Заботливым родителям
статья на тему

Рябенко Людмила Юрьевна

Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?

 

  1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
  2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией своего поведения.
  3. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
  4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь установить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.
  5. Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.
  6. Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
  7. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не у телевизора.
  8. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
  9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
  10. В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

Что же могут сделать родители, если школьные трудности все же появились?

1. Не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию.
Не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача — помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.

2. Настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком.
Помните: одному ему не справиться со своими проблемами!

3. Ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах.
Постарайтесь снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела или отругать, — это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.

4. Забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?»
Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.

5. Не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии.
Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.

6. Интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему.
При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз — без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил… все нервы вымотал…» Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват — ребенок. Себя все родители жалеют, а вот ребенка — очень редко…

7. Не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи.
Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.

8. Работайте только на «положительном подкреплении».
При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните.
Самое важное при оказании помощи ребенку — это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов».

9. Детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня.
Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.

10. Своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех.

Четыре заповеди мудрого воспитателя

Ребенка нужно не просто любить (этого мало!). Его нужно уважать и видеть в нем личность! Не забывайте также о том, что воспитание - процесс «долгоиграющий», а значит, и мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш по каким-то причинам не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте о том, что вы можете сделать для того, чтобы ситуация со временем изменилась.

1. Не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это неспособны. Никогда не говорите фраз вроде: «Вот Маша в четыре года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты тюфяк - тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечет» в математике и т. д. Наверняка найдется хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2. Никогда не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей как просто информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награжден очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из второго подъезда непревзойденно играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребенка, а вам в ответ похвалиться нечем - лучше все равно что - нибудь скажите. Например: «А мой Петька плеваться дальше
всех умеет». И пусть все смотрят на вас круглыми глазами. Важно, чтобы Петька знал: вы любите его таким, какой он есть!

3. Перестаньте шантажировать.

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...», «Я тут лежу, болею, а ты...», «Я тебя растила, а ты...» и т. п. Это, граждане родители, на языке уголовного кодекса называется «шантаж». Самая" нечестная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. Знаете, что отвечают на подобные фразы 99 процентов детей? «А я тебя рожать меня не просил!»

4. Избегайте свидетелей.

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым - поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя - это необходимо. Вот тут, кстати, призвать малыша к стыду вполне уместно. Ведь на определенном этапе жизни эта эмоция играет важную и полезную роль тормоза, не позволяющего совершать неблаговидные поступки.

Главное - не забывать, что у всего должна быть своя мера.

МОДА НА ГЕНИЕВ

Западная мода на воспитание гениев докатилась и до нас. В психологические консультации все чаще обращаются родители, которые хотят подтвердить наличие исключительных способностей у своего малыша. А потом, даже если специалист не гарантирует, что из ребенка вырастет гений, родители нанимают малышу всевозможных репетиторов... Факт, что мама и папа хотят видеть своего кроху в числе лидеров, вовсе не должен удивлять. Сегодняшние родители — это люди, которые росли, учились и делали карьеру в постсоветский период. А ситуация в стране показала: для того чтобы достичь успеха, нужно приложить немало усилий. Наученные горьким опытом родители хотят облегчить жизнь своим детям и обеспечить им лучшую позицию уже на старте. Навстречу ожиданиям родителей идут учебные заведения. Частные детские сады предлагают много факультативных уроков, появляются различные клубы и центры, где малыши могут развивать способности. Конечно, ничего плохого в том, чтобы заботиться об интеллектуальном развитии ребенка, нет. Но специалисты советуют родителям не попадаться в ловушку завышенных амбиций. Ведь на самом деле забота о ребенке должна служить ему во благо и совпадать, в первую очередь, с его интересами и желаниями, а не с модными тенденциями и нашим стремлением не отставать от подруг. Не нужно насильно принуждать сына учиться музыке, если он предпочитает играть в футбол. Может, стоит развивать именно этот талант? Парень наверняка будет счастлив. Как пианист по принуждению он все равно не выиграет на шопеновском конкурсе, но как хороший вратарь может попасть даже в сборную страны. И тогда вы будете им гордиться! Не следует начинать слишком рано обучать кроху. Перед выбором жизненной дороги необходимо хорошо присмотреться к ребенку и развивать его в том направлении, которое привлекает ЕГО, а не НАС. И не делайте этого преждевременно Для малыша гораздо важнее научиться жить среди людей, чем получить определенную порцию знаний, то есть ему необходимо развиваться эмоционально и со­циально. Даже хорошо образованные дети не смогут выделиться из общей массы, если не сумеют себя подать. Для этого необходимы уверенность в себе и умение сотрудничать. Ученые заметили, что слишком обширные знания могут тормозить творческое развитие, так как люди, которые много учатся, не придумывают новых решений, а только ищут готовые ответы. А эти ответы опираются на чужое мнение. Замечено, что более креативными являются те люди, которые используют ум, а не знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zabotlivym_roditelyam.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАБОТЛИВЫМ РОДИТЕЛЯМ


Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?

  1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
  2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией своего поведения.
  3. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
  4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь установить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.
  5. Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.
  6. Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
  7. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не у телевизора.
  8. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
  9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
  10. В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

Что же могут сделать родители, если школьные трудности все же появились?

1. Не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию.

Не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача — помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.

2. Настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком.

Помните: одному ему не справиться со своими проблемами!

3. Ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах.

Постарайтесь снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела или отругать, — это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.

4. Забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?»

Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.

5. Не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии.

Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.

6. Интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему.

При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз — без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил… все нервы вымотал…» Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват — ребенок. Себя все родители жалеют, а вот ребенка — очень редко…

7. Не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи.

Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.

8. Работайте только на «положительном подкреплении».

При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните.

Самое важное при оказании помощи ребенку — это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов».

9. Детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня.

Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.

10. Своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех.

 Четыре заповеди мудрого воспитателя

 Ребенка нужно не просто любить (этого мало!). Его нужно уважать и видеть в нем личность! Не забывайте также о том, что воспитание - процесс «долгоиграющий», а значит, и мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш по каким-то причинам не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте о том, что вы можете сделать для того, чтобы ситуация со временем изменилась.

 

1.     Не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого.

 Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это неспособны. Никогда не говорите фраз вроде: «Вот Маша в четыре года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты тюфяк - тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечет» в математике и т. д. Наверняка найдется хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

 

2.     Никогда не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми.

 Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей как просто информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награжден очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из второго подъезда непревзойденно играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребенка, а вам в ответ похвалиться нечем - лучше все равно что - нибудь скажите. Например: «А мой Петька плеваться дальше
всех умеет». И пусть все смотрят на вас круглыми глазами. Важно, чтобы Петька знал: вы любите его таким, какой он есть!       

 

3.     Перестаньте шантажировать.

 Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...», «Я тут лежу, болею, а ты...», «Я тебя растила, а ты...» и т. п. Это, граждане родители, на языке уголовного кодекса называется «шантаж». Самая" нечестная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. Знаете, что отвечают на подобные фразы  99  процентов детей? «А я тебя рожать меня не просил!»

 4.     Избегайте свидетелей.

 Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым - поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя - это необходимо. Вот тут, кстати, призвать малыша к стыду вполне уместно. Ведь на определенном этапе жизни эта эмоция играет важную и полезную роль тормоза, не позволяющего совершать неблаговидные поступки.

Главное - не забывать, что у всего должна быть своя мера.

 МОДА  НА  ГЕНИЕВ


       Западная  мода  на  воспитание гениев  докатилась и до нас.  В психологические консультации все чаще обращаются родители, которые хотят подтвердить наличие исключительных способностей у своего малыша. А потом, даже если специалист не гарантирует, что из ребенка вырастет гений, родители нанимают малышу всевозможных репетиторов... Факт, что мама и папа хотят видеть своего кроху в числе лидеров, вовсе не должен удивлять. Сегодняшние родители — это люди, которые росли, учились и делали карьеру в постсоветский период. А ситуация в стране показала: для того чтобы достичь успеха, нужно приложить немало усилий. Наученные горьким опытом родители хотят облегчить жизнь своим детям и обеспечить им лучшую позицию уже на старте. Навстречу ожиданиям родителей идут учебные заведения. Частные детские сады предлагают много факультативных уроков, появляются различные клубы и центры, где малыши могут развивать способности. Конечно, ничего плохого в том, чтобы заботиться об интеллектуальном развитии ребенка, нет. Но специалисты советуют родителям не попадаться в ловушку завышенных амбиций. Ведь на самом деле забота о ребенке должна служить ему во благо и совпадать, в первую очередь, с его интересами и желаниями, а не с модными тенденциями и нашим стремлением не отставать от подруг. Не нужно насильно принуждать сына учиться музыке, если он предпочитает играть в футбол. Может, стоит развивать именно этот талант? Парень наверняка будет счастлив. Как пианист по принуждению он все равно не выиграет на шопеновском конкурсе, но как хороший вратарь может попасть даже в сборную страны. И тогда вы будете им гордиться! Не следует начинать слишком рано обучать кроху. Перед выбором жизненной дороги необходимо хорошо присмотреться к ребенку и развивать его в том направлении, которое привлекает ЕГО, а не НАС. И не делайте этого преждевременно Для малыша гораздо важнее научиться жить среди людей, чем получить определенную порцию знаний, то есть ему необходимо развиваться эмоционально и социально. Даже хорошо образованные дети не смогут выделиться из общей массы, если не сумеют себя подать. Для этого необходимы уверенность в себе и умение  сотрудничать. Ученые заметили, что слишком обширные знания могут тормозить творческое развитие, так как люди, которые много учатся, не придумывают новых решений, а только ищут готовые ответы. А эти ответы опираются на чужое мнение. Замечено, что более креативными являются те люди, которые используют ум, а не знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для любознательных ребят и заботливых родителей.

Уровень развития речи является  важным показателем  готовности ребёнка к школе,т.к. речь - это  основной инструмент получения...

буклет "советы логопеда заботливым родителям"

буклет "Советы логопеда заботливым родителям"...

Печатная консультация для родителей "Библиотечка заботливых родителей. Фонематический слух."

Наша речь, слова, которые каждый из нас произносит, состоят из звуков. Чтобы во всем разобраться, нужно научится слушать и слышать звуки. Предлагаю вам подборку литературы, которая вам в этом пом...

Анкета для заботливых родителей.

От логопеда дефектолога...

Информационная страничка для заботливых родителей

Игры для развития речи детей, в которые можно играть по дороге домой и просто на прогулке....

Детско-родительский тренинг "Заботливый родитель"

Для использования работы с родителями...