Подводные камни процесса формирования письменной речи
консультация на тему
В нашем лицее организована работа Родительского клуба " Профессия родитель". Наэтих заседаниях логопеды и психологи отвечают на вопросы родителей . На первом заседании речь шла о проблеммах письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_dlya_pervoklassnikov.pptx | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Итак, первоклассники торжественно расселись по партам, раскрыли новенькие прописи, взяли ручки… И что мы видим? Один ученик без особого труда осваивает письмо, читает, рассказывает и разучивает стихи. А у другого, как он не старается, дело не движется. Вредные палочки не выстраиваются в ряд, а уж когда дело доходит до первых букв, слогов, или слов, малыш и вовсе теряется. Какие только упреки не приходится выслушивать ребенку.
Попробуем разобраться, что такое письменная речь, как возникают нарушения письменной речи. Как она формируется, и что этому мешает? В понятие письменной речи в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. П роцесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов:
Речедвигательный анализатор Зрительный анализатор Речеслуховой анализатор Двигательный анализатор артикулема фонема графема кинема
Собственно письмо включает ряд специальных операций: I .АНАЛИЗ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА, подлежащего записи . II . ПЕРЕВОД ФОНЕМ (слышимых звуков) В ГРАФЕМЫ, III .«ПЕРЕШИФРОВКА» ЗРИТЕЛЬНЫХ СХЕМ БУКВ Все эти перешифровки происходят в теменно-затылочно-височной областях г оловного мозга и окончательно форми - руются на 10-11 году жизни
Несформированность этих процессов приводит к нарушению письма и чтения – дислексии Давно известно, что каждое полушарие имеет свою специализацию: правое, среди прочего, отвечает за ориентацию в пространстве, а левое, в частности, определяет восприятие речи.
Если вы увидели в первую очередь пейзаж — то вы обладаете доминирующим левосторонним мышлением. Если вы увидели вначале лошадей — то вы обладаете доминирующим правосторонним мышлением.
Специфические ошибки письма. 1. Замена и смешение парных звонких и глухих согласных : б- п , в – ф , г – к, д – т, з – с, ж – ш в сильной позиции звука. Вот пример письма ученика второго класса. «Хозяйка бренесла утятам корм. друг брелетела стреказа и утятаизбугались а храбрый Алёша брогнал стреказу ..» 2. Замена и смешение свистящих и шипящих: с – ш , з – ж, ч – щ , ц – с. «.. Улетели птицы на юг ласточки и зуравли ..» 3. Замена и смешение гласных первого-второго ряда при обозначении мягкости согласных: а-я , о-ё , у – ю , э-е , ы – и, а также пары ё-ю . «.. Мы лубим гулат по лесу. Вот бежит пос…» 4. Пропуски, замена и смешение при обозначении мягкости согласных с помощью буквы «мягкий знак» на конце или в середине слова. « Осен Наступила осен . часто идут дожд . дует ветер…» 5.Пропуски, замены, перестановки букв и слогов, - это наиболее часто встречающиеся ошибки. «.. Зимй дн . У дом гуля детют дети Ванша строи горк …»
6. Слитное написание предлогов, союзов, двух и более слов в предложении. Раздельное написание частей слова. осеньвпарке «.. впарк пришлаосень Люся и Маша гуляют попарку детиищут шишки..» 7. Замены и смешения оптически сходных букв, различающихся расположением отдельных элементов в пространстве или количеством отдельных элементов : б – д , п – т, у – и, ш – щ , о – а, л – м , и др. «..В сосне дипла кто живет? В гнезде стит рыжий зверёк …» 8. Употребление неправильных форм множественного числа существительных . (« левы», «ухи», «пени» ); нарушение операции словообразования (« медвежный », « волчный », « лисовый », « козлёнки ») 9. Неправильное согласование («первая сентября», «солнце светила», «вышла в дом») 10. Нарушение предложно-падежных отношений (« Мальчик пришел от дома» ).
Предупреждение дислексии Для определения уровня речевого развития институтом Русской Речи разработана компьютерная диагностика для детей от 4-6 лет.
Диагностика речи детей младшего школьного возраста Компания-партнер ооо «русская речь»
Состояние лексикона Объем словарного запаса и его системная организация
Грамматическая компетенция с ловоизменение; словообразование; с интаксические навыки и умения
Фонетико-фонологическая компетенция фонетический слух; п росодика ; с логовая структура; н авыки звукового анализа и синтеза
Примеры заданий по улучшению техники чтения
ОТ САМОЙ МАЛЕНЬКОЙ К САМОЙ БОЛЬШОЙ Х М О О К Т К Т И А С Д А И В О Н С С Н О О М Л А Р К
ЧИТАЕМ ТОЛЬКО ЧЕРНЫЕ БУКВЫ , ЗАТЕМ ТОЛЬКО ГОЛУБЫЕ К Н О О Т ТА Р Л А Е К В И П В У А Х Л МО У Р Ч Е Ш Ш А К Р АФ Ф
ОТ САМОЙ БОЛЬШОЙ О Д Г А Б К А Г Ш М Я А Ж И У У К Ж К Л У Л М Е Ж Е И
Развивающие упражнения
Проба кулак ребро ладонь
лезгинка
Ухо нос
Когда люди слышат слово дислексия , они думают только о проблемах с чтением, письмом, правописанием и математикой, которые имеются у ребенка в школе. .
Их гениальность состоялась не н есмотря на дислексию , а благодаря дислексии !
Наличие дислексии не сделает каждого дислектика гением, но с точки зрения самооценки каждому дислектику хорошо знать, что его мозг работает точно таким же образом, как и мозг великих гениев . Дислексия - это дар в самом настоящем смысле этого слова: природная способность, талант. Это нечто особенное, что подчеркивает индивидуальность человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия формирования письменной речи
Условия формирования письменной речи...
Специфические технологии преодоления трудностей формирования письменной речи у младших школьников.
Специфические технологии преодоления трудностей формирования письменной речи у младших школьников....
Трудности формирования письменной речи.
Выступление на родительском собрании....
Методика формирования письменной речи.
презентация....
Диагностические мероприятия и коорекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи
Задача логопеда - выявить проблемы ребенка и помочь ему в обучении....
Статья " Трудности формирования письменной речи у обучающихся с ОВЗ"
Методические рекомендации по преодолению трудностей....
Статья "Формирование письменной речи у учащихся 1 классов с ОВЗ."
Анализ и особенности работы с учащимися 1 классов с ОВЗ в условиях школьного логопункта...