабрь апрель | 1-11 кл., родители, педагоги |
1.4 | Всемирный День здоровья Мероприятия по классам. | 7 апреля | 1-11кл. |
1.5 | Реализация программы «Разговор о правильном питании» (2кл.), «Два дня в лагере здоровья» (3кл.) | в теч. уч. года | 2-3 классы |
1.6 | Тематические классные часы и радиобеседы о правильном питании: «Профилактика простудных заболеваний в осенний период. Здоровое питание»; «Еда на пользу» (беседа о правильном и здоровом питании); «Глаз – бесценный дар» (профилактика школьной близорукости, поддерживающее питание); «Весна. Почему так хочется спать на уроках?» (роль рационального питания в самочувствии школьников); «7 апреля – Всемирный день здоровья (10 принципов ВОЗ по здоровому питанию детей); «Саморегуляция и самостоятельная подготовка к спортивной деятельности» (роль витаминов в питании школьников); «Береги своё сердце!» (правильное питание для профилактики артериальной гипертензии) | октябрь декабрь февраль март апрель май май | 1-11кл. |
1.7 | Участие во всероссийском уроке чистой воды | Ноябрь - декабрь | 1–11 кл. |
1.8 | Пропаганда здорового питания через уроки ОБЖ (8-11), технологии (5-7), биологии (6-11), природоведения (5) | в теч. уч. года | 1-11кл. |
1.9 | Организация выставок литературы: «Правильное питание – основа здоровья», «Питаемся полезно», «Что нужно есть» | сентябрь декабрь апрель | 1-11кл. |
1.10 | Организация конкурса рисунков и плакатов по оформлению обеденного зала | март- май | 1-8 классы |
1.11 | Мониторинг, тестирование по вопросам организации питания, работы столовой, качества приготовления пищи, вкусовых пристрастий | ноябрь, март, май | 1-11кл. |
1.12 | Участие в городских социально-педагогических программах ЦЮНТТ, ДМЦ «Североморец» | февраль-апрель | 1-11кл. |
2.1 | Выступление на родительских собраниях «Новые направления в школьном питании» | октябрь | родители 1-11 кл. |
2.2 | Анкетирование по вопросам удовлетворённости родителей качеством школьного питания | октябрь | 1-11кл. |
2.3 | Проведение мониторинга «Правильно ли питаются наши дети?». | апрель | 1-11кл. |
3.1 | Организация питания в МОУ «Гуманитарная гимназия №8» (совещание учителей) | Сентябрь | педагоги |
3.2 | Методическое совещание классных руководителей по вопросам правильного питания | Октябрь | кл. руков. 1-11кл. |
3.3 | Организация дежурства | В течение учебного года | Пед. коллектив, 2 -11кл. |
3.4 | Отчёт классных руководителей об охвате горячим питание в классе | ежемесячно | 1-11кл. |
3.5 | Индивидуальное консультирование по вопросам организации питания в столовой | в течение года | Кл. руков. 1-11кл. |
\\\\\\\\
ИПМ-4 Развитие навыков культуры питания через уроки технологии
Предмет технология в гимназии преподаётся по по программе И.А. Сасовой с 2006-2007уч.года. Тематический план - приложение 1
\\\\\\\\
№ п/п | Тема урока | класс | Основные элементы содержания уроков | Навыки культуры питания |
1 | Оборудование кухни. Посуда и инвентарь, используемые на кухне. | 5-6 | Исторические сведения о развитии искусства приготовления пищи. Оборудование кухни. Газовые, электроплиты, СВЧ-печи. Правила безопасного труда при кулинарных работах. Санитарно-гигиенические требования при приготовлении пищи Кухонная и столовая посуда, столовые приборы, инструменты и приспособления для кулинарных работ. Правила ухода за оборудованием и посудой для приготовления пищи. Моющие средства для посуды. | Пища должна быть качественной. Пища должна доставлять удовольствие. |
2 | Общие сведения о пище. Гигиена питания. Питательные вещества и полноценное питание. | 5-7 | Функции питания. Состав пищевых продуктов. Рациональное питание. Гигиена питания. Диетология. Теории правильного питания. Питательные Вещества и полноценное питание. Жиры, белки, углеводы, витамины, минеральные вещества. | Разнообразие пищи. Питание должно быть сбалансированное. Пища должна быть качественной. Пища должна доставлять удовольствие. |
3 | Сервировка стола. Правила подачи блюд. Меню. Правила хорошего тона. | 5-7 | Виды сервировки стола. Виды посуды для сервировки стола. Сервировка стола с учётом национальных традиций. Правила поведения за столом. Разработка меню (общее количество пищи, калорийность, выбор продуктов). Правила подачи блюд. Калорийность пищи. Правила хорошего тона (как правильно есть). | Разнообразие пищи. Питание должно быть сбалансированное. Пища должна доставлять удовольствие. |
4 | Виды механической и тепловой обработки продуктов. | 5-7 | Способы выполнения механической и тепловой обработки продуктов. Влияние обработки на пищевую ценность готовых блюд. Технология приготовления блюд. Требования к качеству готовых блюд. | Разнообразие пищи. Питание должно быть сбалансированное. Пища должна быть качественной. Пища должна доставлять удовольствие. |
5 | Способы снижения экологического загрязнения продуктов. | 7 | Виды экологического загрязнения пищевых продуктов и способы снижения загрязнённости. Оказание первой помощи при пищевых отравлениях. | Пища должна быть качественной. |
6 | Экономическая оценка обеда. | 5-7 | Оценка материальных затрат на приготовление обеда. | Разнообразие пищи. Питание должно быть сбалансированное. Пища должна доставлять удовольствие. |
7 | Проектирование и приготовление блюд из сырых и вареных овощей, яиц, приготовление бутербродов и горячих напитков. | 5 | Пищевая ценность блюд. Технология приготовления. Требования к качеству готовых блюд. Украшение блюд. Рецепты приготовления. | Разнообразие пищи. Питание должно быть сбалансированное. Пища должна быть качественной. Пища должна доставлять удовольствие. |
8 | Проектирование и приготовление блюд из молока, круп, бобовых, макаронных изделий, рыбы и морепродуктов, сладких блюд из фруктов и ягод. | 6 | Пищевая ценность блюд. Технология приготовления. Требования к качеству готовых блюд. Украшение блюд. Рецепты приготовления. | Разнообразие пищи. Питание должно быть сбалансированное. Пища должна быть качественной. Пища должна доставлять удовольствие. |
9 | Проектирование и приготовление блюд из варёного и жареного мяса, изделий из пресного теста, сладких блюд. Заготовка продуктов впрок. | 7 | Пищевая ценность блюд. Технология приготовления. Требования к качеству готовых блюд. Украшение блюд. Рецепты приготовления. | Разнообразие пищи. Пища должна быть качественной. Питание должно быть сбалансированное. Пища должна доставлять удовольствие. |
ИПМ-5 Развитие навыков культуры питания через внеклассную работу
- Работу по развитию навыков культуры питания необходимо проводить и во внеурочной деятельности. В гимназии уже стало традицией организация в ноябре месячника «Мы выбираем здоровье». Проведение мероприятий по классам планируется по вопросам здорового образа жизни и правильного питания. Мероприятия по классам: мастерские, тренинги, деловые игры, беседы, рекламные акции, викторины, шоу (фруктово-овощное), турнир знатоков кулинарных блюд.
- В школе активно используется школьный радиоузел. По пятницам после 3-го урока проводится единый классный час, вначале которого звучит радиобеседа по теме (5-7минут). Тематика радиопередач по питанию (2010-2011уч.г.)
Месяц | Тема |
10 Сентябрь | Профилактика гиподинамии. Двигательная активность как образ жизни. Правильное питание. |
15 Октябрь | Профилактика простудных заболеваний в осенний период. Питание для поддержания иммунной системы. |
19 Ноябрь | Еда для вундеркиндов. |
4 Декабря | Еда на пользу (беседа о правильном и здоровом питании). |
4 Февраль | Глаз – бесценный дар (профилактика школьной близорукости). Пища, полезная для глаз. |
18 Февраля | Питание в зимний период. |
11 Март | Весна. Почему так хочется спать на уроках? Блюда, полезные весной. |
7 Апрель | Всемирный день здоровья. Здоровое питание – залог здоровья. |
13 Май | Саморегуляция и самостоятельная подготовка к спортивной деятельности. Питание для активных. |
20 Май | Впереди лето: береги своё здоровье. Питание в летний период. |
Тексты радиобесед - приложение 2
- Формирование культуры питания – это всегда сотрудничество родителей и педагогов. Но возникает опасность того, что определенные школой нормы будут идти вразрез с тем, что принято в семье. Поэтому одна из важнейших задач, стоящих перед педагогом, заключается в эффективном взаимодействии с родителями – сформировать у взрослых членов семьи понимание важности и значения правильного питания для здоровья ребенка и их собственного здоровья, расширить их осведомленность в этой области. В гимназии проводится большая работа с родителями (экскурсии по школе, посещение уроков, совместные мероприятия родителей и учащихся, знакомство с организацией питания, знакомство с учителями, беседы с руководителями школы, анкетирование родителей).
- На разных этапах работы над темой проводилось анкетирование не только с родителями, но и с детьми, что помогает в планировании работы по теме.
Примеры анкет для проведения мониторинга по культуре питания
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ.
- Укажите, пожалуйста Ваш пол:
а) муж. б) жен.
- Ваша дата рождения? (Поставьте цифру) _____________
- Ваше образование (выберите 1 пункт и обведите кружком).
а) высшее
б) неоконченное высшее
в) среднее специальное
г) среднее
д) нет образования
- Кем Вы приходитесь ребёнку? (Выберете один пункт).
а) мать
б) отец
в) бабушка
г) дедушка
д) другое родство_______________
- Укажите пол Вашего ребенка;
а) муж. б) жен.
- Как Вы оцениваете состояние здоровья Вашего ребёнка? (Выберете один пункт).
а) очень хорошее
б) хорошее
в) удовлетворительное
г) плохое
- Вес ребёнка ………………….кг. Рост ребёнка …………………… см.
- Сколько раз в последний год болел Ваш ребёнок?______________
- Как Вы оцениваете состояние здоровья Вашего ребёнка?(Выберете один пункт).
а) очень хорошее
б) хорошее
в) удовлетворительное
г) плохое
- Что для Вас означает здоровое питание? (Выберите все важные, на Ваш взгляд, предположения).
а) Употреблять меньше соли;
б) Употреблять меньше жира;
в) Есть больше свежих овощей и фруктов;
г) Не злоупотреблять кондитерскими изделиями;
д) Употреблять меньше сахара;
е) Соблюдать сроки реализации продуктов питания;
ж) Соблюдать гигиену приготовления и хранения продуктов;
з) Соблюдать режим питания;
- Считаете ли Вы, что питание оказывает влияние на здоровье и развитие детей?
а) Да б) Нет г) Затрудняюсь ответить
- Часто ли Вы говорите с ребёнком о здоровом питании? (Отметьте один пункт).
а) несколько раз в неделю;
б) несколько раз в месяц;
в) несколько раз в год;
г) я не говорю с ребенком на эти темы;
- Какие темы о здоровом питании Вы обсуждаете с ребёнком?
а) ___________________________________________________
б) ___________________________________________________
в) ___________________________________________________
г) ___________________________________________________
- Завтракает ли Ваш ребёнок в школьной столовой?
а) завтракает каждый день;
б) завтракает 1-2 раза в неделю;
в) нет, никогда;
г) берёт завтраки с собой;
д) другое (укажите) __________________________________
- Питается ли Ваш ребёнок в школьной столовой?
а) Каждый день завтракает и обедает;
б) Каждый день завтракает;
в) 1-2 раза в неделю;
г) Нет, никогда;
д) Берёт завтраки из дома;
е) другое (укажите)__________________________________
АНКЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ.
- Укажите, пожалуйста, Ваш пол:
а) муж. б) жен.
- В каком классе Вы учитесь? (Поставьте цифру) _____________
- Семейное положение (выберите один пункт и обведите кружком).
а) Живу с мамой и папой
б) Живу с мамой
в) Живу с папой
г) Другое (укажите) _____________________________________
- Как Вы оцениваете состояние Вашего здоровья (Выберете один пункт).
а) очень хорошее
б) хорошее
в) удовлетворительное
г) плохое
- Ваш вес ………………….кг. Ваш рост ………………………… см.
- Как Вы считаете, что надо делать, чтобы быть здоровым? (Выберете три, на Ваш взгляд, наиболее важных предложений).
а) не курить
б) следовать здоровому питанию
в) быть физически активным
г) поддерживать нормальный вес
д) не злоупотреблять алкоголем
е) не реже одного раза в год проходить полное медицинское обследование
ж) при любых признаках ухудшения здоровья сразу обращаться к врачу
з) другое (укажите)__________________________________
- Говорят ли с Вами родители о здоровом питании?
а) Да б) Нет
- Если ДА, то
Какие темы о здоровом питании Вы обсуждаете с родителями?
а) ___________________________________________________
б) ___________________________________________________
в) ___________________________________________________
г) ___________________________________________________
- Считаете ли Вы, что питание оказывает влияние на здоровье?
а) Да б) Нет г) Затрудняюсь ответить
- Что для Вас означает здоровое питание? (Выберите все важные, на Ваш взгляд, предположения).
а) Употреблять меньше соли
б) Употреблять меньше жира
в) Есть больше свежих овощей и фруктов
г) Не злоупотреблять кондитерскими изделиями;
д) Употреблять меньше сахара
е) Соблюдать сроки реализации продуктов питания
ж) Соблюдать гигиену приготовления и хранения продуктов
з) Соблюдать режим питания;
- Хотелось бы Вам получить больше информации о здоровом питании?
а) Да б) Нет г) Затрудняюсь ответить
- Питаетесь ли Вы в школьной столовой? (Выберите один ответ).
а) Каждый день завтракаю
б) Каждый день обедаю
в) Каждый день завтракаю и обедаю
г) 1-2 раза в неделю
д) Нет, никогда
е) Беру завтраки из дома
ж) другое (укажите)__________________________________
- Что для Вас наиболее важно в пище школьной столовой? (Пронумеруйте по степени важности)
- Разнообразие пищи
- Внешний вид пищи
- Температура пищи
- Количество пищи
- Вкус пищи
- другое (укажите)__________________________________
- Какие блюда Вам больше всего нравится в столовой?
а) ___________________________________________________
б) ___________________________________________________
в) ___________________________________________________
г) ___________________________________________________
- Какие блюда Вам больше всего не нравится в столовой?
а) ___________________________________________________
б) ___________________________________________________
в) ___________________________________________________
г) ___________________________________________________
- Если Вы пропускаете завтрак или обед в школе, то почему?
а) Невкусно готовят
б) Недостаток денег
в) Я не люблю пищу, которую обычно подают в столовой
г) Никогда не пропускаю.
- Сколько, в среднем, Вы тратите денег на столовую в день?
________________________________________________________
- Какие блюда Вам больше всего нравится дома?
а) ___________________________________________________
б) ___________________________________________________
в) ___________________________________________________
г) ___________________________________________________
- Как часто Вы покупаете в ларьке чипсы, сухарики или газировку?
а) несколько раз в неделю
б) несколько раз в месяц
в) несколько раз в год
д) изредка
е) никогда не покупаю.
АНКЕТА «ЗДОРОВОЕ ЛИ ВАШЕ ПИТАНИЕ?»
Вспомните, что Вы ели вчера, и проанализируйте рациональность питания. 1балл за «да».
Съели ли вы… | Что составляет одну порцию? | Балл | |
1 | Хотя бы 5 порций хлеба, каши, макарон, картофеля? | 1 большой кусок хлеба 30-40 г, 3 сушки или небольших крекера, 3 ст. л. каши или макарон, 1 средняя картофелина | |
2 | Хотя бы 5 порций овощей и фруктов (в сумме 400 гр.)? | 1 стакан сока, 1/2 чашки вареных или свежих овощей, 1 чашка зеленых листовых овощей (салат, шпинат, капуста и т.д.), 1 средний фрукт, помидор, 1/2 чашки свежих ягод, вареных или консервированных фруктов | |
3 | 2-3 порции молока и молокопродуктов? | 1 стакан молока, молокопродуктов, 1,5 чашки домашнего сыра, 45 г твердого сыра (размер спичечного коробка) | |
4 | 2-3 порции мяса, рыбы, яиц, бобовых, орехов? | 80 г готовой, рыбы, мяса, птицы, 1 чашка вареных бобовых, 2 яйца, 1 чашка орехов | |
5 | Не более 2-3 порций жиров и сладостей? | 1 ч. л. масла или жира, 1 ст. л. майонеза, 3 ч.л. сахара, 1 ч.л. меда, джема, варенья, 1 батончик (60 г) шоколада, 1/2 куска торта | |
6 | Разнообразные продукты питания? | ||
7 | Хотя бы 2 порции СВЕЖИХ овощей? | ||
8 | Хотя бы 1 порцию СВЕЖИХ фруктов? | ||
9 | В основном питательные перекусывания? (это не конфеты и булочки) | ||
10 | В основном нежирную пищу? | ||
ОБЩИЙ БАЛЛ |
«ОТЛИЧНО» - 10 БАЛЛОВ – Вы питаетесь рационально!
«ХОРОШО» - 8-9 БАЛЛОВ – у Вас правильное представление о здоровом питании, еще немного и Вы перейдете в разряд «отлично».
«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - 4-7 БАЛЛОВ – Вы рискуете своим здоровьем, Вам надо пересмотреть свое питание.
«РИСКОВАННО» - 3 И МЕНЕЕ БАЛЛОВ – Вы сильно рискуете своим здоровьем. Постарайтесь изменить свои привычки. Не надо стараться изменить все сразу. Шаг за шагом: одно изменение за другим. Желаем успехов!
ИПМ-6 Применение учащимися навыков здорового питания в жизненных ситуациях
Санитарное просвещение на основе навыков является важным компонентом укрепления здоровья. Учащиеся могут применять один или несколько жизненных навыков, практикуя выбор положительного поведения, и создание здоровых условий в случае появления какой-либо обеспокоенности по поводу здоровья
Навыки коммуникации и межличностного общения | Навыки принятия решений и критического мышления | Навыки самоконтроля и преодоления проблем |
- убедить родителей и друзей готовить и выбирать здоровую пищу.
- противостоять социальному давлению в пользу нездоровой практики питания.
- давать информацию о здоровом питании другим людям через плакаты, рекламу, представления и презентации; - заручиться поддержкой влиятельных взрослых, например, руководителей, учителей, местных врачей с тем, чтобы питаться в школе здоровой пищей.
|
- выбирать пищу и закуски с большими питательными свойствами; - убедительно демонстрировать понимание последствий несбалансированного питания (заболевания, обусловленные дефицитом или избытком).
- оценивать питательные свойства рекламируемых продуктов и новости, касающиеся питания. |
- распознать связь между нарушением питания и психологическими и эмоциональными факторами; определять личные предпочтения среди всех питательных продуктов и закусок; - создать здоровый имидж тела. |
ИПМ-7 Выводы
Отклонение от сбалансированного и полноценного питания рассматривается как хроническая болезнь. Если правильно и рационально питаться организм в силу «высшей разумности» стремится улучшить здоровье — это закон эволюции всего живого на земле.
Продукты питания содержат в себе потенциальную энергию, которая нужна как воздух для поддержания жизни. Жизнь и деятельность человека связаны с постоянным расходом энергии и тканевых элементов и прекратилась бы без постоянного возмещения энергетических трат организма за счёт пищи.
Вопросы здорового питания и физической активности должны включаться в учебные программы педагогов не только технологии, но и ОБЖ, музыки, ИЗО, литературы, начальных классов.
Только грамотно организованная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни даст положительные результаты в вопросах формирования у обучающихся ценности здоровья, его сохранения и укрепления.
Организация и Структура работы из презент.выступления
Библиография
- Интернет ресурсы:
http://kmspb.narod.ru/posobie/insert.htm - Информационный банк современного учителя
- Учебная литература:
- Технология. 5 класс (учебник для учащихся общеобразовательных учреждений). Под редакцией И.А. Сасовой. М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2008 г.
- Технология. 6 класс (учебник для учащихся общеобразовательных учреждений). Под редакцией И.А. Сасовой. М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2008 г.
- Технология. 7 класс (учебник для учащихся общеобразовательных учреждений). Под редакцией И.А. Сасовой. М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2008 г.
- Технология. Обслуживающий труд. 5 класс. Тетрадь творческих работ ( для учащихся общеобразовательных учреждений). Под редакцией И.А. Сасовой. М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2008 г.
- Технология. Обслуживающий труд. 6 класс. Тетрадь творческих работ ( для учащихся общеобразовательных учреждений). Под редакцией И.А. Сасовой. М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2008 г.
- Технология. Обслуживающий труд. 7 класс. Тетрадь творческих работ ( для учащихся общеобразовательных учреждений). Под редакцией И.А. Сасовой. М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2008 г.
- Методическая литература:
- Классные часы. 5-11 классы. Диалоги о здоровье: мастерские, тренинги, деловые игры, беседы / авт.-сост. С.А. Брагина, Л.В. Авдощенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 203 с.
- Компетенция школы в области питания: учебное пособие / Л.И.Кудря, М.Х.Шрага; Департамент образования Арханг.обл., Арханг. Обл. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. – Архангельск: КИРА, 2009. – 198 с.: табл., рис.
- Технология. 5-9 классы (девочки): уроки с использованием ИКТ, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Л.В.Боброва. – Волгоград: Учитель, 2009.- 220 с.
- Технология. 5 класс: Поурочные планы по учебнику Ю.В.Крупской, Н.И.Кизеевой, Л.В.Сазоновой, В.Д.Симоненко (материаловедение, лоскутная техника, вышивка, кулинария, интерьер) / Авт.-сост. И.В.Бобунова. – Волгоград: Учитель, 2004.- 128 с.
- Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.-сост. С.А.Цыбыбин. – Волгоград: Учитель, 2009.- 172 с.
- Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья 1-4 класс. / авт.-сост. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.- М.: ВАКО, 2004.- 240 с.- (Мастерская учителя)
- Технология. 5 класс: поурочные планы по учебнику под редакцией И.А. Сасовой / авт.-сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 319с.
- Технология. 5-8 классы. Обслуживающий труд: развернутое тематическое планирование по программе И.А. Сасовой, А.В.Марченко / авт.-сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 63с.
- Журналы «Школа и производство», «Вестник Образования России»
- Дополнительная литература:
- Бранд Я.Б. Здоровое питание.- М.: Издательство «Октопус», 2006. – 240 с.
- Лагутина Т.В. Золотые рецепты русской кухни. – М : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009. – 256с.: цв.вкл.
Приложение 1
Тематическое планирование по кулинарии 5-7класс.
Приложение 2
Записи текстов радиобесед по здоровому питанию.
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по кулинарии 5-7 класс.
5 класс
№ п/п | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Кол-во часов | Тип урока (форма и вид деятельности) | Основные элементы содержания программы | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля, измерители | Практическая работа | Проведение | ||||||||||||||
дата | класс | |||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||||
Проектирование и приготовление блюд из сырых и вареных овощей, яиц, приготовление бутербродов и горячих напитков (14часов) (14 ч) | ||||||||||||||||||||||
1 | Кухня и её оборудование. | 1 | Урок-объяс нение | Интерьер помещения, в котором готовят пищу. Требования, предъявляемые к современной кухне. Виды оборудования для кухни. Правила санитарии, гигиены и безопасной работы на кухне. | Иметь представление - о видах оборудования современной кухни, - рациональной организации рабочего места на кухне. Знать - санитарно-гигиени- - правила охраны труда при кулинарных работах | Ответы на вопросы. Заслушивание сообщений об истории появления разных видов посуды и столовых приборов | ||||||||||||||||
2 | Уход за кухонной утварью | 1 | Комбинированный | Правила ухода за оборудованием и посудой для приготовления пищи. Моющие средства для посуды | Знать моющие средства для ухода за посудой и оборудованием для приготовления пищи - меню ужина | Ответы на вопросы. | ||||||||||||||||
3 | Общие сведения о пище | 1 | Урок-беседа | Функции питания. Состав пищевых продуктов. Рациональное питание | Иметь представление - о составе пищевых продуктов; - рациональном питании; - хранении продуктов | Ответы на вопросы | Определениепищевой ценности продуктов. К-ф | |||||||||||||||
4 | Сервировка стола к завтраку | 1 | Комбинированный | Виды сервировки стола к завтраку. Виды посуды для сервировки стола к завтраку. Правила поведения за столом | Знать Правила сервировки стола к завтраку. Уметь - подбирать посуду для сервировки стола к завтраку; - сервировать стол | Контроль за дейст виями | Сервировать стол к завтраку. | |||||||||||||||
5-6 | Горячие напитки | 2 | Комбини рованный | Пищевая ценность кофе, какао, чая. Инвентарь и посуда для приготовления горячих напитков. Технология приготовления горячих напитков | Знать - продукты для приготовления горячих напитков; - правила безопасности при приготовлении горячих напитков. Уметь Приготовить чай, кофе,, какао | Контроль за дейст виями | Приготовление горячих напитков. | |||||||||||||||
7-8 | Приготовление бутербродов | 2 | Комбини рованный | Инвентарь и посуда для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы нарезки продуктов для бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов и срокам их хранения | Знать - виды бутербродов; - продукты, используемые для их приготовления; - способы нарезки продуктов; - сроки хранения бутербродов. Уметь приготовить разные виды бутербродов | Контроль за дейст виями | Приготовление открытых сложных бутербродов. Украшение бутербродов | |||||||||||||||
9-10 | Приготовление блюд из яиц | 2 | Комбини рованный | Значение яиц в питании человека. Способы определения доброкачественности яиц. Технология приготовления блюд из яиц | Иметь представление о пищевой ценности яиц Уметь -определять доброкачественность яиц; - готовить блюда из яиц | Контроль за действиями | Украшение блюд из яиц | |||||||||||||||
11-12 | Приготовление салатов | 2 | Комбини рованный | Пищевая ценность овощей. Влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов. Рецепты приготовления салатов из овощей | Знать - о пищевой ценности овощей; - способах подготовки овощей для салатов Уметь приготовить простейшие салаты из овощей | Контроль за действиями | Приготовление салатов. Украшение из овощей | |||||||||||||||
13 | Обобщающее занятие по разделу «Кулинария» | 1 | Урок-игра | Повторение и систематизация знаний по разделу «Кулинария». Профессия «повар» | Знать - влияние способов обработки продуктов на их пищевую ценность; - санитарно-гигиенические требования к помещению кухни; - виды оборудования и посуды; - пищевую ценность продуктов и способы приготовления блюд для завтрака | Контроль за действиями | К-ф | |||||||||||||||
14 | Презентация творческих проектов «Приготовление завтрака» | 1 | Практическая работа | Способы презентации творческих проектов | Уметь представлять результаты проектной деятельности | Контроль качества | Презентация проекта |
6 класс
№ п/п | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Кол-во часов | Тип урока (форма и вид деятельности) | Основные элементы содержания программы | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля, измерители | Практическая работа | Проведение | |||||||||||||
дата | класс | ||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||||||||
Проектирование и приготовление блюд из молока, круп, бобовых, макаронных изделий, рыбы и морепродуктов, сладких блюд из фруктов и ягод (18 ч) | |||||||||||||||||||||
1-2 | Оборудование кухни. Посуда и инвентарь, используемые на кухне. | 2 | Урок-объяс нение | Исторические сведения о развитии искусства при готовления пищи. Обору дование кухни. Газовые, электроплиты, СВЧ-печи. Правила безопасного тру да при кулинарных рабо тах. Санитарно-гигиени ческие требования при приготовлении пищи Кухонная и столовая посу да, столовые приборы, ин струменты и приспособле ния для кулинарных работ. Правила пользования сто ловыми приборами | Знать - оборудование кухни, - санитарно-гигиени- - виды кухонной - правила пользования | Ответы на вопросы | К-ф | ||||||||||||||
3-4 | Правила подачи блюд. Меню ужина. Правила хорошего тона. | 2 | Урок-объяс нение | Правила подачи блюд. Сервировка стола к ужи ну. Меню ужина. Кало рийность пищи. Правила хорошего тона (как правильно есть) | Иметь представление - о правилах подачи блюд; - о правилах сервировки - меню ужина. Знать правила пользо вания столовыми при борами | Ответы на вопросы. Контроль за дейст виями | К-ф | ||||||||||||||
5-6 | Гигиена питания. Пи тательные вещества и полноценное пита ние. Разработка меню ужина | 2 | Урок-объяс нение. Практичес кая работа | Гигиена питания. Дието логия. Теории правильно го питания. Питательные Вещества и полноценное питание. Жиры, белки, углеводы, витамины, ми неральные вещества Разработка меню ужина (общее количество пищи, калорийность, выбор продуктов) | Иметь представление о теориях правильного питания, составе пище вых продуктов, о процессе разработки меню | Ответы на вопросы. Контроль за дейст виями | К-ф | ||||||||||||||
7-8 | Молоко и молочные продукты | 2 | Комбини рованный | Питательная ценность молока и молочных про дуктов. Условия хранения молока и молочных про дуктов. Блюда из молока и молочных продуктов | Иметь представление о пищевой ценности мо лока и молочных продук тов, правилах хранения молока, молочных про дуктов и блюд из них. Уметь готовить блюда из творога | Ответы на вопросы. Контроль за дейст виями | К-ф Приготовление сырников или ленивых варенников | ||||||||||||||
9-10 | Крупы и блюда из них | 2 | Комбини рованный | Крупы, требования к их качеству. Механическая обработка круп. Правила приготовления каш. Тре бования, предъявляемые к качеству блюд, приго товленных из круп | Знать - виды круп; -требования к их каче ству. Уметь готовить из круп каши | Контроль за дейст виями | Приготовление каши | ||||||||||||||
11-12 | Макаронные изделия и блюда из них | 2 | Комбини рованный | Макаронные изделия, тре бования к их качеству. Пищевая ценность мака ронных изделий. Правила приготовления блюд из макаронных изделий | Знать - виды макаронных изделий; - правила их приготовления. Уметь готовить блюда из макаронных изделий | Контроль за действиями | Приготовление макарон с сыром | ||||||||||||||
13-14 | Рыба и морепродукты. Приготовление блюд из рыбы | 2 | Комбини рованный | Пищевая ценность рыбы и других морепродуктов. Требования к качеству рыбы и морепродуктов. Механическая обработка рыбы. Виды тепловой обработки рыбы. Приго товление блюд из рыбы | Знать - о пищевой ценности - правила определения - условия хранения блюд Уметь - обрабатывать рыбу; - готовить блюда из нее | Контроль за действиями | К-ф Приготовление блюда из рыбы | ||||||||||||||
15-16 | Приготовление блюд к ужину по готовым рецептам | 2 | Комбинированный | Приготовление блюд к ужину по готовым ре цептам. Сборники рецеп тов блюд | Иметь представление о сборниках рецептов блюд. Уметь - пользоваться сборниками рецептов; - готовить блюда по готовым рецептам | Контроль за действиями | Приготовление блюд по рецептам | ||||||||||||||
17-18 | Работа над проектом | 2 | Практическая работа | Краткая формулировка задачи. Проработка идей, выбор лучшей. Само оценка качества проде ланной работы. Презен тация проекта | Знать основные компо ненты проекта. Уметь - планировать свою работу над проектом; - оценивать качество своей работы; - презентовать проект | Контроль качества. Презентация проекта |
7 класс
№ п/п | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Кол-во часов | Тип урока (форма и вид деятельности) | Основные элементы содержания программы | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля, измерители | Практическая работа | Дата проведения | |||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||||||
Проектирование и приготовление блюд из варёного и жареного мяса, изделий из пресного теста, сладких блюд. Заготовка продуктов впрок (16 ч) | |||||||||||||||||||
1 | Мясо и мясные продукты | 1 | Урок-объяс нение | Организация рабочего места при обраьотке пищевых продуктов. Санитарно-гигиенические правила и условия безопасного труда. Пищевая ценность мяса. Определение доброкачественности мясных продуктов. Правила хранения мяса и мясных продуктов, полуфабрикатов и мясных блюд | Иметь представление - о пищевой ценности мяса и мясных продуктов; - правилах хранения мяса и мясных продуктов. Уметь определять доброкачественность мяса и мясных продуктов. | Ответы на вопросы | К-ф | ||||||||||||
2 | Виды механической и тепловой обработки мяса и мясных продуктов | 1 | Комбинированный | Способы выполнения механической и тепловой обработки мяса и мясных продуктов. Влияние обработки на пищевую ценность готовых блюд. Блюда из варёного и жареного мяса, технология их приготовления. Требования к качеству готовых блюд.
| Знать - способы обработки мяса и мясных продуктов; - блюда из варёного и жареного мяса. Уметь определять готовность блюд из мяса и мясных продуктов. | Ответы на вопросы. Контроль за дейст виями | Приготовление мясного салата | ||||||||||||
3 | Мясо птицы | 1 | Комбинированный | Пищевая ценность мяса птицы. Виды мяса птицы. Способы механической и тепловой обработки мяса птицы. Блюда из мяса птицы, технология их приготовления. | Иметь представление - о пищевой ценности мяса птицы; - способах механической и тепловой обработки; Уметь готовить блюда из мяса птицы. | Ответы на вопросы. | К-ф | ||||||||||||
4 | Приготовление холодных закусок | 1 | Комбинированный | Виды закусок. Продукты для приготовления холодных закусок. Способы нарезки овощей и других продуктов, используемых для приготовления закусок. Тепловая обработка овощей, способы сохранения витаминов. | Иметь представление - о закусок; - способах сохранения витаминов при тепловой обработке овощей. Уметь - выполнять нарезку овощей и других продуктов для холодных закусок; - готовить закуски | Ответы на вопросы. Контроль за дейст виями | Приготовление закуски | ||||||||||||
5-6 | Хлебобулочные изделия | 2 | Комбини рованный | Значение хлебобулочных изделий в питании человека. Механическая обработка муки. Способы и последовательность приготовления теста и изделий из него. | Иметь представление - о пищевой ценности хлебобулочных изделий; - видах муки. Уметь готовить тесто и изделия из него | Ответы на вопросы. Контроль за дейст виями | Приготовление торта | ||||||||||||
7
| Приготовление супов | 1 | Комбини рованный | Виды супов. Продукты для приготовление супов. Технология приготовление супов | Иметь представление - о разнообразии видов супов; - их пищевой ценности. Уметь готовить бульоны и супы. | Ответы на вопросы. Контроль качества. | Приготовление супа | ||||||||||||
8 | Приготовление десертов | 1 | Комбини рованный | Виды десертов. Продукты для приготовление десертов. Технология приготовление десертов | Иметь представление о видах десертных блюд, технологии их приготовления | Ответы на вопросы. Контроль качества. | К-ф | ||||||||||||
9 | Заготовка продуктов | 1 | Урок-объяс нение | Значение консервирования как способа длительного хранения пищевых продуктов. Виды консервирования. Санитарно- гигиенические требования и правила безопасного труда при консервировании. Требования к сырью для консервирования. | Иметь представление - о способах заготовки продуктов впрок; - условиях сохранения витаминов в консервируемых продуктах. Знать - требования к сырью для консервирования; - способы профилактики пищевых отравлений консервами. | Ответы на вопросы. | Квашение капусты | ||||||||||||
10 | Способы снижения экологического загрязнения продуктов | 1 | Комбинированный | Виды экологического загрязнения пищевых продуктов и способы снижения загрязнённости. Оказание первой помощи при пищевых отравлениях | Иметь представление о видах экологического загрязнения пищевых продуктов и способах снижения степени загрязнённости | Ответы на вопросы. | К-ф | ||||||||||||
11-12 | Приготовление консервов в домашних условиях | 2 | Комбинированный | Подготовка посуды и продуктов для консервирования. Условия для сохранения витаминов. Приготовление соков из фруктов и ягод. Экономное использование продуктов. Хранение заготовок. Профилактика пищевых отравлений консервами | Уметь - подготавливать продукты для консервирования; - готовить соки из фруктов и ягод | Контроль за дейст виями | Заготовка компота из ягод | ||||||||||||
13 | Сервировка стола | 1 | Комбинированный | Виды посуды, используемой для сервировки стола к обеду. Сервировка стола к обеду с учётом национальных традиций | Знать - виды посуды; - правила сервировки стола к обеду с учётом национальных традиций; - правила подачи приготовленных блюд. Уметь сервировать стол к обеду | Ответы на вопросы. Контроль за дейст виями | Сервировать стол к праздничному обеду | ||||||||||||
14 | Экономическая оценка обеда | 1 | Комбинированный | Оценка материальных затрат на приготовление обеда | Уметь - производить расчёт расходов на приготовление обеда; - оценивать разумность трат | Контроль за дейст виями | Расчитать стоимость обеда | ||||||||||||
15-16 | Работа над проектом | 2 | Практическая работа | Выявление пожеланий участников обеда к мыню, исследование их вкусов. Формулировка задачи проекта. Разработка идей. Планирование работы по приготовлению обеда. Составление технологической карты приготовления выбранного блюда. Экономический расчёт. Оценка обеда | Знать основные компоненты проекта. Уметь - проводить опрос потребителей, - анализировать первоначальный набор идей; - разрабатывать критерии к обеду, - планировать свою работу, - готовить блюда для обеда, - оценивать качество выполненной работы, - делать презентацию своего проекта | Контроль качества. | Презентация проекта |
5класс
Кулинария (14 часов)
Основная цель — овладение способами обработки пищевых продуктов, составление меню с учетом требований сбалансированного питания и пожеланий участников трапезы.
Основные задачи:
- ознакомление с основами рационального питания, с приемами обработки и хранения продуктов;
- изучение свойств продуктов и способов их обработки в домашних условиях;
- знакомство с нагревательными приборами, инструментами, приспособлениями для механической и тепловой обработки продуктов.
В результате изучения раздела «Кулинария» ученик должен:
знать/понимать
влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов;
- санитарно-гигиенические требования к помещению кухни истоловой, к обработке пищевых продуктов;
- виды оборудования современной кухни;
- виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека.
- Правила этикета за столом.
Уметь
- выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, жирах, углеводах, витаминах;
- определять доброкачественность продуктов;
- составлять меню завтрака, обеда, ужина;
выполнять механическкую и тепловую обработку пищевых продуктов; - технологию приготовления блюд национальной кухни;
- сервировать стол и оформлять приготовленные блюда.
- соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд
- заготавливать на зимуовощи и фрукты;
- оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах.
Проектирование и приготовление блюд из сырых и вареных овощей, из яиц, приготовление бутербродов и горячих напитков (14 часов).
Учащиеся разрабатывают проект завтрака:
- осваивают последовательность приготовления и оформления бутербродов, горячих напитков, блюд из яиц, овощей,
- определяют требования к качеству приготовленных блюд:
- знакомятся с правилами безопасного труда при кулинарных работах.
6 класс
Кулинария (18 часов)
Основная цель — овладение способами обработки пищевых продуктов, составление меню с учетом требований сбалансированного питания и пожеланий участников трапезы.
Основные задачи:
- ознакомление с основами рационального питания, с приемами обработки и хранения продуктов;
- изучение свойств продуктов и способов их обработки в домашних условиях;
- знакомство с нагревательными приборами, инструментами, приспособлениями для механической и тепловой обработки продуктов.
В результате изучения раздела «Кулинария» ученик должен:
знать/понимать
влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов;
- санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов;
- виды оборудования современной кухни;
- виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека.
- правила этикета за столом.
уметь
- выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, жирах, углеводах, витаминах;
- определять доброкачественность продуктов;
- составлять меню ужина;
- выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;
- технологию приготовления блюд национальной кухни;
- сервировать стол и оформлять приготовленные блюда.
- соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд
- заготавливать на зиму овощи и фрукты;
- оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах.
Проектирование и приготовление блюд из молока, рыбы и морепродуктов, из круп, бобовых, макаронных изделий и сладких блюд из фруктов и ягод (18 часов).
Проекты: здоровый ужин для всей семьи; моё любимое блюдо на ужин; народные способы хранения молока и молочных продуктов; блюда к ужину из рыбы; мой любимый десерт из фруктов и ягод и др.
- Технология обработки пищевых продуктов (4 часа).
Оборудование кухни. Газовые, электроплиты и СВЧ-печи. Кухонная и столовая посуда, столовые приборы, инструменты, приспособления для кулинарных работ. Правила подачи блюд. Правила хорошего тона (как правильно есть). Правила безопасного труда и санитарно-гигиенические требования при работе с пищевыми продуктами.
- способы механической и тепловой обработки макаронных изделий, круп, молока и молочных продуктов, рыбы, и морепродуктов, ягод и фруктов;
- значение этих продуктов в питании человека;
- Приготовление блюд. Сервировка стола, Правила поведения за столом (14 часов).
- последовательность приготовления блюд к ужину и требования к их качеству;
- закрепление знаний санитарно-гигиенических требований и правил безопасного труда при работе с пищевыми продуктами.
7 класс
Кулинария (16 часов)
Основная цель — овладение способами обработки пищевых продуктов, составление меню с учетом требований сбалансированного питания и пожеланий участников трапезы.
Основные задачи:
- ознакомление с основами рационального питания, с приемами обработки и хранения продуктов;
- изучение свойств продуктов и способов их обработки в домашних условиях;
- знакомство с нагревательными приборами, инструментами, приспособлениями для механической и тепловой обработки продуктов.
В результате изучения раздела «Кулинария» ученик должен:
знать/понимать
влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов;
- санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов;
- виды оборудования современной кухни;
- виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека.
- правила этикета за столом.
уметь
- выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, жирах, углеводах, витаминах;
- определять доброкачественность продуктов;
- составлять меню обеда;
- выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;
- технологию приготовления блюд национальной кухни;
- сервировать стол и оформлять приготовленные блюда.
- соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд
- заготавливать на зиму овощи и фрукты;
- оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах.
Проектирование и приготовление блюд из варёного и жареного мяса, изделий из пресного теста, сладких блюд. Заготовка продуктов в прок.(16 часов).
Проекты: праздничный обед, любимое изделие из теста; способы снижения экологических загрязнений пищевых продуктов; экономическая оценка обеда дома и в столовой; сервировка стола в русских традициях и др.
- Технология обработки пищевых продуктов (6 часов).
- Организация рабочего места. Последовательность приготовления обеда.
- Ознакомление со значением мяса и мясных продуктов в питании человека. Разработка требований к блюдам из мяса. Правила хранения мяса, мясных продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд. Определение доброкачественности мяса и мясных продуктов по внешним признакам. Способы выполнения механической и тепловой обработки мяса и мясных продуктов. Субпродукты. Определение влияния способов обработки на пищевую ценность готовых блюд.
- Значение хлебобулочных изделий в питании человека. Механическая обработка муки.
- Значение консервирования как способа длительного хранения пищевых продуктов и его экономической целесообразности. Требования к сырью для консервирования. Санитарно-гигиенические требования и правила безопасного труда при консервировании.
- Знакомство с видами экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющими на здоровье человека. Профилактика пищевых отравлений. Оказание первой помощи при пищевых отравлениях и ожогах.
- Приготовление блюд. Сервировка стола, Правила поведения за столом
(10 часов).
- приготовление закусок, супов, вторых блюд и десерта;
- блюда из варёного и жареного мяса;
- приготовление блюд и определение их готовности;
- закрепление знаний санитарно-гигиенических требований и правил безопасного труда при работе с пищевыми продуктами;
- сервировка стола к обеду с учётом национальных традиций;
- правила подачи приготовленных блюд;
- подготовка посуды и продуктов для консервирования, приготовление консервов в домашних условиях, приготовления варенья
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков культуры поведения как средство формирования личности
Описание опыта по воспитательной работе в классе, направленного на развитие навыков культуры поведения как средство формирования личности....
Развитие навыка грамотного чтения школьника
Ключ к успеху в обучении — это развитие у ребенка таких важнейших познавательных процессов, как восприятие, память, мышление и речь...
Театрализованная деятельность как средство развития общей культуры личности школьника
Театрализованная деятельность в школе - воспитание основы зрительской культуры учащихся, развитие навыков театрально-исполнительской деятельности....
Педагогический проект "ИКТ как эффективный способ развития навыков самостоятельности у школьников по английскому языку"
В данном проекте экспериментально исследуется использование ИКТ как эффективного средства организации самостоятельной работы школьников при изучении английского языка. В приложении представлен дидакти...
Доклад на педагогическом совете по теме: "Развитие навыков межличностного взаимодействия школьников в рамках проекта "Формирование экологической культуры учащихся".
Формирование экологической культуры обучающихся через подготовку и проведение экологических праздников....
Открытый урок физической культуре в 5 классе по теме: «Формирование культуры питания, развитие двигательных навыков».
Урок по теме "Форимрование культуры питания, развитие двигательных навыков" разработан на основе раздела "Подвижные игры". Урок предусматривает игровую форму "Биатлон&qu...