Эстетическое воспитание детей средствами изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Эстетическое воспитание детей средствами изобразительного искусства».
Введение
«Эстетическое воспитание детей средствами изобразительного искусства».
Я считаю, что в наше время тема эстетического воспитания очень актуальна. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно ещё и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного, и т.д. Все эти качества необходимы для всесторонне развитого человека.
Цель моей работы: как средствами изобразительного искусства воспитать всесторонне развитого человека.
Передо мной стояли такие задачи:
- попытаться раскрыть сущность эстетического воспитания в жизни человека;
- проследить, когда закладываются основы эстетического вкуса и чувств, и как происходит их дальнейшее развитие.
- попытаться выявить возможные пути формирования эстетического воспитания у школьников средствами ИЗО.
Данная работа состоит из введения, основной части, включающей четыре вопроса и заключения. Первый вопрос рассматривает эстетическое воспитание в окружающей действительности. Во втором вопросе рассматриваются особенности, цели и задачи, раскрываются содержания и методы эстетического воспитания, и его взаимосвязь с другими воспитательными процессами. В третьем - рассматривается вопрос о формировании основ эстетического воспитания ( в каком возрасте) и как происходит его дальнейшее развитие. Последний вопрос раскрывает, как с помощью уроков изобразительного искусства происходит эстетическое воспитание детей.
I. Эстетическое воспитание в окружающей действительности.
Эстетическое воспитание – формирование и развитие культурных потребностей, взглядов и вкусов людей. Эстетическое воспитание, есть формирование у индивида эстетического – особой формы духовного и духовно-практического отношения к окружающей действительности. Объектом эстетических переживаний и оценок может стать как произведение искусства, так и любой эстетически значимый объект – мир вещей и изделий, человек, человеческие отношения и поступки, математические формулы и теории, трудовой процесс и его результаты, первозданная природа и городская среда и т.д. Эстетическое воспитание – есть формирование эстетического отношения не только к искусству, но и ко всему тому, что может иметь для человека эстетическую ценность. Соответственно, если средством художественного воспитания является искусство, то средством воспитания эстетического выступает как искусство, так и вся сфера практической деятельности человека, преобразованная и не преобразованная человеком природа.
Не только в обыденном сознании, Но и в педагогической практике и теории эстетического воспитания сложилась тенденция к абсолютизации возможностей искусства как средства эстетического воспитания. Социологические исследования, изучающие уровень развития эстетической культуры личности, степень приобщения ее к эстетическим ценностям, нередко ограничивают научный анализ поставленной проблемы сферой искусства: знание художественных произведений и их авторов, частоты общения с искусством, участие в художественной самодеятельности и пр. Складывается ошибочное понимание значения других культурных ценностей и процессов практической деятельности в создании утилитарных вещей и изделий, спортивной деятельности, технолого-конструкторской, дизайна и т.д. – в формировании эстетической культуры личности. При таком методическом подходе, их роль в системе эстетического воспитания принижается. Исходя из подобных представлений о месте искусства в эстетическом воспитании, следует теоретический и практический вывод о том, что формирование эстетической культуры в учебно-воспитательном процессе может успешно осуществляться лишь на занятиях по предметам художественно-эстетического цикла. Эстетическое воспитание в обществе направлено на воспитание, на всестороннее развитие личности, на формирование нового, гармонически развитого человека.
II. Сущность эстетического воспитания.
Цель и задачи эстетического воспитания.
Сущность эстетического воспитания заключена не только в дефинитивной стороне вопроса. Нелишним будет отметить, что из некорректности определения сущности эстетического воспитания вытекает столь же неверное представление о цели.
Эстетическое воспитание не сводится к развитию эстетического сознания, к формированию способностей понимать прекрасное. Его задачи и цели значительно шире. В понимании сущности эстетического воспитания следует исходить из философско-антропологической интерпретации деятельности человека, где последняя трактуется как «активное проявление субъектности человека, направленное на мир объектов и на других субъектов».1В таком смысловом контексте активное преобразовательное начало в жизнедеятельности человека выступает способом его бытия.
Согласно этой логике, человек должен рассматриваться не только как существо созерцающее, но и созидающее, творящее, преобразующее. Из содержания этой методической идеи логически вытекает, что целью любого рода деятельности субъекта, направленной на формирование другого субъекта, является развитие в нем не только особенностей и потребностей в репродуктивной деятельности ( воспринимать, анализировать, эмоционально- эстетически переживать созданные ценности), но и способностей и потребностей в деятельности продуктивной. Именно это должно быть основополагающим принципом всех форм обучения и воспитания.
Эстетическое воспитание должно рассматриваться как двусторонний процесс формирования личности: с одной стороны – как совершенствование рецептивных способностей ( т.е. формирование эстетического создания), с другой стороны – как развитие продуктивной активности ( воспитание потребности и способности создавать эстетические ценности).
Данный методологический подход к пониманию воспитательного процесса позволяет определить эстетическое воспитание как целенаправленный процесс формирования способностей и потребностей человека эстетически воспринимать, переживать и оценивать окружающую действительность и преобразовывать ее по законам эстетического совершенства.
Эстетическое воспитание можно также рассматривать как совершенствование эстетической культуры личности.
Обращение к понятию «эстетическая культура личности» дает возможность более полно раскрыть и осмыслить содержание, задачи и цели этого процесса. В понимании эстетической культуры личности мы исходим из разработанной нами системной модели. Её содержание составляют такие элементы, как: 1) эстетические знания, 2) эстетическая реакция на объект, 3) эстетический вкус, 4) эстетический идеал, 5) эстетическая мотивация (эстетические потребности, интересы, установки), 6) эстетическая деятельность.
Из всего, что сказано вытекает, что задачами эстетического воспитания являются:
- освоение основ эстетической теории и приобретения знаний в смежных с эстетической областях ( в искусствознании, теории дизайна(в первые уроки дизайна см), овладение специальным понятийным аппаратом; выработка на основе знаний и практики общения с эстетическими ценностями эстетических убеждений;
- формирование эмоционально-чувственной среды психики, развитие способности эстетически реагировать на произведения искусства и окружающую действительность, понимать и эстетически переживать увиденное и услышанное;
- формирование эстетического вкуса и идеала как способности оценивать эстетические ценности на основе представлений об эстетическом совершенстве;
- выработка принципов, установок, потребностей и интересов в общении с миром эстетических ценностей;
- воспитание потребности и развития особенности к эстетизации – вносить во все сферы осуществляемой деятельности гармонию, стремясь привести их к совершенству или, по терминологии К.Маркса, преобразовывать действительность «по законам красоты».
Выделенные компоненты представляют собой не совокупность определенных фактов, а системное образование, внутри которого существуют сложные взаимосвязи и взаимоотношения, что и придает ему качественную определенность, целостность, которую мы именуем эстетической культурой.
Особенности эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание обладает своими специфическими особенностями. Одной из его особенностей, как уже отмечалось, является то, что эстетическое воспитание не представляет собой изолированной, отдельной от других области воспитательной деятельности. Оно не может существовать само по себе, как «чистое» эстетическое воспитание, обособленное од других форм воспитания. Эстетическое воспитание выступает одним из аспектов, одной из сторон других направлений воспитания – воспитания нравственного, политического, художественного, трудового, экологического и т.д. Притом оно обладает уникальным свойством – потенциально способно составить синтез с любым воспитательным процессом, придавая ему эмоциональную окрашенность, гуманитарную направленность и убедительность.
Каждый вид искусства «говорит» на своем языке. Следовательно, обучение пониманию того или иного вида искусства предполагает постижение его художественного языка, освоение той системы художественно-выразительных средств, которую использует тот или иной вид искусства для выполнения художественной идеи и общения с публикой. В искусстве цвет превращается в художественный цвет, линия – в художественную линию, в музыке звук превращается – в художественный звук, т.е. получают особое художественно-смысловое значение. Подобные смысловые трансформации происходят и со словом в поэзии. Смысловое значение в ней обретает ритмическая организация слов; слова в искусстве поэзии образуют метафору, смысл которой, как известно, не совпадает с прямым значением сказанного.
2.3 Взаимосвязь эстетического воспитания с нравственным, трудовым, художественным воспитанием.
Воспитание как педагогический процесс означает целенаправленную, систематическую и планомерную передачу подрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков.
Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.
Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития раскрывается тем, что этические и эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека. Например, та радость, которая охватывает человека при восприятии красоты, очень похожа на чувство гордости при совершении нравственного поступка. Напротив, отвращение и презрение вызывают не только безобразные поступки, но и их образное отражение в том или ином виде искусства . воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.
Велико воспитательное значение всех видов искусства в формировании основ патриотизма: дети проникаются любовью к родной природе, родному краю, городу, гордятся результатами труда своих родителей, постепенно приобщаются к понятию Родины.
Также эстетическое воспитание тесно связано с трудовым. Превращая тот или иной материал в полезную вещь, человек радуется, чувствуя свои возрастающие силы.
«Радость труда… немыслима без чувствования красоты, но здесь красота не только то, что он создает. Радость труда – красота бытия» - говорил В.А.Сухомлинский.
В процессе художественно - творческой деятельности совершенствуется память, особенно зрительная и музыкальная. Так, в рисовании дети отражают то, что хранится в их зрительной памяти.
Между художественным и эстетическим воспитанием существует диалектическая связь: эти воспитательные процессы пересекаются в сфере искусства . эстетическое воспитание в области искусства преследует цель формирования способности эстетически переживать изображенное в художественном произведении и давать ему эстетическую оценку. Эстетическое начало в общении с искусством крайне необходимо, поскольку художественная информация, в отличие от информации научной, должна не только пониматься, но и эстетически переживаться. Постижение художественного смысла произведения искусства не сводится к тому, чтобы вызвать у воспринимающего эстетическую эмоциональную реакцию. И, как справедливо замечает известный исследователь психологии музыкального воспитания Б.М.Теплов, «понять художественное произведение – значить, прежде всего прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятие искусства; через него должно идти; без него оно не возможно. Но чувствами художественное восприятие, конечно, не ограничивается. В искусстве познание и эстетическое переживание неотделимы друг от друга: познать смысл художественного произведения означает эстетически пережить его. Отсюда вполне очевидно, что процесс художественного воспитания переплетается с процессом воспитания эстетического.
В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребенка. Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, вкусов, интересов.
Осваивая окружающую действительность и искусство, у детей формируются знания о прекрасном. Под руководством взрослых дети осваивают основные эстетические критерии возвышенного и низменного, трагического и комического и т.д. Через произведения искусства: стихи, песни – у детей закрепляется знание о прекрасном, дети овладевают эстетической оценкой: прекрасного или некрасивого, уродливого, безобразного.
Осваивают и категорию смешного, и комического. В комизме отражаются противоречия между старым и новым, между должным и реально существующим. В содержание эстетического воспитания входит и формирование элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети приобретают знания о фольклоре, стихах, рассказах.
Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания входит и приобретение эстетических навыков и умений. В музыкальной деятельности дети овладевают навыками слушания музыки; в изобразительной деятельности – умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать индивидуальные свойства и общие.
Также в содержание эстетического воспитания входит развитие у детей самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности. Далее я хочу рассмотреть вопрос, с помощью чего, какого «инструмента» это может сделаться.
По выражению А.С.Макаренко , этим инструментом прикосновения к личности, этим способом, с помощью которого совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников является метод.
Основными методами, которые используются в эстетическом воспитании, являются:
наблюдение за окружающей действительностью; сюда входит и рассматривание иллюстраций, картин, и простые наблюдения за природой, за снежинками, за облаками и т.д.
разъяснение, анализ произведений искусства, предметов и явлений.
упражнения в искусстве; сюда входит и слушание музыки, игра на музыкальном инструменте, рисование и т.д.
также большое значение имеют беседы и рассказы, в них ребенок может высказать свое мнение.
развитие самостоятельных действий – преподаватель предлагает найти способ решения намеченного задания или собственного замысла.
включение в трудовое воспитание – учить детей познавать красоту труда.
Таким образом, эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к искусству, к жизни.
Методы эстетического воспитания помогают воспитать такого человека, и направлены на обучение, думать, искать, пробовать и находить решение. Знание сущности, цели, взаимосвязи и специфики эстетического воспитания имеет не только академический, но и практический смысл. Без ясного о них представления невозможна организация воспитательного процесса.
III. Формирование основ эстетического воспитания.
В своей работе я хотела бы проследить, когда закладываются основы эстетического воспитания и как происходит его дальнейшее развитие.
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему – сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоническое развитие чувств.
Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребности человека.
«Ничто, ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души и ее строя» - говорил К.Д.Ушинский.
Особую группу чувств составляют высшие чувства: эстетические, нравственные и интеллектуальные. Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст – это период первоначального фактического складывания личности. Дети дошкольного и школьного возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками и мелом. Родители должны всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей.
Воспитание у детей устойчивого интереса к труду, желание понять красоту окружающего мира начинается именно в семье. Ребенок ещё только научился сидеть, сделал первые шаги – и уже в этом возрасте можно закладывать основы эстетического воспитания. К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Их вызывает красивая, мелодическая и спокойная музыка (типа колыбельной), веселая песня, бодрый марш. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется чем-то блестящим: украшенной елкой, брошкой и т.д. в этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: «Как красиво!» Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: «какой красивый красный мяч», «как нарядно одета кукла» и так далее. Очень быстро дети начинают и сами отличать явно некрасивое, дисгармоничное от мелодичного, гармоничного, особенно в воспринимаемых звуках. Необходимо пробуждать у малышей интерес к произведениям художественной литературы. Во время рассказа детям коротеньких художественных и народных стишков («ладушки- ладушки», «водичка, водичка, умой мое личико» и т.д.) у детей развивается умение вслушиваться в звуки, чувство ритма, слуховая чувствительность и эмоциональная выразительность голоса.
Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого. В этом возрасте родители своим примером могут воспитать у ребенка любовь к чистоте и порядку. Очень важно уже в этот период обращать внимание детей на красоту окружающего мира в самых доступных ее проявлениях. Взрослые должны научить своего ребенка радоваться хорошей постройке товарища, красивому букету, нарядно одетой кукле – все это будет прививаться при непосредственном внимании мамы и папы.
Подрастая, попадает в новый коллектив – детский сад, который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы, пособия – должно воспитывать своей чистотой, аккуратностью.
Еще одно из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства. Большое значение в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Преподаватель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров: дымковскими игрушками, резьбой по дереву, вышивкой и другими видами. Тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.
Эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность ребенка. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические знания, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация. Эстетические чувства развиваются на занятиях изобразительной деятельности, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, передавать красоту окружающей среды.
Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки, матрешки, веселые дымковские свистульки и другие. Очень большое значение имеет подбор игрушек и уход за ними. Рваная или грязная кукла не только некрасива, но и воспитывает равнодушие к этой игрушке. Пример воспитания, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного эстетического вкуса. Немалую роль играют занятия по ознакомлению детей с художественной литературой.
У ребенка очень важно воспитывать чувство юмора с самого раннего детства, оно способствует душевному здоровью, помогает противостоять трудностям и невзгодам.
Рассматривая следующий этап жизни - младший школьный возраст, можно отметить, что ребенок уже имеет представление о красоте. В школе также происходит дальнейшее совершенствование эстетических чувств и вкусов. В период младшего школьного возраста создаются благоприятные условия для дальнейшего развития эстетических чувств детей, воспитание эстетического вкуса.
Одним из эффективных средств эстетического воспитания, в котором тесно переплетается формирование трудовых навыков и художественное развитие учащихся начальных классов, являются кружки. Они позволяют детям другими глазами взглянуть на окружающее, побуждают в них радость труда и жажду творчества.
Дети знакомятся с изделиями широко известных народно-художественных промыслов Художники Республики Тыва(С.М.Червонная)Агальмоталит (чонар-Даш) Гжели (художественная роспись по керамике), Хохломы, Палеха, Городца и другие. Не ограниченные жестким временем урока, дети проявляют больше творчества и фантазии при выполнении самостоятельных работ. Ярким примером этому служат выставки детского творчества, где можно увидеть множество удивительного, неожиданного и красивого в работы и поделках детей.
Формирование эстетических чувств у младших школьников происходит так же в процессе художественно-изобразительной деятельности. Организуя последовательно усложняющую систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.
Таким образом, эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Очень большую роль в эстетическом воспитании играют семья, детский сад и школа, поэтому родителям, воспитателям и учителям надо постараться создать атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство красоты, чистоты, аккуратности и так далее.
IV. Эстетическое воспитание детей на уроках изобразительного искусства.
В этой главе я попытаюсь показать, как в условиях урока изобразительного искусства, решаются вопросы эстетического воспитания.
Каждая встреча ребенка с вещью должна быть необычайной, наполненной радостью. И самый опасный враг такой встречи – установка учителя на однообразный план беседы. Народное искусство – это не отдельная художественная вещь, сказка, песня, это – мир человеческих отношений: «отношений человека с природой, человека с человеком, с историей своего народа, с миром». Это понимание естественно рождает стремление учителя «оживить» вещи, заставить «заговорить» среду бытования, суметь услышать, что хотел сказать мастер тому, кому предназначалась вещь… И здесь возможны различные методы и приемы: беседа, диалог, сказка, игра и игровые приемы. Для первоклассников на уроках « Народного искусства», мы отдаем предпочтение сказке, игре и игровым приемам.
Способствуя созданию радостной атмосферы общения детей с народным искусством, мы не забываем о ступеньках эстетического познания. Без назиданий учим различать художественные особенности вещей разных промыслов, сравнивать, узнавать. Создаем условия для эстетических переживаний красоты родной природы, которая является вечным источником творчества. Стараемся разнообразить зачин для решения той или иной задачи познания. Это и игра в «опознание» вещи; конкурс – «разобрать» вещи по промыслам, «путешествие» по местам народных промыслов (старинных и современных) с целью показать народную архитектуру; старинную одежду, вещи - созданные давно-давно. Природу, просторы родных полей, лесов; людей, которые и сегодня живут в ладу с природой, на земле, которую любят и на которой трудятся. Для такого путешествия учителю неоценимую услугу оказывают фотографии, фильмы. И совсем прекрасно, если эти фильмы сняты самим учителем, во время собственных походов по родной земле с целью постижения самобытного искусства своего народа, душевной красоты его творцов, красоты природы.
В свободном общении, диалоге с детьми, когда никто не боится высказать свое мнение , предположение о содержание о содержании и характере образа художественной вещи, важен не только зачин, но и подведение итогов. Итогов, в которых опять же не однообразно, не монотонно, но звучит мысль о принадлежности художественного памятника, образа, вещи – типа, творчества отдельного мастера к общим истокам, к выводу о национальном характере и самосознании, выраженном через эти отдельные явления, предстающими как часть нашей культуры. Это и есть первые шаги на пути формирования памяти исторической, культурной и народной.
И здесь уместно напомнить, что развитие эстетического воспитания и познания не ограничивается только частью культурного наследия – народным искусством. Сохранить эмоциональную, живую атмосферу на уроке при ознакомлении с картиной – также одна из важнейших задач учителя. Сказка и игровые приемы и в этом случае помогают не погасить эмоциональную жизнь ребенка, вызвать богатый спектр ассоциаций, помогающий проникнуться идеей произведения, понять образ.
Перспективным, на наш взгляд, представляется прием установления диалога учитель – ученик в конфликтной ситуации, которая характеризуется тем, что младший школьник эмоционально переживает увиденное произведение, поднимает с готовностью руку, а при ответе оказывается, что не знает, как выразить словами свое впечатление. Словарно-логическая память еще не настолько развита, и частично дети чувствуют себя дискомфортно. Помочь можно, создав ситуацию поиска и выбора адекватного их восприятию ответа из ряда предложенных. Вопросы и ответы (с вариантами, порой альтернативными) готовит учитель.
Итак, подведем итоги. В методике организации эстетического воспитания и познания произведений народного и художественного искусства важно учитывать особенности развития личности шестилетнего первоклассника.
С этой целью следует:
- создавать условия для погружения учащихся в мир художественных образов с помощью беседы, диалогов, сказки, игры и игровых приемов. При этом игре и игровым ситуациям отдается предпочтение
- вести ознакомление с художественным произведением (вещью – типом, картиной, скульптурой), помня об определенной последовательности – от общего к частному и опять к общему, что помогает нам увидеть целое в художественном произведении ранее частей, его составляющих, способствует выразительности, силе и новизне эстетического восприятия;
- помнить, что эстетическое восприятие и познание состоялось, если нам удалось вызвать у первоклассников чувство творческого сопереживания увиденному. Одним из показателей такого состояния может быть живой диалог учеников с учителем. Диалог, в котором дети не боятся высказывать свои суждения, предположения, мысленно перенестись в художественный мир, созданный народным мастером или художником, принять на себя ту или иную роль (народного мастера, подмастерья, героя картины и т.д.).
Эстетическое восприятие вещи-типа или картины не самоцель, а путь осмысления красоты природы и мира, в котором мы живем. Действенным союзником учителя в эстетическом развитии младших школьников является русская речь.
В итоге, в процессе эстетического восприятия искусства и действительности формируется эмоционально-ценностное отношение учащихся к жизни и искусству, которое у каждого имеет свою, индивидуально-неповторимую эмоциональную окраску и форму выражения. Одновременно формируется эстетическая установка на восприятие произведений народного искусства кА особого типа творчества, отличающегося от профессионально-художественного искусства, но и имеющего общее с ним.
Урок изобразительного искусства – это особый урок. И требования к нему особые – он должен строиться по законам искусства. Отсюда и вытекает ряд его особенностей. Прежде всего урок искусства должен решать задачи нравственно-эстетического воспитания. Потому что нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественно-образную форму, является сущностью самого искусства.
Урок искусства немыслим также без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности. Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных живых диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Именно тогда процесс восприятия искусства приобретает на уроке желанную форму осуществляясь « в единстве мысли и чувства».
Если мы добьемся того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, т.е. научим ученика сопереживать, то его духовная жизнь станет более полнокровной, он сможет более глубоко воспринимать и человека, и природу, и музыку, и изобразительное искусство, и многое другое. Одним словом, он поднимется ещё на одну ступеньку общечеловеческой культуры. Мир радости, добра и красоты… приоткроем завесу этого удивительного мира, в который мы поведем наших милых, любознательных и восторженных второклассников. Человек всегда стремится создать свой мир – добрый, уютный, где бы он чувствовал себя в безопасности, где бы ему было хорошо и спокойно. Ребенок живет в огромном, реальном мире, в котором многое для него пока еще недосягаемо в силу его возрастных особенностей.
Наша задача,- научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. По-новому взглянуть на осенний лист, маленький затерявшийся цветок в траве, крылышки ночной бабочки, дать при этом ребенку почувствовать особое очарование красоты природы. Постараемся подвести детей к тому, чтобы они были деятельны в своей жизни, т.е. могли не только любоваться красотой, но и беречь её, а на доброту не только откликались, а сами творили добро. Только тогда эти понятия «красота» и «доброта» станут стержневыми в эстетическом воспитании человека. Во втором классе закладываются основы осознанного отношения ребят к искусству и родной природе, добру и злу, прекрасному и безобразному, предпочтения маленького человека – что нравится, а что нет. Ребенок на уроке осваивает работу красками и кистью, графическими материалами, учится пользоваться линией, пятном, т.е. получать те основы навыков, которые позволят ему чувствовать себя более уверенно на следующем этапе обучения.
Искусство отражает жизнь и, отражая, воздействует на жизнь, преобразуя и совершенствуя её. Естественно, что к таким философским, обобщенным понятиям наши дети прийти не могут, но понять, что каждый день, всегда человека окружают конкретные предметы искусства, которые могут изменить, облагородить среду обитания, оказать влияние и на самого человека, вызвав у него стремление создавать красоту вокруг себя, - могут.
Убеждаются наши ребята в этом уже с первого знакомства с вещами и предметами , окружающими их в доме: игрушками, книгами и т.д. в этот момент душа ребенка совершает открытие той красоты, которую он не замечал раньше. Теперь многое в доме станет привлекать его внимание своеобразием формы, изысканным узорочьем орнамента, на многое он посмотрит совершенно иным взглядом, любознательным, пытливым, увлеченным, не раскрытым, если с детства не подвести их к пониманию красоты предметного мира, существующего рядом. Думается, что с того момента, когда дети новым взглядом посмотрят на привычный мир, в душе родятся новые чувства не только ко всему этому, но и к дому. Теперь дом станет целым миром, с книжками, гравюрами, расписными тканями, обоями, игрушками, посудой, - прекрасным и дорогим для детского сердца.
Формируя у детей культуру восприятия через искусство, мы создаем тем самым реальные предпосылки для широты эстетического воспитания. Неотъемлемой частью такого воспитания является любовь к Родине, - это емкое, многогранное понятие. Постигать это великое чувство начинаем с того, что учим детей наблюдать, всматриваться в окружающий мир природы. Все начинается с самого малого. Уметь любоваться хрупкой красотой цветка, веселой змейкой ручейка. Всего, конечно, не перечислить.
От урока к уроку мы раскрываем перед детьми широкую панораму образов, многие из которых берут свое начало в глубокой древности и простираются в сегодняшний день. Если сердце ребенка не будет переполнено гордостью за духовный опыт народа,
Он не сможет понять величие его нравственного подвига.
Совершая с ребятами путешествия в прошлое, мы стремимся через искусство сформировать глубокое эмоциональное отношение к тому, что составляет гордость русской культуры, являющейся неотъемлемой частью общей многонациональной культуры народов нашей страны.
На уроках, изучая пейзаж родной земли, образы деревьев, древнерусских городов, образ русского человека, мы должны увязать этот материал с великим чувством любви к Родине. Это чувство зарождается на эмоционально-нравственной основе, поэтому через искусство должно формироваться глубокое эмоциональное отношение к ценностям нашей художественной культуры. Нам никак нельзя упускать ученика на наших уроках! Мы должны дать ему ключ к пониманию истинных ценностей через формирование отношений к ним.
Таким образом, эстетическое воспитание, т.е. воспитание понимания прекрасного и стремления активно создавать его и воплощать в действительность, имеет своей целью и расширить знания людей, и сформировать мир их чувств, и развить и утвердить гуманистическое, человечное отношение к людям, к жизни.
Заключение.
Основная цель этой работы заключалась в том, чтобы показать, как решаются вопросы эстетического воспитания средствами ИЗО.
Изучение, постижение сути изобразительного искусства ставит задачу воспитания нравственности. Высокие нравственные цели – это рельсы эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание должно исходить из естественной радости человека в красоте и пробуждать в нем общее стремление и привычку, общее стремление к искусству. И только тогда, когда у подростка уже образовались радость и привычная склонность к эстетическому творчеству, только после этого может идти речь об обучении технике эстетического творчества.
Школа сегодня, как никогда, особенно остро нуждается в увлеченных высокопрофессиональных педагогах изобразительного искусства. Он должен прекрасно рисовать – иначе ребята не поверят в него. Он должен быть достаточно образованным человеком в искусстве, умеющим ярко, образно, эмоционально донести информацию детям. Он должен быть прекрасным педагогом. Без этого невозможно поднять свою работу до высокого нравственного уровня.
Сегодня обстановка живительных перемен в обществе еще с большей остротой выдвигает перед школой решение вопросов, связанных с творческой самореализацией ученика по самым разным направлениям учебной деятельности. Одним из основных является – эстетическое.
Список литературы
1.Аксарина Н.М. Воспитание детей М., 1992 г.
2.Бореев Ю. Эстетика М., 1988 г.
3.Веремьев А.А, Эстетическое и художественное воспитание: сущность и взаимосвязи / Ж. «Искусство и образование» №3, 2002 г.
4.Волков Н.Н. Восприятие живописи и культуры. – Л., 1971 г.
5.Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства – М., Изд. «Просвещение» 1991 г.
6.Крутецкий В.А. Психология М., Изд. «Просвещение» 1980 г.
7.Полунина В.Н. Одолень – трава // Эстетическое воспитание детей – М., 1989 г.
8.Педагогика / под ред. Ю.К.Бабанского – М, 1983 г.
9.Чуковский К.И, От двух до пяти – М., 1977 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "эстетическое воспитание детей средствами изобразительного искусства"
для преподавателей и учителей изобразительного искусства...
Эстетическое воспитание школьников средствами хорового искусства
В парадигме Российского образования XXI века приоритет отдается воспитанию, которое было и остается неотъемлемой частью педагогической деятельности школы наряду с обучением. Опираясь на принципы ФГОС,...
Обобщение опыта работы над темой:"Эстетическое воспитание на уроках изобразительного искусства"
МОУ «Шерагульская средняя общеобразовательная школа» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕна урокахизобразительного искусстваобобщение опыта работы Автор :...
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ВОСПИТАННИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Статья является обобщением опыта автора в вопросе формирования художественно-эстетического вкуса воспитанников средствами изобразительного искусства. Автором выделены и проанализированы основные пробл...
Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ребенку интересен мир, но ...
"Формирование эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства"
Роль эстетического воспитания в формировании личности, ее всестороннем развитии трудно переоценить. Уже в древности отмечали значение красоты в жизни и деятельности человека. Исключительно велико и мн...
Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства.
В настоящее время в условиях демократизации и гуманизации образования становится особенно ощутимым неудовлетворительный уровень культуры, гуманитарной и гуманистической подготовки учащихся. Современно...