Тест«Речевая готовность к школе»
тест на тему
Предварительный просмотр:
Задание 1. Кратковременная речевая память
Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты слушай внимательно и запоминай. Когда я перестану говорить, сразу повторяй все, что запомнилось, в любом порядке». Четко произнесите все слова из любого ряда (1–4) с интервалом в пол-секунды, по окончании кивните головой и тихо скажите: «Говори».
Запишите все, что скажет ребенок (слова, которые он придумал сам, повторы и т. п.), не поправляя, не критикуя и не комментируя его ответы. Записывайте слова так, как они произнесены ребенком, помечая для себя искажения и дефекты произношения. В конце работы обязательно похвалите ребенка, сказав: «Задание было трудное, и ты— молодец, много запомнил» (даже если ребенок запомнил всего 2–3 слова).
Слова для запоминания: (выбрать одну из строчек)
1. Рог, порт, сыр, грач, клей, тон, пух, сон, ром, или
2. Сор, ком, рост, боль, ток, кит, рысь, бег, соль, или
3. Кот, блеск, миг, крем, бур, гусь, ночь, торт, луч, или
4. Печь, дождь, сорт, торт, мир, бант, грань, зуд, дом.
Задание 2 . Интуитивный речевой анализ - синтез
Инструкция: «Теперь я тебе буду говорить слова. Ты должен найти, какое слово лишнее. Всего будет пять слов, четыре можно объединить, они друг к другу подходят, а одно— неподходящее, лишнее, его и называй».
Зачитайте последовательность слов (см. ниже три варианта последовательностей слов) и запишите лишнее слово, которое назовет ребенок. Похвалите его.
Не просите ребенка объяснять, почему он выбрал то или иное слово. Если ребенок неправильно выполняет первое задание или не понимает, как это— найти лишнее слово,— разберите с ним пример: «астра, тюльпан, василек, кукуруза, фиалка». Пусть о каждом слове ребенок скажет, что оно означает. Помогите ему выбрать лишнее слово и объясните, почему оно лишнее. Отметьте, смог ли ребенок догадаться сам.
Вариант 1
2.1. Лук, лимон, груша, дерево, яблоко.
2.2. Электролампа, свеча, прожектор, светлячок, фонарь.
2.3. Сантиметр, весы, часы, радиоприемник, градусник.
2.4. Зеленый, красный, солнечный, желтый, фиолетовый.
Вариант 2
2.1. Голубь, гусь, ласточка, муравей, муха.
2.2. Пальто, брюки, шкаф, шапка, куртка.
2.3. Тарелка, чашка, чайник, посуда, стакан.
2.4. Теплая, холодная, пасмурная, погода, снежная
Вариант 3
2.1. Огурец, капуста, виноград, свекла, лук.
2.2. Лев, скворец, тигр, слон, носорог.
2.3. Пароход, троллейбус, автомобиль, автобус, трамвай.
2.4. Большой, маленький, средний, крупный, темный.
Задание 3. Речевые аналогии
Инструкция: «А теперь представь «стол» и «скатерть».
Эти два слова как-то между собой связаны. Тебе надо найти подходящее слово к слову «пол», чтобы получилась такая же парочка, как «стол–скатерть». Я назову тебе слова, а ты выбери, какое из них подойдет к слову «пол», чтобы получилось так же как «стол–скатерть». «Пол»,— выбирай: «мебель, ковер, пыль, доски, гвозди».
Запишите ответ. Если ребенок ответил неправильно, не говорите ему об этом, а следующее задание разберите с ним как пример.
Продолжение инструкции: «Ручка–писать»— как связаны эти два слова? Можно сказать, что ручкой пишут, да? Тогда к слову «нож» какое слово подойдет, чтобы получилось так же, как «ручка–писать»?
«Нож»,— выбирай; «бежать, резать, пальто, карман, железный».
Пары слов
1. стол : скатерть = пол: мебель, ковер, пыль, доски, гвозди.
2. ручка : писать = нож: бежать, резать, пальто, карман, железный.
3. сидеть : стул = спать: книга, дерево, кровать, зевать, мягкий.
4. город : дома = лес: деревня, деревья, птицы, сумерки, комары.
За каждый правильный ответ— 1 балл (максимально - 4 балла).
Задание 4. Произвольное владение речью
Задание 4.1. Исправление семантически неверных фраз
Инструкция: «Послушай предложение и подумай, правильное оно или нет. Если неправильное, скажи так, чтобы было верно».
Зачитайте предложение. Если ребенок говорит, что все верно, так и запишите и переходите к следующему предложению. По просьбе ребенка предложение можно повторить. Этот факт необходимо обязательно отметить в бланке ответов. Если ребенок, прослушав первое предложение, начинает объяснять, почему предложение неправильное, остановите его и попросите сказать так, чтобы было правильно. Аналогично поступайте и со вторым предложением.
1) Взошло солнце, и закончился день. (Начался день.)
2) Этот подарок доставил мне большую печаль. (Доставил мне большую радость.)
Задание 4.2. Восстановление предложений
Инструкция: «А в этом предложении в середине что-то пропущено (слово или несколько слов). Вставь, пожалуйста, пропущенное и скажи предложение целиком».
Зачитайте предложение, делая паузу на месте пропуска. Запишите ответ. Если ребенок называет только слово, которое надо вставить, попросите его сказать предложение целиком. Если ребенок затрудняется, не настаивайте. Аналогично поступайте и со вторым предложением.
Предложения
1) Оля .... свою любимую куклу. (взяла, сломала, потеряла, одела и т. п.);
2) Вася ... красный цветок. (сорвал, подарил, увидел и т. п.).
Задание 4.3. Завершение предложений
Инструкция: «А теперь я начну предложение, а ты закончи».
Произнесите начало предложения так, чтобы оно интонационно звучало незаконченным, и ждите ответа.
Если ребенок затрудняется с ответом, скажите ему: «Придумай что-нибудь, чем можно было бы закончить - это предложение». Затем повторите начало предложения. Этот факт необходимо обязательно отметить в бланке ответов. Ответы записывайте дословно, сохраняя порядок слов и их произношение. Не поправляйте ребенка и похвалите его за работу.
Предложения
1) «Если в воскресенье будет хорошая погода, то...» (мы пойдем гулять и т. п.)
или «Если на улицах лужи, то...» (нужно надеть сапоги, был дождь и т. п.);
2) «Ребенок ходит в детский сад, потому что...» (он еще маленький, ему там нравится и т. д.)
или «Мы тепло одеваемся, потому что ...» (на улице холодно и т. п.);
3) «Девочка ударилась и заплакала, потому что...» (ей стало больно, очень торопилась и т.п.)
или «Дети любят мороженое, потому что...» (оно вкусное, сладкое и т. д.);
4) «Саша еще не ходит в школу, хотя...» (уже собирается, уже подросла и т. п.) или «Даша еще маленькая, хотя ...» (уже ходит в садик и т. д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные параметры готовности к школе детей дошкольного возраста
Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для нормального речевого общения, как со сверстниками, так и с взрослыми, для успешного овладения грамотой, а при поступ...
Что такое "психологическая готовность к школе"?
Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако практика показывает, что часто такой ребенок, с легкостью приступив к учебе, вдруг,...
речевая готовность к школе
Какие критерии, на ваш взгляд, наиболее ярко характеризует подготовленность ребёнка к обучению в школе ( пронумеруйте по степени убывания: 1-й – н...
Речевая готовность к школе
Материал для выступления на собрании для родителей будующих первоклассников...
Психологическая готовность к школе
Родительское собрание о психологической готовности к школе (для родителей будущих первоклассников)...
Презентация по стратовой диагностике "Готовность к школе"
Стартовая диагностика по готовности детей к школе....
Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности к школе по речевому статусу
Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности к школе по речевому статусу...