Игры со звуковыми символами.
консультация по теме

Чернигова Лариса Петровна

Дети всегда верят в сказку. Поэтому звук мы  можем попытаться изобразить. Можно нарисовать звуковые символы на карточках из картона размером примерно 10 х 10 см. Символы рисуются красным цветом, так как сначала ребенка знакомят с гласными звуками (звук «а» - большой полый круг; звук «у» - маленький полый круг; звук «о» - полый овал; звук «и» - узкий красный прямоугольник).
                                                                           

Рекомендуется изучать звуки в такой последовательности: «а», «у», «о», «и». Не переходите к изучению следующего звука, пока не усвоен предыдущий.

Ход занятия:

  • покажите ребенку символ и назовите звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть ваши губы;
  • соотнесите символ с действиями людей или животных (девочка плачет «а-а-а», паровоз гудит «у-у-у», девочка охает «о-о-о», лошадка кричит «и-и-и»)
  • произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук «а» - рот широко открыт; когда произносим «о» - губы выглядят как овал; при произнесении «у» - губы сложены трубочкой; при произнесении «и» - губы вытянуты в улыбку)

После того как ребенок усвоит эти звуки, можно переходить к заданиям:

  • поймай звук
    Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
  • внимательный малыш
    Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ.
  • дирижер
    Прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно.
  • архитектор
    Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребенок попытается проделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости.
  • хорист
    Пропеваем заданный звук с разными интонациями.
  • сломанный телевизор
    Нужно сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Объясните ребенку, что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями.
  • звуковые песенки
    Предложите ребенку составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу), «у-а» (плачет ребенок), «и-а» (кричит ослик), «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.
  • кто первый
    Покажите ребенку картинку с предметом, который начинается с гласного «а», «у», «о» или «и». Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, «у-у-у-утка»). Затем ребенок должен выбрать соответствующий символ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon работа с родителями27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям:

   Будьте близки с ребёнком. Разговаривайте с ним, слушайте его - общение детей и родителей жизненно необходимо с самого рождения, так что начать никогда не поздно. Не откладывайте это до той поры, когда у вас будет время; самое ценное время - это настоящее.

   Старайтесь, чтобы жизнь вашего ребёнка постоянно была активной и интересной. Как можно чаще ходите куда-нибудь всей семьёй; пусть ребёнок встречается со всеми интересными людьми, которые приходят к вам в гости.  

   Дайте детям просто побыть в покое, когда они этого хотят.

   Одобряйте не только успехи вашего ребёнка, но и попытки добиться успеха. Дети нуждаются в вашем одобрении. Иногда сочетайте похвалу с рациональными предложениями.

    Будьте для ребёнка примером тех качеств, которые вы желаете видеть в нём. Если вы требуете одного, а сами ведёте себя по - другому, то ребёнок проигнорирует ваши требования и поступит

 по - своему.

   Старайтесь поддерживать в семье атмосферу уважения к учению и поощряйте стремление к познанию. Однако не переусердствуйте. Вам надо научить ребёнка отличать мнение от факта.

    Не надо всегда вести себя в родительской манере и считать, что вы лучше всех всё знаете. В незначительных вопросах позволяйте ребёнку вести себя независимо, чтобы он по возможности учился действовать самостоятельно.

    Если возникают проблемы с дисциплиной, постарайтесь обсудить их с ребёнком.

    Занимаясь с ребёнком, помните, большую роль играет желание ребёнка выполнять задания. Малыш будет заниматься, только если ему интересно. Поэтому очень важно заинтересовать его. Более 10 - 15 минут заниматься одним и тем же делом, требующим усидчивости и напряжения, малышу трудно. Прежде всего, перед занятием необходимо создать спокойную, доброжелательную атмосферу. Занятия дома лучше всего организовать в игровой форме, используя элементы наглядности, так как любое понятие для ребёнка 4 - 5 лет существует только как образ.

Успехов вам и вашим детям!

                         Развиваем

   Речь.

Что делать  по дороге в детский сад, гости и т. д.?

       Вы едете в гости, к бабушке, на праздник. Дорога отнимает, как правило,много времени. Предлагаем вам поиграть с ребёнком, одновременно пополнить его словарный запас, расширить кругозор, улучшить связную речь.

1. Лексические и логические упражнения.

    а )Беседа

   - Куда мы идём? ( К остановке автобуса);

   - Автобус, это какой вид транспорта? (наземный, пассажирский);

   - А что ещё можно отнести к наземному пассажирскому транспорту? (машину и т.д.);

        - А как называется транспорт, который перевозит грузы? (грузовой);

    - Чем отличается автобус от троллейбуса?

  б)   - Мы идём в гости, что такое «гости»?

    - Кто ты, бабушке? (Я бабушкин внук)

    -А кто я, бабушке? (Ты бабушкина дочь)

    - Кем, приходится бабушке дедушка? (Дедушка - бабушкин муж);

в)    Назвать предмет и сказать, на какой звук начинается слово:

   - Я вижу машину. Первый звук - «М»… и т. д.

2. Упражнение на развитие воображения и фразовой речи.

а) - Представь, во что будет одета бабушка?

   - Кто ещё к ней придёт?

   - Что ж приготовит нам бабушка?

   -Сколько тарелок будет стоять на столе?

б) Лексические темы.

  1. Давай поиграем. Я буду называть простое слово, а ты его будешь превращать в ласковое, нежное слово.

В) Закончи предложение:

На столе стояли  большие,  красивые…

Стол был накрыт  белоснежной  …

Около стола стояли высокие…

Около кресла…

Диван был накрыт…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям. Игры со звуковыми символами.

Всем известно, что обучение дошкольников должно происходить в игре. Обучение чтению - не исключение. Помочь ребенку освоить такой сложный материал, как звуки и буквы, могут игры со звуковыми символами...

Работа со звуковыми символами

Презентация по работе со звуковыми символами кратко раскрывает принцип включения данного материала в раздел по "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста"....

Статья "Ритмические игры с музыкальными инструментами как технология совершенствования и обогащения звукового сенсорного опыта дошкольников старшего возраста с ТНР"

Одна  из актуальных  задач формирования и развития  правильной  речи  у дошкольников с ТНР – обогащение  звукового  сенсорного  опыта  через восприят...

Дидактические игры к уроку русского языка "Звуковой анализ слова"

Игры можно использовать  на уроке и во внеурочной деятельности...

Театрализованные игры в развитии звуковой культуры речи детей

Консультация для тех, кто хочет помочь детям говорить чисто и правильно, подготовить их к обучению грамоте....

Игры, стимулирующие звуковую активность и предпосылки понимания речи

Игры, стимулирующие звуковую активность и предпосылки понимания речи....

Игра по станциям " Символы России"

Игра, не требующая большой подготовки для летнего лагеря...