Правильная речь-успех в будущем
статья на тему
В выступлении на родительском собрании раскрывается значение правильной речи в жизни человека, показаны причины нарушения речи и условия для овладения устной и письменной речью младшими школьниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prav._rech_-_uspekh_2.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ – УСПЕХ В БУДУЩЕМ
«Высокая культура разговорной и письменной речи,
хорошее знание и развитие чутья родного языка,
умение пользоваться его выразительными средствами,
его стилистическим многообразием – самая лучшая опора,
самое верное подспорье и самая надежная рекомендация
для каждого человека в его общественной жизни
и творческой деятельности»
Виктор Владимирович Виноградов
(русский филолог, академик)
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека.
Речь — одна из важнейших психических функций человека. Она, в частности, позволяет ему овладеть способностью мыслить при помощи понятий, поскольку само слово — это обобщение, будучи единицей речи, оно одновременно является и единицей мышления.
Мышление и речь — два различных процесса, которые возникают независимо друг от друга, но потом объединяются в качественно новом образовании — речевом мышлении или речемыслительной деятельности.
Овладение речью, речевое общение порождает социальные контакты, с помощью которых формируются и совершенствуются представления ребенка об окружающем. В процессе речевого развития он начинает осознавать собственное поведение, приобретает способность регулировать его. Речевое общение создает условия для планирования самостоятельной деятельности и участия в коллективном труде.
Роль речи в жизни человека далеко не исчерпывается перечисленными факторами. Но их достаточно для вывода о том, что речевые отклонения в разной степени (в зависимости от причин и механизмов) отрицательно влияют на все составляющие психического развития. Они затрудняют построение отношений в социуме и особенно болезненно затрагивают процесс формирования высших уровней познавательной деятельности, что не может не сказываться на качестве школьного обучения. Положение ребенка с речевыми отклонениями в школе осложняется еще и тем, что не устраненные своевременно недостатки устной речи прочно фиксируются в чтении и на письме и разрушаются с трудом.
Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта. При этом первостепенное значение приобретает анализ того, какие компоненты языковой системы те или иные нарушения затрагивают: распространяется ли дефект на один компонент –фонетический; при котором отмечается преимущественно неправильное произношение звуков, или затрагиваются еще и фонематические процессы, когда нарушается не только устная речь, но и письмо и чтение; может иметь место недоразвитие речевой системы (произношения и различения звуков, словарного запаса и грамматического строя).
Прошло уже более ста лет с момента описания нарушений письма и чтения (дислексии, дисграфии). За это время учёными было проведено огромное количество исследований и накоплен практический материал о данных нарушениях, но, несмотря на это, проблема по-прежнему остаётся одной из наиболее актуальных и сложнейших современной логопедии.
Причины, лежащие в основе этих нарушений, могут быть разнообразными.
Недостаточная сформированность функций речеслухового анализатора при сохранном физическом слухе является причиной затруднений многих детей в различении сходных звуков, отличающихся одним фонематическим признаком. Ученики затруднялись в анализе услышанного и его воспроизведении. Доказательством того, что фонематический анализ играет значительную роль в письме, являются нарушения письма. Показателем нарушенного фонематического анализа являются следующие виды ошибок на письме: пропуски согласных при их стечении (диктант – «дикат», школа – «кола»); пропуски гласных (собака – «сбака», дома – «дма»); перестановки букв (тропа – «прота», окно – «Коно»); добавление букв (таскали – «тасакали»); пропуски добавления, перестановка слогов (комната – «кота», стакан – «ката» Анализ трудностей показывает, что нарушения, связанные с недостатками звуко -буквенного анализа, наиболее часты.
Следующим условием для успешного овладения письмом являются зрительное восприятие, анализ и синтез. Пространственные представления для различения букв, ориентации на листе тетради
Одним из условий формирования грамотного письма являются графомоторные навыки. Они являются конечным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Тем самым они могут оказывать влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом. Например, наличие затруднений в изображении букв иногда настолько загружает внимание ребенка, что дезорганизует и все предшествующие операции. Их формирование и в онтогенезе претерпевает значительную эволюцию одновременно с развитием изобразительной деятельности. Важнейшей функцией, от которой этот процесс зависит, является зрительно- моторная координация.
Условием полноценного письма является хорошее развитие мелкой моторики. Как правило, у детей с нарушениями в развитии моторных функций очень трудно идет процесс освоения конфигураций букв, они никак не могут понять соотношение частей, их расположение на строке. Буквы у них чаще большие, «растопыренные», все линии неровные, много дополнительных штрихов. Эти дети пишут с большим напряжением и почерк резко ухудшается даже при незначительном увеличении скорости письма.
Особого внимания требует дети с недостатками произношения. Им необходимо специальная и довольно длительная работа с логопедом.
Как показывает современная школа, проблема грамотного письма остается наиболее актуальной, требующей своего решения.
Преодоление речевого нарушения вселяет в ребенка уверенность в собственные силы, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения как в среде сверстников, так и со взрослыми,_ ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым, меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правильный позвоночник – правильная осанка.
Формирование правильной осанки является одной из конкретных задач физического воспитания в школе, поэтому в программу по физической культуре включены специальные упражнения на осанку. Упражнения для ф...
Разработка урока по теме: Симметрия в пространстве. Правильные многогранники. Элементы симметрии правильных многогранников".
Методическое обоснование урока. Использование знаний из физики, астрономии, МХК, биологии на уроке геометрии при обобщении систематизации сведений по теме: «Симметрия в пространстве. Правил...
Психолого – педагогическая игра «Правильное решение» (профилактика правильного поведения в экстремальных ситуациях учащихся 7-9 классов)
В работе с детьми с ОВЗ очень важно уделять внимание формированию умения владеть своим эмоциональным состоянием в экстремальных ситуациях, выработке правильного поведения в таких ситуациях....
«Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильного многогранника.»
Презентация к уроку геометрии в 10 классе по теме «Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильного многогранника.»к учебнику Атанасяна Л.С....
Тест по теме «Правильный многоугольник. Вписанная и описанная окружности. Формулы площади правильного многоугольника , стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной окружности в правильный многоугольник»
Тест по теме «Правильный многоугольник. Вписанная и описанная окружности. Формулы площади правильного многоугольника , стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной окр...
Консультация для родителей, будущих первоклассников «СКОРО В ШКОЛУ, БУДЕМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО»
В статье представлен материал для родителей будущих первоклассников, даны рекомендации по выполнению домашнего задания...
Открытый урок английского языка в 11 классе на тему: Развитие навыков чтения и грамматики устной речи «Успех». “Spotlight on Russia. Success”
Открытый уроканглийского языка в 11 классе на тему:Развитие навыков чтения и грамматики устной речи«Успех». “Spotlight on Russia. Success&rdquo...