Развивающие игры по развитию речи для детей 4-5 лет
консультация на тему

Леонтьева Людмила Антоновна

Речь ребенка будет более эффективной, если с ним больше разговаривать, больше читать, и играть в развивающие игры. Игры, которые здесь перечислены, прививают ему желание говорить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchie_igry.doc488.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры по развитию речи для детей 4-5 лет

Речь – одна из важных линий развития ребенка.

Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.

Каждые родители хотят, чтобы их дети росли сообразительными, талантливыми, чтобы они смогли многого достичь в жизни.

Игры, которые перечислены в этой статье, не только раскрывают потенциал ребенка, но и прививают ему желание говорить.

Развитие речи детей  будет более эффективным, если как можно больше читать с ребенком, разговаривать с ним, а также играть в развивающие игры.

1) Ребенку предлагается послушать стихотворение, при этом повторять, как кто издает звуки:

Как кошки мяукают, а?

— Мяу-мя, мяу-мя.

Собачки ругаются как?

Гав-гав, р-р, гав.

А куры кудахтают так:

— Куд-куда, куд-куда.

Как в стойле корова мычит?

— Му-му-му, му-му-му.

А хрюшка на хрюшку ворчит?

— Хрю-хрю-хрю.

Как ветер листвою шумит?

— Шшшш, шшшш,

А змейка тихонько шипит:

— Ш-ш-ш!

После того как стихотворение прочитано, взрослому следует пояснить малышу: «Ты пока не повторил правильно все звуки, но после наших занятий обязательно научишься это делать. Запомни: люди — разговаривают, животные и предметы — издают звуки. Мы с тобой люди и можем произносить отдельные слоги, можем их соединять, и получатся слова».

2) Игра: «Уменьшаем и увеличиваем».

Взрослый даёт задание «Я буду называть слово, а ты уменьши его», например:

Стол-столик,

стул- стульчик,

 ваза – вазочка,

 машина-машинка

 

дом – домик

Следите, чтобы ребёнок вместо уменьшительного животного не называл его детёнышей. Так, корова-коровка, а не телёнок.

Предложите малышу поменяться ролями. А затем поиграйте в эту игру – наоборот. Вы будете называть уменьшительное слово, а ребенок первоначальное слово.

Можно таким же образом, использовать увеличительные суффиксы, например, корова - коровище,   заяц - зайчище.

  1. Игра: «Опиши одним словом».

Задание схоже с предыдущим, но назвать нужно будет не существительное а прилагательное. Приведите несколько примеров, чтобы ребёнок понял задание.

Котлета из рыбы? (рыбная)

Ежик в лесу? (колючий)

Щётка для обуви? (обувная)  

  1. Игра: «Кому что нужно».

 Родитель называет профессию или животное, а ребёнок должен подобрать слова, что может ему понадобиться.

Повар – кастрюля, половник,

полицейский – фуражка, жезл…

парикмахер – ножницы, расчёска...

доктор-халат, рецепт, шприц...

продавец – весы, касса, передник

Белка - орехи, грибы…

  1. Игра: «Четвертый лишний».

 Эта игра известна многим. Взрослый предлагаете четыре слова, а ребёнок выбирает «лишнее», не подходящее по признакам в заданный ряд. Для детей помладше можно использовать картинки, подключая зрительную память, поскольку не всякий ребёнок сможет на слух определить неподходящее слово. Начинать лучше с упрощенных заданий.

 

Вариант 1. Взрослый называет ребёнку слова, относящиеся к определённой тематике. Например, в комнате  находятся –  чайник, кровать, стул, диван

Малыш сразу может определить, что именно находится в комнате  и даёт правильный ответ. Признаки, по которым вы будете объединять слова должны быть разнообразны. Это могут быть животные по среде обитания:

 просто прилагательные, например, холодный, горячий, тяжёлый и прохладный.

Вариант 2. Назовите не четыре слова, а три, но уже без определённого признака.      

           

 

     Пусть ребёнок попробует догадаться.

 

  1. Скажи по-другому (синонимы) и наоборот (антонимы).

Объясните ребёнку, что существуют слова, обозначающие одно и то же.

грустный - печальный,

Злиться-сердиться,

Противник-враг.

Вы будете называть слово, а ребенок – синоним.

А есть слова противоположные по значению. Так, например,

Больной - здоровый,

Друг - враг,

Печаль - радость.

Теперь задача сводится к подбору антонимов для загаданных вами слов. Поменяйтесь ролями.

7)  Формирование грамматического строя речи.

Что же это такое?

Упражняем детей в употреблении имен существительных во множественном числе. «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. У Кати – ведро, у Саши ведро. Что есть у Кати и у Саши? (Ведра)».

ботинок – ботинки

Эти упражнения вызывают затруднения у детей, т.к. изменяются не только окончания (карандаш – карандаши),

 но и само слово (ухо – уши).

8) Учим образовывать форму родительного падежа множественного числа

существительных (чего нет?; с предлогом без). Например:

 Возле дома нет деревьев.

В аквариуме много рыбок.  

На столе коробка без карандашей.

Упражняем в согласовании прилагательных с существительными (в роде, числе).  

«У нас все синее–небо, платье; лента (синяя); карандаш (синий); цветы (синие)»

9) Согласование числительных с существительными. «Сосчитай, сколько предметов: картинки с изображением от 1 до 5 (полотенце, блюдце, платье, яйцо)».

10) Например, дидактическая игра «Петух»

«Про что можно сказать у петуха одна? (голова, бородка). А про что у

петуха можно сказать два? (два крыла, два глаза). Про что можно сказать

один? (один хвост, один клюв). А чего у петуха много?

(перьев)»

Каждый ребенок – азартная натура, поэтому в игре каждому хочется выступить победителем. Не забывайте, что за правильные ответы ребенка нужно обязательно хвалить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Игровые, развивающие занятия, как одно из средств развития речи у детей в ОУ VI вида.»

Использование развивающих упражнений на развитие мелкой моторики рук и игровых занятий на развитие речи воспитанников,их коммуникативного общения....

Игры по развитию речи для детей 4-7 лет

Материал будет интересен логопедам для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, имеющими нарушения речи....

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию речи у детей с сочетанными нарушениями в группе сложные дефекты. Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши»

Вид занятия: Индивидуальное. Технологии: Игровая, беседа, показ иллюстраций, игрушек.Цель: «Развитие артикуляционного праксиса, произносительных способностей, развитие межполушарных связей...

Индивидуальное коррекционно- развивающее занятие по развитию речи у детей с сочетанными нарушениями в группе сложные дефекты. Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши»

Вид занятия: Индивидуальное Технологии: Игровая, беседа, показ иллюстраций, игрушек.Цель: «Развитие артикуляционного праксиса, произносительных способностей, развитие межполушарных связей&r...

Статья. "Дидактическая игра как средство развития речи у детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии".

Игра помогает ребенку лучше адаптироваться в коллективе, помогает созданию психологически положительному микроклимату в группе. Игра помогает ребенку стать личностью. Учитель в своей деятельности по с...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию речи у детей с ТМНР в группе сложные дефекты. Лексическая тема «Посуда. Продукты питания»

       Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия разработан для ребёнка подготовительного возраста с УО с системным недоразвитием речи умеренной степени, по...

Методические рекомендации «Организация коррекционно-развивающей работы по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья»

В В методических рекомендациях описана основная цель и задачи педагога  по целенаправленному развитию и коррекцию словесной речи обучающихся с ОВЗ в единстве с развитием мышления и социальны...