Правильная речь-успех в будущем
статья на тему

Шеенко Ирина Васильевна

В выступлении на родительском собрании раскрывается значение правильной речи в жизни человека, показаны причины нарушения речи и условия для овладения устной и письменной речью младшими школьниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prav._rech_-_uspekh_2.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ – УСПЕХ В БУДУЩЕМ

 «Высокая культура разговорной и письменной речи,

 хорошее знание и развитие чутья родного языка,

 умение пользоваться его выразительными средствами,

 его стилистическим многообразием – самая лучшая опора,

 самое верное подспорье и самая надежная рекомендация

 для каждого человека в его общественной жизни

 и творческой деятельности»

                                        Виктор Владимирович Виноградов

(русский филолог, академик)

  Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека.

 Речь — одна из важнейших психических функций человека. Она, в частности, позволяет ему овладеть способностью мыслить при помощи понятий, поскольку само слово — это обобщение, будучи единицей речи, оно одновременно является и единицей мышления.

Мышление и речь — два различных процесса, которые возникают независимо друг от друга, но потом объединяются в качественно новом образовании — речевом мышлении или речемыслительной деятельности.

Овладение речью, речевое общение порождает социальные контакты, с помощью которых формируются и совершенствуются представления ребенка об окружающем. В процессе речевого развития он начинает осознавать собственное поведение, приобретает способность регулировать его. Речевое общение создает условия для планирования самостоятельной деятельности и участия в коллективном труде.

Роль речи в жизни человека далеко не исчерпывается перечисленными факторами. Но их достаточно для вывода о том, что речевые отклонения в разной степени (в зависимости от причин и механизмов) отрицательно влияют на все составляющие психического развития. Они затрудняют построение отношений в социуме и особенно болезненно затрагивают процесс формирования высших уровней познавательной деятельности, что не может не сказываться на качестве школьного обучения. Положение ребенка с речевыми отклонениями в школе осложняется еще и тем, что не устраненные своевременно недостатки устной речи прочно фиксируются в чтении и на письме и разрушаются с трудом.

  Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта. При этом первостепенное значение приобретает анализ того, какие компоненты языковой системы те или иные нарушения затрагивают: распространяется ли дефект на один компонент –фонетический; при котором отмечается преимущественно неправильное произношение звуков, или затрагиваются еще и фонематические процессы, когда нарушается не только устная речь, но и письмо и чтение; может иметь место недоразвитие речевой системы (произношения и различения звуков, словарного запаса и грамматического строя).

   Прошло  уже  более  ста  лет  с  момента  описания  нарушений  письма и чтения (дислексии, дисграфии). За  это  время  учёными  было проведено  огромное  количество  исследований  и  накоплен  практический материал  о данных  нарушениях, но, несмотря  на это, проблема  по-прежнему  остаётся  одной  из наиболее  актуальных  и сложнейших современной  логопедии.

        Причины, лежащие  в основе  этих  нарушений,  могут  быть  разнообразными.

   Недостаточная  сформированность  функций  речеслухового анализатора при  сохранном  физическом  слухе является  причиной  затруднений  многих  детей  в различении  сходных звуков, отличающихся  одним  фонематическим  признаком.  Ученики затруднялись  в  анализе  услышанного  и  его  воспроизведении. Доказательством  того, что  фонематический  анализ  играет  значительную  роль  в  письме,  являются  нарушения  письма. Показателем  нарушенного фонематического  анализа  являются  следующие  виды  ошибок  на письме: пропуски  согласных  при  их  стечении (диктант – «дикат», школа – «кола»);  пропуски  гласных (собака «сбака», дома – «дма»); перестановки  букв (тропа – «прота», окно – «Коно»);  добавление букв (таскали – «тасакали»); пропуски  добавления, перестановка  слогов (комната – «кота», стакан – «ката» Анализ  трудностей  показывает, что  нарушения,  связанные  с  недостатками  звуко -буквенного  анализа, наиболее  часты.

Следующим  условием для  успешного овладения  письмом  являются зрительное  восприятие,  анализ  и синтез. Пространственные  представления для  различения  букв, ориентации на листе  тетради

Одним  из  условий  формирования  грамотного  письма  являются  графомоторные  навыки. Они  являются  конечным  звеном  в  цепочке операций, составляющих  письмо. Тем  самым  они  могут  оказывать  влияние  не только  на каллиграфию, но  и на  весь  процесс  письма  в  целом.  Например, наличие  затруднений  в  изображении  букв  иногда  настолько  загружает  внимание  ребенка, что  дезорганизует  и  все  предшествующие  операции. Их формирование  и  в  онтогенезе  претерпевает  значительную  эволюцию  одновременно  с развитием  изобразительной  деятельности. Важнейшей  функцией, от которой  этот  процесс  зависит, является  зрительно- моторная  координация.

 Условием  полноценного  письма  является  хорошее  развитие  мелкой  моторики. Как  правило,  у  детей  с нарушениями  в развитии моторных  функций  очень  трудно  идет  процесс освоения  конфигураций  букв, они  никак  не  могут  понять  соотношение  частей, их  расположение  на  строке. Буквы  у  них  чаще  большие, «растопыренные», все  линии  неровные, много дополнительных  штрихов. Эти  дети пишут  с  большим напряжением  и почерк  резко  ухудшается даже  при незначительном  увеличении   скорости  письма.

Особого  внимания  требует  дети  с  недостатками  произношения. Им  необходимо специальная  и довольно  длительная  работа  с логопедом.

Как  показывает  современная  школа, проблема  грамотного  письма  остается  наиболее актуальной, требующей  своего  решения.

     Преодоление речевого нарушения вселяет в ребенка уверенность в собственные силы, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения как в среде сверстников, так и со взрослыми,_ ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым, меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правильный позвоночник – правильная осанка.

Формирование правильной осанки является одной из конкретных задач физического воспитания в школе, поэтому в программу по физической культуре включены специальные упражнения на осанку. Упражнения для ф...

Разработка урока по теме: Симметрия в пространстве. Правильные многогранники. Элементы симметрии правильных многогранников".

Методическое обоснование урока. Использование знаний из физики, астрономии, МХК, биологии на уроке геометрии при обобщении систематизации сведений по теме: «Симметрия в пространстве. Правил...

Психолого – педагогическая игра «Правильное решение» (профилактика правильного поведения в экстремальных ситуациях учащихся 7-9 классов)

В работе с детьми с ОВЗ очень важно уделять внимание формированию умения владеть своим эмоциональным состоянием в экстремальных ситуациях, выработке правильного поведения в таких ситуациях....

«Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильного многогранника.»

Презентация к уроку геометрии в 10 классе по теме «Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильного многогранника.»к учебнику Атанасяна Л.С....

Тест по теме «Правильный многоугольник. Вписанная и описанная окружности. Формулы площади правильного многоугольника , стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной окружности в правильный многоугольник»

Тест по теме  «Правильный многоугольник. Вписанная и описанная окружности. Формулы площади правильного многоугольника , стороны правильного многоугольника  и радиуса вписанной окр...

Консультация для родителей, будущих первоклассников «СКОРО В ШКОЛУ, БУДЕМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО»

В статье представлен материал для родителей будущих первоклассников, даны рекомендации по выполнению домашнего задания...

Открытый урок английского языка в 11 классе на тему: Развитие навыков чтения и грамматики устной речи «Успех». “Spotlight on Russia. Success”

Открытый уроканглийского языка в 11 классе на  тему:Развитие навыков чтения и грамматики устной речи«Успех». “Spotlight on Russia. Success&rdquo...