Шаги к будущему
статья по теме
Топ. Топ. Скоро подрастешь.
И своей дорогою пойдешь –
Будет нелегко, малыш, подчас,
Начинать все в жизни первый раз…
Такими словами мы сопровождаем взросление детей. И, к моменту, когда подросток стоит перед выбором профессии, оказывается что выбор он сделать не может. В процессе воспитания научили запоминать, научили принимать информацию, научили размышлять в рамках одного учебного предмета, научили приспосабливаться к разным людям. Не научили делать выбор!
И первое, с чего должна, на мой взгляд, начинаться профориентация, это формирование у подростка умения выбирать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umenie_delat_vybor_eto_navyk.doc | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Умение делать выбор это навык. Помните, что до формирования навыка, человек проходит несколько ступеней:
- знание («Я знаю, как это делать»),
- умение («Я пробовал это сделать, и у меня получилось – я знаю, что могу») и только потом
- навык («Я чувствую когда возникает ситуация выбора, я выбираю и не мучаюсь от того, что сделал что-то не так»)
Умение выбирать это показатель самостоятельной, ответственной, эмоционально зрелой личности. Нужно донести до детей несколько позиций и, обязательно, обсудить каждую из них. Послушать, что он думает об этом, с чем согласен, с чем не может согласиться.
Итак:
1. Прими, что приобретая что-то одно в результате выбора, что-то другое ты теряешь (ведь если бы была однозначность, проблемы выбора просто не существовало бы). Фиксируйся не на том, что ты потерял в результате своего выбора, а на том, что получил. И что получил бы, сделав другой.
2. Не бойся выбрать худший вариант. Очень редко ты можешь с высокой степенью достоверности спрогнозировать, как развивались бы события, выбери ты противоположное тому, что выбрал сейчас. А раз не знаешь точно - о чем сожаления? О собственных фантазиях?
3. Если, делая выбор, ты совершишь ошибку, не расстраивайся. Лучше делать и каяться, чем не делать и каяться. Не все и даже не большинство из ошибок фатальны, и поняв, что ты сделал неправильный выбор, ты можешь изменить свое решение. Ты получил хороший урок и в будущем скорее всего таким образом больше не ошибешься.
4. Учись в мелочах делать быстрые случайные выборы. Выбирать из двух равных возможностей - любую, а после выбора альтернативную сразу же и напрочь выкидывай из головы. Все равно, готовить на завтрак яичницу или омлет? За полминуты случайным образом (но САМ, безо всяких монеток!) выбери любой из этих вариантов - и, отбросив сомнения, начинай его осуществлять. Когда поймешь, что ничего страшного не происходит, ты сможешь позволить себе так же точно "случайным образом" выбирать, не тратя кучу времени и энергии. А, получив навык, с легкостью и без сожаления выбрать учебное заведение.
5. Из двух приблизительно равновеликих по разумности выборов отдавай предпочтение тому, который здесь и сейчас более приятен тебе. Вспомни, что ответил Сократ молодому человеку, спросившему, жениться ему или нет. "Поступай как угодно, все равно пожалеешь". Понимаешь? "Как УГОДНО"! ;)
И еще несколько высказываний к теме выбора:
- Если ты споткнулся и упал, это еще не значит, что ты идешь не туда.
- Возможно, течение приведет тебя совсем не туда, куда ты думаешь.
- Колеблющегося толкни в любую сторону, если это - не та, он вернется.
- Иной раз поиски правильного решения обходятся дороже ошибки.
- Если ты можешь исправить последствия своей ошибки - ты еще не ошибся.
- В следующий раз сделай или лучше, или по-другому.
- Благодари упущенные возможности за радостное чувство надежды.
- Не жалей о том, что радости было мало - этим ты превратишь радость в печаль.
- Если то, что ты делаешь, трудно тебе - посмотри, нуждаешься ли ты в этом?
Каждое из вышеизложенных высказываний может стать темой задушевного разговора с подростком. Вы, как взрослый, со своим жизненным опытом человек, донесете свое мнение, подкрепите конкретным примером. А подросток, жаждущий вкусить самостоятельной жизни, но не имеющий этого опыта, будет проецировать каждую историю на себя, примерять роль каждой стороны. То есть учиться делать выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ: МАЛЕНЬКИЕ ШАГИ К БУДУЩЕМУ УСПЕХУ
Чтобы развивать таланты ребенка, не обязательно буквально с пеленок отдавать его в художественную или музыкальную школу. Все-таки детство - это время игр и беззаботности. Чтобы обнаружить способности ...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ «ШАГИ В БУДУЩЕЕ»
Содержание элективного курса «Шаг в будущее» предполагает побудить старшеклассников к активному самопознанию, исследованию собственных интересов, способностей и возможностей, а также помочь им с...
Программа работы классного руководителя с учащимися 5 - 9 класса «Пять шагов в будущее»
Основная цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей, моральных, этических и других социальных норм; воспитание успешног...
Шагаем в будущее с IT-технологиями.
Использование дистанционных образовательных технологий – это не модное веяние времени, обусловленное появлением современных гаджетов, а значит, и новых возможностей коммуникации. На самом деле э...
Рабочая программа "Пять шагов в будущее"
middot; Конституция Российской Федерации (статья 30, статья 13)· Федеральный закон «Об образовании» (статья 1, статья 35, статья 50)· Фед...
Воспитательная программа «Пять шагов в будущее» (Формирование и развитие творческой личности обучающихся в классном коллективе)
Воспитательная программа «Пять шагов в будущее» (Формирование и развитие творческой личности обучающихся в классном коллективе)...
Программа воспитательной работы "Пять шагов в будущее"
Программа воспитательной работы гражданско-патриотического направления и нравственно-этического воспитания для обучающихся на ступени основного общего образования построена на основе базовы...