Адаптация школьников
статья по теме
Предварительный просмотр:
Адаптация первоклассников
Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-настоящему. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит классному руководителю. Ему надо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, чтобы ребенку хотелось идти в школу, было стремление получать знания. Классный руководитель должен создавать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.
Не все ребята знакомы с правилами поведения в школе, особенно домашние дети. Поэтому на первых порах требования классного руководителя могут вызвать естественное сопротивление, негативные эмоциональные реакции. Определенную трудность вызывает ориентировка в школе, до тех пор пока школа не станет привычным местом для учебы и общения.
Первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить отношения с одноклассниками, узнать имена и личностные особенности ребят.
Классный руководитель может в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к начальной школе. Для этого необходимо провести диагностику, выявить детей с низким уровнем адаптации и провести профилактическую внеклассную работу по преодолению дезадаптации ребят в школе и вовлечению их в коллектив.
В таблице представлено 9 показателей адаптации первоклассников к школе и уровни их проявления: настроение ребенка (7 уровней проявления); контакты со сверстниками (6 уровней); познавательная активность (5 уровней); дисциплина (6 уровней); реакции агрессии, гнева (6 уровней); страх (5 уровней); двигательная активность на перемене (4 уровня); общее самочувствие (5 уровней); успеваемость (4 уровня).
Учитель выбирает наиболее характерный для ребенка уровень проявления в каждом из 9 показателей адаптации. Порядковый номер уровня является баллом. Баллы суммируются, и по ним определяется уровень адаптации.
наверх
Диагностика отношения первоклассника к начальной школе
Фамилия, имя ребенка _____________________________________________
Дата рождения ___________________________ Возраст __________________
Школа № __________ Класс___________ Дата ___________________________№ уровня показателя адаптации Показатели адаптации и характеристика
их различных уровней Выбранный уровень
показателя адаптации Примечание
Настроение ребенка
1 Настроение стабильное, эмоционально уравновешенное
2 Эпизодические проявления снижения настроения
3 Легкая депрессия, из которой ребенок выходит в случае интересных заданий
4 Вялость, рассеянность
5 Заторможенность, истерия, плач
6 Выражение негативного отношения к школе
7 Полное нежелание идти в школу
Контакты со сверстниками
1 Легко и уверенно входит в коллектив
2 Активно ищет и устанавливает контакты со сверстниками
3 Инициативы в установлении контактов не проявляет, но при случае выражает готовность "сотрудничать” со сверстниками
4 Робок, малоинициативен, избирателен в общении
5 Не поддерживает социальных контактов
6 Замкнут, недоверчив, стремится изолироваться от сверстников
Познавательная активность
1 На уроках проявляет активность и интерес
2 Посещает все уроки без принуждения
3 Проявляет избирательный интерес к определенным урокам и остается равнодушным к другим
4 Учится без видимого желания
5 Не проявляет интереса к учебе, тяготится ею
Дисциплина
1 С особой тщательностью и усердием выполняет все требования учителя
2 Выполняет практически все требования учителя, усидчив, старателен, мало отвлекается
3 Пытается идти в ногу с классом, но это не всегда получается из?за несобранности
4 Требования учителя выполняет неохотно
5 На уроках часто отвлекается
6 Игнорирует требования учителя
Реакции агрессии, гнева
1 Гнев проявляет редко, когда возникает необходимость, агрессия отсутствует
2 Гнев практически отсутствует в силу характерологических особенностей
3 Гнев отсутствует в связи со сниженным настроением
4 Гнев отсутствует совершенно, ребенок не может постоять за себя
5 Не всегда мотивированные проявления агрессии в отношении сверстников
6
Отчетливые и частые проявления агрессии в отношении сверстников и даже учителя
Страх
1 Страх отсутствует
2 Эпизодически робок, застенчив, стеснителен
3 Робок, застенчив, легко теряется
4 Указанные черты ярко выражены
5 В случае выраженной тревоги и неуверенности ищет защиты у учителя
Двигательная активность на перемене
1 Ребенок подвижен, активен
2 Двигательная активность очень высока и проявляется в шумных развлечениях, шалостях
3 Двигательная активность низкая
4 Двигательная активность всегда низкая
Общее самочувствие
1 Жалоб не предъявляет, чувствует себя бодрым
2 Активно не жалуется, но после уроков возникает чувство усталости
3 Периодически жалуется на недомогания
4 Жалобы принимают устойчивый характер
5 Проявление невротических расстройств
Успеваемость
1 Хорошая
2 Хорошая/удовлетворительная
3 Удовлетворительная
4 Удовлетворительная/плохая
Определение уровня адаптацииОценка ситуации Баллы Уровни адаптации
Благоприятная 9–17 Высокий
Условно благоприятная 18–24 Средний
Неблагоприятная 25 и выше Низкий
Детей, имеющих низкий уровень адаптации, можно отнести к "группе риска". На ребенка "группы риска" заполняется диагностический бланк.
Диагностический бланк
Фамилия, имя ребенка ___________________________________________
Дата рождения _________________________ Возраст ________________
Школа № ________________________ Класс _______________________
Дата _________________________________________________________
Трудности школьной адаптации
1. В поведении _________________________________________________
2. В учебной деятельности _______________________________________
3. Наблюдаются признаки предрасположенности ребенка к нарушению здоровья (соответствующее подчеркнуть): тревожность, высокая утомляемость, раздражительность, чрезмерная невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость, расторможенность, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость, агрессивность, двигательное беспокойство, головные боли, плохой аппетит, навязчивые привычки (грызет ногти и др.).
4. Жалобы со стороны родителей (соответствующее подчеркнуть): чрезмерная усталость после школы; недосыпание; нарушение сна; страх темноты; одиночество; непослушание; конфликтность; беспричинный подъем температуры; плохой аппетит; тошнота; укачивание в транспорте; непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода; потливость; аллергические реакции; ночное недержание мочи; другие жалобы.
Общие сведения о семье и условиях жизни ребенка
1. Тип семьи (полная, неполная) ____________________________________
2. Родители ребенка (фамилия, имя, отчество, образовательный уровень, профессия, место работы)
Мать ________________________________________________________
Отец _________________________________________________________
3. Количество детей в семье, их возраст _____________________________
4. Наличие других членов семьи ___________________________________
5. Материальные условия жизни семьи ______________________________
6. Жилищные условия ___________________________________________
7. Наличие у ребенка места для занятий и отдыха _____________________
8. Характер внутрисемейных отношений (благоприятные, неблагоприятные, источники последних)
Информация о детях с низким уровнем адаптации и проблемных семьях может быть передана классным руководителем школьному педагогу-психологу, который на основании данных связывается (с помощью классного руководителя) с родителями ребенка, проводит консультационную работу и (по необходимости и с согласия родителей) индивидуальную развивающе-коррекционную работу с ребенком. В наиболее трудных случаях педагог-психолог имеет возможность направить родителей в Медико-психолого-педагогический центр, где они смогут получить не только психолого-педагогическую консультацию по преодолению дезадаптации ребенка, но и квалифицированную медицинскую помощь. Информация о проблемных семьях классным руководителем передается социальному педагогу школы.
В КАНУН НОВОГОДНИХ ПРАЗДНИКОВ ВОТ ТАКОЙ ВАМ РЕЦЕПТИК)))) Берём двенадцать месяцев года и хорошо очищаем их от зависти, ненависти, огорчений, жадности, упрямства, эгоизма, равнодушия. Каждый месяц разрезаем на три равные части, При этом внимательно соблюдаем пропорции, чтобы каждый день был заполнен работой не более чем на треть, а остальные две трети были заполнены радостью, юмором и весельем, Добавляем три полные (с верхом) ложки оптимизма, большую горсть веры в лучшее будущее, ложечку терпения, несколько зёрен терпимости и, наконец, щепотку вежливости и порядочности по отношению ко всем и в основном к своим родным и близким. Всю получившуюся смесь заливаем сверху ЛЮБОВЬЮ! Теперь, когда блюдо готово, украшаем его лепестками цветов доброты и внимания. Подавать ежедневно с гарниром из тёплых слов и сердечных улыбок, согревающими сер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация школьников при переходе из начальной школы в основную
Адаптация школьников при переходе из начальной школы в основную...
Профориентация как средство социальной адаптации школьников
Выступление и презентационное сопровождение выступления по теме....
Адаптация школьников к предметной системе
В данном конспекте отражены причины успешной адаптации и дезадаптации школьников к предметной системе. Даны рекомендации родителям для прохождения адаптации у детей более успешной!...
Социальная адаптация школьников с ослабленным здоровьем в школьной математической среде
Выступление на педагогическом Совете содержит опыт вовлечения школьников с ослабленным здоровьем, обучающихся на дому в школьную математическую среду....
Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в
Выступление на методическом объеденении учителей профессионально - трудового обучения . Для специальной (коррекционной) школы - интерната VI...
Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного...
"Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников."
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обуче...