« Игровые, развивающие занятия, как одно из средств развития речи у детей в ОУ VI вида.»
методическая разработка по теме
Использование развивающих упражнений на развитие мелкой моторики рук и игровых занятий на развитие речи воспитанников,их коммуникативного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_konferenciyu.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
« Игровые, развивающие занятия,
как одно из средств развития речи
у детей в ОУ VI вида.»
Подготовила: Г.Е. Кошкина, воспитатель ГПД,
высшая квалификационная категория
2012-2013 уч. год
Работа воспитателя ГПД с детьми с ограниченными возможностями здоровья, строится на тесной взаимосвязи с деятельностью классного руководителя и другими педагогами. Вторая половина дня в школе ( это 5 часов) предполагает чередование отдыха – прогулки, сна ( 1и 2 классы), коррекционных и оздоровительных занятий, выполнение домашних заданий, игровых и развивающих занятий. Воспитатель в ОУ VI вида не только помогает и контролирует выполнение уроков детьми, но и следит за правильным произношением слов, проверяет чтение у плохо читающих детей, разучивает с ребятами стихи, проводит игры и развивающие занятия на улучшение деятельности мелкой моторики рук, практические занятия с пластилином, и поделки из бумаги и природного материала, проводит конкурсы рисунков и многое другое.
В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».
Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. В АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова).
Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Поэтому я, начиная работу с первым классом, постоянно использую
“Пальчиковую гимнастику” Цвынтарного В.В. Дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение и развивают их память и речь. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛЬЦЕВ
Домик
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон)
Лодка
Лодочка плывет по речке
Оставляя на воде колечки.
Обе ладони поставлены на ребро,
большие пальцы прижаты к ладоням
(как ковшик)
Пароход
Пароход плывет по речке
И пыхтит он, словно печка
,
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх
Скворечник
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.
Шарик
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.
Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.
Обычно я вывешиваю одну картинку , мы отрабатываем движение пальцев рук и разучиваем стихотворение. Данная картинка висит до тех пор , пока дети не запомнят слова и как правильно выполнять данное движение.
Во втором классе я продолжаю работу по развитию речи детей. Я усложняю, наработанный в первом классе, материал. Чтобы у детей не пропал интерес к этим заданиям, я предлагаю им поиграть и стать чужестранцами, которые плохо говорят по – русски. Они не знают, как произнести то, или иное слово. Поэтому они некоторые слова изображают с помощью рук. Я произношу выбранным детям на ухо слово, например:
домик, очки, флажок и т.д.,
Задание: Придумай предложение со словом - домик, но это слово не произноси , а изобрази его движением рук. Ребята должны догадаться , что
это за слово.
Образец № 1: У моей бабушки в деревне очень хороший . . . .
Образец №2: Мой брат разбил . . . . .
В конце года ещё более сложное задание.
Каждому произносится слово, и дети, по цепочке, придумывают связанные по смыслу предложения, замещая слово изображением рук. Такие игровые занятия развивают внимание, память, мышление и речь. Но очень часто их проводить нельзя, так как ребята потеряют к ним интерес.
Во втором и третьем классе я провожу уже другие игровые занятия. Работа со счётными палочками. Ребята складывают из палочек различные рисунки
от простых к более сложным. Сначала читается загадка или стихотворение, и дети пытаются угадать, какую фигуру будем строить. Данные упражнения так же развивают мелкую моторику рук, что тоже способствует развитию речи детей.
Во втором, третьем и четвёртом классах я провожу такие игры как «Поле чудес», « Угадай слово» на отгадывание слов.
Здесь дети повторяют алфавит, учатся загадывать слова и правильно произносить их. Игра « Почта», которую мы проводим в дни рождений детей, пользуется у ребят успехом. Они пишут поздравления имениннику, а потом общаются друг с другом с помощью писем. Здесь развивается письменная речь воспитанников. Им очень нравится такая игра.
Так же ребята любят игры с мячом. Поэтому когда на уроках изучают части речи, я провожу игры с мячом на их закрепление.
Дети выстраиваются в одну линию. Я ( ведущая) бросаю мяч одному из них и говорю:
Вед. - Кто?
Уч.1 – Собака.
Вед.- Какая! – бросает мяч другому ученику
Уч.2- Злая.
Вед.- Что делает?
Уч.3 – Лает и т.д.
Перед проведением самоподготовки, чтобы настроить ребят на работу, провожу небольшие речевые разминки на внимание.
«Слова»
Цель: развивать у детей мыслительные операции анализа и синтеза.
Задание: составить слова, исключив одну букву из данных слов.
СОРТ - СОР
КРОТ - РОТ
МРАК – РАК
Игра « Путаница» тоже нравится детям . Слова стоят на своих местах, а буквы перепутались. Поставьте все буквы на свои места и прочитайте названия известных вам детских книжек.
Рти дямевед (« Три медведя»)
Кто в похсага( « Кот в сапогах»)
Дорток боайлит (« Доктор Айболит») и т.д.
Ещё одна игра на развитие внимания, воображения и речи пользуется успехом у детей. Это игра из моего детства «Барыня».
В этой игре заданы определённые правила, которые необходимо соблюдать. В игре присутствует диалогическая речь в режиме вопрос-ответ. Задача водящего состоит в том , чтобы игрок нарушил правила игры. Если вначале игры ребята быстро выбывают, сбиваются, то через некоторое время диалог между играющими может длиться до пяти минут и более.
При проведении праздников, внеклассных мероприятий, игр всегда включаются задания на развитие устной и письменной речи, с учётом возрастных особенностей учащихся. Часто даются разрезные буквы в разбивку, чтобы составить слово по определённой тематике.
Такие занятия на развитие речевых навыков можно найти очень много в методической литературе. В своей работе я использую разработки из серии Мастерская учителя. Группа продлённого дня. Начальная школа.( 1- 4 классы), ЦОРы.
Используемая литература:
1.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь- СПб.: Лань, 1997.
2..Авт. сост. Л.И. Гайдина, А.В.Кочергина. Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий; 1-2 классы-М., ВАКО, 2007, ( Мастерская учителя)
3.Учебно- воспитательные занятия в групп продлённого дня(конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации) Выпуск1,2. Автор составитель: Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: « Пальчиковая гимнастика как одно из средств развития речи и мелкой моторики учащихся с задержкой психического развития ».
В статье кратко описываются особенности речевого и двигательного развития учащихся начальной школы с задержкой психического развития и основные группы пальчиковых игр....
Развивающая предметно- пространственная среда как средство развития речи дошкольника
В данном материале представлена развивающая предметно-пространственная среда группы и требования к ее оформлению....
Развитие графомоторных навыков как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Эффективность метода кинезиологии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, проект «Играем и дома пальчики развиваем", игры с камешками "Марплс"...
Румбокс как средство развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Актуальность:Красивая, правильная речь - залог успешного обучения в школе. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взр...
Статья. "Дидактическая игра как средство развития речи у детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии".
Игра помогает ребенку лучше адаптироваться в коллективе, помогает созданию психологически положительному микроклимату в группе. Игра помогает ребенку стать личностью. Учитель в своей деятельности по с...
«Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей с интеллектуальными нарушениями».
laquo;Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей с интеллектуальными нарушениями»....