Развитие творческой личности.
материал на тему

Коршунова Наталья Владимировна

Процесс развития творческой личности ребёнка требует внешнего примера родителей или педагога, создание условий для самосовершенствования индивида и позитивных эмоций для активной динамики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskoy_lichnosti.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Процесс становления творческой личности интересует сегодня больше, чем когда-либо. Насыщенность жизни информацией заставляет искать новые пути её обработки и возможностей её использования.

Согласно исследованиям отечественных и зарубежных психологов, на становление и развитие творческой личности ребёнка оказывают влияние 3 основных фактора:

  1. Биологический;
  2. Социальный;
  3. Педагогический.

Известный американский психолог Маслоу в своих работах утверждал, что «творческая направленность врождённо свойственна всем, но теряется  большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики».

Известно, что люди различаются по своим психофизиологическим данным, психомоторным характеристикам и способностям, и что эти различия трудно поддаются изменениям. Непохожесть ребёнка на других и определяет своеобразие его восприятия мира.

Социальная ситуация развития может оказать либо положительное влияние на развитие творческой личности ребёнка, либо затормозить этот процесс. Особое место занимает семья как стимулятор к творческой деятельности. Родители, выступая в роли наставника, обеспечивают: достаточное внимание к ребенку; формирование мотивации как доминанты творческой деятельности; положительное подкрепление нестереотипного поведения, различных проявлений творчества; эмоциональную и психологическую поддержку творческой активности. Главную роль играет  креативность самих родителей, как того образца для подражания, с которым ребенок может идентифицироваться.

Педагогические условия развития творческого ребёнка рассматриваются с трёх позиций:

  1. Организация педагогического взаимодействия как свободы творчества (создание позитивных образцов творческого мышления, поведения, отношений и креативность педагога);
  2. Ориентация на будущее (взаимодействие в зоне ближайшего развития);
  3. Организация безопасного пространства для творчества (позитивные ожидания, ситуации успеха, материальные условия для творческой деятельности).

Таким образом, при воспитании творческой личности акцент переносится с преподавания знаний на создание условий для самосовершенствования ребёнка.

Возможности восприятия окружающего ребёнком меняется с возрастом.  Вначале он просто подражает значимым взрослым, педагогам.

Затем, на основании полученных знаний развиваются умения, навыки и формируется опыт. Вариации деятельности в пределах опыта развивают творческое мышление. В основном эти этапы укладываются в дошкольный период, где основной деятельностью детей является игровая. Такой образ жизни – игры, рисование, лепка, чтение сказок, конструирование -  провоцирует проявление и развитие творческих способностей ребёнка.

Реализация творческого потенциала, то есть эксперименты и исследования вне границ опыта порождают творческую личность. Её развитие зависит, в первую очередь, от условий обучения и воспитания.

 К сожалению, с первых дней обучения детей в школе возникают противоречия между их естественной детской креативностью и содержанием учебных занятий, требованиями и ожиданиями учителей. Продолжить процесс развития творческой личности может дополнительное образование, где ребёнок  занимается творчеством под руководством креативных педагогов.

На всех этапах становления творческой личности ребёнка ему необходим позитивный образец в качестве мотивации, идентификации и поддержки. Поэтому моделью активного подражания становится педагог.

  Творческая деятельность педагога, по мнению В. В. Краевского, осуществляется в двух основных формах:

  1. Применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям;
  2. Разработка новых средств, применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми педагог имел дело ранее.

Творческий педагог выступает в качестве:

  1. Мощного мотиватора, который направляет действия ребёнка, вдохновляя его на творческие проявления;
  2. Эмоционального позитивного стимула к деятельности, который увлекает занятиями;
  3. Опоры и поддержки на пути к цели, который удерживает уверенность и самооценку ребёнка на высоком уровне;
  4. Близкого человека, который разделяет успех ребёнка при достижении им цели.

Только при таком цикличном  взаимодействии педагога дополнительного образования и родителей можно развитии творческие способности и творческий потенциал ребёнка для становления его как творческой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности учащихся

В основу этого метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значи...

Современные технологии обучения, направленные на развитие творческой личности обучающихся

В данной статье дан обзор наиболее эффективных педагогических технологий обучения, направленных на развитие творческих способностей ребенка....

Развитие творческой личности ребенка принципами личностно-ориентированного педагогического подхода.

В моей практике постоянно встречаются дети, которые не теряют интереса к изобразительной деятельности на протяжении всех ...

курсовая работа"Развитие творческой личности ребенка на уроках музыки"

• Урок музыки - источник для музыкально-творческойдеятельности учителя и учащихся.                         ...

Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности.

Кудрявцева Елена Александровна, учитель биологии МБОУ «Гимназия №3», г. Рубцовска. Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности». Внедрение иссле...

Тема «Метод проекта как условие развития творческой личности»

В помощь учителям при работе над ворческим проектом....

Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческой личности в процессе обучения»

Инновационный педагогический проект для участия в профессиональном конкурсе "Учитель года"...