Почему дети разные.
консультация по теме

Дудник Зоя Васильевна

Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться не только на знании его анатомо-физиологических, психических и возрастных особенностей, но  и особенностей его темперамента. Воспитатель должен так организовать   деятельность  ребенка, чтобы формировались положительные стороны, и избегать появления отрицательных сторон, присущего ребенку  темперамента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_deti_raznye.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Почему дети разные

«Искусство  воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а некоторым даже делом легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способности и умения, но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы и специальные знания».    К. Д. Ушинский.

Говорят, что все  зависит от воспитания. Плохих, мол, детей не бывает – бывают плохие воспитатели. Но часто бывает так, что дети живут в равных  условиях, в одной семье, одинаково воспитываются,  а  в итоге такие разные. «У нас трое детей. Старший – жизнерадостный, спокойный мальчик. Двое младших  - близнецы.  Один – тихий, робкий и послушный.  Другой – забияка, каких и свет не видел. Без ремня с ним и разговора не бывает.  Поневоле начинаешь  думать, что это у них в «крови», - рассказывала одна  мама.

Действительно существуют прирожденные особенности детей.  Недооценка этих особенностей является причиной  одинакового  подхода ко всем  детям.  Они связаны с особой организацией мозга, с физиологическими особенностями деятельности нервной системы. Этим обуславливаются разные условия для формирования психики при воспитании и обучении детей.

Ребенок приходит в мир наделенный такими чертами строения организма и жизнедеятельности, которые свойственны всем людям и которые передаются из поколения в поколение.  Наряду с этим природа стремиться к разнообразию и щедро расточает краски, чтобы создать оригинальные, редко повторяющиеся образцы.  Возьмем, например, черты лица человека, особенности его фигуры, тембр голоса, форму рук. Все это врожденные особенности, которые отличают одного ребенка от другого. Еще долее важным являются особенности мозга ребенка, его нервной деятельности.  И хотя функции мозга у всех людей одинаковы, они протекают по-разному. Изучение этих особенностей позволило выделить четыре типа нервной деятельности, четыре темперамента, которые присущи людям от рождения. Впоследствии под влиянием окружающей среды темпераменты могут видоизменяться, но в раннем детстве они отчетливо проявляются в поведении ребенка и должны обязательно учитываться родителями, воспитателями.

Вид темперамента

Особенности характера

Возникающие противоречия

Рекомендации родителям

Холерический темперамент.

Сильно возбудимый тип нервной системы

Дети боевые, задорные, быстро и легко возбуждаются. Они очень подвижны и эмоциональны, им трудно подавлять желания, отказываться от намеченных действий.

Когда активность детей пытаются сдержать запретами, возникает непримиримые противоречия между естественными потребностями, обусловленными особенностями его нервной системы, и представлениями родителей о том, как должен вести себя «хороший» ребенок.

1. Поддерживайте и направляйте энергию ребенка на полезные дела.

2. Исключите из обстановки то, что слишком возбуждает нервную систему ребенка.

3. Контролируйте бурные проявления холериков, в этом помогают спокойные игры, выбор интересного хобби.

4. Особое внимание уделяйте воспитанию усидчивости.

5. Строго и последовательно контролируйте поступки и действия ребенка.

6. Упорно приучайте доводить до конца начатое дело.

7. В связи с повышенной чувствительностью обращаться с холериками следует мягко, так как резкость может нарушить отношения между ребенком и родителями.

8. Не используйте физическую силу при воздействии на ребенка, замечания делайте строго, но спокойно.

9. Холерика не стоит уговаривать, он лучше реагирует на спокойную, тактичное требование.

10. Воспитывайте настойчивость и сдержанность, умение владеть собой, стоит гасить любую агрессивность ребенка в зародыше.

11. Отдельное внимание уделяйте обучению вежливости, тактичности.

12. Вашему ребенку важно знать, что к его словам прислушиваются.

Сангвинистический темперамент.  Уравновешенный тип нервной деятельности

Дети менее подвижны, но жизнерадостные, бодрые, редко унывающие, энергичные и неутомимые труженики.

  1. Быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но они неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или замениться противоположными чувствами.

1. Основным подходом в воспитании является принцип "доверяй, но проверяй".

2. Контролировать поступки и действия.

3. Формировать  устойчивые привязанности, интересы.

4. Приучать доводить начатое дело до конца.

5. Обращать особое внимание на качество деятельности, не допускать поверхностного и небрежного выполнения заданий.

6. Хвалить заслуженно, потому что есть склонность к зазнайства.

7. Поддерживайте в общении с сангвиником дух легкости, веселья и юмора.

8. Помните, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником  легкомыслия и изменчивости.

Флегматический  темперамент. Спокойные дети, сдержанные, иногда отчетливо выражена внешняя заторможенность поведения.

Дети усидчивы, очень трудоспособны, но крайне медлительны, спокойные, основательные.

Приходится побуждать к активности, развивать интерес к  занятиям. Но привычки, которые вырабатываются, приобретают исключительную прочность и сохраняются на долгие годы.

1.Ребенок  не может работать в условиях дефицита времени, ему нужен индивидуальный темп, его нельзя подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело.

2. Учите ребенка рационально распределить время.

3. Не давите на  ребенка, потому что под давлением  он становится еще неуклюжей и пассивной.

4. Не называйте ребенка "копушей", особенно при других людях.

5. Помните, что дети - флегматики очень нуждаются в одобрении.

6. При воспитании малоподвижного флегматика важно развивать интерес к движениям, играть с ним в игры, где необходимы быстрота движений, точность, ловкость, и поощрять, когда он выполняет любые правила игры.

7. Вырабатывать способность быстрее переключаться с одного вида деятельности на другой. Учите переключать внимание при выполнении различных поручений

8. Пытайтесь развивать любознательность ребенка (читайте с ним интересные познавательные книги, смотрите научно-познавательные фильмы, посещайте музеи, обсуждайте полученную информацию).

9. Стимулируйте  к проявлению инициативы.

10. Учите ребенка полнее выражать свои эмоции и чувства: если ему грустно, не запрещайте плакать, если она радуется, позволяйте радоваться.

11. Привлекайте ребенка к совместной деятельности (как в детском, так и взрослом коллективе).

12. Прививайте ребенку навыки общения.

Меланхолический темперамент. Слабый тип нервной деятельности.

Повышенная возбудимость, раздражительность, плаксивость, высокая чувствительность.

Дети инертны, робкие, стеснительные, не способны сдерживать нервные напряжения.

При неправильном воспитании все слабые  черты характера усугубляются и могут привести к возникновению нервозов.

1. Основным подходом в воспитании ребенка-меланхолика является принцип, который условно можно назвать "не навреди".

2. В общении с таким ребенком и в воспитательных воздействиях учитывайте уязвимость его психики - не повышайте голос и не давите на него, свое недовольство выражайте ровным уверенным голосом, не обзывайте его.

3. Помните, что ребенок-меланхолик нуждается в особом внимании, теплых отношениях, в помощи.

4. Чаще хвалите его и не скупитесь на проявление искренних слов.

5. Поощряйте  даже за незначительные успехи и достижения.

6. Не пропускайте случая показать, что вы очень цените малейшее проявление его заботы.

7. Никогда не делайте  замечания на людях - это провоцирует развитие серьезных комплексов.

8. В общении со своим ребенком чаще используйте тактильный контакт: прикасайтесь к нему, гладьте по голове и др.

9. Не забывайте о быстрой утомляемости, обусловленную слабостью нервных процессов - не перегружайте его развивающими заданиями, в процессе выполнения домашней работы делайте паузы. Помните, что даже игры утомляют ребенка и могут привести к стрессу.

10. Стрессовой для ребенка-меланхолика является любая ситуация соревнования, старайтесь их избегать.

11. Не требуйте от меланхолика того, что для него неосуществимо. Нацеливайте его на посильные занятия и помогайте их вовремя исполнить, избегая переутомления.

12. Избегайте в общении с ребенком приказов, так как они только замедляют его деятельность.

13. Развивайте самостоятельность, давая ребенку посильные поручения. При каждом проявлении самостоятельности поощряйте, подбадривайте теплым словом.

14. Проявляйте терпение в развитии активности, смелости.

15. Стимулируйте к проявлению инициативы.

16. Развивайте общительность.

Правильный подход, обоснованные и продуманные меры воспитания дают всегда  положительные результаты.  Учитывать особенности нервной системы ребенка и находить наилучшие варианты воспитательных приемов – дело сложное, требующее сердечной чуткости и размышлений. Но задача воспитания оправдывает любые усилия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание с эелементами деловой игры "Почему дети лгут?"

Родительское собрание "Почему дети лгут" содержит в себе лекционный материал, так же элементы деловой игры (обсуждение трудных ситуаций)....

консультация: Почему дети разные?

Консультация для родителей ДОУ....

Предмет:литература, 5 класс. Тема урока: «Почему такие разные две Вселенные: Вселенная Взрослых и вселенная Детей?»

Конспект урока по литературе. Тема "Почему такие разные две Вселенные: Вселенная взрослых и Вселенная детей?"...

Мини-проект в предшкольной группе детского сада «Почему мячи разные»

Интегрированный проект по физкультуре и английскому языку, подготовленный совместно с интструктором по спорту Трофимишиной Т.И. Цель проектной деятельности дошкольников - выяснить, почему мячи от...

"Разные дети - разные маршруты".

Образовательный маршрут как инструмент эффективного включения обучающегося с ОВЗ в образовательное пространство...

Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы

В статье рассматривается польза занятия шахматами....