"Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства"
рабочая программа (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида №4
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель МС Директор школы
О.М.Журавлёва_________ О. Н. Самойлова_______
Рабочая программа
воспитательной работы с учащимися 10-13 лет
на 2011-2012 учебный год.
Программа "Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства"
Воспитатель Матущак Т.Г.
Пояснительная записка
Полноценное развитие личности ребенка в детстве связано с его эмоциональным развитием. Эмоциональная система обеспечивает регуляцию поведения и ориентировку в окружающем мире. Эмоции – это система «быстрого реагирования» на любые важные с точки зрения потребностей изменения внешней среды («Основы коррекционной педагогики» А.Д.Гонеев).
Одной из особенностей детей с нарушением интеллекта является недостаточная способность адекватного эмоционального отклика на явления действительности. Эмоциональные нарушения нередко становятся причиной отклоняющегося поведения, которые (по мнению Г.Ф. Бреслава) проявляются в неспособности сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни в вымышленной, в отсутствии чувства вины как специфического явления эмоциональной саморегуляции, в негативных эмоциях, страхах, замкнутости, агрессивности, гиперактивности как проявлении нарушений системы эмоциональной регуляции.
Коррекции эмоционального развития способствует эстетическое развитие – организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей. Эстетическое развитие определяет эстетическое воспитание.
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по «законам красоты» («Педагогика» Б.Т. Лихачев). Эстетическое воспитание и развитие детей должно осуществляться с помощью системы эстетического воспитания. Ее сердцевиной является воздействие средствами искусства.
«Эмоции искусства суть умные эмоции. Вместо того, чтобы проявляться в сжимании кулаков и дрожи, они разрешаются преимущественно в образах фантазии».
Л.С.Выготский.
Искусство является важным средством, снимающим у детей напряжение от учебы, труда, спорта. Увлекая школьника, сосредотачивая его внимание на новых и ярких впечатлениях, пробуждая эстетическое чувство – просветленное чувство наслаждения красотой мира, искусство переносит его в мир переживаний и эмоциональных состояний, переключающих его психическую деятельность в новое русло, создающее разрядку. Сменой количества и качества духовных впечатлений искусство осуществляет своеобразную психотерапию, выполняет психогигиеническую функцию.
В основу программы положена идея развития личностного потенциала ребенка, психического становления посредством художественного освоения и преобразования действительности (в том числе и самого себя) средствами искусства: музыкой, театром, изобразительным искусством и прикладным творчеством. Это обусловлено тем, что доминантой детского творчества является художественная направленность. Как известно, в процессе художественной деятельности активно формируются чувства ребенка, художественный вкус, творческая активность.
Основу базового развивающего компонента программы составляют занятия, имеющие эстетическую направленность: музыка, театральная игра, изобразительное искусство и прикладное творчество, которые ориентированы не только на активизацию творческого потенциала и эмоциональной сферы, а также направлены на более глубокое развитие у ребенка таких значимых психических процессов, как мышление, память, внимание, восприятие, воображение.
Театральная деятельность, дающая простор воображению, наполняет жизнь ребенка особым смыслом, помогает вырабатывать определенное отношение к педагогам, коллективу, умение выполнять самостоятельно простые и сложные задачи. Творческая атмосфера способствует развитию индивидуальных способностей детей, уменьшает количество стрессовых ситуаций, помогает развивать межличностные отношения. Театральное искусство обладает важной особенностью: оно несовместимо с насилием, нажимом, запретом. Театр детей – это театр живой импровизации. Театральная деятельность дает шанс на успех каждому ребенку. Если успех устойчив, у ребенка высвобождаются скрытые возможности, несущие огромный заряд духовной энергии.
Использование методов театральной педагогики в эстетическом воспитании детей дает возможность:
– комплексно воздействовать на фундаментальные сферы психики ребенка: ум, волю, чувства;
– обеспечить ситуацию успеха для каждого ребенка;
– развивать познавательную сферу и произвольные психические процессы;
– развивать эстетический вкус восприятия окружающего мира.
Музыкально-эстетическая деятельность формирует художественную культуру ребенка, развивает эстетический вкус восприятия музыкальных произведений, способствует снятию эмоционального напряжения, корригирует нарушения звукопроизносительной стороны речи. В процессе занятий музыкальной деятельностью ребенок учится слушать музыку, точно интонировать, чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней. Получая первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, элементах музыкальной грамоты, дети учатся воспринимать музыку с точки зрения ее эмоционально – ценностной стороны.
Изобразительное искусство оказывает существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы умственно – отсталого ребенка, способствует развитию у него правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве. Занятия рисованием содействуют развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать.
Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школы-интерната VIII вида №4, типовой программой для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией Е.Д. Худенко, образовательных программ ОУ.
Цель программы: создание условий для развития эстетических чувств у детей с нарушением интеллекта средствами искусства.
Задачи программы:
- формирование представлений о классическом и современном искусстве, ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;
- овладение учащимися специальной художественно-творческой деятельностью;
- способствовать развитию художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, способности оценивать окружающий мир «по законам красоты»;
- воспитание средствами искусства творческой активности, устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Критерии эффективности и способы проверки
Задачи | Критерии | Показатели | Способы проверки |
1. Формирование представлений о классическом и современном искусстве, ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной культуры. | Знание, понимание основных видов и жанров искусства, произведений отечественной и зарубежной культуры. | Умение определить произведение искусства, соотнести его с определенным видом, жанром, стилем, назвать автора. | Анкетирование. |
2.Овладение учащимися умениями и навыками художественно-творческой деятельности. | Сформированные умения и навыки художественно-творческой деятельности. | Умение применять на практике различные средства художественной изобразительности петь соло, в ансамбле, в хоре, использовать средства театральной выразительности. | Практическая деятельность. |
3.Развитие художественного вкуса учащихся, способности оценивать мир «по законам красоты». | Положительное эмоциональное реагирование на эстетические ценности предметов и явлений окружающего мира. | Умение выразить свои мысли, чувства, впечатления в форме эстетического суждения, оценки. | Индивидуальные и групповые беседы, опросы, наблюдения, анализ творческих работ. |
4.Воспитание средствами искусства творческой активности, устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры. | Наличие интереса | Стремление к художественно-творческому самовыражению (пение в хоре, игра на музыкальных инструментах, участие в импровизации, конкурсах рисунков, театральных постановках). | Диагностика уровня творческой активности учащихся (методика М.И. Рожкова). |
Предлагаемая программа развивающих занятий предназначена для учащихся 5 класса в системе коррекционно-развивающего воспитания. Она предполагает преимущественно игровую форму занятий, наиболее доступную для детей в начале этапа смены ведущей деятельности (перехода от игровой деятельности к учебной).
В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), творческий метод (Л. Предтеченская), системный подход. Метод междисциплинарных взаимодействий является важнейшим методом данной программы. Все предметы эстетического цикла взаимодействуют друг с другом и составляют единую образовательную область «Искусство». Программа имеет трехуровневую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы систематичности и последовательности (метод «шаг за шагом»); «развития по спирали» (многократные повторения тем на разных этапах, в разных классах на более обогащенном смысловом уровне; сквозного развития (непрерывное развитие тем внутри каждой группы).
Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематизма, содержания материала, видов практической деятельности.
Творческий метод используется в программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество проявляет себя во всех формах художественной деятельности учащихся: в пении, импровизации, театрализации, изобразительной деятельности.
Комплекс занятий носит название «Творческая прогулка».
Содержание раскрывает картину необыкновенного, доброго мира, окружающего ребенка. Рассказывается, что повсюду звучит музыка – в природе, в сказках, в мультфильмах, театральных постановках, мир расцвечен различными красками, эмоциями, настроением.
Программа рассчитана на 50 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью от 30 до 40 минут.
В конце работы проводится диагностика творческой активности (методика М.И.Рожкова, Ю.С.Тюнникова, Б.С.Алишева, Л.А.Воловича), делается сравнительный анализ изменений в сформированности уровня творческой активности учащихся, анкетирование с целью выявить интересы и направленность детей, анализ продуктов творческой деятельности. Заполняются карты индивидуального развития личности.
Изучение изобразительного искусства направлено на решение следующих задач:
- развитие художественно-творческих особенностей, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, архитектуры;
- овладение практическими умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира, о выразительных средствах живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры;
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству.
Изучение театрального искусства направлено на решение следующих задач:
- раскрытие индивидуальных способностей ученика, в том числе эмоционально – образного восприятия мира;
- развитие основных психических процессов (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения, коммуникабельности, смелости публичного самовыражения);
- развитие речевого аппарата, пластической выразительности;
- обогащение духовного мира;
- воспитание чувства ответственности перед коллективом.
Изучение музыки направлено на решение следующих задач:
- освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, особенностях музыкального языка, музыкальном фольклоре, о воздействии музыки на человека, о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении, инструментальном музицирование, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание интереса и эмоционально-ценностного отношения к музыке
Составлены разделы программы с рекомендуемым почасовым делением по каждому из направлений, количеством времени, отведенным на теорию и практику (Приложение 1), учебно-тематический план занятий (Приложение 2), содержание занятий (Приложение 3),список литературы, использованный при составлении программы (Приложение 4), рекомендуемые методики диагностирования (Приложение 5), рекомендуемые упражнения, задания, игры для занятий по театральному творчеству (Приложение 6).
Приложение 1
Разделы программы
Всего часов | Из них: | |||
теория | практика | |||
1 | Музыка | 18 | На каждом из 15 занятий: 5-10 мин. | На каждом занятии: 20-30 мин. |
2 | ИЗО | 15 | На каждом из 14 занятий: 5-10 мин. | На каждом занятии: 20-30 мин. |
3 | Театр | 17 | На каждом из 13 занятий: 5-10 мин. | На каждом занятии: 20-30 мин. |
Примечание: занятия 24, 29, 34, 36 – комплексные занятия с несколькими видами творческой деятельности.
Приложение 2
Учебно-тематический план
Комплекс занятий «Творческая прогулка».
№ | Тема и вид занятия | Раздел | Форма работы | Теория | Практика | Срок |
1 | «Встреча с музыкой». | Музыка | Музыкальное занятие | 10 мин. | 20 мин. | 5.09 |
2 | «Весёлые краски» | ИЗО | Занятие по освоению знаний о художественных материалах и возможностях их использования | 10 мин. | 20 мин. | 6.09 |
3 | «Кто пасётся на лугу?» А.Пахмутова | Музыка | Доминантное занятие по развитию певческих навыков. | 10 мин. | 20 мин. | 12.09 |
4 | Беседа: «Что такое театр?» | Театр | Беседа. | 10 мин. | 20 мин. | 13.09 |
5 | «В гостях у Петрушки». | Театр | Развлечение. | 10 мин. | 20 мин. | 19.09 |
6 | «Осенний букет». | ИЗО | Художественный труд (природный материал). | 10 мин. | 20 мин. | 20.09 |
7 | «В гости к волшебнице» | Музыка | Доминантное занятие по слушанию. | 10 мин. | 20 мин. | 26.09 |
8 | «Книга сказок» | Театр | Комплексное занятие по творчеству | 10 мин. | 20 мин. | 27.09 |
9 | «Шишки для Мишки» | Музыка | Музыкально-дидактическая игра» | 10 мин. | 25 мин. | 3.10 |
10 | «Волшебная кисточка» | ИЗО | Занятие ИЗО. Три основных цвета и их составные. | 10 мин. | 20 мин. | 4.10 |
11 | «Весёлые человечки» | Музыка | Доминантное занятие по ритмике | 10 мин. | 20 мин. | 10.10 |
12 | «Почему грустит щенок?» «Музыка выражает». | Музыка | Музыкальное занятие | 10 мин. | 20 мин. | 11.10 |
13 | Беседа «Ты в театре». | Театр | Беседа | 10 мин. | 20 мин. | 17.10 |
14 | «Девочка из цветка». | Театр | Доминантное занятие по творчеству | 10 мин. | 25 мин. | 18.10 |
15 | «Игрушки в избушке». | Театр | Развлечение | 10 мин. | 20 мин. | 24.10 |
16 | «Волшебная палитра» | ИЗО | Занятие ИЗО Понятия: холодные и теплые цвета | 10 мин. | 20 мин. | 25.10 |
17 | «Рукавичка-теремок». | Театр | Сюжетно-ролевая игра | 10 мин. | 20 мин. | 31.10 |
18 | «Жил да был на белом свете». | Театр | Бином фантазий | 10 мин. | 20 мин. | 14.11 |
19 | Беседа «Как красиво все вокруг!». | ИЗО | Цвета радуги. | 10 мин. | 20 мин. | 15.11 |
20 | «Ну-ка, зеркало, скажи!». | Театр | Пантомимика | 10 мин. | 20 мин. | 21.11 |
21 | «Сказочный город» | ИЗО | Занятие ИЗО (Восковые карандаши). | 10 мин. | 20 мин. | 22.11 |
22 | Сказка «Репка». | Театр | Драматизация | 10 мин. | 28 мин. | 28.11 |
23 | «Зимние краски». | ИЗО | Занятие ИЗО. Решение образа в цвете «холодных красок». | 10 мин. | 20 мин. | 29.11 |
24 | «Рисуем музыку». | ИЗО Музыка | Комплексное занятие | 10 мин. | 20 мин. | 5.12 |
25 | «Новогодние подмостки». | Театр | Театрализация | 30 мин. | 6.12 | |
26 | «Музыкальный салон». | Музыка | Доминантное занятие по слушанию | 10 мин. | 20 мин. | 16.01 |
27 | «Посиделки». | Театр | Развлечение | 30 мин. | 17.01 | |
28 | «Народные умелицы». | Прикладное творчество | Знакомство с народно-прикладным творчеством | 10 мин. | 20 мин. | 23.01 |
29 | «Ярмарка». | Музыка Театр | Развлечение | 30 мин. | 24.01 | |
30 | «Вальс, вальс, вальс!». | Музыка | Комплексное занятие | 10 мин. | 20 мин. | 30.01 |
31 | «Ах, эти дивные, дивные сказки!». | ИЗО | Знакомство с творчеством И.Билибина | 10 мин. | 20 мин. | 31.01 |
32 | «Бабушкина песня». | Музыка | Музыкальное занятие | 10 мин. | 20 мин. | 6.02 |
33 | П.И. Чайковский «Детский альбом». | Музыка | Доминантное занятие по слушанию | 10 мин. | 20 мин. | 7.02 |
34 | «Тигренок на подсолнухе». | ИЗО Музыка | Просмотр мультфильма. Режиссер – Л.Каюков Композитор - И.Ефремов | 5 мин. | 25 мин. | 13.02 |
35 | «Чучело и лягушата». | Театр | Развлечение | 30 мин. | 14.02 | |
36 | «Сумка почтальона». | Музыка Театр | Музыкальная сказка | 30 мин. | 5.03 | |
37 | «В гости к матрешкам». | ИЗО | Искусство оформления матрешки | 10 мин. | 20 мин. | 6.03 |
38 | «К нам гости пришли». | Театр | Сюжетно-ролевая игра | 5 мин. | 25 мин. | 12.03 |
39 | «Котенок и дети». | Музыка | Музыкально-дидактическая игра. Музыка В.Герчик | 10 мин. | 20 мин. | 19.03 |
40 | «Красота пейзажей». | ИЗО | Цвет, композиция - средства выразительности Коллективная работа. Панно. | 10 мин. | 20 мин. | 20.03 |
41 | «Театр кукол». | Театр | Экскурсия в кукольный театр | 10 мин. | 20 мин. | 2.04 |
42 | «Петь хочу и танцевать». | Музыка | Развлечение-концерт | 30 мин. | 3.04 | |
43 | «Голубое чудо». | ИЗО | Занятие ИЗО Гжель. | 10 мин. | 20 мин. | 9.04 |
44 | «Живые картинки». | Театр | Этюды | 5-7 мин. | 25 мин. | 10.04 |
45 | «Цирковое представление». | Музыка | Музыкально-тематическое занятие по ритму | 10 мин. | 20 мин. | 16.04 |
46 | «Цветы моего сада». | ИЗО | Рисование по представлению | 7-8 мин. | 25 мин. | 17.04 |
47 | «Хохломские узоры». | ИЗО | Роспись | 10 мин. | 20 мин. | 1.05 |
48 | «По щучьему велению, по моему хотению». | Театр | Этюды | 5-7 мин. | 25 мин. | 7.05 |
49 | «Веселая карусель». | Музыка | Доминантное занятие по пению | 10 мин. | 20 мин. | 8.05 |
50 | «Приключения в стране сказок». | Театр | Театральное представление | 30 мин. | 14.05 | |
Итого: 50 занятий |
Основные требования к знаниям и умениям воспитанникам
в конце обучения:
Раздел «Музыка»
Учащиеся должны знать:
- характер и содержание музыкальных произведений;
- три «кита» в музыке: танец, марш, песню;
- семь нот октавы (до-ре-ми-фа-соль-ля-си);
- музыкальные инструменты и их звучание (рояль, пианино, гитара, труба, баян, балалайка).
Учащиеся должны уметь:
- петь с инструментальным сопровождением и без него;
- выразительно и эмоционально исполнять выученные песни;
- одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, прислушиваться друг к другу;
- уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, понимать дирижерский жест;
- правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов;
- различать песню, танец, марш;
- определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные, спокойные).
Раздел «Изобразительное искусство»
Учащиеся должны знать:
- названия цветов и оттенков, три основных цвета;
- правила смешения красок и получения неосновных цветов;
- начальные сведения о народном искусстве и некоторых видах росписи;
- и понимать деление красок на холодные и теплые цвета.
Учащиеся должны уметь:
- правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку;
- свободно работать карандашом, проводить линии разной толщины;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги;
- передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами, правильно передавать величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (не слишком большое или не слишком маленькое изображение, расположение в центре листа);
- выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно переработанных форм животного и растительного мира;
- рисовать кистью самостоятельно, применяя простейшие приемы народной росписи (штрихи, точки, волнистые линии и т.д.);
- узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
Раздел «Театр»
Учащиеся должны знать:
- понятия «театр», «актер», «роль», «сцена», «мимика», «жесты»;
- оттенки отношения, анализируя слова и действия;
- правила культурного поведения в театре в качестве зрителя и актера.
Учащиеся должны уметь:
- управлять своим вниманием;
- видеть, слышать, понимать товарища и воздействовать на него;
- различать оттенки отношения, анализируя слова и действия, и адекватно реагировать на них;
- демонстрировать поведение представителей животного мира в природной среде;
- четко формулировать свои мысли, выступая перед публикой;
- правильно использовать мимику, жесты, интонацию голоса при изображении определенного образа.
Приложение 3
Содержание программы первого года обучения
«Творческая прогулка»
Музыка. Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и репертуар композиторов-песенников. Отбор музыкальных произведений должен быть осуществлен с учетом их доступности, художественной выразительности, образовательной и воспитательной направленности. Теоретические сведения наряду с практикой присутствуют на каждом занятии в допустимом для них объеме в работе с умственно-отсталыми детьми.
Используемые виды музыкально-творческой деятельности.
Слушание музыки. Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества.
Пение. Хоровое, ансамблевое, сольное пение.
Музыкально-пластическое движение. Обогащение опыта индивидуально-личностного воплощения музыкального образа пластическими средствами, в том числе танцевальными.
Инструментальное музицирование.
Драматизация музыкальных произведений. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
Во время одного занятия исполняется 1-3 песни, используются 1-2 произведения для слушания. Сочинения (или их фрагменты), предназначенные для прослушивания должны звучать не более одной-двух минут.
Элементы музыкальной грамоты даются на занятиях 1, 3, 7, 12 в следующем объеме: три «кита» в музыке: танец, марш, песня, знание нот октавы (до-ре-ми-фа-соль-ля-си), понятия: форте – громко, пиано – тихо и в последующем закрепляются.
Занятие 24 «Рисуем музыку» - комплексное занятие с возможностью привлечения педагога по ИЗО. Занятия: «Ярмарка», «Сумка почтальона» - музыкально-театрализованные игры.
Предлагаемый музыкальный материал для слушания.
П. Чайковский. Марш. Из балета «Щелкунчик».
А. Вивальди Времена года. Аллегро из концерта 1 ми мажор, Le Primavera.
Пластилиновая ворона. Музыка Г. Гладкова, слова С. Козлова.
Д. Шостакович. Вальс-шутка.
Марш деревянных солдатиков. Болезнь куклы. Новая кукла. Песня жаворонка. Из «Детского альбома» П. Чайковского.
Ходит месяц над лугами. Из фортепианного цикла «Детская музыка». С. Прокофьев.
А. Лядов. Музыкальная табакерка.
Ю. Чичков. Полька.
М. Старокадомский. На зарядку!
М. Огинский. Полонез.
Спят усталые игрушки. Музыка А. Островского.
Предлагаемый материал для пения.
Падают листья. Музыка М. Красева, слова М. Ивенсен.
Песня друзей. Из мультфильма «Бременские музыканты».
Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина.
Антошка. Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.
Веселый музыкант. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
Кто пасется на лугу. Музыка А. Пахмутовой, слова
Неваляшки. Музыка З. Левиной, слова Л. Мироновой.
Голубые санки. Музыка М. Иорданского, слова З. Александровой.
Дед Мороз. Музыка Г. Гладкова, слова Т. Волгиной.
Мы запели песенку. Музыка Р. Рустамова, слова Л. Мироновой.
Игра на музыкальных инструментах:
Коробейники. Русская народная песня.
Ах вы, сени. Русская народная песня.
Эхо. Музыка Е. Поплянова, слова Н. Пикулевой.
Изобразительное искусство.
Основы изобразительной культуры представлены в виде знакомства с художественными материалами и возможностями их использования (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые карандаши), а также формированием умения у учащихся рисовать с натуры, по памяти и представлению.
На занятии 10 «Волшебная кисточка» дети знакомятся с тремя основными цветами (красный, синий, желтый), учатся их смешивать, получая неосновные цвета (оранжевый, зеленый, коричневый). Занятие 16 «Волшебная палитра» является закрепляющим и дающим новые сведения о красках: теплых (желтый, оранжевый, красный) и холодных (синий, голубой, розовый). С цветами радуги дети знакомятся на занятии 19. Творчество художника И.Билибина представлено в виде знакомства с его картинами на занятии 31, требующем предварительного ознакомления детей со сказками. Понятие «композиция» (взято из латинского языка и означает – располагать какие-либо предметы красиво) дается на занятии 40, где ребята также знакомятся с правилами составления композиции, учатся изображать предметы, используя первые представления о передаче пространства на плоскости.
Народное художественное творчество представлено в виде знакомства с техникой росписи гжельских мастеров на занятии 43, где ребята самостоятельно рисуют и расписывают предметы посуды.
Театр.
Знакомство с искусством театра представлено в виде трех разделов: «гимнастика чувств», «импровизация», «драматургические опыты», которые реализуются на каждом занятии, сменяя друг друга. Дети при помощи сценических игр учатся слышать, видеть и понимать друг друга, пластически выражать поведение животных, используя небольшой объем текстового материала.
«Гимнастика чувств» - раздел, который включает в себя большое количество различных упражнений, развивающих у школьников:
- организованность, способность взаимодействовать с партнером.
Средства формирования – тренинг концентрации и распределения внимания;
- различные стороны зрительного восприятия и зрительную память (наблюдательность, воображение, фантазию, ориентировку в пространстве, способность понимать внутреннее состояние людей по внешним признакам, ассоциативное мышление). Средства формирования – действие в условиях вымысла;
- другие сенсорные восприятия и память (слуховые, осязательные, вкусовые). Средства формирования – действие с реальным и воображаемым предметом;
- мышечно-двигательное восприятие и мышечную память. Средства формирования – тренинг мысленных действий, темпо-ритма;
- речь, дыхание и голос;
- способность проявлять артистическую смелость и характерность при выполнении индивидуальных заданий.
«Импровизация» или этюдный метод – игра в предлагаемых обстоятельствах. В результате получаем следующие умения и навыки:
- видеть, слышать, понимать товарища и воздействовать на него;
-управлять своим вниманием;
- различать оттенки отношения, анализируя слова и действия, и адекватно реагировать на них;
- четко формулировать свои мысли, выступая перед публикой.
Для достижения этих результатов используются следующие средства:
- пластические загадки;
-демонстрация поведения представителей животного мира в природной среде (без слов);
- показ животных при встрече друг с другом (без слов и со словами);
- работа с воображаемым предметом вместе с партнером;
- показ людей разных профессий в работе;
- массовые сценки – импровизации из современной жизни и по месту действия;
- театр – экспромт.
«Драматургические опыты». На базе навыков и умений, полученных при прохождении первых двух разделов, ученик выступает от лица выбранных им персонажей. Мостиком к этому являются:
- импровизационные показы сюжетных сценок;
- инсценировки литературных произведений детских писателей.
Цикл занятий по театральному творчеству начинается с занятия «Что такое театр?», где ребята знакомятся с основными театральными понятиями «театр», «актер», «сцена», средствах театральной выразительности – мимике и жестах, голосе, также узнают об основных правилах поведения в театре. На занятии 5 «В гостях у Петрушки» ребята участвуют в веселом развлечении с героем Петрушкой, где учатся проявлять инициативу, дарить хорошее настроение. «Книга сказок» - занятие, знакомящее с понятием «этюды», театральные сценки, ребята учатся использованию средств театральной выразительности в практике. Занятие «Ну-ка, зеркало, скажи!» является закрепляющим в умении владеть мимикой, учащиеся учатся понимать внутреннее состояние людей по внешним признакам, используются игры: «Фотографы», «Зеркало». Экскурсия в кукольный театр – занятие 41 знакомит ребят с основными видами кукол и способами кукловождения, также отрабатываются навыки поведения в общественном месте. «Приключения в стране сказок»- театральная постановка, где ребята впервые работают для зрителя, используя все инструменты актерского мастерства: тело, движение, голос, речь, мимику, жесты.
Рекомендуемая структура занятия:
1.Упражнение на внимание. -3-5 мин.
2.Упражнение на развитие психических качеств и речи -10 мин.
3.Выполнение заданий на сцене -15 мин.
4.Подвижные игры -5-6 мин.
Приложение 4
Список литературы
1. Бахметьева Т.И. Детские частушки, шутки, прибаутки. Ярославль: Издательство «Академия развития», 1996.
2. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. М.: издательство «Просвещение»,1986.
3. Власенко О.П. Праздник круглый год. Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.
4. Васильев Ю.В. Рассказы о русских народных инструментах. М.: «Советский композитор», 1967.
5. Власенко О.П. Праздник круглый год. Волгоград: Издательство «Учитель», 2006.
6. Волков Н.Н. Восприятие картины. М.: Издательство «Просвещение», 1982.
7. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. М.: Издательство «Просвещение», 2004.
8. Горькова И.Г. Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников. М.: Издательство «Вако», 2007.
9. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Ленинград: Издательство «Искусство»,1967.
10. Днепров Э.Д. Сборник нормативных документов. М.: Искусство, 2006.
Искусство. Сборник нормативных документов. М.: Издательство «Дрофа», 2006.
11. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Издательство «Советский композитор», 1977.
12. Колчеев Ю.В. Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М.: Издательство «Школьная пресса»,2002.
13. Корчмарош П.Я. Я научу вас рисовать. М.: Издательство «Русланд», 1993.
14. Ледяйкина Е.Г. Чудеса для малышей. Ярославль: Издательство «Академия развития», 2008.
15. Локтева Е.В. Коррекционно-педагогическая работа с использованием театральных игр. М.: Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №3,2007.
16. Мазур И.Г. Театр наших детей. М.: Издательство «Советский композитор», 1967.
17. Нестоев И.В. Учитесь слушать музыку. М.: Издательство «Знание», 1986.
18. Перепелкина Г.П. Искусство смотреть и видеть. М.: Издательство «Просвещение», 1982.
19. Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Издательство «Дрофа», 1982.
20. Прасолова.Е.Л. В союзе с красотой. М.: Издательство «Просвещение»,1987.
21. Музыка I-IV кл. Программы подготовительного и I-IV классов коррекционного образовательного учреждения VIII вида. М.: Издательство «Просвещение», 1998.
22. Трофимова М.В. И учеба, и игра изобразительное искусство. Ярославль: Издательство «Академия развития», 1997.
23. Царев М.А. Что такое театр. М.: Издательство «Молодая гвардия», 1960.
24. Цирулик Н.А. Уроки творчества. Программа начальной школы: I-IV кл. «Ручное творчество». Самара: Издательство «Учебная литература», 2002.
25. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Издательство «Интерпракс», 1994.
26. Платонова Н.И. Синюков В.Д. Энциклопедический словарь юного художника. М.: Издательство «Педагогика», 1983.
Приложение 5
Диагностика уровня творческой активности учащихся.
( методика М.И.Рожкова, Ю.С.Тюнникова, Б.С.Алишева, Л.А.Воловича.)
Направленность на творчество
Цель: на основе выявленных показателей провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности.
Выделяется три уровня творческой активности учащихся: низкий – от 0 до 9, средний – от 10 до15, высокий – от 16 до 20.
Ход опроса
Если бы у тебя был выбор, то что бы ты предпочел?
- а) читать книгу (0)
б) сочинять книгу (2)
в) пересказывать содержание книги друзьям (1)
- а) выступать в роли актёра (2)
б) выступать в роли зрителя (0)
в) выступать в роли критика (1)
- а) рассказывать местные новости (0)
б) не пересказывать услышанное (1)
в) прокомментировать то, что услышали (2)
- а) придумывать новые способы выполнения работ (2)
б) работать, используя испытанные примеры (0)
в) искать в опыте других лучший способ работы (1)
- а) исполнять указание (0)
б) организовывать людей (2)
в) быть помощником (1)
- а) играть в игры, где каждый действует сам за себя (2)
б) играть в игры, где можно проявить себя (1)
в) играть в команде (0)
- а) смотреть интересные фильмы дома (1)
б) читать книгу (2)
в) проводить время в компании с друзьями (0)
- а) размышлять, как улучшить мир (2)
б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир (1)
в) смотреть спектакль о красивой жизни (0)
- а) петь в хоре (0)
б) петь песню соло или дуэтом (1)
в) петь свою песню (2)
- а) отдыхать на самом лучшем курорте (0)
б) отправиться в путешествие на корабле (1)
в) отправиться в экспедицию с учеными (2)
Карта – анкета педагогических наблюдений
1. Фамилия, имя, отчество ученика.
2.Год рождения.
3.Класс.
4.Настроение на занятиях.
5.Желание заниматься.
6.Интерес к проведенным занятиям.
7.Отношение к музыке.
8.Отношение к рисованию.
9.Отношение к театральным играм.
10.Удовлетворенность проведенным занятием.
Иерархия интересов учащихся
1.Не интересуется ничем.
2.Интерес к учебе.
3.Интерес к занятиям музыкой.
4.Интерес к пению.
5.Интерес к пению песен из программы по музыке.
6. Интерес к пению популярных песен.
7.Интерес к игре на музыкальных инструментах.
8.Интерес к слушанию музыки.
9.Иетерес к слушанию современной эстрадной музыки.
10.Интерес к слушанию классической симфонической музыки.
11. Интерес к слушанию детских музыкальных сказок.
12. Интерес к занятию танцами.
13. Интерес к рисованию.
14.Интерес к изготовлению поделок.
15.Интерес к коллекционированию.
16.Интерес к участию в школьной самодеятельности.
17.Интерес к играм.
Общее состояние на занятиях
1.Поведение адекватное, имеется интерес, преобладают положительные эмоции.
2. Поведение адекватное, интерес отсутствует, эмоциональные проявления бедны.
3.Интерес проявляется, двигательно расторможен.
4.Интерес отсутствует, двигательно расторможен.
Приложение 6
Упражнения, задания и игры
для курса занятий по театральному творчеству
Задания и игры
«Исходное положение»
Педагог. Найдите такое положение корпуса и ног, при котором можно мгновенно встать, затратив минимум усилий. Быть внимательными и всегда готовыми к действию. Корпус не напряжен, руки лежат свободно, ноги вместе. Это рабочее состояние. Встать! Сесть. Легко, без напряжения!
«Зернышко»
Педагог. В зернышке или семечке как бы спрятаны разные растения. Мир растений очень богат: деревья, цветы, овощи и т.д. Зернышко, попадая в благоприятные условия, прорастает.
Мы попытаемся из зернышка «вырасти», превратиться в какое-нибудь растение, вид которого я изображу при помощи своего тела и рук. Предположим, мы будем изображать деревья! Вспомните, как выглядят знакомые вам деревья… Теперь мысленно представьте дерево, которое будете изображать. Представили? Наше исходное положение – на корточках, опустив голову и колени руками. Я буду считать до десяти, а вы в это время – «расти». На счет – «десять» нужно замереть!
«Ай да я»
Сидя в полукруге, дети по порядку ведут счет, начиная с 1, но пропуская число 3, а далее все числа, которые оканчиваются на 3 (13, 23), вместо них говорят: «Ай да я!». Кто ошибся – выбывает. Счет можно ограничить в пределах знания счета детьми.
«Деревянные куклы»
Педагог. Все мы деревянные куклы-марионетки, которые управляются ниточками. Если ниточки отпускаются. То части куклы-руки, голова, ноги - опускаются вниз. Отпускаться ниточки будут на мой счет до пяти. Исходное положение: вытянуться в струнку, руки вверх, лицом к потолку. На счет «раз» голова падает на грудь, «два» - руки от локтя опускаются вниз, «три»- руки полностью повисают, «четыре» - корпус складывается пополам, голова и руки висят, «пять» - опуститься на четвереньки. Теперь ниточки будут натягиваться в обратном порядке, а куклы выпрямляться. Не путайте очередность! Итак, «раз» - выпрямили ноги! «Два» - корпус, «три» - плечи, «четыре» - руки вверх, «пять» - голова!
«Кто сзади»
Педагог. Один ученик стоит спиной к остальным с закрытыми глазами. Тот, на кого я укажу, подходит сзади к водящему, называет его по имя и тихо садится. Голос можно изменять. Водящий должен угадать, кто к нему подходил.
«Фотографы»
У стола три ученика. Какое-то время их рассматривает класс. Они выходят за дверь, что-то меняют в своем облике, даже могут меняться одеждой или обувью. Класс должен восстановить их облик.
«Оживи предмет»
(Положение в полукруге)
Педагог. Я сейчас назову предмет, который у меня на столе. Ученик, крайний справа (слева), должен подойти к столу, взять этот предмет, принести на свое место и проделать ряд последовательных и логических действий, которые возможны с ним. Например – это «котенок»! Ученик должен пофантазировать: какой он? Что с ним можно сделать? Он маленький, мягкий, теплый. Возьми его, как берут котенка. Погладь, покорми, поиграй с ним…
Когда ученик закончит свои действия, он передает предмет следующему, но называет его по – другому. Например, «чайник». Товарищ тотчас же должен придумать, что с ним будет делать. Итак, начинаем по порядку. Не торопиться! Придумывать как можно больше действий со своим предметом.
« Угадай»
Необходимо мысленно представить какой – либо предмет и проделать с ним ряд логических, последовательных действий, которые возможны с ним. Например - «Иголка, нитка, бусы». Остальные должны догадаться, что происходит.
Индивидуальные занятия
«Общая работа»
Различные виды работ выполняют два ученика. Поднимают и переносят воображаемое бревно с места на место. Гребут «катаясь на лодке». «Пилят дрова» двуручной пилой.
«Сочини сказку»
Педагог. В сказках всегда происходят разные события и чудеса. Мы будем внимательно слушать своих товарищей, которые будут говорить по фразе, выстраивая сюжет сказки. Например, первый говорит: «Аленушка собирала в лесу грибы», второй: «Она собрала уже почти полное лукошко», третий: «Вдруг она увидела большой белый гриб», четвертый: «Она наклонилась, чтобы его сорвать, и вдруг услышала…»
«Рисунок пальцами»
Двое или несколько ребят становятся друг перед другом и поочередно «рисуют» в воздухе различные предметы, животных. Машины. Соперники должны угадать и назвать нарисованное.
«Басни – диалоги»
Работу над выразительностью речи лучше всего начинать с набольших отрывков – диалогов, в которых выражены желания и отношения к партнеру. В этом смысле являются привлекательными диалоги из басен. Требуется выписать эти диалоги, исключив слова автора, размножить тексты и давать детям для игрового выражения.
Творческие задания на сценической площадке
Воображаемое путешествие
Педагог. Сейчас мы отправимся с вами в путешествие. Я буду описывать место, где мы окажемся. А вы должны представить, увидеть его мысленно и делать то, что вам подскажет ваше сознание.
Итак, возьмем со стульев воображаемые рюкзаки, наденем их, выйдем на сцену. Пред вами поляна, полная полевых цветов и ягод. Рвите цветы для букета. Собирайте ягоды! Но для начала определите для себя – какой это цветок или ягода, потому что я могу спросить вас – что это? Учтите, все растет в траве, а значит, не сразу увидишь. Поэтому траву нужно осторожно раздвигать руками. Ну а теперь пошли дальше по дороге к лесу. Здесь течет ручей, а через него перекинута доска. Переходите по доске! Мы вошли в лес, где много грибов и малины. Присмотритесь сначала! Теперь мы отдохнем и перекусим. Достаньте из рюкзачков то, что дала вам в дорогу мама, и перекусите! А я буду угадывать, что вы едите.
«Изобрази птицу или животное»
Педагог. Сейчас каждый из вас задумает, в какое животное или птицу он хочет превратиться, и покажет в виде пантомимы. А мы будем угадывать: кто это? Первое условие – верить в превращение. Не улыбаться во время показа! Начали!
Первое замечание – животные ходят на четырех лапах, а кое-кто из вас передвигается на коленях. Это неправильно, так животные не передвигаются, разве только черепахи.
Второе замечание – вы просто ходили, а животные всегда заняты чем-то определенным: ищут еду, играют, спасаются от врага.
«Кукольный театр»
Для упражнения с куклами нужна ширма. Длина ширмы должна быть не меньше роста актеров. На верхней части ширмы, которая называется «грядка», укрепляется ткань, закрывающая актеров (фартук»). Зрители смотрят на куклу снизу вверх, поэтому нужно наклонять её вперед. Рука должна быть расслабленной, тогда она долго не будет уставать
Если на сцене несколько кукол, то в движении находится только та, которая разговаривает в данный момент, остальные не двигаются, иначе трудно понять, кто говорит.
Сзади ширмы вешается полоса материи, которая служит фоном. На нее прикрепляются вырезанные из цветной бумаги деревья, домики, облака и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
Опыт работы по нравственно-эстетическому воспитанию детей. В основе - использование песенного богатства русского народа с целью формирования у воспитанников уважения к истории, народному творчеству, с...
Круглый стол «Виды изобразительных искусств в художественно-эстетическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья» Выступление на тему: «Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей IV года обучения».
Консультация для воспитатеей Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей....
Круглый стол «Виды изобразительных искусств в художественно-эстетическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья» Выступление на тему: «Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей IV года обучения».
Консультация для воспитатеей Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей....
«Коррекция психофизических недостатков детей с ограниченными возможностями здоровья средствами физического воспитания в школе VIII вида для детей с нарушением интеллекта»
Выпускная квалификационная работа...
Музыкальное занятие — одно из средств коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья
Музыкальное занятие — одно из средств коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья Развитие духовного мира ребенка, его творческих с...
МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ — ОДНО ИЗ СРЕДСТВ КОРРЕКЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МИКРОРЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НА ДОМУ
МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ — ОДНО ИЗ СРЕДСТВ КОРРЕКЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МИКРОРЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НА ДОМУС.И.Манакова,...