Презентация к родительскому собранию по теме "Стили семейного воспитания"
методическая разработка (6 класс) на тему
II. Вопрос родительского собрания, анкетирование родителей (анкета приводится в презентации)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Анкетирование Вариант 1 1. Ваш ребенок любит пошалить, хлопот с ним бывает достаточно – то вернется домой с синяком, то в испорченной одежде. Вы … а) расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете, если нужно, компресс – 3 очка; б) оказываете помощь ребенку, но при этом постоянно внушаете ему, что это может плохо кончится – 0 очков; в) делаете вид, что ничего не произошло, даете возможность ребенку самому справиться со случившимся – 5 очков.
2. У вашего ребенка есть друзья, но они не слушаются своих родителей и, по вашему мнению, они плохо воспитаны. Вы … а) беседуете с родителями друзей и просите их обратить внимание на поведение своих детей – 2 очка; б) приглашаете этих детей к себе в дом, стараетесь положительно повлиять на них – 5 очков; в) объясняете своему ребенку, что эти друзья ему не пара – 0 очков.
3. Ваш ребенок хочет быть лидером в общественных делах и играх и, если ему это не удается, он обижается и пытается бунтовать. Вы … а) считаете, что умение проигрывать пойдет ему на пользу – 0 очков; б) стараетесь объяснить, в чем истинная причина поражения – 3 очка; в) стараетесь ему подыграть, чтобы он непременно выиграл и не испытывал поражения 5 очков.
4. Вашего ребенка трудно вечером отправить спать. Вы … а) постоянно объясняете, как важен для ребенка сон – 3 очка; б) позволяете ребенку не соблюдать режим, но поднимаете его всегда в одно и то же время – 5 очков; в) всегда укладываете ребенка в одно и то же время, не принимая никаких возражений с его стороны – 0 очков.
5. Ваш ребенок обожает телевизор. Вы … а) разрешаете смотреть телевизор столько, сколько он захочет без ограничений, т.к. считаете, что, несмотря на запреты, он все равно будет его смотреть – 0 очков; б) говорите своему ребенку, что ему можно смотреть и что нельзя – 2 очка; в) вместе определяете круг передач, которые ребенок может смотреть – 5 очков.
6. Ваш ребенок с раннего детства за словом в карман не лезет. Вы … а) объясняете, что такое поведение неприлично – 5 очков; б) запрещаете своему ребенку вести себя подобным образом – 0 очков; в) поощряете своего ребенка за приличное поведение – 3 очка.
7. Ваш ребенок, который еще, по вашему мнению, так мал уже интересуется противоположным полом. Вы … а) пытаетесь пресечь интерес любой ценой – 0 очков; б) оставляете все как есть, считая, что все встанет на свои места само собой – 3 очка; в) абсолютно правдиво объясняете своему ребенку взаимоотношение полов – 5 очков.
8. Вашему ребенку иногда достается от сверстников. Вы … а) учите своего ребенка давать сдачи обидчикам – 5 очков; б) проводите профилактическую беседу с родителями таких учеников – 3 очка; в) советуете своему ребенку избегать контактов с такими детьми и просите педагога помочь в этом – 0 очков.
9. Ваш старший ребенок достаточно часто обижает младшего. Вы … а) не вмешиваетесь в их взаимоотношения, надеясь на то, что старший поймет свои ошибки без подсказки – 0 очков; б) наказываете старшего ребенка за это в присутствии младшего – 5 очков; в) стараетесь уделить больше внимания младшему ребенку независимо от их взаимоотношений со старшим – 3 очка.
10. Ваш ребенок грубит, дерется с другими детьми, становится злым и бессердечным. Вы … а) тоже ведете себя по отношению к нему подобным образом, чтобы он на себе почувствовал, как плохо он себя ведет – 0 очков; б) стараетесь влиять на него добром и лаской – 5 очков; в) ищите причины такой реакции ребенка в окружающих людях и мире: жестокие фильмы, окружение ребенка во дворе и классе и т.д. – 3 очка.
Анализ результатов теста 0 – 18 очков. Вы считаете необходимым воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию. Но ребенок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, независимость, уверенность в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях. Если вы над этим не задумывались, это может привести к тому, что сын или дочка, столкнувшись со взрослым миром, могут в нем просто потеряться и не найти себя. Вы считаете, что опекать ребенка просто необходимо. Ваши методы требуют осмысления и коррекции.
19 – 35 очков. В вопросах воспитания вы стараетесь идти в ногу со временем. Считаете, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте методом проб и ошибок. Однако в своих методах вы не всегда последовательны: доверяя своему ребенку решать самостоятельно некоторые проблемы и принимать какие – то решения, вы иногда как бы спохватываетесь и пытаетесь взять бразды правления в свои руки, что вызывает недоумение сына или дочки и может привести очень скоро к конфликтам и ссорам. Помните, что, однажды приняв решение, надо последовательно идти к его реализации.
36 – 50 очков. Вы осознаете, что ребенок не может проживать свою жизнь вашим умом, и создаете условия для того, чтобы он мог научиться развивать собственную инициативу, логическое мышление, способность к анализу событий и явлений, Вы не отстраняетесь от воспитания своего ребенка, а идете рядом с ним, наблюдая за тем, как он строит свои отношения с близкими людьми, одноклассниками и педагогами. Вы не только учите сына и дочку осознавать свои ошибки, но и подводите к самостоятельному их исправлению. Вам нравится видеть рядом подрастающего умного человека, который старается мыслить самостоятельно и ответственно.
- При рассмотрении воспитательной деятельности родителей выделяют: ФАКТОРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ; ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ РОДИТЕЛЕЙ; РАЗЛИЧНЫЕ СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ.
Факторы воспитательного воздействия: Эмоциональное отношение, любовь, принятие; Особенности требований и контроля.
Воспитательная позиция родителей адекватность – это умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, представлять особенности его личности, эмоциональной, мотивационной сферы, характерологических проявлений, способность замечать происходящие в его душевном мире изменения; гибкость – это способность к изменению воздействий на ребенка по ходу его взросления или в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Негибкая родительская позиция характеризуется склонностью к одной и той же модели поведения, нежеланием менять свои взгляды или обсуждать разные точки зрения; прогнозирование – способность родителей предвосхищать, прогнозировать появление новых психических и личностных качеств детей, в т.ч. И качеств, обусловленных семейным воспитанием.
Стили семейного воспитания: Авторитарный стиль. Демократический стиль. Попустительский стиль. Хаотический стиль. Опекающий стиль.
Родительский практикум Ситуация 1 Отец. Ты должен делать так, как я тебе сказал, потому что я старший и главный в доме. Ты мой сын – вот и слушай, что отец говорит. Сын. Пап, но послушай… Отец. И слушать ничего не хочу! Мал еще рассуждать!
Ситуация 2 Мать. Наш ребенок должен заниматься музыкой! Когда – то я прекрасно пела, хороший слух должен достаться Маше по наследству. Жаль, что в детстве мои родители не отдали меня в музыкальную школу. Я всегда мечтала о славе и успехе, а сейчас свои таланты молодежь реализует в различных шоу – проектах. Как было бы хорошо!.. Отец. Что – то я не замечал у дочери никаких музыкальных наклонностей. Может быть, спросим о ее желании? Мать. Ерунда! Начнет заниматься и втянется! В этом возрасте дети еще не понимают, чего они хотят! Я не позволю упустить ей свой шанс!
Ситуация 3 Мать. Делай, что хочешь, мне все равно! Пора самому решать свои проблемы. Сын. Значит, можно не ходить в школу? У меня там проблемы с математикой.
Ваш стиль воспитания Вариант 2 Как вы считаете, из – за чего дети скорее станут непослушными? а) из – за излишней мягкости и вседозволенности со стороны родителей; б) из – за чрезмерной требовательности родителей; в) из – за своего эгоизма, лени, упрямства.
2. С каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны? а) если ребенка с детства держать в строгих рамках, то из него вырастет хороший человек; б) родители не вправе требовать от ребенка уважения к себе, они должны заслужить его; в) важно, чтобы родители не мешали детям жить и не навязывали им свое общество.
3. Как вы считаете, в какой степени родители должны участвовать в отношениях ребенка со сверстниками? а) ребенок имеет право общаться близко только с теми детьми, которые нравятся его родителями; б) родителям нужно знать друзей своего ребенка, приглашать их в гости, но вмешиваться в отношения детей только в исключительных случаях; в) ребенок может общаться, с кем захочет, родителей это не касается.
4. Ребенок должен понимать, что его родители … а) знают все, о чем он думает; б) интересуются его мыслями и чувствами; в) не претендуют на то, чтобы знать его помыслы.
5. Когда взрослый должен просить прощения у ребенка? а) никогда; б) в тех случаях, когда взрослый неправ – обязательно; в) по настроению.
6. Может ли ребенок самостоятельно решать, чем ему заниматься в свободное от учебы время? а) пока не станет достаточно взрослым – нет; б) конечно, но задача родителей – направить его энергию в «мирное» русло; в) может, а родители должны помочь материально.
7. Как должны реагировать родители подростка, услышав от него нецензурные выражения? а) возмутиться и строго наказать; б) договориться, что эти слова он не станет произносить дома и вообще будет использовать их только в крайних случаях; в) не делать из мухи слона, первый раз вообще можно пропустить мимо ушей.
8. Зачем давать ребенку деньги на карманные расходы? а) для того, чтобы он сам делал покупки и отчитывался за них перед родителями; б) для того, чтобы он мог их потратить по своему усмотрению; в) для того, чтобы он не воровал деньги у родителей.
9. У ребенка могут быть секреты от родителей? а) только в том случае, если родители плохо следят за своим ребенком; б) да, это обязательное условие нормального взросления, дети должны иметь собственную личную жизнь; в) конечно, ведь у ребенка должен быть свой мир, закрытый для взрослых.
10. Как вы считаете, до какого момента взрослые должны сами выбирать одежду и другие вещи для ребенка? а) до той поры, когда ребенок не начнет покупать все это на самостоятельно заработанные деньги; б) до того, как ребенок не научится высказывать свои пожелания на этот счет; в) до того времени, пока ребенок не потребует самостоятельности в выборе для себя вещей.
11. Нужно ли родителям демонстрировать ребенку свою любовь? а) можно только хвалить за успехи, но «телячьи нежности» ни к чему; б) конечно, однако любая ласка должна быть уместна (например, не целовать мальчика при его друзьях); в) да, и как можно чаще.
12. Считаете ли вы соблюдение режима дня обязательным для ребенка? а) безусловно, родители должны следить за этим; б) в жизни ребенка должен быть каждодневный распорядок, от которого возможны отступления; в) ни к чему мучить ребенка и себя.
Анализ результатов теста Большинство ответов «а» - авторитарный стиль. Ваши ответы показывают, что вы относитесь к деспотичным родителям, которые требуют от ребенка беспрекословного подчинения. Такие папы и мамы не считают нужным объяснять причины своих запретов и приказов, не дают ребенку возможности высказаться, стремятся контролировать все сферы жизни своих детей. Такое воспитание может стать безынициативным, неуверенным в себе, несамостоятельным. Дети из авторитарных семей не умеют и не хотят делиться своими переживаниями, потому что их никто не принимает в расчет, и часто попадают под дурное влияние сверстников.
Большинство ответов «б» - демократический стиль. Вы избрали наиболее конструктивный способ взаимодействия с ребенком. Как и всякие демократичные родители, вы заботливы и внимательны, ребенок всегда чувствует вашу эмоциональную поддержку. При этом вы бываете достаточно тверды в своих требованиях. Вы обсуждаете с детьми их жизнь, а не командуете ими. Воздействуя на ребенка, вы приводите разумные доводы, стремитесь объяснить ему причины ограничений и запретов. Преимущества демократического воспитания в том, что родители поощряют в детях самостоятельность, позволяют предлагать свои решения и принимать на себя ответственность за свои поступки.
Большинство ответов «в» - либеральный стиль. Вы относитесь к либеральным родителям. При таком стиле воспитания отношения с детьми обычно бывают теплыми, родители заботливы и терпеливы. Их принцип: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало». Нетребовательное отношение к ребенку и непоследовательность в воспитании приводит к тому, что дети не чувствуют границ допустимого поведения и вырастают инфантильными. Либеральные родители не могут научить ребенка контролировать себя, поэтому у него меньше шансов развивать чувство самоуважения. При либеральном стиле воспитания дети, плохо учатся и, по мнению психологов, вырастают очень несчастными.
Проект решения собрания Ликвидировать такие перекосы межличностных отношений между детьми и родителями, как авторитарное подавление ребенка, чрезмерная опека или равнодушие к проблемам детей. Выработать адекватное представление о детских возможностях и потребностях. Координировать действия семьи и школы в вопросах воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Острые углы семейного воспитания"
Родительское собрание направлено помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье и способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее....
Родительское собрание "Взаимосвязь стиля семейного воспитания и личности ребенка"
Родительское собрание "Взаимосвязь стиля семейного воспитания и личности ребенка"...
Протокол родительского собрания: Тема: « Стили семейного воспитания».
Цель родительского собрания:1. содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания.2.способствовать повышению эффективности взаимоотношений межд...
Родительское собрание «Советы по семейному воспитанию».
Родительское собрание «Советы по семейному воспитанию». Цель: Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, ...
Родительское собрание на тему "Семейное воспитание и его роль в нравственном развитии подростков".
Порядок семейной жизни, семейные традиции, режим в семье. Влияние уклада жизни семьи на привычки детей. Истоки проявления грубости, эгоизма, недоверчивости и других отрицательных черт в характере и по...
Презентация к родительскому собранию о стилях семейного воспитания (родители старшеклассников)
Данная презентация была нами разработана для родительского собрания в 8-х классах. Она основана на анализе результатов теста АСВ, который родители имеют возможность пройти прямо на собрании и, ...
Родительское собрание. Тема: Стили семейного воспитания
Цель: содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителя...