Подростковая нервозность, раздражительность.
статья на тему

Некрасова Елена Сергеевна

Многие дети, по достижению 10-12 лет проявляют беспричинную нервозность и раздражительность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razdrazhitelnost.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подростковая нервозность, раздражительность

Многие дети, по достижению 10-12 лет проявляют беспричинную нервозность и раздражительность. Причиной подростковой раздражительности является смены в гормональной системе организма. У ребенка начинают вырабатываться новые гормоны.

За их выработку отвечает нервная система, которая не может в краткий период адаптироваться под свою новую функцию. Поэтому у подростков, вступивших в стадию полового созревания, наблюдаются вспышки гнева и нервозности.

По завершению полового созревания они иногда остаются, однако, уже по другим причинам. Считая себя взрослым, подросток требует этого признания и от других людей.

Если просьбы или критические замечания родителей еще в десятилетнем возрасте воспринимались нормально, то у пятнадцатилетнего подростка они будут приняты как посягательство на собственную свободу и независимость.

Отсюда берет свое начало извечный конфликт поколений.

Страхи у подростков

Многие подростки, которые вступили в фазу полового созревания, не могут принять свое новое тело, им чужды также психологические преобразования, которые происходят в этот период. У многих детей возникает страх перед взрослением, который имеет свойство усиливаться в виду не стабильной нервной системы. У некоторых подростков, чье половое созревание несколько опоздало, появляется страх быть не такими как все. Если одноклассники потянулись в росте, имеют оформившуюся фигуру, а сам ребенок несколько отстает в развитии, у него появляется комплекс гадкого утенка, ожидающего своего превращения в красивого лебедя. Многие дети также поддаются страху быть самостоятельным, единолично принимать важные решения, ведь до этого периода за них это делали родители.

Защитная агрессивность у подростков

Если нервозность и раздражительность возникает закономерно вследствие полового созревания, то причины проявления защитной агрессивности у ребенка основаны на отсутствии взаимопонимания в семье. Вопреки расхожему мнению, у подростка, который проявляет защитную агрессивность, нет желания обидеть или оскорбить других людей. Как правило, агрессия у подростка не возникает без веских причин. Поводом к агрессии может служить ущемление его прав со стороны родителей или низкая самооценка самого ребенка, которая является плодом неправильного родительского воспитания.

Одиночество

Возникновение чувства одиночества очень характерно для подростков. Зачастую оно возникает, когда ребенок, находясь в трудном возрасте, вынужден менять социальную группу (переезд в другой город, смена школы). Иногда одиночество подростка может затягиваться на несколько лет. Главной причиной возникновения одиночества - замкнутость подростка. Дети, которые переживают эмоциональную нестабильность, не хотят открываться ровесникам. Чувство одиночества также может быть надуманным.Ребенку кажется, что его никто не понимает, что всем основным людям чужды его интересы и безразличны чувства. Родителям необходимо обязательно наладить близкий контакт со своим ребенком, чтобы оградить его от страхов и комплексов. 

Дорогие ребята! Вы хотите, чтобы вас не подводило ваше настроение? Прислушайтесь к нашим советам.

1.Если у тебя портится настроение, попробуй понять, почему это произошло. В чем причина этого? Можно ли исправить ситуацию?

2.Если нарастает раздражение и хочется кого-то стукнуть или ответить грубостью, сосчитай до десяти, медленно проговаривая про себя каждое число. Можно медленно провести языком по небу. Если это не помогает и раздражение накапливается, скажи обидчику: [Ты (вы) оригинально мыслишь(те). Ты большой выдумщик. Это забавно. Давай(те) обсудим это в другой раз, сейчас я не готов.

3.Не совершай необдуманных поступков. Отвлекись от неприятности, вспомни что-нибудь хорошее.

4.Помоги сам себе расслабиться. Расслабление это устранение нервно-мышечного напряжения. Сядь поудобней, прислонившись спиной к стене или стулу, руки свободно положи на колени. Откинь голову назад, закрой глаза. Если ты злишься очень сильно, представь себе, что рубишь дрова, рычишь на медведя, валишь срубленное дерево. Скажи сам себе: «Какой я молодец, я сдержался!» Пожалей сам себя: «Все равно такого, как я, нет в мире. Мне нравится во мне желание стать сильным, я никогда не обижу слабого, как бы мне ни хотелось поддать ему, чтобы не дразнился. Эта неприятность пройдет».

5.Умей отказать тому, кто сильнее тебя физически. Твое главное преимущество сила разума. Если сможешь сказать «нет» один раз, ты сделаешь это и в другой. Верь в себя, и у тебя все получится.

6.После сильного раздражения сделай как можно больше физически упражнений, подыши свежим воздухом.

7.Если у тебя приподнятое настроение, ты счастлив и хочешь поделиться со всеми своей радостью, постарайся понять, что вызвало такое удовлетворение жизнью. Ты сделал радость своими руками, от этого хорошо не только тебе, но и родителям, друзьям. В следующий раз, следовательно, ты можешь достичь чего - то большего. Но радость не может быть беспричинной. Солнце, голубое небо, блестящий снег тоже причина для хорошего настроения. Однако не поддавайся дурному настроению, если нет солнца, голубого неба и блестящего снега. Когда двое смотрят на лужу, один видит в ней мутную грязную воду, а другой блики солнца или отражающиеся звезды.

8.Будь уверен в себе, знай, что ты можешь многое сделать и многого достичь. Окружающие воспринимают тебя в основном так, как ты себя им показываешь.

Поэтому не мечись, не будь угрюмым, раздраженным и некультурным. Лучше предупреди несогласие или возражение окружающих «волшебными» словами, иначе можешь услышать нелестное и неприятное мнение о себе. Тебе ведь этого совсем не надо.

Упражнения, выполняемые сидя.

1. Сделать глубокий вдох, задержать воздух и напрячь мышцы грудной клетки. Выдохнуть и расслабиться. Подышать спокойно 10—15 секунд и повторить.
2. Сделать глубокий вдох, напрягая мышцы брюшной стенки, задержать дыхание и сильно напрячься, делая выдох, расслабиться.
Задержки дыхания после вдоха повышают устойчивость организма к кислородной недостаточности, активизируют ферментные системы, улучшают кровоснабжение сердца и мозга.
3. Поставить обе ступни на пол, поднять пятки по возможности выше. Задержаться в таком положении на 5—7 секунд, опустить пятки на пол.
4. Обе ступни на полу. Не отрывая пятки от пола, поднять как можно выше пальцы ног, задержаться в таком положении на 5—7 секунд, опустить ноги на пол.
5. Вытянуть ноги перед собой, напрячь их (икры ног не напрягать), затем расслабить.
6. Прогнуться и свести плечи, на прячь мышцы, расслабиться и слегка согнуться вперёд, сгорбиться.
7. Поставить обе ступни на пол. Сильно надавить пятками на пол, напрячь мышцы бёдер, затем расслабиться.
8. Сжать руки в кулаки и задержаться в таком положении возможно дольше, затем расслабиться.
9. Широко растопырить пальцы рук, напрячь их, через 5—7 секунд расслабить.
10. Поднять максимально вверх плечи и напрячь их, задержаться в таком состоянии как можно дольше, затем расслабиться.
11. Поднять прямые руки вверх, напрячь их, затем свободно опустить, расслабив мышцы.
12. Поднять прямые руки вперёд и напрячь их, затем расслабить, опустив вниз. Упражнения для рук и ног можно выполнять
попеременно вначале одной, затем второй, а потом двумя вместе.

Упражнения для расслабления мышц лица.

1. Поднимите максимально высоко брови. Напрягите мышцы лба, затем расслабьте их.
2. Сомкните вместе брови, нахмурившись. Напрягитесь, затем расслабьтесь.
3. Зажмурьте глаза, напрягите сильно веки, затем откройте глаза и расслабьтесь. Неприятных ощущений быть не должно.
4. Сложите губы «трубочкой», как при свисте, или словно произносите звук «у», сожмите губы, максимально вытянув их вперёд, затем расслабьте мышцы вокруг рта.
5. Прищурьте глаза, сожмите губы так, чтобы углы рта приподнялись, расслабьтесь.
6. Напрягите мышцы губ, опустите углы рта, расслабьтесь.
7. Широко улыбнитесь, «растянув рот до ушей», задержитесь в таком положении, расслабьтесь. Упражнения хорошо снимают мимические мышечные зажимы, что крайне важно для профилактики эмоциональных срывов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для 6-11 классов: "Суицид в подростковой среде. Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида"

Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;2.Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;3.Воспитывать уважение к личн...

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная  модель развития  в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)Возрастно-нормативная ...

Особенности подросткового возраста, опасность подростковых комплексов

Особенности подросткового возраста,опасность подростковых комплексов (выступление на родительском собрании 6 классапедагога-психолога А.В.Чекановой) Подростковый возраст – один из наиболее т...

Статья на тему: "Советы для учителей. Как бороться с гневом и раздражительностью на уроке"

Были ли в вашей педагогической практике случаи, когда ученики «доводили» до возбуждения, и вы не могли сдержать эмоции, у вас тряслись руки, начиналась истерика? Надеемся, что нет. Хотя пр...

Рекомендации родителям агрессивных и раздражительных детей

Рекомендации родителям - как взаимодействовать с агрессивным и раздражительным ребенком, как ему помочь...

«Раздражительность. Как управлять собой» - Урок в виде презентации для старших подростков

Для дистанционного обучение воспитанников творческого объединения "Школа общения".Каждому знакомо такое состояние, когда чувствуется чрезмерное напряжение и любая мелочь может «вывести...