материалы для родителей
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Кунакбаева Татьяна Ивановна

данная подборка материалов поможет родителям понять своих детей, найти с ними то необходимое понимание, которое позволит им (родителям) стать настоящими друзьями своим детям. А это очень важно и очень трудно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_psihologicheskoy_kopilki.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Из психологической копилки «Звездного порта»

Наверняка каждый наблюдал такую ситуацию: в общественном месте ребенок кричит, требует, ругается, дерется, одним словом, ведет себя неприемлемо, заставляя прохожих оборачиваться, а родителей краснеть. Почему дети так ведут себя? Это признак плохого воспитания, усталости или отражение проблем в семье? Что должны делать родители, чтобы такое поведение прекратилось?

Разберем на примере 4 типичных ситуаций, которые вынуждают родителей испытывать смущение, раздражение, и другие негативные чувства по отношению к своему ребенку, а также примеры эффективных родительских реакций. 1. В магазине ребенок громко требует купить понравившуюся игрушку (конфеты). На отказ родителя устраивает истерику.

Часто встречающиеся реакции.

Реакция 1. Купить, чтобы ребенок успокоился.

Что происходит: В этом случае у ребенка закрепляется манипулятивная модель поведения – получение желаемого с помощью впадения в аффект. В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок будет тяжело переживать свои неудачи и проигрыши. Один из способов избежать этого – отказ от какой –либо деятельности, чтобы не испытывать фрустрацию (сильный эмоциональный дискомфорт) от невыполненного желания или неудачи в действии.

Реакция 2. Родитель пытается образумить ребенка, раздражаясь на него. Иногда это заканчивается шлепком или другими способами физического воздействия, чтобы «он понял, что так себя не ведут».

Что происходит: Авторитарные запреты, физические наказания приводят к снижению детской самооценки, формируется поведенческий стереотип: «Я не имею права желать», что в будущем может привести к пассивной жизненной позиции и трудности в самореализации.

Реакция 3. Увести из магазина, подальше от вожделенного объекта, не объясняя причины.

Что происходит: Когда ребенок не понимает, почему он не может получить то, что хочет, он сам начинает искать объяснения и фантазировать. Чаще всего его фантазии связаны с самооценкой. «Если мне не дают то , что хочу, значит я плохой».

Совет психолога.

Прежде всего оцените ситуацию. Вы действительно не можете купить ребенку то, что он хочет, или ваш отказ – воспитательная стратегия?

И в том и в другом случае: 1) четко скажите «нет», 2) объясните ребенку причину отказа. 3) Озвучьте свои чувства по этому поводу. Пример: «Нет, я не могу купить тебе эту игрушку сейчас, мы пришли в магазин, чтобы купить продукты. Мне жаль, я вижу она тебе очень понравилась. Когда у меня будет возможность я обязательно куплю ее тебе». Говорить это надо максимально нейтральным и спокойным тоном. Интонация имеет не меньшее значение, чем слова, которые вы говорите ребенку.

Если же ребенок впал в аффект, ни в коем случае нельзя оставлять его одного, пугать ( «Я ухожу, а ты плачь»). Необходимо дать понять ребенку, что вы рядом и его чувства вам понятны.

2. Ваш ребенок публично бьет и обзывает Вас или членов вашей семьи.

Возможная реакция . Отругать, пристыдить, наказать.

Что происходит: У ребенка формируется запрет на проявление агрессии. А злость и выражение злости является таким же естественным чувством, как и радость, и другие чувства, присущие человеку. Умение конструктивно выражать свою агрессию является важным свойством человеческой психики. Поэтому нельзя ругать ребенка за выражение своих чувств, необходимо научить его выражать их в социально приемлемой форме. В противном случае, запрет на выражение своей агрессии может привести к неумению отстаивать свои права, свое мнение.

Совет психолога.

Когда ребенок замахивается на вас, чтобы ударить, необходимо остановить его, сказав примерно следующее: «Ты разозлился на меня потому что я не разрешаю тебе бегать по лужам ( описать ситуацию, на которую разозлился ребенок). Ты можешь злиться на меня, но я не позволяю тебе меня бить». Для выплеска недовольства вы можете вместе с ребенком придумать объект, который он может бить. Например, «подушка злости», которая будет находиться в определенном месте и ребенок может ударить ее тогда, когда будет злиться.

3. Ребенок громко ведет себя там, где надо соблюдать тишину ( в церкви, в больнице, в кинотеатре, музее и т.д.)

Возможная реакция : запрет, наказание, часто с раздражением в голосе.

Что происходит: Если это естественная реакция радости, удовольствия, то запрет громкого выражения может привести к торможению в развитии спонтанности и самовыражения. Если же громкое поведение ребенка является способом привлечения внимания к себе, то реакция родителя, даже негативная, является желаемым результатом для ребенка, а для родителей это сигнал о том, что ребенок испытывает дефицит эмоциональной близости.

Совет психолога: Присоединитесь к чувствам ребенка, говоря с ним спокойным тоном, постепенно снижая громкость своего голоса ( можно даже перейти на шепот). Объясните ребенку что это за место, и почему здесь надо вести себя тихо.

4. Ребенок раскрывает «секреты». «А у мамы дырка на юбке!».

Совет психолога: Спокойнo объясните ребенку, что не все нужно рассказывать, и есть вещи, о которых можно говорить только в кругу самых близких людей. Расскажите, о каких ситуациях не нужно рассказывать и почему. Предупредите о последствиях таких рассказов. «Мне будет неловко, если другие узнают об этом».

Поведение ребенка зачастую является отражением того, как ведут себя взрослые и как они реагируют на поступки ребенка. Чтобы не испытывать чувства неловкости, помните, что перед вами маленький человек, который только учится жить, а именно вы, взрослый, показываете ребенку модели взаимодействия c окружающим его миром и людьми и от вас во многом зависит то, как ребенок ведет себя в обществе.

Клюваева Светлана, Григолашвили Ирина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей. Дети и курение.

Каждая семья должна огородить своих детей от употребления табака, в целях сохранения их здоровья. И все же пятая часть населения страны начинает курить в 14 лет, несмотря на старания родителей и педаг...

Материалы для родителей. Компьютер в жизни подростка.

Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел...

материалы для родителей и учителей

  ОБРАЩЕНИЕ К УЧИТЕЛЯМ Дорогие  друзья! У нашей профессии есть два начала – охранительное и инновационное. Охранительное начало безмерно важно, ибо ключевое...

Материалы для родителей

Подростковый возраст – это период активного формирования самосознания (образа себя, представления о себе). Подросток накапливает знания о себе, и на основе этих знаний оценивает себя.  Оценка се...

Материалы для родителей

Материалы для родителейУроки жизни10 заповедей для родителей от Януша Корчака1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 2. Не треб...

Материалы для родителей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6654386","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 136px; height: 95px;"}}]] ТРЕВОГА МЕШАЕТ ДЕТЯМ РЕШАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ...