Негативное воздействие компьютера на психическое развитие детей
статья по теме
Данная статья раскрывает вопросы негативного воздействия бесконтрольного использования компьютеров детьми и подростками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
компьютер и подростки | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Негативное воздействие компьютера
на психическое здоровье детей
ХХ век дал много «технических чудес», среди которых и компьютер с его многочисленными возможностями (в начале 90–х годов XX века он стал считаться неким символом благосостояния), в том числе и мировая информационная сеть Интернет. Сейчас и компьютер, и Интернет считаются, пожалуй, простой необходимостью каждому человеку. О пользе и вреде этих изобретений можно спорить бесконечно, ведь у всякого явления или события есть свои сторонники и противники. Компьютер подрастающему поколению, порой, даже заменяет друзей, родителей, школу...
Многие родители, услышав о том, что их ребёнок всерьёз увлёкся компьютером, зачастую не осознают серьёзность проблемы, путая стремление к наукам со способом ухода от реальности. Нередко приходится слышать заявления родителей, которые на вопрос, чем увлекаются их дети, высокомерно отвечают: «Компьютерами» - и не менее гордо: «Он/она за ним круглые сутки сидит!». Подразумевая, видимо, что ребёнок изучает что-нибудь новое и полезное, а ребёнок в это время с помощью всего лишь нескольких клавиш управления (вверх, вниз, влево, «огонь») совершенствует ловкость рук и рефлексы головного мозга.
«Лишь бы не курил, не пил, наркотики не употреблял». В своё время также говорили и о повальном уходе молодёжи в религию во времена экспансии заокеанских проповедников-сектантов, пока ситуация не вышла из-под контроля, а коррекция зомбированной психики не составила проблему даже для некоторых опытных психиатров.
Почти то же самое происходит и с модным ныне увлечением детей компьютерными играми, а также общением в социальных сетях.
Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. Тем более, что компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье.
Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. А создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.
В нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения.
По мнению психологов, формирование детских характеров все чаще происходят социальными сетями, реже признают это педагоги и сами родители. При этом много говорят о пользе, о более быстром освоении компьютерных азов, но все чаще стали говорить об отрицательном влиянии социальных сетей на формирование характера. Ученики и студенты все чаще зависают в различных социальных сетях, в большинстве которых имеются чаты с телефоном и видео. Безобидное на первый взгляд времяпрепровождение таит в себе множество подводных камней. Общение со сверстниками дома, во дворе, в школе все больше заменяется виртуальным. При виртуальном общении собеседники не видят друг друга, не знают разницы ни в поле, ни в возрасте, могут писать все что угодно и как угодно – краснеть не придется. В реальной жизни некоторые из них при встрече не могут связать несколько слов, особенно при встрече с противоположным полом. Говорят на языке во многом не понятном старшему поколению. Сетезависимые дети страдают полным небрежением к грамоте, становятся бесчувственными к окружающим в реальном мире, теряют чувство времени, становятся необязательными в выполнении обещаний, не переносят непривычный некомпьютерный труд, книги читают абзацами, перелистывая страницы. Все перечисленное выше только вершина айсберга. Обо всех плюсах и минусах нужно и надо говорить как можно больше. Возможно, в этом кроется отношение нынешней молодежи к учебе, познанию наук, работе, старшим…
В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Вместе с несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально – психологическое здоровье детей и подростков.
Прежде всего, негативным последствием этого процесса является явление компьютерной зависимости. Термин компьютерной зависимости появился еще в 1990 году. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.
Компьютерная зависимость (как и любая другая) - форма ухода от реальности. Реальности, которая травмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми - и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь - идеальный выход.
Ребенка привлекает в игре:
· Наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
· Отсутствие ответственности;
· Реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
· Возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;
· Возможность самостоятельно принимать (любые) в рамках игры решения, вне зависимости от того к чему они могут привести.
Зависимость от компьютера осознают окружающие ребенка друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам, что очень схоже с любым другим видом зависимости.
Основными критериями, определяющими начало компьютерной зависимости, можно считать следующие:
· беспричинное возбуждение или вялость, частые и резкие перепады настроения от безучастно-подавленного до эйфорически-приподнятого, болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы, нарастающая оппозиционность к родителям, старым друзьям, значительное эмоциональное отчуждение;
· ухудшение памяти, внимания;
· снижение успеваемости, систематические прогулы занятий;
· ограничение общения с ранее значимыми людьми: родственниками, друзьями, любимым человеком, значительное изменение круга общения, подозрительные контакты, телефонные звонки, встречи;
· уход от участия в делах, которые ранее были интересны, отказ от хобби, любимого дела;
· пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги ребенка;
· появляющиеся изворотливость, лживость;
· неопрятность, неряшливость, не характерные ранее;
· приступы депрессии, страха, тревоги.
Данный тип зависимости, как и любая другая зависимость, ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного "Я", ухудшению психологического здоровья, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости.
У ребенка быстро формируется психологическая зависимость от игры, она отчуждает от общения со взрослыми в семье, со сверстниками. Такой ребенок живет в иллюзорном мире и не принимает реальной жизни, требующей даже от детей самоотдачи, целеустремленности.
То есть реальный мир куда обременительнее виртуального, и дети живут погруженные в этот мир. Чувство самосохранения у ребенка притуплено или вовсе отсутствует после постоянного контакта со смертью на экране.
Развивается меркантильность детского сознания. Далее развивается вестернизация, за которой стоит культ силы, экспансии, агрессии в сочетании с романтизацией криминальной жизни. Нарастает тенденция к танатизации – мотивам смерти, гибели всего живого на земле, уничтожения природы, экологической катастрофы.
Что же может спасти наших детей от нашествия виртуального мира? Наверное, прежде всего ограничение с раннего возраста безобидных электронных игр, игрушек, а с годами – ограничение времени компьютерных занятий, объяснение всей пагубности их. Общение и коллективные игры со сверстниками необходимы для психического развития детей.
Единственным проверенным способом не дать подростку оказаться в зависимости от компьютерных игр - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных способов свободного времяпровождения помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Задача педагогов, родителей организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Компьютерные игры как незаменимый помощник в воспитании и общем психическом развитии детей» «Компьютерные игры как незаменимый помощник в воспитании и общем психическом развитии детей»
доклад из опыта работы...
Сравнительный анализ психического развития детей дошкольного возраста с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.
Критерии отграничения детей-имбецилов от детей-дебилов и сравнительный анализ их психического развития....
Дошкольники. Психическое развитие детей.
Особенности развития психических процессов у дошкольников....
Особенности психического развития детей с СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – неврологическо-поведенческое расстройство развития (дисфункция ЦНС, преимущественно ретикулярной формации ГМ), начинающееся в детском возрасте и пр...
Реферат ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ
Проявления раннего детского аутизма меняются с возрастом. Клиническая картина формируется постепенно к 2,5—3 годам и остается наиболее выраженной до 5—6 лет, представляя собой сложное сочетание первич...
Роль общения в психическом развитии детей младшего и среднего школьного возраста
Материал для родительского собрания в среднем звене общеобразовательной школы. Роль общения в подрастковом возрасте....
Фольклор как средство коррекционного воздействия на психическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Гармоничному развитию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка с норматипичным развитием способствует активное применение фольклора. Фольклор органично вписывается в сис...