Материал для родительского собрания на тему "Стили воспитания".
консультация (6 класс) по теме
Данный материал включает в себя анкету для родителей, буклет с практическими советами по воспитанию ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelyam.rar | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный.
1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)
В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).
4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
А. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?
А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.
9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
А. Безусловно. Б. Стараюсь. В. Надеюсь. Г. Не знаю.
Обработка результатов
Стиль поведения | Номера вопросов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Авторитетный | Б | В | В | Г | В | Г | А | Б | Г | Б |
Авторитарный | А | А | Г | В | Б | Б | Б | А | А | А |
Либеральный | В | Б | Б | Б | А | А | Г | В | В | В |
Индифферентный | Г | Г | А | А | Г | В | В | Г | Б | Г |
Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.
Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.
Девять способов изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования.
1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.
2. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.
3. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
4. Задавайте вопросы, вместо того чтобы отдавать приказания.
5. Давайте возможность человеку спасти своё лицо.
6. Хвалите за каждый , даже скромный его успех и будьте при этом искренними в своём признании и щедры в похвалах.
7. Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
8. Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите в человеке исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
9. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.
Д. Карнеги
АВТОРИТЕТНЫЙ СТИЛЬ
- Родители сознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним признают право на саморазвитие.
- Понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.
- Признают и поощряют автономию своих детей.
- Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах.
- Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки.
- Хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ
- Родители представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий.
- В своих требованиях они категоричны и неуступчивы.
- В общении с ребенком они отдают приказы, устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения.
- Закрыты для постоянного общения с детьми.
- Дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, непритязательны и раздражимы.
- Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста.
- Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ
- Родители слишком высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости.
- Легко общаются с ним, доверяют ему во всем.
- Не склонны к запретам и ограничениям.
- Ребенок в такой семье слабо или совсем не регламентирует поведение.
- Родители открыты для общения с детьми.
- Детям предоставлен избыток свободы или руководство родителей незначительно.
- Преобладает безусловная родительская любовь.
ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ СТИЛЬ
- Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы.
- Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к собственным детям.
- Закрыты для общения, из-за обремененности собственными проблемами у них не остается сил на воспитание детей. Безразличие родителей сочетается с враждебностью.
- Свои проблемы ребёнку приходится решать самому.
- Ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к правонарушающему поведению.
ОПЕКАЮЩИЙ СТИЛЬ
- Стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы.
- Родители бдительно следят за поведением ребенка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание "Заповеди разумного воспитания"
Цели: помочь родителям строить систему воспитания в нужном направлении, учить родителей хвалить своих детей за каждый удачный шаг....
Материал к родительскому собранию по теме"Трудовое воспитание и трудолюбие детей".
В работе даются ценные рекомендации по формированию в детях трудолюбия....
Конспект и презентация родительского собрания. «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье».
Научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым можно. А. Макаренко...
Материал для проведения родительского собрания по теме "Воспитание толерантной личности"
Материал для проведения родительского собрания по теме "Воспитание толерантной личности"...
Психологические рекомендации классным руководителям (материал для родительских собраний по теме: «Воспитание детей с личностными проблемами»).
Подробные рекомендации для родителей по воспитанию детей с проблемами развития личности....
Материал для родительского собрания «Нравственные законы семьи – законы жизни» (родительский всеобуч от 30 .01.2015 года) К воспитанию детей следовало бы относиться как к самой важной из земных профессий.
Семья должна учить ребёнка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания....
Материал к родительскому собранию "Родительская любовь и воспитание"
Цель проедения родительского собрания на тему "Родительская любовь и воспитание":1. выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями;2. помочь родителям проанализировать свое родительское...