Взаимодействие педагогов и родителей для эффективной подготовки ребенка к обучению школе
статья по теме
В статье рассматриваются вопросы обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaim_pegagogov_i_rodit.docx | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие педагогов и родителей для эффективной подготовки ребенка к обучению школе
Личность рассматривается современной педагогической наукой как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Безусловно, биологическое оказывает большое влияние на развитие социальное, однако результаты социальной жизни (мотивы, интересы, цели) помогают личности в преодолении особенностей характера и своих физических недостатков. На разных этапах развития человека социальное и биологическое оказывают неодинаковое воздействие на формирование и поведение личности. По определению Л. С. Выготского, личность - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений - главные функции личности.
Развитие личности – процесс сложный и неравномерный, особенно трудным является для ребенка переход от социальной роли «дошкольник» к роли «младший школьник». Факты говорят о том, что в современной школе появляется с каждым годом все больше неуспевающих учеников, многие из них значительно отстают в психофизическом развитии. Проблемы эти в первую очередь связаны с кризисом семьи как института социализации. В связи с такой ситуацией перед образовательными организациями (детским садом и школой) стоит задача – помочь ребенку пройти адаптацию в школе с минимальными трудностями через целенаправленную работу с семьей.
Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством” (по Д. Б. Эльконину). Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в единой образовательной среде.
Для современного российского образования и сегодня остается важным сохранение преемственности при переходе детей от одного этапа своего развития к другому, особенно связи дошкольного и начального звеньев образования.
Под преемственностью мы понимаем переход от одной ступени образования к следующей при сохранении и развитии необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
- Состояние здоровья и физическое развитие ребенка.
- Уровень развития его познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
- Умственные и нравственные способности детей.
- Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
- Развитие коммуникативных умений.
Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребенка к обучению в школе, которая включает физиологическую (или физическую) готовность, социальную или личностную готовность, а также психологическую готовность.
Сегодня требования государства к дошкольному образованию заключается в организации образовательного процесса, направленного на развитие интегративных личностных качеств дошкольника, которые помогут ему приобрести знания, умения и навыки при обучении в школе.
В качестве основных направлений обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием можно назвать три:
- методическая работа;
- работа с детьми;
- работа с родителями.
Методическая работа осуществляется через проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада, посвященных теме психологической готовности детей к школе; выявление педагогами насущных проблем при проведении практических занятий с будущими первоклассниками и после обсуждения возможность корректировки своей деятельности.
Работа с детьми - это и посещение дошкольниками школьной библиотеки, спортивного и актового залов, и встречи с учащимися школы, которые посещали детский сад – таким образом, у ребят появляется желание пойти в школу, уходит страх перед новым местом деятельности и приходит уверенность в своих силах.
Остановимся более подробно на работе с родителями, главной целью которой выступает повышение компетентности родителей в вопросах подготовки детей к школе через актуализацию знаний родителей по проблеме готовности детей к школе.
Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать, считать.
Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться.
Л. Венгер
Задачи, стоящие перед педагогами и психологами:
1. Раскрыть систему готовности детей к обучению в школе для родителей детей подготовительных групп и показать роль семьи и детского сада в становлении будущего первоклассника.
2. Привлечь родителей к активному участию в дискуссии по проблеме подготовки детей к переходу из детского сада в школу.
Прежде чем говорить о формах работы с родителями заметим, что на разных этапах истории происходят изменения отношений родителей к детям. Так, в XIX - cередине XX в. доминировал «социализирующий» тип, который характеризовался осознанием необходимости особых родительских усилий по воспитанию и обучению ребенка для тренировки воли и подготовки его к будущей самостоятельной жизни в социуме. По Л. Демозу, современный тип отношения к детству - «помогающий». "Помогающий" тип закрепляет «открытие» значимости детства, отличается преобладанием сочувствия в отношениях родителей к детям, установкой на личностно-ориентированный подход в воспитании, для которого недопустимо жестокое давление на ребенка.
Педагоги и родители сегодня должны объединить усилия для всестороннего развития способностей детей и их интегративных качеств. В связи с этим предлагаем следующие формы работы с родителями:
- “Круглый стол”;
- Беседа с элементами дискуссии;
- Семинары-практикумы;
- Игровой тренинг;
- Организация совместных развлекательных праздников, КВН, викторин;
- Создание “Портфолио” ребенка;
- Интеллектуальный конкурс детско-родительских проектов “Хочу все знать”;
- Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
- Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов).
Таким образом, изменения, происходящие в современных детско-родительских отношениях, должны отражаться на формах работы с родителями, приобретают установку на более тесное взаимодействие родителей и детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг эффективного взаимодействия педагогов с родителями
Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения. Для реализации этой цели у каждого педагога в «арсенале» существует...
Педсовет: Условия эффективного взаимодействия педагога с родителями
«Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать…» /И.Кант/.Многие родители боятся приходить в школу, где они часто сталкиваются...
Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»
Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....
Формы эффективного взаимодействия педагогов и родителей
Исследование на выявления эффективных форм взаимодействия педагогов и родителей...
Современные эффективные формы и методы взаимодействия педагога с родителями
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Но, используя различные способы и методы взаимодействия, можно достичь плодотворных результатов....
ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
О работе с родителями во время дистанционного обучения...
Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»
Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»...