Профориентация и проблемы подростков
методическая разработка по теме

Шевцова Любовь Николаевна

Советы психологов при выборе профессии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon в помощь родителям116 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Психологи советуют

                     Профориентация

Выбор профессии является таким знаковым действием, которое может сделать человека счастливым в жизни и успешным в профессиональной деятельности, а может омрачить всю его жизнь, расстроить планы и сделать его несчастным. В идеале два основных фактора определяют выбор профессии - это самосовершенствование и благо другим людям. Именно поэтому к выбору будущей профессии стоит готовиться еще в детстве и юности, занимаясь профориентацией школьников.

Выбор будущей профессии находится в зависимости не только от желаний и способностей личности, но также от достижений в социально-культурной и материальной составляющей того общества, в котором человек. В этой связи интересна мысль об отрицательном влиянии престижных, как теперь принято называть, факторов на выбор. Необходимо серьезно взвесить действительно ли воодушевляет «людная» сфера деятельности. Заблуждение относительно наших способностей к определенному роду деятельности – это ошибка, которая мстит за себя, если даже она не встречает порицания со стороны внешнего мира, то причиняет еще большие терзания. Когда школьник выбирает профессию, для которой у него нет необходимых врожденных способностей, то вряд ли он сможет стать настоящим профессионалом в выбранном деле. Наклонности и таланты человека могут избирать для него соответствующую ограниченную сферу деятельности, а без этого ограничения невозможно совершить что либо значительное для себя и окружающих. Призвание, назначение, задача всякого человека – всесторонне развивать все свои способности.

Платон писал: «Люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает, различна, да и способности к тому или иному делу также. Поэтому можно сделать все в большом количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам».

Психология выделяет три основных фактора для правильного выбора профессии:

  1. Правильная самооценка личности, ваших способностей, интересов, наклонностей, возможностей, желаний и ограничений;
  2. Наличие начальных знаний и умений в той области, в которой находится выбираемая профессия;
  3. Умение трезво соотнести результаты самооценки со знаниями требований, которые предъявляют те или иные профессии.

Общество – это, прежде всего сообщество «деятелей» чего-то полезного. Д. И. Менделеев писал: «удовольствие пролетит - оно для себя; труд оставит след долгой радости для других». Наши знания об общественной жизни будут неверными, если они не включают ориентировку в огромном, многообразном, изменяющемся мире профессий. Такая ориентировка нужна, для того, чтобы разумно обдумывать, строить и изменять свой жизненный путь, самосовершенствоваться. Правильная профориентация – один из главных показателей развития человека. Вторым важным моментом профориентации в школе является осведомленность о том, чем занимаются другие люди. Но для того, чтобы каждый имел некоторый минимум таких знаний необходимо пройти тест профориентации.

Часто бывает так, что школьник или подросток мало интересуется профотбором, будущими возможными направлениями своей деятельности или сам совершает ошибки выбора, когда не проходит тестов на профориентацию. Периодическая профориентация в школе является необходимой процедурой для правильного самоопределения подростков. Также на ней может основываться и учебный процесс, который сейчас все более дифференцируется по дисциплинам и направлениям.

Тест выбора профессии

Психология предлагает множество таких тестов. Наиболее правильно использовать комплексные методики тестирования, которые включают в себя следующие тесты:

  • Дифференциально-диагностический опросник
  • Опросник профессиональной готовности
  • Опросник профессиональной направленности

Для снижения ошибок и правильной оценки результатов тестирования необходимо провести его несколько раз в течении года или даже двух лет, а потом соответствующим образом аккумулировать и проанализировать результаты, что может сделать только опытный психолог. Также следует учитывать то, что с течением времени результаты теста профориентации могут изменяться вместе с изменением профессиональных наклонностей человека. Тестирование и профориентация школьников в школе также должна проходить ежегодно.

Типичные ошибки в выборе профессии.

Практика показывает, что наиболее распространенными трудностями и ошибками школьников, подростков и молодых людей при профотборе оказываются:

  1. Руководство в выборе, основанное на информации из неверных или предвзятых источников информации;
  2. Неверный анализ и систематизация получаемой информации о той или иной сфере деятельности;
  3. Переоценка или недооценка отдельных индивидуально-психологических характеристик личности, неверная самооценка;
  4. Неправильное оценка своих способностей, подмена их моральными качествами;
  5. Ошибочное представление о возможностях освоения выбранной профессии;
  6. Руководство при профориентации эмоциональной составляющей, давление со стороны авторитетных для подростка и школьника людей;
  7. Наличие стереотипов;
  8. Неумение вовремя поменять ошибочное решение при получении дополнительной информации;
  9. Профориентация школьника на основе симпатии к тем или иным личностным качествам представителя определенной профессии, героизация, подражание перенесения своего личного отношения к человеку на профессию.
  10. Различные проблемы поведения и формирования подростков 
  11. Невозможность пройти тесты профориентации, проконсультироваться с психологом

 Рассмотрим некоторые принципы самовоспитания и саморегуляции в связи с профессиональным самоопределением и профотбором.

  • Человек, прилагая свои душевные и физические силы, не просто «тратит» их, а тем самым, развивается и совершенствуется. Ведь живые существа на земле возникли не для покоя, а для активности и развития.
  • С годами приходит понимание, что жизнь без любимого дела бессмысленна. «Смысл существования», «смысл жизни» – это такое состояние души человека, когда он четко себе представляет образ желаемого будущего. Вот эти слова: образ («я знаю, представляю») желаемого («мне интересно, я хочу, чтобы будущее наступило, оно меня привлекает, я стараюсь его ускорить»). Это говорит о том, что в сознании человека есть жизненная перспектива. Средством ориентировки в будущем является сознание и ум человека, которые освещают ему путь вперед, и по возможности, дальше, а опыт прошлого должен стоит на службе будущего. Но образ желаемого будущего неразрывно связан с представлением о любимых трудовых занятиях.
  • Жизненные устремления человека в идеале должны быть направлены на предмет и продукт полезной деятельности, а не на достижение удовольствия любым путем, которое нельзя рассматривать, как самоцель человека, иначе оно от него начнет ускользать. Удовольствие должно быть как само собой возникающее сопровождение активной полезной деятельности.
  • Счастье человека надо понимать не в конкретных ценностях и не в состоянии умиротворенности и благодушии, а в процессе успешной совместно с другими деятельности, направленной на достижение все новых целей.
  • Бытует заблуждение, что человек, прежде всего, старается для себя. Но это неправда, человек и начинается с того, что может трудиться на благо своей Родины, своего народа, своих близких. Живя только для себя и ради себя, человек заходит в тупик своего личностного развития и становится в противостояние к другим людям.
  • Поиск смысла жизни, уточнение дальнейшего существования, построение жизненного пути – это творчество. И это для человека наиболее интересно.
  • Человеку намного эффективнее быть гибким, иметь запасные профессиональные и жизненные пути, запасные варианты выбора деятельности. Профессиональные планы не должны быть костными, их периодически надо менять, совершенствуя.
  • Существует некий стереотип, что профессию нужно выбирать раз и навсегда. Но это неверно. Одни профессии становятся неактуальными и исчезают, другие профессии стремительно появляются. Направления деятельности объединяются или разделяются. И было бы недальновидно всю жизнь двигаться только в одном профессиональном направлении. Любовь к людям, порядочность, дружбу, следование своим принципам – да, важно пронести через всю жизнь, но эту моральную норму никак нельзя распространять на свою трудовую деятельность. В будущем появятся новые технологии, а вместе с этим и новые виды труда. Конечно, на сегодняшний день с подобным выбором определиться нельзя, поскольку еще не ясно, в каком точно направлении развиваться, но и нельзя упускать из виду ближайшую перспективу. Конечно, есть и постоянные профессии: всегда надо будет лечить людей, кормить, одевать, обувать, учить и воспитывать детей, строить жилье, защищать свою страну. Но и в этих сферах постоянно меняется структура труда, исходя из прогресса и развития деятельности. Из сказанного можно сделать вывод, что непременно надо всю жизнь искать себя и свое место в мире занятий.
  • Занимаясь каким-нибудь делом, важно уметь мобилизовать все силы на полную отдачу. И это поведение обязательно даст свои плоды. Ведь наши физические, умственные и специальные способности развиваются только в процессе напряженной деятельности.

Надо понимать, что пройдя профотбор и сделав свой профессиональный выбор, человек приобретает на избранном пути опыт, который меняет все направление его дальнейшего развития и открывает ранее недоступные возможности.

Есть еще такое понятие, как призвание. Под призванием понимается наивысшая степень соответствия конкретного человека его профессии. Этот феномен образуется в результате профессиональном пути человека, когда он может сказать, что именно в этой работе или области труда и именно он более всего может быть удовлетворен и эффективен. Профориентация, основанная на призвании, дает максимальный результат.

Гарантией успешного профессионального развития человека является его активность Не надо бояться того, что по мере осуществления выборов возможности человека сужаются и он как бы влезает в некую воронку, где, наконец, ему и повернуться нельзя – один выход. На самом деле это не так, и по мере удачных выборов возможности лишь возрастают. Более того, взаимосвязь противоположных и несовместимых профессий сейчас стала вполне обычным делом. И в каждом профессиональном деле перед личностью открывается мир новых удивительных возможностей.

Проблемы подростков

            Формирование подростка, его личность и характер

Проходит время, когда ребенок превращается в подростка и вдруг начинает хотеть разобраться в себе: что «я» за человек, чего хочу по жизни, почему именно ко мне так относятся, какую выбрать профессию? Вопросы множатся и множатся. И к этому периоду времени его подхватывает волна того периода жизни, который сможет на эти вопросы ответить. И вот он уже на волнах подросткового возраста.

Возраст подростка – один из самых сложных, но, в то же время один из самых значимых периодов в жизни человека. Эта пора поиска и постижения себя, экспериментирования в разных ролях – от дворового хулигана до примерного отличника. Это отчаянное желание доказать свою взрослость и независимость от родителей… и столь же отчаянный крик о помощи при первом серьезном столкновении с реалиями взрослого мира. Кто он, мальчик или девочка подросток, - большой ребенок или маленький взрослый?

                                         Развитие подростков

В этот короткий отрезок времени – 11, 12, 13, 14, 15, 16 лет – мальчики и девочки подростки проходят большой путь в своем развитии. С одной стороны, это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. С другой, именно в это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.

Подростковый возраст – период внутренних конфликтов с самим собой и другими, где частыми спутниками ребенка становятся смена настроений и непонимание себя. Это время конфликтов с родными, это постоянная смена друзей и увлечений. Это время первой любви и время проявления агрессивности подростков, особенно трудных. Это момент проникновения разными идеями, каждый раз в уверенности, что это именно то единственное, что им сейчас надо. Иногда создается впечатление, что ваш ребенок торопится жить, как будто, что-то не успеет. А он живет здесь и сейчас, не особенно задумываясь о будущем.

Роль родителей в формировании и поведении подростков

А что делать родителям? Как выявить проблемы подростков? Разобраться в их психологии? Снизить агрессивность у подростков, как мальчиков, так и девочек? Скорректировать поведение? Понять и принять себя в таком сложном возрасте?

В психологии есть несколько простых правил

  • Принять своего ребенка таким, каков он есть, агрессивного или влюбленного, самонадеянного и робкого, счастливого и несчастно, мечущегося и спокойного, такого разного и не всегда предсказуемого.
  • Понять, подсказать и направить, чтобы разочарования были не такими болезненными.
  • Научить радоваться жизни во всех ее проявлениях.

Такие советы весьма и весьма универсальны и обычному человеку будет довольно трудно воспользоваться ими в отношении своего ребенка.

Зададимся вопросами: как научиться любить его такого, вечно меняющегося и приносящего и приносящего много огорчений? Как помочь такому любимому, немного заблудившемуся в себе ребенку? Как повлиять на формирование характера и развитие личности подростка в возрасте 11, 12, 13, 14, 15 , 16 лет. Родится ли личность в конце этого непростого для ребенка периода или так и останется жить с этими вопросами – во многом зависит и от вас, дорогие родители.

Большинство проблем подростков связано именно с их физическим и психологическим изменением, к которому они оказываются не готовы. А у родителей часто не хватает терпения и понимания, а также специальных знаний, чтобы эффективно влиять на его характер и поведение и не терять с ним контакт. Это ведет к тому, что часто родители отвечают агрессией на агрессию подростка, пытаются решить любой конфликт силой или угрозами, а не совместным рациональным обсуждением. При этом они не понимают, что этим еще более увеличивают пропасть между ними и их ребенком.

Помощь психолога в формировании и корректировке личности подростков

Если у вас не получается эффективно влиять на своего ребенка, вас беспокоит его поведение сейчас, если проблемы подростка заставляют вас серьезно задуматься о том, что это может привести к еще большим проблемам личности в будущем - вам необходимо прийти на консультацию к психологу. В нашем центре мы проводим индивидуальные и семейные консультации для самих подростков и их родителей. При этом помогаем скорректировать не только личность подростка, но и ваше отношение к нему, к той ситуации, которая складывается в ваших отношениях. Психологи готовы предложить разнообразные тренинги для подростков.

В результате вы:

  • Научитесь справляться со своей тревогой, агрессией, поведением, негодованием, чувством вины и отчаяния.
  • Поймете, что творится с вашим мальчиком или девочкой подростком и каковы истинные причины такого поведения
  • Сформируете четкое представление о том, какие изменения должны произойти в ваших отношениях и что для этого требуется.
  • Узнаете эффективные способы разрешения проблем и конфликтов и научитесь их использовать.

Как привести подростка к психологу

Подростка 14-15-16 лет, мальчика или девочку уже нельзя привести к психологу за руку просто потому, что вы так хотите. (К слову, подросток с 14 лет может придти к нам уже самостоятельно). Его психология крайне уязвима в этом возрасте и может неправильно отреагировать на происходящее.

По статистике отказов от контакта с психологом, у трудных подростков в несколько раз выше, чем у детей или взрослых. Часто ребенок не осознавая должным образом, что такое психологическая помощь, боится подобных визитов. Его мучают вопросы "а не псих ли я", "не будут ли смеяться надо мной мои друзья, если узнают", "родители с помощью психолога хотят залезть мне в душу, узнать то, что я не хочу им говорить ни при каких обстоятельствах", "родители пытаются подчинить меня своей воле, навязать свое мнение с чужой помощью". Соответственно подросток воспринимает психолога в штыки и не собирается обсуждать с ним свои проблемы, поведение, характер или агрессию.

Перед первой консультацией мы хотим дать вам несколько рекомендаций:

  • Уважайте личность подростка и считайтесь с его мнением - обсудите с ним вариант обращения к психологу прямо и искренне. При этом старайтесь не сопоставлять какие то негативные моменты в поведении подростка с этим визитом, избегайте приказного и повышенного тона. Например: "Сегодня мы идем в психологическую консультацию, потому что ты отвратительно себя ведешь и тебе наплевать на нас! Пусть тобой займется врач! ". Поверните ситуацию так, что вы делаете это для того, что бы изменить отношения со своим ребенком к лучшему, прервать затянувшийся конфликт, который мешает всем жить и избежать их появления в дальнейшем.
  • Расскажите подростку о конфиденциальности психологической помощи. Он должен знать, что его проблемы и поведение не станут достоянием общественности.
  • Пообещайте, что если он в следующий раз будет категорически возражать против против таких консультаций, то родители не станут настаивать.

Самооценка

             Самооценка ребенка, подростка, школьника, взрослого

Самооценка – это уровень уважения самого себя. Как вы относитесь к себе, принимаете ли Вы себя таким, как есть, считаете ли себя личностью, достойной уважения, несмотря на отдельные недостатки, или не считаете себя таковым. В зависимости от этого различают адекватную, завышенную и заниженную самооценку. Как завышенная, так и заниженная самооценка для развития личности одинаково непродуктивна. При завышенной самооценке развиваться некуда, т.к. человек уже «само совершенство, идеал». Однако это признается, мягко говоря, не всеми, поэтому многочисленные конфликты с окружающими, в которых виноватыми являются обязательно другие.

Низкая самооценка личности

Заниженная самооценка приводит к тому, что человек считает себя хуже других, менее достойным, умным, красивым и т д.

Влияние самооценки на личность человека очень велико. Чем мешает человеку низкая самооценка? При низкой самооценке человек не верит в себя, свои возможности, не нравится себе. Недовольство собой испытывают постоянно или очень часто. Человек работает, достигает целей, ставит новые цели, а отрицательное отношение к самому себе остается. Кроме того, низкая самооценка обязательно отражается на внешности человека (это могут быть поза, жесты, мимика, поведение). Поскольку 70 % информации о человеке дают эти показатели, то понятно, что круг недовольства собой постоянно подпитывается и замыкается: «Я хуже, чем он» - говорите Вы на подсознательном уровне через позу, жесты. «Да, он хуже, и сам дает мне это знать о себе», - считывают вашу подсознательную информацию другой.

Диагностика уровня самооценки

Если вы хотите узнать вашу самооценку личности, ответьте на вопросы теста, поставив у каждого числа одну из четырех цифр, наиболее соответствующую Вашей оценке: нет, не так – 0; частично так – 1; в основном так – 2; да, все именно так и есть – 3.

  1. Я обычно сравниваю себя с другими людьми.
  2. Я часто чувствую себя усталым.
  3. У меня сильная потребность в одобрении.
  4. У меня часто возникает ощущение, что я должен защитить себя.
  5. Я предпочитаю ничего не делать из-за боязни провала.
  6. Я хочу всегда все сделать на 101%.
  7. Я часто считаю, что другие люди несут ответственность за мои проблемы.
  8. Я боюсь показать свое настоящее Я.
  9. Я всегда пытаюсь сделать что-то хорошее для других.
  10. Я очень зависим от мнения других людей.
  11. Мне трудно в чем-то отказать людям.
  12. Я часто завидую другим в том, что у них есть.
  13. Если я сделаю ошибку, то считаю себя менее достойным, чем другие.
  14. Я очень тревожусь о том, что окружающие думают обо мне.
  15. Меня всегда тянет подвергнуть сомнению свои способности.
  16. Я осуждаю себя за ошибки, которые совершаю.
  17. Часто чувствую себя не готовым к новой ситуации.
  18. Чаще всего я считаю себя менее достойным человеком, чем другие.
  19. Мне трудно принимать комплименты от других людей.
  20. Я часто испытываю чувство вины.

Если Вы хотите оценить результаты теста диагностики уровня самооценки, то просто сложите цифры, которые поставили с каждым предложением.

0-10 баллов - У Вас есть некоторые проблемы, связанные с недостатком самоуважения.

11-20 баллов - Вы чувствуете себя неуютно в жизни из-за недостаточного уважения к себе и поэтому часто неудовлетворенны и несчастны.

21-40 баллов - Вы могли бы подарить себе заслуженную порцию самоуважения, Вы сами затрудняете себе жизнь.

41-60 баллов - Вы почти отказываете себе в уважении и страдаете из-за этого. Вам надо серьезно поработать над собой.


Способы повышения, коррекции и улучшения самооценки

Улучшение самооценки с помощью упражнения «Самовосприятие»

Остановитесь на минуту и подумайте о том, что Вы должны нравиться и самому себе. Произнесите вслух или подумайте про себя: «Я забочусь о себе, мое благополучие очень важно для меня. Я хочу поддержать себя и сделать все хорошо. Я хочу по-настоящему хорошей жизни. Я всегда на своей стороне». Чувство собственной поддержки усилится, если Вы обнимите себя или просто сожмете руки, как бы подкрепляя этим ободряющие слова».

Коррекция самооценки с помощью упражнения «Ваши ценные качества»

Составьте список Ваших ценных качеств. Можно внести в него какие-нибудь из нижеперечисленных пунктов:

  1. Я забочусь о своей семье.
  2. Я люблю животных.
  3. Я – хороший друг.
  4. Я помогаю людям.
  5. Я признаю свои ошибки.
  6. Я довольно привлекателен.
  7. Я талантлив.
  8. Я умею хорошо делать (перечислите).
  9. Я стал лучше понимать себя

Носите написанный на листе бумаги список с собой. Когда негативные мысли начинают одолевать Вас – достаньте его, прочитайте.

Представьте себе то, что у Вас получается особенно хорошо, мысленно похвалите себя за наличие этого позитивного качества. Думайте о себе только хорошее. Распространите на себя собственную любовь просто потому, что она очень полезна для Вас.

Коррекция самооценки с помощью упражнения «Ваша осанка»

У человека, недовольного собой, опускаются плечи, становится сутулой спина, опускается подбородок. И, наоборот, когда он доволен собой, то плечи распрямляются, голова и подбородок поднимаются. Поэтому, при коррекции, тренируя мыщцы-разгибатели спины, Вы избавляетесь не только от сутулости, но и поднимаете ваше настроение и самооценку. Хорошую нагрузку эти мыщцы-разгибатели получают во время плавания. выпрямляя спину, улучшая свою осанку, вы перестаете подпитывать собственный круг недовольства собой.

Помощь психолога в коррекции самооценки

Психология может предложить вам множество способов коррекции завышенной или заниженной самооценки. Но изучить их самостоятельно и правильно использовать удается далеко не каждому. Часто для их подбора, адаптации под вас и эффективного использования требуется помощь психолога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые проблемы подростка

Тема классного собрания для родителей учащихся 6-го класса (презентация)...

конспект урока в 7 кл. по теме "Проблемы подростков"к УМК Биболетовой

В папке конспект урока по данной теме и презентация...

Проблемы подростков. Урок 7 класс

Урок- Возможные пути решения проблем подростков("Howtotacklewithourproblems?")Цели урока:Цели урока:познавательный аспект- знакомство с высказываниями сверстников о проблемах молодёжи;развивающи...

Открытый урок английского языка по теме "Проблемы подростков" в 9 классе.

Урок по современной и актуальной теме с презентацией. Презентация состоит из 9 слайдов. Полный ход  проведения урока....

Классный час по здоровому образу жизни: "Кто кого? или проблемы подростка?"+презентация о вреде курения " Мы против....". Самопрезентация на конкурс классных руководителей: "Образ жизни...."

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстник...

Родительское собрание. Тема: «Проблемы подростка и пути их решений».

«Проблемы подростка и пути их решений». 1.     Взаимоотношения родителей. Ребенок – плод  взаимоотношений родителей.- Мы корни дерева, каковы к...

Итоговый тест по немецкому языку по теме "Проблемы подростков" 9 класс

Итоговый тест по немецкому языку потеме "Проблемы подростков" 9 класс.  Тест на проверку речевых умений и навыко по теме (лексика, грамматика, чтение, письмо)...