Адаптация школьников к предметной системе
план-конспект урока по психологии (5 класс) по теме
В данном конспекте отражены причины успешной адаптации и дезадаптации школьников к предметной системе. Даны рекомендации родителям для прохождения адаптации у детей более успешной!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_roditelskogo_sobraniya.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели: раскрыть сущность понятия «адаптация пятиклассников» и познакомить родителей с результатами первичной диагностики.
Задачи:
Познакомить детей с понятием «адаптация» и «дезадаптация» пятиклассников к школе;
Познакомить родителей с результатами первичной диагностики по адаптации учеников к школе.
Учебные технологии: информационные.
Оборудование: проектор, презентация, аудиозапись инстументальной музыки.
Ход родительского собрания
I. Организационный момент
II. Знакомство с темой собрания
Очень многие родители не знают, что их дети при переходе из начальной школы в среднее звено, преодолевают очень много проблем, связанных с адаптацией к школе.И чтобы более подробно познакомить вас с понятием «Адаптация пятиклассника» я хочу предложить вам посмотреть небольшую лекцию психолога-консультанта Московского института имени Нестеровой Барложецкой Натальи Федоровны, в которой она рассказывает про адаптацию пятиклассников.
1 слайд
-Исходя из данного ролика давайте сформулируем, что же такое «Адаптация»?
2 слайд
Адаптация психологическая – процесс приспособления ученика как личности, к существованию в школе, согласно с его требованиями и личными потребностями, мотивами и интересами.
-Какими же должны быть пятиклассники?
3 слайд
Пятиклассники должны:
уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.
-Но не всегда дети бывают такими.Соответственно в ходе адаптации у учеников возникают и проблемы. С чем это связано?
4 слайд
очень много разных учителей;
непривычное расписание;
много новых кабинетов;
новые дети в классе;
новый классный руководитель;
проблемы со старшеклассниками;
возросший темп работы;
возросший объем работ в классе и д/з;
рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
ослабление или отсутствие контроля;
необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;
несамостоятельность в работе с текстами;
низкий уровень развития речи;
слабое развитие навыков самостоятельной работы;
своеобразие подросткового возраста.
- Все пятиклассники по-разному привыкают к новой предметной системе. У одних детей адаптация проходит быстро и без каких-либо проблем, у других детей наоборот адаптация проходит длительное время, которая может длиться и полгода. Как же отличить адаптировался ли ребенок к среднему звену или нет?
5 слайд
-Существуют признаки успешной адаптации, к которым относятся:
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
ребенок легко справляется с программой;
степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
6 слайд
-Также существуют и признаки дезадаптации, то есть наоборот, когда ребенок не может адаптироваться к новой предметной системе и испытывает при этом множество проблем. Это проявляется при следующих признаках:
Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
Нежелания выполнять домашние задания.
Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Беспокойный сон.
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
III. Знакомство с результатами исследования
-На протяжении 4-х месяцев с пятиклассниками проводились тренинги для успешной адаптации пятиклассников, а также в октябре проводилась первичная диагностика по исследованию уровня тревожности пятиклассников, по выявлению любимых и нелюбимых предметов и по уровню проявления школьной мотивации, с результатами которых я хочу вас познакомить.
7-12 слайды
-Адаптация пятиклассников является одним из важных этапов становления личности.Поэтому в этот период им необходима особая поддержка и понимание.
Многие родители не всегда осознают, что даже словом они могут растроить ребенка. Вот примеры слов, которые поддерживают и которые разрушают веру в себя у ребенка:
13 слайд
Слова поддержки:
Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.
Ты делаешь это очень хорошо.
У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.
Слова разочарования:
Зная тебя и твои способности, я думаю, что ты смог бы сделать это гораздо лучше.
Эта идея никогда не сможет быть реализована.
Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
-Чтобы пятиклассник усешно прошел адаптацию к предметной системе и меньше испытывал тревожность существует много способов, которые вы видите на слайде:
14 слайд
Не сравнивайте ребенка с окружающими.
Доверяйте ребенку.
Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
Используйте наказание лишь в крайних случаях.
Не унижайте ребенка, наказывая его.
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
Помогите ему найти дело по душе.
IV. Заключение
- Чтобы данный материал усвоился для вас лучше я хочу раздать вам памятки, где описано все, что сегодня вам было рассказано.
- Берегите себя, берегите своих детей, не бросайте их в трудную минуту, и в будущем ваши дети обязательно скажут вам «СПАСИБО»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация школьников при переходе из начальной школы в основную
Адаптация школьников при переходе из начальной школы в основную...
Профориентация как средство социальной адаптации школьников
Выступление и презентационное сопровождение выступления по теме....
Социальная адаптация школьников с ослабленным здоровьем в школьной математической среде
Выступление на педагогическом Совете содержит опыт вовлечения школьников с ослабленным здоровьем, обучающихся на дому в школьную математическую среду....
Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в
Выступление на методическом объеденении учителей профессионально - трудового обучения . Для специальной (коррекционной) школы - интерната VI...
Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного...
"Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников."
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обуче...
Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов шко...