«Нравственные ценности дворянской семьи XIX века на примере повести «Детство» Л.Н.Толстого»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
«Нравственные ценности дворянской семьи XIX века на примере повести «Детство» Л.Н.Толстого»
План и презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.docx | 18.62 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
- Оргмомент.
- Постановка целей и задач.
На предыдущем уроке мы с вами познакомились с автобиографической трилогией ЛНТ «Д.О.Ю.» Какой мир рисует Лев Николаевич Толстой в прочитанных нами главах из повести «Детство»?
(Это мир дворянской семьи Николеньки Иртеньева)
Правильно, ведь именно нравственные ориентиры, которые так необходимы человеку в любом обществе и в любое время, формируются в семье.
Как вы думаете, исходя из вышесказанного, какова тема нашего сегодняшнего урока?
Тема нашего урока: «Нравственные ценности дворянской семьи XIX века на примере повести «Детство» Л.Н.Т.»
Сегодня перед нами откроются страницы жизни дворянской семьи XIX века.
- Актуализация знаний.
Давайте разберемся, что такое дворянская семья XIX века. Без исторической справки невозможно анализировать подобное литературное произведение, поэтому в качестве индивидуального домашнего задания вы готовили сообщения, посвященные жизни дворян в России XIX века.
Итак, давайте разберемся, что такое дворянство как сословие.
Выступления учащихся+ презентация.
Вывод: под влиянием чего складывался тип высоконравственного дворянина XIX века?
- Работа по теме урока.
Перенесемся в атмосферу семьи Николеньки Иртеньева.
Давайте посмотрим, кто входил в состав семьи главного героя. Для этого работаем в группах. Перед вами лист формата А 4. Нарисуйте на нем схему семьи Н.И. Подумайте, кто является центром семьи, а кто вращается вокруг него. Представитель той команды, которая справится быстрее всех и поднимет руку, выстраивает эту схему на доске при помощи листов с именами персонажей и магнитов.
- Диспут.
Из этого вытекает обсуждение:
- кто является центром семьи?
- входят ли слуги в состав семьи?
Традиционно в патриархальной семье отец является ее главой. Что же мы наблюдаем в семье Н.И.? Именно мать принимает деятельное участие в воспитании и образовании детей, к ней тянутся дети.
Рассмотрим образ матери с точки зрения его взаимодействия со всеми членами семьи:
- с детьми
- со слугами.
Работа с текстом: найдите эпизоды в тексте, раскрывающие это.
Вывод: мать – центр семьи Н.И. Воплотила в себе образ идеальной дворянки того времени: прекрасная жена, заботливая мать, добрая и справедливая хозяйка. Прекрасно образована, сама стремится дать лучшее образование и воспитание детям.
Образ отца.
- Почему в главе Х, посвященной образу отца, нет диалогов? Каким образом автор показывает разницу во взаимоотношениях с детьми отца и матери?
Подробное описание отца, но нет четкого понимания, что это за человек.
Вывод: это человек света, он не занимается внутренним миром семьи, но через него дети получают опыт общения с внешним миром.
- Физкультминутка.
- Закрепление.
Задания по группам.
1 группа:
Найти контекстный антоним к слову «улыбка»:
«… Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе. Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно…»
2 группа:
Найти обращения в отрывке:
«…— Вставай, моя душечка: пора идти спать.
Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но еще крепче целую ее руку.
— Вставай же, мой ангел.
Она другой рукой берет меня за шею, и пальчики ее быстро шевелятся и щекотят меня. В комнате тихо, полутемно; нервы мои возбуждены щекоткой и пробуждением; мамаша сидит подле самого меня; она трогает меня; я слышу ее запах и голос. Все это заставляет меня вскочить, обвить руками ее шею, прижать голову к ее груди и, задыхаясь, сказать:
— Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!
Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берет обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладет к себе на колени.
— Так ты меня очень любишь? — Она молчит с минуту, потом говорит: — Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь ее? не забудешь, Николенька?
Она еще нежнее целует меня.
— Полно! и не говори этого, голубчик мой, душечка моя! — вскрикиваю я, целуя ее колени, и слезы ручьями льются из моих глаз — слезы любви и восторга…»
3 группа:
Какое значение имеет название главы «Что за человек был мой отец?»
Кроссворд
- Чин отца – поручик
- На каком языке матушка говорила в совершенстве – немецкий
- Имя матери – Наталья
- Титул ЛНТ -граф
- Жанр произведения ДОЮ – повесть
5 группа:
Синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
- Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
- Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
- Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
- Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
- Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
- Семья
- Два прилагательных
- Глаголы, связанные с семьей
- На душе легко, светло и отрадно!
- Слово-синоним.
- Итог.
Составление кластера «Нравственные ценности дворянской семьи»
Толерантность Образование доброта
Манеры НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
Благородство любовь вежливость
А В НАШЕ ВРЕМЯ АКТУАЛЬНЫ ЭТИ ЦЕННОСТИ?
Ведь вы тоже наследники этих традиций, вы рисуете, занимаетесь музыкой, изучаете иностранные языки.
- Разноуровневое домашнее задание. Выберите одно из понравившихся вам заданий:
- Написать рассказ от имени Николеньки Иртеньева, который может стать одной из глав повести «Детство».
- Нарисовать картину, посвященную дворянскому быту XIX века.
- Составить словарь иностранных слов, используемых в прочитанных главах.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дворянская семья XIX века
Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских , А.Я. Сухарева. 2003. ДВОРЯНСТВО - одно из высших сословий фе о дального общества(наряду с духовенством), обладавшее закрепленными в законе и передаваемыми по наследству привилегиями. Основа экономического и политического влияния Д. - собственность на землю. В России зародилось в XII-XIII вв. и окончательно сложилось к началу XVIII в. Как сословие ликвидировано после Октябрьской революции 1917 г.
Дворянство не случайно вошло в историю как «благородное сословие». Чтобы соответствовать статусу высшего сословия, оно должно было обладать исключительной нравственностью, особыми манерами, высокой моралью. В формировании этих качеств приоритетную роль играло дворянское воспитание, традиционные черты которого начали формироваться уже в XVII столетии. Его основой были христианские ценности – любовь к Богу и ближнему, уважение к старшему, честность, скромность, трудолюбие.
Воспитание в дворянской семье. Дворянство не случайно вошло в историю как «благородное сословие». Чтобы соответствовать статусу высшего сословия, оно должно было обладать исключительной нравственностью, особыми манерами, высокой моралью. В формировании этих качеств приоритетную роль играло дворянское воспитание, традиционные черты которого начали формироваться уже в XVII столетии. Его основой были христианские ценности – любовь к Богу и ближнему, уважение к старшему, честность, скромность, трудолюбие.
Цели, которые дворяне ставили при воспитании своих детей, были одинаковы как у рядового дворянства, так и у аристократии: «…с одной стороны – здоровье... воспитанников, а с другой доброе расположение их сердца и разума». Традиции дворянского воспитания складывались на протяжении XVII–XIX столетий. Среди них – воспитание и образование в духе патриотизма, гражданственности, благородства, чести, традиционных религиозных ценностей (любви к Богу, трудолюбия, уважения к ближнему, честности, сострадательности, милосердия). Нравственные идеалы дворянства, сформированные в процессе «благородного воспитания», стали приоритетными в системе ценностей высшего сословия.
Отличительной чертой дворянской культуры оставалось единство воспитания и образования в семье. Оно предъявляло высокие требования к нравственному здоровью детей, которое, выражалось в соблюдении иерархии отношений детей и родителей, младших и старших. С ранних лет дворянина готовили к светской жизни, прививали ему знания правил поведения и этикета, приобщали к дворянским ценностным ориентирам. С рождения ребенка, в дворянской семье обязанности по уходу и кормлению его возлагались на крепостную женщину. Обязанности няни были широки, отчего и привязанность воспитанника была к ней сильна. Няня, воспринимаемая нами сегодня как символ народной культуры, органично вписывалась в уклад семейной жизни дворянина. Нянюшка ненавязчиво вносила свое мироощущение с народными сказками, рассказами, песнями, поверьями.
С XVIII века создавался особый мир детства. До этого ребенок - это маленький взрослый. Теперь появилась детская мода, поощрялись детские игры и забавы, детей стали знакомить с книгой, причем с детской. «Чтение книги вслух, а затем самостоятельная детская библиотека - таков путь, по которому пройдут будущие литераторы, воины и политики». Очень важно, какое внимание помещики-дворяне уделяли домашней библиотеке. Книга была незаменимой частью интеллектуального развития в дворянской семье. Жизнь в усадьбе на лоне природы, в окружении тишины, покоя, располагала к чтению.
Образование мальчиков в дворянской семье Чаще всего дворянские дети получали образование, не выходя за пределы отчего дома. Не все дворяне хотели или имели возможность отправлять своих детей в образовательные учреждения. Но даже в семье жизнь ребенка была совсем не праздной: строгая дисциплина, послушание родителям, этикет, следование жесткому распорядку дня. Неизменно ранний подъем (порой уже в 6 утра), затем обливание холодной водой, молитва, уроки, прогулки и разнообразные занятия. За соблюдением порядка строго следили гувернеры. Завтраки, обеды и ужины проходили обязательно в кругу всей семьи, за большим столом, в строго определенные часы.
«Учебный план» молодого дворянина был насыщенным: латынь или греческий, французский язык — как основной в среде дворянского сословия, а также немецкий, английский, итальянский языки. Всеобщая и русская история, география, физика, астрономия, арифметика и геометрия, русская словесность, рисование и музыка. Во второй половине XVIII —начале XIX века обязательный образовательный план пополнился изучением архитектуры и искусства. Такое нововведение носило прикладной характер: помещикам, особенно провинциальным, часто приходилось заниматься строительными работами в усадьбе, порой в отсутствие архитектора. Поэтому молодой барин должен был уметь начертить план и фасад постройки, составить смету и осуществлять контроль над строительными работами. Обязательным элементом дворянского воспитания были танцы и верховая езда. Обучение начиналось рано — лет с пяти - шести.
Образование девочек в дворянской семье Домашнее воспитание молодой дворянки несколько отличалось от воспитания мальчика. Из рук крепостной нянюшки девочка переходила на воспитание к гувернанткам (француженкам, иногда англичанкам). Девушки изучали один-два иностранных языка: французский и немецкий. Знание английского языка свидетельствовало о более высоком уровне образования. Обязательно брали уроки танцев, обучались правилам хорошего тона, однако имели поверхностные знания по истории, географии, словесности. Безусловно, были исключения. Уровень обучения зависел не только от учителей, но и от состоятельности семьи, от ее духовной направленности, в первую очередь от цели матери.
Вывод: под влиянием чего складывался тип высоконравственного дворянина XIX века?
ВЫВОД: Тип образованного высоконравственного дворянина сложился под влиянием и домашнего образования, и устойчивой православной традиции, и русской литературы, и культуры эпохи.
Задания по группам. 1 группа: Найти контекстный антоним к слову «улыбка»: «… Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе. Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно…»
2 группа: Найти обращения в отрывке: «…— Вставай, моя душечка: пора идти спать. Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но еще крепче целую ее руку. — Вставай же, мой ангел. Она другой рукой берет меня за шею, и пальчики ее быстро шевелятся и щекотят меня. В комнате тихо, полутемно; нервы мои возбуждены щекоткой и пробуждением; мамаша сидит подле самого меня; она трогает меня; я слышу ее запах и голос. Все это заставляет меня вскочить, обвить руками ее шею, прижать голову к ее груди и, задыхаясь, сказать: — Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю! Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берет обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладет к себе на колени. — Так ты меня очень любишь? — Она молчит с минуту, потом говорит: — Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь ее? не забудешь, Николенька? Она еще нежнее целует меня. — Полно! и не говори этого, голубчик мой, душечка моя! — вскрикиваю я, целуя ее колени, и слезы ручьями льются из моих глаз — слезы любви и восторга…»
3 группа: Какое значение имеет название главы «Что за человек был мой отец?»
4 группа: Кроссворд
5 группа : Составьте синквейн на тему СЕМЬЯ Синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где: Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное). Вторая строка . 2 слова – описание этого понятия (прилагательные). Третья строка . 3 слова – действия (глаголы). Четвертая строка . Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм) Пятая строка . 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Разноуровневое домашнее задание. Выберите одно из понравившихся вам заданий: 1. Написать рассказ от имени Николеньки Иртеньева , который может стать одной из глав повести «Детство». 2. Нарисовать картину, посвященную дворянскому быту XIX века. 3. Составить словарь иностранных слов, используемых в прочитанных главах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий родительского собрания "Формирование нравственных ценностей в семье"
Большое значение в работе с родителями обучающихся имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества.Одним из направлений работы в организации сотрудничества педагогов и ро...
классный час в 7 классе "Нравственные ценности моей семьи"
Классный час на тему «Нравственные ценности моей семьи» Цель: формирование нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к семье и семейным традициям; развитие умения работать в гру...
Родительское собрание "Нравственные ценности в семье"
цель родительского собрания создание условий для формирования нравственной культуры родителей и адекватной оценки себя и других людей....
Открытый урок «Две жизни – два пути. "Маленькие люди" в светской и житийной литературе 19 века. (На примере повести Н.В. Гоголя "Шинель" и "Жизнеописания Ивана Григорьевича Босого /Ковалевского/")». Евдокимов О.В.
На основе анализа фрагментов из 2-х текстов, при сравнении личности А.А. Башмачника с личностью И.Г. Ковалевского, учащиеся под руководством учителя размышляют над вопросами бытия человека, целями жиз...
Нравственные ценности в семье
В России семья всегда была одной из жизненно важных ценностей.В настоящее время проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. В данной работе идёт речь о том, как я работа...
Проверочная работ по повести "Детство" Л.Н. Толстого.
Работа для обучающихся 6 класса по литературе. Проверочная работа состоит из вопросов, предполагающих односложный ответ и развернутый письменный ответ. Работа помогает оценить уровень усвоения уч...
Проект "БЫТ И НРАВЫ РУССКОГО ДВОРЯНСТВА XIX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ»
Актуальность исследования: порой мы забываем об истории своей страны, ее культуре. Писатели в своих произведениях поднимают серьезные социальные и общественные проблемы, которые и сейчас имеют дл...