СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ, ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА.
статья на тему
Семья является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этоп в эволюции, переход от традиционной модели к новой. И многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные.
Социальные проблемы современной семьи.
Типы семей и семейного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_3.docx | 18.07 КБ |
Предварительный просмотр:
|
СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ, ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1. Понятие семьи
Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу. Так же семей называют социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания. По данным переписи 1989 года в России насчитывается 40 млн. 256 тыс. Семей, т.е. 88.4 % людей живут в семьях.
Семья осуществляет следующие функции:
- воспитательная;
- хозяйственно-бытовая – для удовлетворения материальных потребностей и для сохранения здоровья;
- эмоциональная: культурное и духовное общение;
- первичный социальный контроль – это контроль за выполнением норм, усвоенных в процессе социализации и воспитания;
- репродуктивная и сексуальная – это воспроизводство потомства и супружеские взаимоотношения.
1.2. Социальные проблемы семьи
Семья является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции - переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Средняя величина семьи составляет 3,2 человека – в городе и 3, 3 – в селе. Факторы сокращения величины семьи: рост числа бездетных и молодежных семей; рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак; тенденция отделения молодых семей от родителей; увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой матерью.
Основные социальные проблемы семьи:
- трудное материальное положение семьи;
- ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;
- злоупотребление алкоголем и наркотиками;
- жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;
- антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;
- социальное сиротство – это явления устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей – искажение родительского поведения.
Социальные сироты – это дети, лишенные родителей, то есть сироты при живых родителях. Более 50 % детей помещаются в дом ребенка по социальным причинам: лишение родительских прав, плохие материальные и жилищные условия, внебрачное положение женщины, нахождение родителей в местах лишения свободы, алкоголизм родителей.
Отказные дети – это те, от которых мать отказалась письменно в родильном доме. Основные причины отказа от ребенка:
- тяжелая болезнь или уродства (около 60 %);
- сложные материальные и бытовые условия (около 20 %).
1.3. Типы семей
Среднестатистическая семья: семья нуждается в политике стабилизации семьи и, прежде всего, в эмоциональной разрядке, проблемы такой семьи – это взаимоотношения супругов, воспитание детей, особенно подростков.
Молодая семья: здесь приоритетной сферой внимания социальной работы могут быть – межличностная адаптация супругов, распределение ролей и функций, трудности начального воспитания детей.
Вторичная семья: это семья, созданная повторно обоими или одним из супругов – для нее характерны выше перечисленные проблемы, а также типичны построение взаимоотношений со старой и новой семьей, адаптация детей к новым родителям или уходу одного из них из семьи.
Неполная семья: это семья, где отсутствует один из родителей; ее проблемы – это изменение статуса в обществе – низкий материальный уровень, наличие развития у детей девиантности.
Многодетная семья: где три и более детей; ее проблемы – бедность, нестабильность статуса в обществе, иждивенческие установки, условия для развития у подростков девиантности и психологических отношений.
Типы семейных взаимоотношений
Брак – это гражданское состояние, добровольный союз мужчины и женщины, ведущий к образованию семьи. По силе власти в семье кого-либо из супругов, можно выделить четыре типа брака:
- доминирующий муж и пассивная жена;
- доминирующая жена и пассивный муж;
- открытая борьба или соперничество;
- изоляция или эмоциональное отчуждение;
- псевдо-кооперация, когда внешне соглашаются, но внутри остаются при своем времени.
В зависимости от типа семейных взаимоотношений семьи можно подразделить на гармоничные, где адекватное исполнение ролей мужчины и женщины, и дисгармоничные семьи, в которых супруги имеют различные проблемы, такие, как:
- обвинение, когда один из супругов утверждает, что дефект в другом супруге;
- успокоение, когда супруг пассивно согласен с утверждением, что дефект в нем;
- отвлечение, когда поведение одного из супругов отвлекает его от напряженной ситуации в семье;
- чувство обиды, возникает в том случае, когда один из супругов дает больше, чем получает;
- чувство вины, когда один из супругов получает больше, чем дает;
- паралояльные отношения (ревность, озлобленность, подозрительность).
Примеры: мужчина рано женится на женщине, проявляющей заботу о нем, видит в ней свою мать, или, когда жена уделяет большое внимание детям, а муж ищет заботу на стороне. К дисгармоничным семьям относятся семьи, находящиеся на грани развода.
Развод – это одна из форм прекращения брака путем его юридического расторжения. Стадии распада брака:
- эмоциональный распад, т.е. когда проходит любовь;
- физический распад, прекращение интимных отношений;
- фактический распад, это прекращение совместного ведения хозяйства, единого бюджета, иногда совместного воспитания детей, разъезд и раздельное проживание.
Дети — наше будущее, это аксиома. Но она остается мертвой фразой, если мы сегодня не дадим им возможность жить по законам будущего. Детский коллектив — модель общества завтрашнего дня; он не только готовится к жизни, но уже живет. Пусть же эта жизнь поменьше будет обременена пережитками прошлого. Это вовсе не означает, что мы воспитываем беспочвенных мечтателей. Практика показывает, что особенно трудно приходится тем ребятам, кто не имеет твердой основы, кому не на что опереться. Этой нравственной опорой, особенно в первые годы самостоятельной жизни, должна явиться школа, школа с эффективной системой воспитания и специализированные центры по социальной работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Семья как социальный институт"
Урок и слайдовая презентация "Семья как социальный институт", 10 класс...
Семья как социальный институт и малая социальная группа
Презентация к уроку обществознания....
"Семья как социальный институт и малая группа"
"Семья как социальный институт и малая группа"...
Семья как социальный институт общества
Данный урок является первым уроком в изученнии элективного курса: "История моей семьи в истории моей страны". Он носит обществоведческий характер. Цель урока-показать старшеклассникам роль семьи как с...
Материалы открытого урока по обществознанию. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья вчера, сегодня, завтра.
Урок по обществознанию "Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья вчера, сегодня и завтра" Предлагается методический материал открытого урока по технологии "Социальный проек...
Методическая разработка урока по обществознанию 10 класс на тему "Семья как социальный институт и малая социальная группа"
Урок по обществознанию...
Конспект урока. Тема " Семья как социальный институт. Функции семьи."
Урок разработан в соответсвии с ФГОС. Используется дистемно-деятельностная организации изучения темы обучающимися....