Развитие творческой личности.
материал на тему
Процесс развития творческой личности ребёнка требует внешнего примера родителей или педагога, создание условий для самосовершенствования индивида и позитивных эмоций для активной динамики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskoy_lichnosti.docx | 18.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Процесс становления творческой личности интересует сегодня больше, чем когда-либо. Насыщенность жизни информацией заставляет искать новые пути её обработки и возможностей её использования.
Согласно исследованиям отечественных и зарубежных психологов, на становление и развитие творческой личности ребёнка оказывают влияние 3 основных фактора:
- Биологический;
- Социальный;
- Педагогический.
Известный американский психолог Маслоу в своих работах утверждал, что «творческая направленность врождённо свойственна всем, но теряется большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики».
Известно, что люди различаются по своим психофизиологическим данным, психомоторным характеристикам и способностям, и что эти различия трудно поддаются изменениям. Непохожесть ребёнка на других и определяет своеобразие его восприятия мира.
Социальная ситуация развития может оказать либо положительное влияние на развитие творческой личности ребёнка, либо затормозить этот процесс. Особое место занимает семья как стимулятор к творческой деятельности. Родители, выступая в роли наставника, обеспечивают: достаточное внимание к ребенку; формирование мотивации как доминанты творческой деятельности; положительное подкрепление нестереотипного поведения, различных проявлений творчества; эмоциональную и психологическую поддержку творческой активности. Главную роль играет креативность самих родителей, как того образца для подражания, с которым ребенок может идентифицироваться.
Педагогические условия развития творческого ребёнка рассматриваются с трёх позиций:
- Организация педагогического взаимодействия как свободы творчества (создание позитивных образцов творческого мышления, поведения, отношений и креативность педагога);
- Ориентация на будущее (взаимодействие в зоне ближайшего развития);
- Организация безопасного пространства для творчества (позитивные ожидания, ситуации успеха, материальные условия для творческой деятельности).
Таким образом, при воспитании творческой личности акцент переносится с преподавания знаний на создание условий для самосовершенствования ребёнка.
Возможности восприятия окружающего ребёнком меняется с возрастом. Вначале он просто подражает значимым взрослым, педагогам.
Затем, на основании полученных знаний развиваются умения, навыки и формируется опыт. Вариации деятельности в пределах опыта развивают творческое мышление. В основном эти этапы укладываются в дошкольный период, где основной деятельностью детей является игровая. Такой образ жизни – игры, рисование, лепка, чтение сказок, конструирование - провоцирует проявление и развитие творческих способностей ребёнка.
Реализация творческого потенциала, то есть эксперименты и исследования вне границ опыта порождают творческую личность. Её развитие зависит, в первую очередь, от условий обучения и воспитания.
К сожалению, с первых дней обучения детей в школе возникают противоречия между их естественной детской креативностью и содержанием учебных занятий, требованиями и ожиданиями учителей. Продолжить процесс развития творческой личности может дополнительное образование, где ребёнок занимается творчеством под руководством креативных педагогов.
На всех этапах становления творческой личности ребёнка ему необходим позитивный образец в качестве мотивации, идентификации и поддержки. Поэтому моделью активного подражания становится педагог.
Творческая деятельность педагога, по мнению В. В. Краевского, осуществляется в двух основных формах:
- Применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям;
- Разработка новых средств, применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми педагог имел дело ранее.
Творческий педагог выступает в качестве:
- Мощного мотиватора, который направляет действия ребёнка, вдохновляя его на творческие проявления;
- Эмоционального позитивного стимула к деятельности, который увлекает занятиями;
- Опоры и поддержки на пути к цели, который удерживает уверенность и самооценку ребёнка на высоком уровне;
- Близкого человека, который разделяет успех ребёнка при достижении им цели.
Только при таком цикличном взаимодействии педагога дополнительного образования и родителей можно развитии творческие способности и творческий потенциал ребёнка для становления его как творческой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности учащихся
В основу этого метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значи...
Современные технологии обучения, направленные на развитие творческой личности обучающихся
В данной статье дан обзор наиболее эффективных педагогических технологий обучения, направленных на развитие творческих способностей ребенка....
Развитие творческой личности ребенка принципами личностно-ориентированного педагогического подхода.
В моей практике постоянно встречаются дети, которые не теряют интереса к изобразительной деятельности на протяжении всех ...
курсовая работа"Развитие творческой личности ребенка на уроках музыки"
• Урок музыки - источник для музыкально-творческойдеятельности учителя и учащихся. ...
Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности.
Кудрявцева Елена Александровна, учитель биологии МБОУ «Гимназия №3», г. Рубцовска. Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности». Внедрение иссле...
Тема «Метод проекта как условие развития творческой личности»
В помощь учителям при работе над ворческим проектом....
Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческой личности в процессе обучения»
Инновационный педагогический проект для участия в профессиональном конкурсе "Учитель года"...