Консультация для родителей по профессиональному самоопределению учащихся
консультация на тему

Рябова Ирина Анатольевна

Даны рекомендации для родителей, которые помогут выявить склонность ребенка к определенным видам деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Нерастанновская СОШ

Консультация для родителей  по профессиональному самоопределению  учащихся

Подготовила:

Рябова Ирина Анатольевна,

учитель английского языка

МКОУ  Нерастанновская ООШ

Чеховского района

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжать образование или куда пойти работать, т.е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни молодого человека. Для выбора профессии подростку необходима информация о мире профессий в целом, о возможностях и требованиях каждой из них и  о себе самом, своих способностях, интересах. Мир профессий, как и всё остальное, часто кажется подростку чёрно-белым: в «хорошей» профессии всё хорошо, в «плохой» - всё плохо. Категоричность подросткового выбора и нежелание рассмотреть другие варианты и возможности часто служат своего рода психологическим защитным механизмом, средством уйти от мучительных сомнений и колебаний. В будущем это может привести к разочарованию.

В вопросе  о выборе профессии недопустимы со стороны родителей нажим на молодого человека, нежелание считаться с его интересами. Чтобы иметь возможность корректировать их, нужны авторитет, терпение и такт.

Сегодня мы посмотрим классификации профессий, на что надо обратить внимание при ознакомлении с конкретным видом труда. Любая профессия и специальность предъявляет определённые требования к человеку. Может случиться так, что психологические особенности вашего ребёнка будут не полностью соответствовать требованиям той профессии, которую вы хотели бы выбрать.

            В современном обществе существует десятки тысяч видов труда. Каждый из них со всей системой его требований к человеку можно назвать профессией.

       Профессия – это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.

       Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.

 Пример: профессия – учитель;  специальность – учитель истории, учитель химии, учитель математики.

       Существует десятки тысяч профессий и специальностей. Сориентироваться в их огромном мире очень трудно. Помочь в этом может классификация профессий.

         Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то признакам. В мире профессий умелое использование классификации поможет выбрать из множества  профессий те, с которыми вы и ваши дети хотели бы познакомиться поближе, а также разобраться в современном производстве.

       Существуют различные виды классификации профессий:

- по первой букве их названия,

- по характеру труда:

                                       1) физический труд;       2) умственный труд;

- по отраслям народного хозяйства,

- по признаку материального производства:

                                        1)профессии производственной  сферы;

                                        2)профессии непроизводственной сферы;

- по уровню и характеру требуемой квалификации:

А) высококвалифицированные,

Б) квалифицированные,

В) малоквалифицированные,

Г) неквалифицированные.

Ни одна из классификаций не может служить ориентиром в выборе будущей профессии. В самом деле, можно ли выбрать ту или иную профессию, не зная требований, которые она предъявляет к личности работника: его способностям, интересам, возможностям. Очевидно нет. Этим  целям наилучшим образом отвечает классификация  профессий  построенная по признакам идущим от человека.

          По первому признаку – предмет труда – все существующие профессии и специальности можно разделить на 5  типов:

Т «человек – техника» - предмет труда техника. Это все профессии, связанные с обслуживанием техники, её ремонтом, установкой и наладкой,  в том числе и управлением ( водитель, слесарь-ремонтник, техник, наладчик технологического оборудования).

Ч «человек – человек» - труд этих профессий направлен на воспитание и обучение, бытовое, торговое и медицинское обслуживание (учитель, продавец, экскурсовод).

П «человек – природа» - предмет труда природа: растительный, животный мир, микроорганизмы (биолог, цветовод).

З «человек – знаковая система» - объектом труда человека выступают  различные знаки: цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, рисунки, дорожные знаки (экономист, топограф, чертёжник).

Х «человек – художественный образ» - профессии труд которых связан с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актёрской деятельностью (музыкант, артист, модельер).

Внутри каждого типа профессии разделяются на классы в соответствии с целями труда.

Г – гностические профессии и специальности («гнозис» от др. греческого – знание или познание). Конечный продукт деятельности человека предполагает узнать, распознать, проконтролировать,  оценить, исследовать.

П – по своим целям связан с активным изменением свойств, состояние предметов труда, поэтому профессии называют – преобразующими.

И – изыскательские профессии. На первый план выступает та цель деятельности, которая предполагает что-то изобрести, придумать, найти новый вариант решения.

Классы профессий в свою очередь подразделяются на отделы в зависимости от орудия труда или средств производства.

Р – профессии, связанные с использованием ручных орудий труда (моляр, хирург, сантехник, зубной врач).

М – профессии, связанные с использованием машин с ручным или ножным управлением (токарь, фрезеровщик, машинист крана).

А – профессии, связанные с использованием автоматизированного и автоматического оборудования (сталевар, печатник, ткачиха, оператор энергосистем).

Ф - профессии и специальности, в  которых основными орудиями труда выступают функциональные средства организма человека ( певец, актёр, балерина).

По условиям труда можно выделить 4 группы профессий:

- труд в обычных бытовых условиях;

- труд на открытом воздухе;

- труд с повышенной материальной ответственностью;

- труд с повышенной ответственностью за здоровье и жизнь человека или за духовное развитие человека.

При выборе профессии родителям необходимо:

- знать состояние здоровья подростка;

- иметь представление об умственных способностях, индивидуальных особенностях характера ребенка независимо от того, считаются они положительными или отрицательными.

             Основное условие для правильного выбора профессии – самостоятельность подростка. Нельзя решать этот вопрос вместо него, надо, чтобы он сознательно относиться к выбору профессии, чувствовал ответственность за своё решение. Однако из этого не следует, что можно пустить дело на самотёк, надо как можно больше помогать подростку в этом вопросе, его нужно готовить к выбору профессии. Знать, каковы черты личности подростка, как они соответствуют той или иной профессии, с помощью каких средств можно выявить наиболее трудно распознаваемые особенности личности подростка.

Подростки, которых долго опекают, страхуют от трудностей, начинают бояться наступления ответственной взрослости; представление, что «будущее само придёт», - установка иждивенца.

Очень многое зависит от семьи. В семье ребёнок включается в полезную трудовую деятельность, что формирует его отношение к труду. Родители существенно влияют на содержание планов подростка. Вначале подросток пытается предвосхитить своё будущее, не задумываясь о средствах  его достижения.

Подросток представляет будущее общественное положение, не задумываясь, что для этого надо сделать. Отсюда и характерная зависимость уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся.

Выбор профессии – сложный и длительный процесс.  Здесь существует опасность затягивания и откладывания подростком профессионального самоопределения в связи с отсутствием устойчивых интересов. Это сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения. Необходимо расширение кругозора и интересов ребёнка, ознакомление с разными видами деятельности, практическое приобщение к труду.

Подростковые увлечения обусловлены случайными факторами. Подросток ориентируется только на содержание деятельности, не замечая других аспектов. Юношеский возраст сложен, при всей тяге к независимости подросток нуждается в родительском совете и помощи. Но совет и убеждение нельзя заменить приказами и криками. В силу возрастных, ролевых  различий родители почти никогда не в состоянии целиком принять и одобрить поведение, стиль жизни, вкусы своих взрослеющих детей. Многих это раздражает, но уверенность в своей правоте не должна превращаться в чувство своей непогрешимости. Нетерпимость – плохой советчик. Многие недостатки наших детей – продолжение наших собственных качеств, следствие нашего стиля жизни. Выросшие дети – зеркало, в котором отражаются те черты, которые  мы не  хотим замечать в самих себе.

Авторитарный стиль воспитания, попытки заменить убеждения  приказом вызывают у подростков негативную реакцию, протест.  А если нет – значит, ваш ребёнок  слабоволен, несамостоятелен или ограничен.

Каждое поколение и каждый индивид имеет право на собственную индивидуальность. Чем старше становятся дети, тем  больше в них собственной независимости от родителей. Не надо бояться этого и делать вид,  будто у  нас в карманных лежат готовые ответы на все жизненные вопросы, только почему-то недосуг их вовремя достать.

Романтизируя профессию, не следует терять чувства реальности. Необходимо наряду с положительными сторонами профессии отмечать трудности в овладении ею, определённые неудобства, если они есть.

Профессиональная ориентация призвана помочь ребёнку правильно выбрать профессию, определить свой жизненный путь. Сами подростки не в состоянии оценить свои возможности, степень развития у них именно тех качеств и свойств, которые требуются для конкретной профессии.

Подростки плохо ориентированы в условиях труда и характере различных профессий, в требованиях, которые предъявляются тем или иным профессиональным трудом к организму. Подросткам свойственна переоценка своих физических возможностей, неумение соотносить состояние своего здоровья с требованиями избранной деятельности. К сожалению, часто это не учитывается и родителями.

Профессия, не соответствующая физическому развитию и здоровью ребёнка, может наносить существенный ущерб растущему организму. Одним из важных условий является медицинский осмотр. Его целью является определение состояния здоровья подростка. Родителям нужно знать состояние здоровья своего ребёнка и при заболевании или отклонении в состоянии здоровья психологически готовить его к тому, что ряд профессий будут для него вредны.

Возрастные особенности обуславливают повышенную чувствительность подростков ко всем неблагоприятным внешним условиям и факторам производства: повышенной и пониженной температуре воздуха, шуму, пыли, химическим веществам. При работе в таких условиях у подростков быстрее возникают изменения  в состоянии здоровья, в период усиленного роста и развития возникают временные отклонения возрастного характера в состоянии здоровья.

Разные виды профессиональной деятельности предъявляют совершенно различные требования, в том числе и завышенные, к некоторым органам и системам человека. Это зависит от степени участия в работе разных органов - зрения, слуха, конечностей.

Большое число профессий предъявляют повышенные требования к органам зрения. К ним относятся так называемые зрительные работы, требующие большой точности, а следовательно, связанные с напряжением глаз. Представляют повышенную опасность глазной травматизм профессии механических цехов металлообрабатывающих производств. Некоторые профессии требуют правильного различения цветов – сохранности цветового зрения. Это большинство профессий швейной, обувной, транспортной, радиотехнической областей промышленности.

Очень точные мелкие работы требуют хорошего зрения, но при  их выполнении можно носить очки. Другие работы не требуют большой точности, но зрение должно быть хорошим без очков, так как ношение очков при их выполнении затруднительно или вовсе невозможно (на высоте, при неблагоприятных метеорологических условиях, в условиях большой запылённости). Поэтому подросткам с пониженным зрением тяжело осваивать профессии  судостроительного, строительного профиля, поварского дела.

При выраженных искривлениях позвоночника профессии, требующие долгого сидения в согнутой позе (швея, вязальщица, часовщик) или подъёма тяжестей, не рекомендуются.

Подростки, страдающие хроническими заболеваниями сердца, почек, лёгких, более ограничены к труду, но они могут осваивать немало профессий в училищах, которые выполняются в благоприятных условиях, в сухих помещениях, без физических перегрузок, без подъёма на высоту.

Итак, возникшие проблемы, упущения в этой области могут стать причиной неправильного выбора профессии. Ослабленная нервная система, дрожь и потливость рук, высокое давление, слабое зрение не позволяет подросткам приспособиться к новым ситуациям, возникшим трудностям. Им сложнее, чем большинству сверстников. На них в большей степени действуют малейшие неудачи. Не всегда просто протекает у них и сближение с коллективом. Поэтому для таких детей особо важное значение имеет выбор такой профессии, которая позволила бы с успехом выполнять порученное им дело и способствовала бы хорошему состоянию их здоровья.

В выборе профессии важным фактором является правильная оценка личной пригодности. Подросток наделён математическими способностями, но при этом не способен объяснить решение простейшего примера, ему не хватает терпения, ему тяжело установить контакт. Однако он может успешно работать экономистом, финансистом. Воспитателю  детского сада недостаточно хорошего здоровья, ловкости в движениях. Важно, чтобы он был человеком эмоционально богатым, добрым, весёлым, никогда не терял терпения и не позволял себе быть «не в духе». Большое значение имеют индивидуальные черты личности при выборе профессии.

Подростки должны принимать решение в самый бурный, полный  напряжений период своей жизни. Трудно найти правильное решение, когда у подростка проявляются разносторонние интересы и способности. Какой интерес неподделен? Какой может сохраниться? Бывает и так, что какие-то ярко выраженные способность ребёнка противоречат родительским  желаниям, их решению. Нет человека, который был бы ни к чему не пригоден. У каждого человека есть своя, наиболее подходящая для него область деятельности. Целый ряд профессий, в которых какие-то из его возможностей могут раскрыться полнее, чем в других.

Выбор профессии должен строиться на положительных  данных индивида. О подростке необходимо знать, в чём он проявляет свой ум, к чему наиболее способен. В интересах правильной подготовки к выбору профессии подросток должен осознать, какие способности и навыки ему надо развивать, в каком направлении  повышать свои знания. Решение о выборе профессии не должно основываться на школьных отметках, надо исходить из положительного начала: «В этом ты молодец, это ты должен в себе развить….». Школьные отметки являются справедливой,  объективной мерой, но они не универсальны, не могут быть достаточной основой для решения вопроса о выборе профессии. Родители, которые сами выбирают своему ребёнку профессию, обычно требуют лучших отметок по необходимым предметам, чем нередко доводят детей до неврозов. Наше время -  время быстрых изменений, на наших глазах отмирают и рождаются новые профессии. Подробную информацию надо приобрести по той специальности, которая отвечает интересам подростка. Почти у всех профессий есть свои скрытые и явные нормы. Подростка нужно учить ориентироваться в мире обновляющихся понятий. Развивать способность самостоятельно мыслить.

Список литературы

  1. Абульханова–Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991.  
  2. Бендюков М.А., Саврилова Н.С. Формирование профессиональных интересов к выбору профессии и труду по рабочим профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда у современной молодежи. Методические рекомендации. – М.: Учебно-методический центр Департамента ФГСЗН по Московской области, 2004.
  3. Бондарев В.П., Гапоненко А.В., Зингер Л.А., Лернер П.С. и др. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 классов естественнонаучного профиля. / Под ред. С.Н. Чистяковой – М.: Просвещение, 2001.
  4. Боровик В.С., Похвощев В.А. Молодежь России: проблемы занятости (методологические и методические аспекты). – И., 1995.
  5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.
  6. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.
  7. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  8. Твоя профессиональная карьера. Учебник для учащихся 8-11 классов. / Под. ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2003.

Интернет-ресурсы

www.profedu.ru 

www.betapress.ru

www.znanie.info


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...

Консультация для родителей «Роль родителей в профессиональном самоопределении обучающихся"

Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Выбор профессии – дело семейное. Конечно, последнее и решающее слово остается за теми, кто выбирает свое будущее, но мнение р...

Консультация "Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования"

Конкусультация для педагов дополнительного образования...

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

Соответствие профессиональному  стандарту «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»...

Консультация педагогов "Профессиональная культура речи педагога"

Консультация педагогов и молодых специалистов "Профессиональная культура речи педагога" информирует педагогических работников об основных требованиях к культуре речи смовременного преподават...