Речевая готовность к школе
консультация на тему
Буклеты составлены учителем-логопедом для родителей будущих первоклассников с целью ознакомления с требованиями преъявляемыми к речи детей готовящихся к поступлению в школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
требования к речи | 541.56 КБ |
требования к речи; задания для развития речи | 46.43 КБ |
тест готов ли ваш ребенок к школе | 70.48 КБ |
Анкета "Оценка деятельности учителя-логопеда" | 13.16 КБ |
Комплекс пассивной гимнастики памятка | 598.82 КБ |
Логомассаж рук памятка | 176.32 КБ |
Памятка "приемы логомассажа" | 60.68 КБ |
Памятка Приемы массажа | 53.38 КБ |
Пассивная артикуляционная гимастика | 29.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД Детско-юношеский центр
Требования, предъявляемые к развитию речи ребёнка
Учитель-логопед
Белова А.В.
п.Сосновское
2014г
Желаем Успехов!
Речевая готовность к школе – достаточный уровень речевого развития необходимый для успешного обучения в школе, сформированный у ребёнка ещё в дошкольном возрасте.
Речевая готовность подразумевает правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать.
Ребенок должен владеть элементарными учебными навыками: производить звуковой анализ слова, находить первый и последний звук в слове, называть по порядку все звуки в слове, делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в слове.
Требования, предъявляемые к развитию речи ребёнка
- Умение правильно произносить все звуки речи различать их на слух.
- Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
- Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные.
- Умение отвечать на вопросы и задавать их.
- Умение составлять рассказы (по плану, предложенному взрослыми).
- Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний.
- Уметь правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях (в, на, по, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и др.).
- Иметь представление о сезонных явлениях природы.
- Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные и др.).
- Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
Уважаемые родители!
Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш ребенок к обучению в школе.
МОЖЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК:
1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыплёнок?
2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»?
3. Понимать смысл того, о чём ему читают?
4. Чётко выговаривать своё имя?
5. Запомнить свой адрес и номер телефона?
6. Писать карандашами или мелком на бумаге?
7. Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено?
8.Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
9. Вырезать ножницами (с тупыми концами) фигуры по линиям?
10. Слушать и следовать полученным указаниям?
11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?
13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
14. Проявлять интерес к окружающим предметам?
15. Ладить с другими людьми?
Предварительный просмотр:
Требования, предъявляемые к развитию речи ребёнка, поступающему в школу:
- Умение правильно произносить все звуки речи различать их на слух.
- Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
- Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные.
- Умение отвечать на вопросы и задавать их.
- Умение составлять рассказы (по плану, предложенному взрослыми).
- Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний.
- Уметь правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях (в, на, по, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и др.).
- Иметь представление о сезонных явлениях природы.
- Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные и др.).
- Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
МБОУ ДОД Детско-юношеский центр
Требования, предъявляемые к развитию речи ребёнка.
Учитель-логопед
Белова А.В.
п.Сосновское
2014г
Рекомендуемые задания для речевой подготовки детей к школьному обучению
Различаем звуки на слух
1.Если услышишь звук Б, хлопни в ладоши: т п б в б н м б б г
2.Если услышишь в слове звук Б, хлопни в ладоши: каша, булавка, новость, рыба, арбуз, пальто, робот, пень, вода, болото.
3.Договори слово слогом БА. Что получилось?
Шу…, гу…, ры…, жа…, ско…, тум…, бом…, вер… .
4.Вместо первого звука поставь в слова звук Б. Что получилось?
Сор – бор, кочка - …, ранка - …, крошка - … .
Аналогично с другими звуками.
С-Ш
1.Если услышишь в слове звуки С или Ш, хлопни в ладоши: санки, шлепок, кусты, посадка, камыш, шляпа, ослик, посуда.
2.Назови 3 слова, в которых есть звук С, а потом 3 слова, в которых есть звук Ш.
3.Для выполнения этого задания вам понадобятся картинки. Удобно использовать различные лото.
Покажи 3 картинки, в названии которых есть звук С.
Покажи 3 картинки, в названии которых есть звук Ш.
Аналогично различаем З-Ж, Ч-Щ, Р-Л.
Делаем звуковой анализ
1.Назови первый звук в слове: рыба, астра, дырка и т.д.
2.Назови второй звук в словах: стол, парта, скала, гудок.
3.Назови первый и второй звуки в словах: плот, дрозд, пушка.
4.Назови первый, второй и третий звуки в словах: мушка, тропка, звонок.
5.Назови первый и последний звуки в словах: топот, улитка, рыбка.
Расширяем словарный запас
Существительное
1.Назови одним словом (фрукты, овощи, игрушки, насекомые).
2.Продолжи ряд
Морковь, лук, тыква, …
Чайник, чашка, тарелка, …
3.Каких ты знаешь диких животных; насекомых; деревья; мебель и т.д.
Прилагательные
1.Назови самый важный признак
Земля (какая?) черная.
Лед - … и т.д.
2.Назови какого цвета
3.Назови, что бывает толстым, маленьким и т.д.
Глагол
1.Назови, что делают топор, пила и т.д.
2.Подбери подходящее слово, обозначающее действие
Ветер… (дует); снег (идет); вода (течет) и т.д.
Наречие
1.Как ты себя чувствуешь?
Тебе весело или …
Хорошо или …
2.Назови слово, противоположное по смыслу
Самолет летит высоко, а жук …
4.Время суток
Назови, когда ты: Завтракаешь? Обедаешь? Ужинаешь? Идешь в детский сад? И т.д.
Предварительный просмотр:
Что такое речевая готовность?
Речевая готовность к школе – достаточный уровень речевого развития необходимый для успешного обучения в школе, сформированный у ребёнка ещё в дошкольном возрасте.
Речевая готовность подразумевает правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать.
Ребенок должен владеть элементарными учебными навыками: производить звуковой анализ слова, находить первый и последний звук в слове, называть по порядку все звуки в слове, делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в слове.
МБОУ ДОД Детско-юношеский центр
Речевая готовность к школе
Учитель-логопед
Белова А.В.
п.Сосновское
2014г
Уважаемые родители!
Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш ребенок к обучению в школе.
Тест №1.
МОЖЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК:
1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыплёнок?
2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»?
3. Понимать смысл того, о чём ему читают?
4. Чётко выговаривать своё имя?
5. Запомнить свой адрес и номер телефона?
6. Писать карандашами или мелком на бумаге?
7. Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено?
8.Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
9. Вырезать ножницами (с тупыми концами) фигуры по линиям?
10. Слушать и следовать полученным указаниям?
11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?
13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
14. Проявлять интерес к окружающим предметам?
15. Ладить с другими людьми?
Тест №2.
Попробуйте ответить ("да" или "нет") на вопросы данного теста. Он поможет вам понять, готов ли ваш ребенок к школе.
- Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-нибудь делом, требующим сосредоточенности в течение 25-30 минут?
- Говорит ли ваш ребенок, что он хочет идти в школу, потому что там он узнает много нового и интересного, найдет новых друзей?
- Может ли ваш ребенок самостоятельно составить рассказ по картинке, включающий в себя не менее 5 предложений?
- Знает ли ваш ребенок наизусть несколько стихотворений?
- Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых людей ведет себя непринужденно, не стесняется?
- Умеет ли ваш ребенок изменять имя существительное по числам (например: рама - рамы, ухо - уши, человек - люди, ребёнок - дети)?
- Умеет ли ваш ребенок читать без ошибок по слогам или, что ещё лучше, целиком слова, состоящие из 2-3 слогов?
- Умеет ли ваш ребёнок считать до двадцати и обратно?
- Может ли ваш ребёнок решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти?
- Может ли ваш ребёнок решать задачи на нахождение суммы или разности (например: "В вазе 3 яблока и 2 груши. Сколько всего фруктов в вазе?"; "В вазе было 10 конфет. 3 конфеты съели. Сколько осталось?")?
- Сможет ли ваш ребёнок точно повторить предложение из 4-5 слов?
- Любит ли ваш ребёнок раскрашивать картинки, рисовать, лепить из пластилина?
- Умеет ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликацию)?
- Может ли ваш ребёнок обобщать понятия, например, назвать одним словом (а именно мебель) стол, диван, стул, кресло?
- Может ли ваш ребёнок сравнить два предмета, то есть назвать сходство и различия между ними?
- Знает ли ваш ребёнок название времён года, месяцев, дней недели, их последовательность
- Может ли ваш ребёнок понять и точно выполнить словесные инструкции?
Ответы к тесту №2:
Если вы утвердительно ответили на 15 - 17 вопросов, можете считать, что ваш ребёнок вполне готов к школе. Вы не напрасно с ним занимались.
Если вы утвердительно ответили на 10 - 14 вопросов, значит, ваш ребенок многому научился. Содержание же вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет вам темы дальнейших занятий.
Если вы утвердительно ответили на 9 (и менее) вопросов, значит, вам следует, во-первых, обратиться за помощью к специалистам, во-вторых, постараться уделять больше времени занятиям с ребёнком, в-третьих, почитать специальную литературу.
Предварительный просмотр:
Анкета-опросник для родителей
«Оценка деятельности учителя-логопеда
МБОУ ДОД Детско-юношеского центра
Беловой А.В.»
1. Фамилия, имя, отчество вашего ребёнка, класс: __________________ _____________________________________________________________
2. Ф.И.О. родителя (родителей), место работы _____________________ _____________________________________________________________
3.Посещал (посещает) ваш ребёнок логопедические занятия? с______ ___по_______________20___/20____
4. Нравится ли посещать ребёнку занятия логопеда?
ДА / НЕТ / НЕ ЗНАЮ (нужное подчеркнуть)
5. Устраивает ли вас качество и результативность работы логопеда с вашим ребёнком? ДА / НЕТ / НЕ ЗНАЮ (нужное подчеркнуть)
6. Имеете ли вы представление о работе ребёнка на логопедических занятиях, о содержании логопедической работы с вашим ребёнком? ДА / НЕТ / НЕ ЗНАЮ (нужное подчеркнуть)
7. Проявляете ли вы содействие логопедическому процессу (в выполнении домашних заданий, рекомендаций логопеда)?
ДА / НЕТ / НЕ ЗНАЮ (нужное подчеркнуть)
8. Контролируете ли вы посещаемость ребёнком логопедических занятий? ДА / НЕТ / НЕ ЗНАЮ (нужное подчеркнуть)
9. Повлияли ли, по вашему мнению, занятия логопеда на развитие личности ребёнка, улучшение его учебной деятельности?
ДА / НЕТ / НЕ ЗНАЮ (нужное подчеркнуть)
10. Отзывы о работе и пожелания логопеду: _______________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
дата заполнения __________________ подпись_____________________
Благодарим за сотрудничество!
Анкета-опросник для родителей
«Оценка деятельности учителя-логопеда
МБОУ ДОД Детско-юношеского центра
Беловой А.В.»
1. Фамилия, имя, отчество вашего ребёнка, класс: __________________ _____________________________________________________________
2. Ф.И.О. родителя (родителей), место работы _____________________ _____________________________________________________________
3.Посещал (посещает) ваш ребёнок логопедические занятия? с______ ___по_______________20___/20____
4. Нравится ли посещать ребёнку занятия логопеда?
ДА / НЕТ / НЕ ЗНАЮ (нужное подчеркнуть)
5. Устраивает ли вас качество и результативность работы логопеда с вашим ребёнком? ДА / НЕТ / НЕ ЗНАЮ (нужное подчеркнуть)
6. Имеете ли вы представление о работе ребёнка на логопедических занятиях, о содержании логопедической работы с вашим ребёнком? ДА / НЕТ / НЕ ЗНАЮ (нужное подчеркнуть)
7. Проявляете ли вы содействие логопедическому процессу (в выполнении домашних заданий, рекомендаций логопеда)?
ДА / НЕТ / НЕ ЗНАЮ (нужное подчеркнуть)
8. Контролируете ли вы посещаемость ребёнком логопедических занятий? ДА / НЕТ / НЕ ЗНАЮ (нужное подчеркнуть)
9. Повлияли ли, по вашему мнению, занятия логопеда на развитие личности ребёнка, улучшение его учебной деятельности?
ДА / НЕТ / НЕ ЗНАЮ (нужное подчеркнуть)
10. Отзывы о работе и пожелания логопеду: _______________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
дата заполнения __________________ подпись_____________________
Благодарим за сотрудничество!
Предварительный просмотр:
Данный материал адресован родителям и содержит описание пассивных артикуляционных упражнений для детей любого возраста, которые можно проводить без помощи специалиста.
Выполнение этих упражнений вы легко можете превратить в веселую игру. Каждое упражнение можно сопровождать песенками, детскими стишками. Выполняйте каждое упражнение 3–5 раз подряд.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!
МБОУ ДОД Детско-юношеский центр
Серия «Советы для мамы»
Памятка для родителей детей с речевыми нарушениями.
Материал составлен Беловой А.В.,
учителем-логопедом МБОУ ДОД ДЮЦ,
первая квалификационная категория.
п.Сосновское, 2015 г.
Упражнения для губ
«Улыбка»
Указательными пальцами обеих рук растяните губы ребенка в улыбку. Для этого потяните уголки губ от центра в стороны.
«Хоботок» («Трубочка»)
Указательными и большими пальцами обеих рук соберите губы ребенка в «хоботок».
Для этого сдвинь те уголки губ к центру – навстречу друг другу.
«Покажем верхние зубки» (поднимание верхней губы)
Указательными пальцами обеих рук приподнимите (не отгибайте, а сдвиньте) верхнюю губу ребенка, так чтобы были видны не только верхние зубы (резцы), но и верхняя десна.
«Покажем нижние зубки» (опускание нижней губы)
Указательными и средними пальцами обеих рук опустите нижнюю губу ребенка так, чтобы была видна нижняя десна.
Упражнения для языка
«Поднимание языка»
Приподнимите кончик языка ребенка ручкой чайной ложки к твердому нёбу ил и к верхней губе.
«Вытягивание языка изо рта»
Большим и указательным пальцами правой руки возьмите язык ребенка и слегка потянете его вперед. Левой рукой зафиксируйте положение подбородка ребенка.
«Часики» (Отведение языка в стороны)
Большим и указательным пальцами правой руки возьмите кончик языка ребенка и отведите его вправо. Язык должен коснуться правого уголка губ. Затем отведите язык влево так, чтобы он коснулся левого уголка губ.
Предварительный просмотр:
Рекомендуемая литература.
Карелина И.Б. Логопедический массаж при различных речевых нарушениях, Практическое пособие. — М.: Гном, 2013. — 64 с.
Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие.— СПб.: КОРОНА принт, 2004.— 80 с, ил.
МБОУ ДОД Детско-юношеский центр
Серия «Советы для мамы»
Памятка для родителей детей с речевыми нарушениями.
Материал составлен Беловой А.В.,
учителем-логопедом МБОУ ДОД ДЮЦ,
первая квалификационная категория.
п.Сосновское, 2015 г.
Логопедический массаж рук.
Пальчики рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами.
Распределение такое: большой палец связан с головным мозгом, указательный – с желудком, средний палец – с кишечником и позвоночником, безымянный – с печенью, мизинец – с сердцем.
Ежедневно массируя пальчики малыша, вы будете стимулировать все его органы. Так что логопедический массаж нужно начинать с рук. Перед началом массажа тщательно помойте руки, продезинфицируете, намажьте детским маслом.
- Массаж ручек нужно начинать с мизинчика, массируя от ноготка до основания каждый суставчик. Пройдите несколько раз каждый пальчик.
- Надавливайте на подушечки пальчиков от 3 до 10 раз, постепенно увеличивая и силу нажатия и их количество.
- Указательным пальцем массируйте круговыми движениями ладошку малыша, как вы делаете сороку-белобоку.
- Теперь те же движения, только надавливая указательным пальцем, начиная с края и сводя в центре ладошки. Повторить несколько раз.
- Кольцевой массажер наденьте на пальчик малыша и массируйте им сверху вниз каждый пальчик. Все упражнения начинайте с мизинца.
- Возьмите резиновый мячик с шипами или деревянные массажеры, водите ими по ладошке от запястий к пальчикам.
Материалы для логопедического массажа рук.
Мячик Су-джок | |
Массажный мячик с шипами | |
Эластичное кольцо | |
Массажное колесико Ляпко | |
Также можно использовать: Бигуди-липучки, грецкие орехи, зубная щетка, пластмассовые мячи, попрыгунчики, бельевые прищепки, мячик-антистресс, аппликатор Кузнецова (коврик с шипами), массажный ролик, расчески для волос. |
Предварительный просмотр:
Рекомендации при проведение логомассажа.
Логомассаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течение более длительного времени, но реже. Сеанс логомассажа длится около 15 минут.
Перед началом сеанса массажа тело ребенка необходимо привести в правильное положение. Правильная поза способствует нормализации мышечного тонуса (обычно — расслаблению), делает более свободным дыхание.
При логопедическом массаже наиболее оптимальны следующие положения:
- В положении лежа на спине под шею ребенка подкладывается небольшой валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; руки вытянуты вдоль тела; ноги при этом лежат свободно или несколько согнуты в коленях (под колени ребенка также можно положить валик);
- Ребенок в положении полусидя в кресле с высоким подголовником;
- Ребенок — в положении полусидя в откидывающемся детском стульчике или сидячей коляске.
МБОУ ДОД Детско-юношеский центр
Серия «Советы для мамы»
Памятка для родителей детей с речевыми нарушениями.
Материал составлен Беловой А.В.,
учителем-логопедом МБОУ ДОД ДЮЦ,
первая квалификационная категория.
п.Сосновское, 2015 г.
Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического (наружного) речевого аппарата.
Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния.
Эффективность логопедического массажа.
Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечных системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.
У детей с речевыми нарушениями, получающих логопедический массаж, наблюдается:
- Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры,
- Уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата,
- Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.),
- Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений,
- Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность,
- Формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.
Противопоказания для логопедического массажа.
Противопоказаниями для проведения логопедического массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит.
С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно, если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него «синеет» носогубный «треугольник» или отмечается тремор подбородка.
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД Детско-юношеский центр
Серия «Советы для мамы»
Памятка для родителей детей с речевыми нарушениями.
Материал составлен Беловой А.В.,
учителем-логопедом МБОУ ДОД ДЮЦ,
первая квалификационная категория.
п.Сосновское, 2015 г.
Продолжительность сеанса.
Сеанс массажа не должен превышать 15 минут. Это оптимальная продолжительность для ребенка любого возраста и в любых условиях: дома или в детском учреждении. Все движения повторяются по 5-8 раз.
Частота.
Сеансы массажа можно проводить ежедневно или через день.
Начинать логопедический массаж следует с общего массажа лица.
Во время массажа ребенку должно быть приятно, поэтому совмещая приятное с полезным, во время массажа можете, например, рассказывать сказки, петь песни, словом, увлекать и развивать ребёнка.
Приемы логомассажа.
Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.
При поглаживании кисть массажиста без напряжения, сомкнутыми пальцами, находящимися в одной плоскости, производит движения в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно). Поглаживанием начинают и заканчивают любой сеанс массажа. Поглаживание проводят медленно, плавно.
Растирание — прием, при котором применяется несколько большая сила давления, чем при поглаживании. Рука не скользит по коже, а сдвигает ее. Выполняется растирание концевыми фалангами пальцев или тыльной стороной полусогнутых пальцев.
Этот прием выполняется в различных направлениях. Отсюда и названия основных типов растирания: прямолинейное, круговое, спиралевидное.
При массаже органов артикуляционного аппарата применяется щипцеобразное растирание, которое выполняется концевыми фалангами 1—2-го пальцев.
Разминание — прием, при котором массирующая рука выполняет 2—3 фазы: фиксация, захват массируемой области; сдавление, сжимание; раскатывание, раздавливание.
Растягивание — разновидность разминания. Выполняется двумя руками. Зафиксировав массируемую поверхность, несколькими пальцами производят короткие ритмичные движения, сдвигая ткани друг от друга.
При вибрации массирующая рука передает телу массируемого колебательные движения. Для выполнения вибрирующих движений на лице используется прием пунктирование. Выполняется пунктирование концевыми фалангами указательного и среднего пальцев или всеми пальцами кроме большого. Движения подобны выбиванию дроби на барабане.
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика.
Основным средством развития речевой моторики является артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика - это комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Переход (переключение) к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков, и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука.
МБОУ ДОД Детско-юношеский центр
Серия «Советы для мамы»
Памятка для родителей детей с речевыми нарушениями.
Материал составлен Беловой А.В.,
учителем-логопедом МБОУ ДОД ДЮЦ,
первая квалификационная категория.
п.Сосновское, 2015 г.
Пассивная артикуляционная гимнастика.
Пассивную артикуляционную гимнастику делают, как правило, малышам и тем детям, которые сами не в состоянии выполнять активные движения из-за значительного снижения подвижности губ и языка.
Пассивную гимнастику выполняет взрослый или сам ребенок. Руки должны быть чисто вымыты, ногти – коротко пострижены. Язык следует брать пальцами через стерильную марлевую салфетку.
Ее целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих, или увеличение интенсивности мышц, ранее включенных. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры.
Ребенок производит артикуляционное движение только при помощи механического воздействия – под нажимом рук логопеда, родителя или шпателя, Пассивные движения нужно выполнять ежедневно, желательно 2–3 раза в день, медленно и ритмично, повторяя каждое движение 3–5 раз. Пассивные движения нужно производить плавно, медленно, с постепенным увеличением нагрузки.
Периодически следует проверять, увеличилась ли подвижность губ и языка у ребенка, а когда это станет возможным, нужно заменить пассивную гимнастику активной.
Когда пассивные движения становятся более свободными, механическая помощь сокращается: таким образом происходит переход к пассивно-активным упражнениям. Постепенно, если ребенок самостоятельно может выполнить необходимые артикуляционные движения, удерживать определенные положения языка и губ, произвольно менять их, переходят к активной артикуляционной гимнастике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
речевая готовность к школе
Какие критерии, на ваш взгляд, наиболее ярко характеризует подготовленность ребёнка к обучению в школе ( пронумеруйте по степени убывания: 1-й – н...
Речевая готовность к школе
Материал для выступления на собрании для родителей будующих первоклассников...
Речевая готовность к школе.
Любое нарушение речи, может изменять и общее функционирование психических процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти) ....
Речевая готовность к школе.
Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. ...
Тест«Речевая готовность к школе»
Речевая готовность....
Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму.
Консультация для родителей о влиянии недостатков речи на успеваемость...
Родительское собрание "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму"
одительское собрание "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму"...