Лекция для родителей на тему "Что надо знать о своём ребёнке"
материал на тему
Лекция для родителей на тему "Что надо знать о своём ребёнке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_dlya_roditeley_na_temu.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция для родителей на тему «Что надо знать о своем ребенке?»
Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему с ним никто не дружит. И делаем спасительный вывод: учителя несправедливы, а дети – глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а также, чтобы научно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности ваших детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, предполагать их, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода, его сензитивность (то есть наибольшее благоприятствование и оптимальность) для развития каких-то сторон, качеств и свойств личности.
Не раз приходилось слышать от родителей такую фразу: « Я знаю, что нужно моему ребенку!» Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась.
Беда в том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился у нас в стране давно и крепко укоренился в сознании. Родители считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, даже профессию своих детей, тем самым подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А почему? Потому что многие родители не способны сказать себе, что это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг - помогать ему их реализовать. Родители видят свою задачу в другом: « Я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым!»
Родители исходят из того, что ребенок, даже взрослый, не имеет главного -жизненного опыта , а у родителей он есть, и они хотят помочь сыну или дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение оттого, что у родителей нет уверенности, что сын или дочь правильно выберут путь. Как правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это неосознанно. Психологи, изучая мотивы и цели, которые ставили в своей системе воспитания родители, выяснили, что преобладал мотив «пусть мой ребенок реализует то, что мне не удалось осуществить!» А когда у нашего сына или дочки жизнь не получается, мы ищем виноватых в школе, на улице, среди друзей, но не думаем, что виноваты сами.
Чувство тревоги ненасыщаемо, и повод для нее находится всегда. Так получается гипертревога. Наряду с этими мама пытается создать фасад внешнего психологического благополучия, не обсуждает с ребенком проблемы своей жизни. Дети не знают, о материальных затруднениях, мало помогают по дому. Это приводит не только к негативным последствиям для ребенка, но и для матери это не менее губительно. Отдавая все свободное время дому и ребенку, она мало занимается собой , у нее нет времени для общения с друзьями , круг интересов сужается. Она становится раздражительной и болезненно переживает свое одиночество. Появление любого третьего человека в доме становится для ребенка психологической проблемой.
Одна из распространенных ошибок одиноких мама-завышение требований к ребенку, желание компенсировать свои неудачи за счет его удач.
Многочисленные исследования детей из трех типов семей – неполной, полной конфликтной и полной благополучной – обнаружили , что по большинству показателей дети из неполной семьи чаще оказываются успешнее , чем их сверстники из полной семьи, но конфликтной и лишь незначительно отличаются от детей из полных благополучных семей.
В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Но иногда мы строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не могли справиться сами. Не нужно быть большим знатоком человеческой природы, чтобы понять: биологические и социальные законы перепрыгнуть невозможно, психика развивается в определенной последовательности.
Каковы же главные законы детства? Что необходимо ребенку для полноценного развития? Это нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.
Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда нет согласия между воспитателями - папой и мамой, между родителями и педагогами, когда разрушается цепочка преемственности. И тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности.
Линия отклоняющегося поведения нередко берет начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств приводит в конечном счете к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.
Если педагогическая запущенность-это состояние личности ребенка, вызванное недостатками в его развитии, поведении, деятельности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами, то начать надо с последних. Это могут быть нравственное нездоровье самой семьи, изъяны семейного воспитания, недостатки и ошибки детского сада и школы.
Прежде всего, надо устранить наши взрослые ошибки. Добрым, разумным ,щадящим отношением вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безрадостности, безысходности) и только затем помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше , сформировать веру в себя, свои силы и возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что надо знать родителям о речи ребенка
Из материала Вы узнаете о этапах формирования речи; о том какие трудности могут встретиться на пути формирования речи; О том в каких случаях помощь логопеда необходима....
Советы родителям "Что надо знать о здоровье школьника"
Здоровье - это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, которое позволяет человеку жить счастливо и достигать целей, соответствующих его возможностям....
Памятка для родителей пятиклассника "Это надо Знать!"
Успешность адаптации школьника к обучению в основной школе, и конкретно в 5 классах зависит от реализации преемственных связей между начальным и общим образованием.Ситуация новизны является для любого...
Что надо знать родителям о психологии младшего школьника?
Ребенок младшего школьного возраста отличается любопытством и любознательностью, остротой и свежестью восприятия окружающей среды, но сам процесс восприятия неотделим для него от практической де...
Что надо знать учителям, воспитателям, родителям чтобы помочь подростку преодолеть обиду
Обида — это чувство, сопровождающее механизм психологической защиты. Психологическая защита — это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмиру...
Рекомендации для родителей обучающихся с умственной отсталостью "Как научить ребёнка заботиться о своём здоровье"
В данном материале представлены рекомендации родителям, как научить ребёнка заботиться о своём здоровье....
Родительское собрание "Эмоциональное благополучие детей. Что надо знать родителям о суициде"
Профилактическая работа...