косультации для родителей
консультация по теме
КОРРЕКЦИОННО-IIЕДАГ'ОГИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА В МДОУ № 156
РОДИТЕЛЯМ О РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ.
Когда и зачем нужны лоrопедические занятия?
Как проходят логопедические занятия?
КАК НУЖНО ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ?
Как сформировать грамотную речь.
Обучение грамоте в подготовительной к школе группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii.docx | 18.75 КБ |
konsultatsii_dlya_roditeley.doc | 55 КБ |
artikulyatsionnaya_gimnastika_.docx | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННО-IIЕДАГ'ОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА В МДОУ № 156.
Основные направления работы с детьми:
• коррекция речевых нарушений
• развитие речи
• формирование процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, моторики
• совершенствование интеллектуально-познавательной деятельности
• развитие коммуникативных функций
• подготовка к обучению грамоте
Учитель - логопед в детском саду также ведет консультативно-диагностическую работу для детей, не посещающих дошкольные учреждения. Для обследования, консультаций и рекомендаций принимаются дети от трех до семи лет. Прием идет по предварительной записи.
Вы можете задавать интересующие вас вопросы на нашем сайте.
РОДИТЕЛЯМ О РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ.
Дорогие родители, помните, что Ваша речь - образец для подражания!
Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от вашей наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки ребенка зависит успешность развития речи вашего малыша.
Период от до 5 лет является определяющим для становления речи. В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
Для "речетворчества" таким критическим периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Вы должны помнить, что речь - инструмент развития высших отделов психики человека.
Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.
Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду. первостепенное влияние на его развитие все-таки оказывает семья. И эффективность
Коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители.
К сожалению, чаще встречаются два крайних варианта отношения к вопросу коррекции звукопроизношения:
1 - пренебрежение к качеству речи ребенка, зачастую граничащее с игнорированием рекомендаций учителя-логопеда;
2 - завышенные требования к качеству речи ребенка на этапе, когда звук еще находится в процессе автоматизации.
И то, и другое не способствует закреплению правильного звукопроизношения и значительно замедляет весь процесс коррекции.
Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности учителя логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребенка к обучению в школе! ! !
Когда и зачем нужны лоrопедические занятия?
Логопедические занятия необходимо начинать в дошкольном возрасте, когда коррекционная работа дает наилучшие результаты, ведь в 3-7 лет ребенок наиболее восприимчив к педагогическому воздействию, это сензитивный (Т.е. наиболее благоприятный, соответствующий законам нормального развития ребенка) период для овладения родным языком. Поэтому целесообразно обращаться к логопеду за консультацией и помощью именно в это время, чтобы он имел возможность плодотворно поработать и отправить ребенка в 1 класс с необходимыми речевыми навыками. В логопедической помощи нуждаются разные дети по разным причинам. Это зависит от характера нарушений речи. Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки, как правило, {л} или [р], особый трагедии в этом нет сейчас. Но позднее .. , Смогут ли родители дать гарантию, что такое отклонение от нормы не помешает ему в подростковом или старшем возрасте? А переучиваться во много раз сложнее. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки и вдобавок нарушен фонематический (речевой) слух, что не позволяет ему четко различать звуки родного языка, это может привести к нарушению чтения (дислексия) и письма (дисграфия) в школе. Можно пустить все на самотек, обеспечив ребенку плохую успеваемость по русскому языку, стрессы и Т.д., а можно попробовать походить на занятия к логопеду с дошкольником, чем потом иметь проблемы со школьником. Есть еще более сложные нарушения речи, и легко представить себе на основании приведенных примеров, что ожидает таких детей, если отложить начало коррекционной работы до поступления в школу, не говоря уже о полном игнорировании проблем развития своего ребенка.
Следует сказать, что любое нарушение речевой деятельности может привести к неприятным последствиям. Например, нарушения фонематического слуха, артикуляционной моторики, слоговой структуры слова затрудняют изучение иностранных языков. Нарушение связной речи, неумение составить пересказ и рассказ при ведут позднее к проблемам в изучении литературы, биологии, истории, географии, где тоже потребуются связные ответы и высказывания. Нарушение мелкой моторики (т.е. движений пальцев рук) повлечет за собой трудности в обучении письму, рисованию, труду.
Как проходят логопедические занятия?
Существует два вида занятий: фронтальные (с группой детей) и индивидуальные. Оптимальное количество детей на фронтальном занятии - 6-8 человек, дети одного возраста и с одинаковым типом нарушения, поскольку логопедическая работа строится с учетом дефекта и возраста ребенка.
Мы различаем три основных вида нарушений речи у дошкольников:
1.Нарушение произношения отдельных звуков, или дислалия, - легкий вид,
2. ФФН - фонетико-фонематические нарушения (нарушены произношение и речевой слух),
3. ОНР - общее недоразвитие речи (нарушена вся речевая система: произношение, фонематический слух, слоговая структура, грамматика, связная речь). Общее недоразвитие речи имеет четыре уровня - от молчания и речи на уровне годовалого ребенка до проявления элементов ОНР (нарушения фонематического слуха и слоговой структуры речи).
Для детей с дислалией достаточно 1-2 раз в неделю индивидуальных занятий с логопедом по развитию артикуляционной моторики, постановке и автоматизации звуков, выполнению домашних заданий. Занятия могут продолжаться от 3 до 9 месяцев.
Детям с ФФН можно посещать индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю или сочетать фронтальные занятия с индивидуальными. В таком случае на индивидуальных -занятиях логопед будет развивать артикуляционную моторику, ставить звуки и автоматизировать их, а на фронтальных заниматься профилактикой дисграфии и дислексии, Т.е. развивать фонематический слух, пространственную ориентировку и мелкую моторику, учить звуковому анализу и синтезу, закреплять правильное произношение отработанных на индивидуальных занятиях звуков и попутно расширять словарный запас, развивать внимание, мышление и память, учить правильно и красиво высказываться. Занятия могут продолжаться 6-9 месяцев.
Детям с ОНР только индивидуальных занятий мало, эффективнее сочетание фронтальных и индивидуальных занятий 3-4 раза в неделю. Как и в предыдущих случаях, на индивидуальных занятиях работа идет, в основном, по исправлению звукопроизношения, а также отрабатываются позиции, которые в индивидуальном порядке не удаются ребенку на фронтальных занятиях. Основными задачами фронтальных занятий являются, во-первых, накопление словаря и развитие лексико-грамматической структуры речи; во-вторых, развитие фонематического слуха и слоговой структуры слова; в-третьих, профилактика дисграфии и дислексии и, в-четвертых, развитие связной речи. Попутно логопед развивает эмоционально-волевую сферу, все психические процессы. Продолжительность занятий 1-3 года.
Предварительный просмотр:
КАК НУЖНО ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ?
В любом возрасте дети активно подражают речи взрослого, поэтому, если вы будете говорить неправильно, ваш малыш будет усваивать неправильную речь.
Чтобы этого не произошло, важно помнить про два «золотых нельзя»:
- НЕЛЬЗЯ ИСКАЖАТЬ СЛОВА, ПОДРАЖАТЬ ДЕТСКОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ, «СЮСЮКАТЬ»
Нужно:
Разговаривая с малышом, следите, чтобы ваша речь была четкой и выразительной, грамотной, простой, ясной.
- НЕЛЬЗЯ ДОПУСКАТЬ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК ОБОЗНАЧАЛ ОКРУЖАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ ЗВУКОКОМПЛЕКСАМИ, ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ.
Например: ребенка спрашивают: «Кто это?» - показывая на собаку, а он отвечает «гав-гав».
Нужно:
Если ребенок плохо говорит, или не говорит пока, то можно воспользоваться следующей схемой:
не спрашивайте и не настаивайте, чтобы ребенок произнес слово - попросите ребенка показать на тот предмет, который вы называете - и только потом объясните «как звучит» или «как говорит»);
Как сформировать грамотную речь:
• Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком, то обидите его, и ребенок может потерять к вам доверие.
• для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и так далее).
• Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте ребенку полезные поручения. Благодарите ребенка за помощь.
• для развития речи очень важно не только развивать произносительные навыки, но и совершенствовать умение ребенка понимать смысл речи не только в определенной ситуации, но и вне ее. По дороге или придя домой," обсуждайте с малышом то, как прошел его день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.
• Помните о том, что слушая вашу речь, ребенок впитывает информацию об окружающем мире. Поэтому стилем вашего общения с ребенком должно стать не просто обозначение какого-то явления или предмета, а детальное его описание. Например, ребенку недостаточно просто сказать «Вон летит ворона». Ему нужны «комментарии» к этой вороне. Примерно вот так: «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать.»
• Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
• И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу.
Обучение грамоте в подготовительной к школе группе
В сиcтeму коррекционного обучения входят специальные упражнения, направленные на подготовку детей к обучению грамоте и овладению ее элементами. У детей воспитываются внимание к звуковой стороне речи, умение не только произносить, но и различать все фонемы родного языка.
Обучение грамоте проводится на материале только правильно произносимых звуков в следующих направлениях:
• Подготовка к анализу и синтезу звукового состава слова.
• Формирование навыка беглого послогового чтения.
Первоначально детей учат выделять начальный ударный гласный в словах типа ива, Аня, утка. Затем дети запоминают и анализируют ряды гласных типа ауи, определяя, сколько звуков, какой звук первый, второй, третий. Далее учат выделять первый и последний согласный в слове (паук, кот, мак), а также проводить анализ и синтез сочетаний типа ап, ук, от (сколько звуков, какой звук первый, второй), после чего определяют слогообразующий гласный из положения после согласного (бык, кот, мак). Все эти упражнения подготавливают детей к усвоению анализа и синтеза{l прямого слога и односложных слов, одновременно они знакомятся с терминами « звук», « гласный», « согласный».
На последующих занятиях учат разделять слова на слоги, составлять схему одно- и двусложных слов, проводить звукослоговой анализ и синтез слов типа суп, косы, утка, усваивать качественную характеристику звуков твеpдыx и мягких, слогообразующую роль гласного звука.
Составляя различные виды схем, дети подбирают к ним слова. Постепенно задания усложняются: дети должны подобрать соответствующие слова к заданной модели (первый звук - глухой согласный, второй - гласный, третий - звонкий согласный, четвертый - гласный, например, козы). Одновременно детей знакомят с графическим изображением гласных, а затем согласных букв. Сначала буквы вписываются в схему слова, затем дети читают слоги и слова, складывая их из букв разрезной азбуки. Предлагаются варианты преобразования слова (лак - рак -мак ).
Обращается внимание на осознанное чтение слов. По мере усвоения слогового чтения слов различной сложности (на основе их анализа) детей учат расчленять предложения на слова, прочитать ИХ.
Они усваивают разницу между словом и предложением, соблюдая паузы между словами, правила написания заглавной буквы, раздельного написания слов, постановки точки в конце предложения.
От чтения предложений дети переходят к осмысленному беглому чтению легких текстов, дают осмысленные ответы по прочитанному тексту, учатся ставить вопросы и пересказывать прочитанное.
Список рекомендуемой литературы:
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой
структуры слов у детей. СПб., 2000.
Анисимова ТБ. Подготовка ребенка-к школе. М., 2003. Безруких М.М, Ефимова с.Л.Ребенок идет в школу. М., 2002. Дубровина и.в. Готовность к школе. М., 2001.
Каше Г А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.
Ларамонова Л .г., Ильина М Н. Тесты для детей« Готов ли Ваш ребенок к школе».
Сб. тестов и развивающих упражнений. 1998.
Широкова р А. Справочник дошкольного психолога. Ростов нlД, 2004. Шумаева Д.г. Как хорошо уметь читать. СПб., 2000.
Анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок идти в школу?»
Как правило родителей будущего первоклассника волнует множество вопросов: сможет ли он учиться в школе, достаточно ли развит, что должен уметь накануне поступления в школу.
С помощью этого теста вы можете достаточно объективно оценить подготовленность ребенка к школе. Ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ».
1. Часто ваш малыш заявляет о своем желании идти в школу?
2. Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книги, новое «взрослое» положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?
3. Считаете ли вы, что ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?
4. Общителен ли ваш ребенок, как с детьми, так и со взрослыми?
5. Способен ли хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?
6. Может ли побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?
7. Как относится к игрушкам и личным вещам (всегда убирает их или вы устали
напоминать ему об этом)?
8. Умеет ли считать до 20 и обратно?
9. Может ли сравнивать числа и предметы?
10. Способен ли складывать и вычитать в пределах 20?
11. Знает ли простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)?
12. Умеет ли выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть клюв, перья)?
13. Может ли объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, назвать одним словом «обувь» слова «сапоги», «тyфли», «ботинки» )?
14. Сможет ли придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, жарко - холодно)?
15. Умеет ли составлять рассказ по картинкам?
16. Знает ли буквы и умеет ли читать по слогам?
17. Как декламирует стихи и рассказывает сказки? (С трудом и без всякого удовольствия. )
18. Умеет ли уверенно пользоваться шариковой ручкой?
19. Любит ли мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?
20. Доставляет ли ему удовольствие раскрашивать или рисовать?
21. Рисунки вашего ребенка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?
22. Может ли без особого труда собрать разрезанную на несколько частей картинку?
23. Может ли придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу (например, «дерево – ветки», «книга - страницы»)?
24. Считаете ли вы, что ваш малыш нелюбознателен и плохо осведомлен?
Соотнесите свои ответы с КЛЮЧОМ:
- если на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23 ответили «да», то за каждый ответ начислите по одному баллу;
- если на вопрос! 2, 6, 7, 17,21,24 ответили «нет», то начислите за каждый ответ еще по одному баллу.
Подсчитайте общее количество баллов. Если оно составляет:
20-24 балла, то поздравляем! Ваш ребенок готов к школе, ему будет легче справляться со школьными трудностями. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал интерес к школе и получению новых знаний.
15 -19 баллов - вам следует уделять больше внимания своему малышу, содержание вопросов либо задания в них помогут вам выбрать нужное направление работы. Не отчаивайтесь, ваш ребенок почти готов к школе.
14 баллов и менее - лучшим советом для вас будет поговорка: «Терпение и труд все перетрут». Ваш малыш ждет помощи и сотрудничества. Погрузитесь вместе с ним в развивающие, занимательные игры, путешествуйте по страницам книг. Все это поможет ребенку достигнуть успеха и пойти в школу подготовленным .
Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие.
Упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению внимания, памяти, облегчают процесс чтения и письма. Упражнения необходимо проводить в течение 6-8 недель по 15-20 минут в день.
1. «Уши». Цель - энергетизация мозга. Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх-наружу от верхней части к мочке уха (пять раз) помассировать ушную раковину.
2. «Колечко». Цель - развитие межполушарного взаимодействия. поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
3. «Кулак - ребро - ладонь». Цель - развитие межполушарного взаимодействия», произвольности и самоконтроля.
4. «Лезгинка». Ребенок складывает правую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Левой рукой прямой ладонью в горизонтальном направлении прикасается к мизинцу правой. После этого положение рук одновременно меняется на противоположное.
5. «Лягушка» Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола. Одновременно и разнонаправлено менять положение рук.
б. «Замок» Скрестить руки ладонями друг к другу. Двигать пальцем, который укажет взрослый, четко и правильно.
7. «Ухо -нос» .Взяться левой рукой за кончик носа, правой ЗЦ, противоположное ухо. Одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и принять противоположное положение рук.
Необходимо помнить:
- Неподвижный ребенок не обучается: каждая новая информация должна подкрепляться движением.
- Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого «эмоционального полушария»), мальчики истощаются информационно (левое полушарие). Ругать их бесполезно и безнравственно.
- Лень ребенка - сигнал неблагополучия педагогической деятельности взрослого, неправильно выбранная им методика работы с данным ребенком.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.
Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....
Рабочая программа по косультации (биология) 9 класс
Пояснительная запискаРабочая программа по биологии для консультаций в рамках государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса составлена на основе следующих документов:Обязательный минимум сод...
Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
Косультация для родителей.
Консультаця для родителей....
Косультация для обучающихся 9,11 классов "Как подготовиться к экзаменам"
Экзамены (в строгом переводе с латыни – испытания) – это не просто «отбарабанил» и ушел. Это процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха просто незам...