Родителям о нарушениях письма и чтения
консультация на тему

Машкова Полина Станиславовна

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narusheniya_pisma_i_chteniya.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

                       Коротко о нарушениях письма и чтения

Научить детей читать и писать — задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников — и при этом  делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтении и письме.

Например, пропускать буквы: чсы — часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: окино — окно и т. п.

К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей.  С ребенком  стараются написать как можно больше диктантов, бесчисленное количество раз повторяются правила, заучиваются словарные слова. Зачастую, это приводит к тому, что у  ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе.

 Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребенка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма — дисграфия.

Что же такое дисграфия?

Учителя начальных классов по опыту своей работы знают, что в классе может быть до 30% учеников, имеющих различные нарушения письма. Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребенка множество проблем.

Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь.

 Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить.

Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

  • определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;
  • соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
  • воспроизвести с помощью движений руки букву.

Чтобы написать предложение, необходимо:

  • мысленно его выстроить;
  • проговорить;
  • сохранить нужный порядок написания;
  • разбить предложение на составляющие его слова;
  • обозначить границы каждого слова.

Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом — дисграфия (от греческого «графо» — письмо).

Дисграфия — это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда?

Для начала необходимо проанализировать  письменную работу ребенка и определить, какие ошибки относятся к , специфическим, дисграфическим.

Классификация дисграфических ошибок

1.             Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

  • пропуски гласных букв: всят — висят, комнта — комната, урожй — урожай;
  • пропуски согласных букв: комата — комната, вей — всей;
  • пропуски слогов и частей слова: стрки — стрелки,
  • замена гласных: пище — пищу, сесен — сосен, люгкий — легкий;
  • замена согласных: тва — два, роча — роща, урошай — урожай, боказываед — показывает;
  •   перестановки букв и слогов: онко — окно,
  •  недописывание букв и слогов: чере — через, на ветка — на ветках, диктан — диктант;
  •  наращивание слов лишними буквами и слогами: детити — дети, сенег — снег, диктанат — диктант;
  •   искажение слова: мальни — маленький, чайщик — чащи;
  • слитное написание слов и их произвольное деление: бойчасов — бой часов, в ся—вся;
  • неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром, замерзла Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
  • нарушение смягчения согласных: болшой—большой,толко —только, умчалис — умчались, мач — мяч.

2.             Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

  • нарушения согласования слов: с еловый ветки — с еловой ветки, появилось трава — появилась трава, огромная бабочки — огромные бабочки;
  • нарушения управления: с ветка — с ветки, умчались к чащу — умчались в чащу, сидит стул — сидит на стуле;
  • замена слов по звуковому сходству;
  • слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще — в роще, настене — на стене, на бухли — набухли;
  • пропуски слов в предложении.

   Таким образом, при появлении уже в 1 классе «глупых ошибок» на письме необходимо сразу же выяснить причину их возникновения и начинать занятия по их устранению. Пассивное выжидание ни к чему хорошему не приведет, сами собой эти ошибки не исчезнут ни во 2-м, ни в 3-м, ни в 4-м классе.

Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью — необходимое условие формирования успешной личности. 

Такая задача стоит сейчас и перед родителями, и перед учителем, и перед логопедом. Решить ее можно только в тесном сотрудничестве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи младших школьников с нарушением письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР

В статье отражаются характерные особенности высказываний младших школьников  с ЗПР, определяются основные проблемы, возникающие при формировании навыка связной речи, и предлагается вариативный те...

Консультация для родителей «Нарушение письма и чтения у младших школьников»

В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом осваивают родной язык как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость...

«Система коррекционной работы по предупреждению нарушений письма и чтения у детей с ОНР»

В последнее время дисграфия – стойкое нарушение письма, которое заключается в замене  и искажении букв - стала довольно распространённой проблемой начальной школы. Чем раньше сумеем разгляд...

Статья на тему: "Речь будущего первоклассника. Профилактика нарушений письма и чтения."

Актуальность данной статьи заключается в том, что по данным научных исследовний ВОЗ примерно 40% современных дошкольников имеют то или иное нарушение речи. Важно вовремя распознать наличие проблемы у ...

Индивидуальный подход к учащимся общеобразовательных школ с проявлением нарушений письма и чтения.

Формирование анализа звукового состава слова, т.е. умение определять последовательность и количество звуков в слове, есть учебное действие, которое развивается и совершенствуется в процессе обучения г...

Индивидуальный подход к учащимся общеобразовательных школ с проявлением нарушений письма и чтения.

Формирование анализа звукового состава слова, т.е. умение определять последовательность и количество звуков в слове, есть учебное действие, которое развивается и совершенствуется в процессе обучения г...

Методическое пособие по развитию техники чтения «Прочитайка. Странички для чтения» для учащихся обучающиеся с нарушениями письма и чтения

Данный сборник упражнений предназначен для логопедов, дефектологов, учителей начальных классов, родителей.Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и ...