Значение самообслуживания в воспитании детей. - Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребенок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним.
- Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и, постепенно приобретая умения и навыки, проявляет заботу о своих близких.
- Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки, воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.
- Повторность режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию.
- Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение.
|
Что дети должны научиться делать самостоятельно Дети младшего возраста должны уметь: - Мыть руки, засучивая рукава;
- Мыть лицо, не разбрызгивая воду;
- Правильно пользоваться мылом;
- Не мочить одежду;
- Сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: - Одежду снимать, одевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону, пуговицы расстегивать, застегивать, завязывать шнурки на ботинках;
- Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;
- Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;
- Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;
- Правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу 4 го года жизни), салфеткой;
- Убирать игрушки, книжки, строительные материалы на определенное место.
|
Условия, необходимые для развития самостоятельности ребенка в самообслуживании. В одевании: - Вешалка для верхней одежды, соответствующая росту ребенка;
- Индивидуальная полка или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков);
- Постоянное место для хранения ночной рубашки, пижамы;
- Удобная для одевания одежда (легко застегивающиеся пуговицы; шнурки для обуви с твердыми наконечниками; достаточно свободные резинки на юбках, трусах, колготах, шортах; соответствующий голове ребенка размер ворота; удобные застежки на платьях, кофточках).
В умывании: - Устойчивая подставка под ноги (расстояние от неё до края раковины должно быть примерно 55 см, а до крана – 65-70 см, т.е. равняться расстоянию от пола до согнутых в локте руки ребенка);
- Постоянное и удобное место для зубной пасты, щетки, стаканчика или подставки для нее (при покупке данных вещей нужно позаботиться об их внешней привлекательности: яркая окраска, красивая этикетка, оригинальная форма);
- Отдельная мыльница с туалетным мылом, разрезанным на 2-4 части;
- Удобное место для полотенца (детское полотенце не должно соприкасаться с полотенцами других членов семьи. Если в семье несколько детей, потребуются разные по цвету или орнаменту полотенца. Удобный для ребенка размер полотенца - 40-50 см в ширину, 50-70 см в длину.).
При приеме пищи: - Стул в соответствии со столом (расстояние от сидения до крышки стола должно равняться 18-19 см. Под ноги нужно сделать подставку, расстояние от нее до сидения стула - 25-28 см);
- Небольшого размера столовый прибор: тарелка, чашка, вилка, ложка;
На доступном для ребенка расстоянии хлебница с хлебом, нарезанным мелкими ломтиками, салфетница. |
. Порядок в шкафчике!!!
Шапка, шарф Перчатки, варежки Футболка, водолазка, рубашка, свитер
Кофта Куртка, плащ, пальто
Носки Колготки, гамаши Брюки, штаны
ОБУВЬ
Вещи в шкафчике должны быть аккуратно сложены. Сменная и спортивная одежда либо аккуратно сложены в кармашках на дверях, либо убраны в пакет (пакет весит на крючке). |
Художественные произведения для детей, которые используются для воспитания у них самостоятельности в самообслуживании.
«Маша - растеряша» Л. Воронковой, «Лекарство» В. Осеевой, «Мойдодыр» К. Чуковского, «Девочка чумазая», «Помощница» А. Барто, «Что взяла, клади на место», «Топотушки» З.Александровой, «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» Ю. Тувима, «Я сама» И Муравейка, «Сам» В. Степанов, «Сами и само» В. Левин, «Алёша ехал в детский сад» Г. Ладонщиков, «Кто скорей допьет» С. Капутикян. Народные песенки, потешки: «Водичка, водичка умой мое личико», «Травка-муравка», «Ночь пришла, темноту принесла». Мультфильм «Письмо неумейке»
|
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Приучайте детей к самостоятельности»
|