Информация для родителей , готовящихся обучать дошкольника грамоте
материал по теме
Информация, которую полезно знать родителям, готовящимся обучать дошкольника грамоте
Необходимые предпосылки для обучения грамоте дошкольника:
1.Сформированное фонематическое восприятие
2.Правильное произношение всех звуков родного языка
3.Наличие элементарных навыков звукового анализа
Все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
При чтении у детей, занятия с которыми велись без учета указанных факторов, наиболее типичны следующие ошибки:
- трудности слияния звуков в слоги и слова;
- взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих);
- побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А);
- искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился, операция вместо операционная, вынула вместо вытянула);
- слишком медленный темп чтения;
- нарушение понимания прочитанного.
К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся:
Замены букв, указывающих на незаконченность процесса различения соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;
- Пропуски гласных;
- Пропуски согласных при их стечении;
- Слияние слов на письме;
- Раздельное написание частей одного слова;
- Пропуски, наращения или перестановки слогов;
- Орфографические ошибки (нарушение правил правописания безударных гласных, непроизносимых согласных, приставок, суффиксов и пр.).
Взрослые зачастую усугубляют дефекты чтения и письма, неосознанно, но упорно допуская следующие ошибки:
- неправильно называют буквы;
- путают понятия «звук» и «буква»;
- не учитывают, что согласных звуков намного больше, чем соответствующих букв, а гласных звуков, наоборот меньше;
- предлагают для написания слишком сложные слова;
- не исправляют побуквенное чтение детей.
Указанные ошибки для большинства взрослых, не знакомых с фонетикой – наукой, изучающей звуки родного языка, а также ее отличия от графики (системы передачи устной речи на письме) – естественны. Однако, родителям, заботящимся о том, чтобы в представлениях дошкольника о родном языке не было путаницы, а подготовка к школе велась эффективно, необходимы специальные знания:
- Для ребенка, не умеющего читать, слово состоит только из звуков (а не из букв!) с различным количеством и последовательностью. Сам по себе звук не имеет никакого значения, но в совокупности звуки создают внешнюю, воспринимаемую на слух оболочку слов. То, что мы произносим и слышим, это – звуки, а буквы мы видим и пишем. Поэтому говорить: «Мальчик не выговаривает букву Р» или «Дочка шипящие буквы плохо произносит» - неверно. Следует говорить» «Ребенок не произносит звук Р» или «Она неверно выговаривает шипящие звуки». Кроме того, занимаясь с дошкольником, взрослому важно понять, что малыш не умеет читать и воспринимает слово только на слух, поэтому следует отвлечься от графического изображения слова и настроиться только на его звуковую оболочку.
- В русском языке 10 гласных букв: А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю, а гласных звуков всего 6: А, О, У, И, Ы, Э. в названии каждой из четырех следующих букв (Я, Ё, Ю, Е) содержится по 2 звука Я =Й+А, Ё=Й+О, Ю=Й+У, Е=Й+Э. (Поэтому они и называются йотированными!)
Анализируя слова с этими буквами, взрослые ориентируются на зрительный образ слова и требуют того же от детей, еще незнакомых с письменной речью. Например, в слове ЯМА звуки Й, А, М, А (звука Я не существует, а в слове ЮЛА звуки Й, У, Л, А (звука Ю нет).
Если же йотированная буква встречается после согласной – ее звучание в слове меняется и звук Й исчезает. Сравните: в слове ЁРШ звуки Й, О, Р, Ш, а в слове МЁД – Мь, О, Т (звук Й исчез).
Именно поэтому слова с йотированными гласными не следует предлагать детям на начальных этапах формирования звукового анализа.
- Наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков в русском языке намного больше – 42, в основном за счет мягких согласных (Нь, Пь, Ть, Вь, Сь и пр.). Они не имеют отдельного графического изображения, а наряду с парными твердыми звуками обозначаются общей буквой. (Сравните: ныть – нить, мал – мял, вол – вёл, лук – люк. Первые буквы в парах одинаковые, а звуки разные: мягкие и твердые.)
Мягкость согласных звуков отражается на письме с помощью различных следующих за согласной букв: мягкого знака (банька, семь, рысь), буквы И (был-бил) и так называемых йотированных гласных букв Е, Ё, Ю, Я (сравните: мэр – мерка, рот – рёва, руки –рюмка и т.п.). анализируя с детьми слова, необходимо учитывать наличие в них мягких согласных звуков и избегать таковых, если ребенок еще не различает согласные звуки по твердости-мягкости.
- В русском языке нет полного соответствия между звуками и буквами. Зачастую звуковой и буквенный варианты слов значительно расходятся (сравните, как мы говорим и пишем слова тростник, соседка, ёж, юбка). В связи с этим в упражнениях на полный звуковой анализ и синтез следует предлагать детям только те слова, произношение которых не расходится с их написанием (шторм, кран, карман, карнавал и пр.) слова, которые мы пишем и произносим по-разному (помимо слов с мягкими согласными звуками), взрослым важно замечать и исключать из упражнений, чтобы не создавать ребенку дополнительных трудностей.
- Называть согласные звуки при анализе и синтезе слов следует коротко, без добавления гласных, так, как они произносятся в конце слов самоваР, шалаШ, пилоТ, гноМ идр. Привычные взрослым ЭМ, ЭР, ТЭ, ША – это названия букв в алфавите, а не звуков. Произнося таким образом названия синтезируемых звуков, например: ЭС, О, КА, мы получим непонятное звукосочетание, а совсем не предполагаемое слов СОК.
- В тренировачных упражнениях закрепляется сначала устный синтез гласных и согласных звуков в слоги, чтобы ребенок не испытывал последствии «муки слияния» и раньше овладел послоговым чтение. В противном случае, читая побуквенно длинное слово, ребенок не может синтезировать названные звуки и следовательно понять смысл прочитанного.
Этапы формирования навыков звукового анализа у дошкольников:
- Выделение в словах первого гласного звука (Астра, Утка).
- Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА).
- Определение наличия либо отсутствия в словах звука (гласного, согласного).
- Определение последнего гласного звука в словах (пальтО, скалА).
- Определение первого и последнего гласного звука в словах (АвтобусЫ).
- Выделение ударного гласного в словах (картИны, посУда).
- Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (УХ, АМ, УМ)
- Определение первого согласного звука в словах (Монета, Халат, Самолет).
- Определение последнего согласного звука в словах (самолеТ, насоС).
- Определение гласного звука в середине односложных слов (кОт, пУх, бЫк).
- Синтез односложных слов, состоящих из трех звуков (НОС, СУП, МАК, МАЛ)
- Определение позиции согласных, состоящих из трех звуков (СОМ, СУП, МАК)
- Определение позиции согласного звука в словах (начало, конец).
- Определение количества слогов в словах (одного, двух и трех).
- Определение нескольких гласных звуков в словах (хАтЫ, лИмОнЫ).
- Синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов (МУХА,СОВЫ).
Памятка для родителей по обучению грамоте детей старшего возраста
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.
Выполняя игровые упражнения, дети знакомятся со звуками русского языка, учатся их анализировать и синтезировать, развивают фонематический слух и восприятие. От знакомства со звуком дети переходят к знакомству с буквой, которая служит зрительной опорой. Кроме этого, игровые задания помогут развить мелкую моторику рук. Обводить буквы по контуру нужно обязательно простым карандашом. Закрашивать буквы и звуковые схемы слогов и слов - цветными карандашами.
Предлагаемые еженедельные домашние задания по обучению грамоте помогут закрепить у детей пройденный на логопедических занятиях речевой материал.
Для правильного выполнения заданий следует обратить внимание на:
- Составление схемы предложения. Ребенок устно составляет предложение, подсчитывает количество слов в нем, а затем чертит его схему. Взрослый записывает получившееся предложение. Например:
Мама купила вазу. __________ _______ ______ .
- Составление слоговой схемы слова. Ребенок произносит слово, хлопками делит его на слоги, а затем чертит схему. Например: сапоги ____________
- Обозначение места звука в слове. В зависимости от того, где находится звук в слове и какой это звук, закрашивается соответствующий квадратик:
|
|
|
- Гласные звуки обозначаются красным цветом. Согласные твердые звуки – синим цветом. Согласные мягкие – зеленым цветом. Например, нужно определить место звука Ль в слове лис. Так как звук Ль в слове лис находится в начале слова и он согласный, мягкий, зеленым цветом закрашивается первый квадратик схемы:
- графическое изображение слова (звуковая схема). Каждый звук заданного слова изображается соответствующим цветом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informaciya_po_obucheniyu_gramote.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Информация, которую полезно знать родителям, готовящимся обучать дошкольника грамоте
Необходимые предпосылки для обучения грамоте дошкольника:
1.Сформированное фонематическое восприятие
2.Правильное произношение всех звуков родного языка
3.Наличие элементарных навыков звукового анализа
Все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
При чтении у детей, занятия с которыми велись без учета указанных факторов, наиболее типичны следующие ошибки:
- трудности слияния звуков в слоги и слова;
- взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих);
- побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А);
- искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился, операция вместо операционная, вынула вместо вытянула);
- слишком медленный темп чтения;
- нарушение понимания прочитанного.
К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся:
Замены букв, указывающих на незаконченность процесса различения соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;
- Пропуски гласных;
- Пропуски согласных при их стечении;
- Слияние слов на письме;
- Раздельное написание частей одного слова;
- Пропуски, наращения или перестановки слогов;
- Орфографические ошибки (нарушение правил правописания безударных гласных, непроизносимых согласных, приставок, суффиксов и пр.).
Взрослые зачастую усугубляют дефекты чтения и письма, неосознанно, но упорно допуская следующие ошибки:
- неправильно называют буквы;
- путают понятия «звук» и «буква»;
- не учитывают, что согласных звуков намного больше, чем соответствующих букв, а гласных звуков, наоборот меньше;
- предлагают для написания слишком сложные слова;
- не исправляют побуквенное чтение детей.
Указанные ошибки для большинства взрослых, не знакомых с фонетикой – наукой, изучающей звуки родного языка, а также ее отличия от графики (системы передачи устной речи на письме) – естественны. Однако, родителям, заботящимся о том, чтобы в представлениях дошкольника о родном языке не было путаницы, а подготовка к школе велась эффективно, необходимы специальные знания:
- Для ребенка, не умеющего читать, слово состоит только из звуков (а не из букв!) с различным количеством и последовательностью. Сам по себе звук не имеет никакого значения, но в совокупности звуки создают внешнюю, воспринимаемую на слух оболочку слов. То, что мы произносим и слышим, это – звуки, а буквы мы видим и пишем. Поэтому говорить: «Мальчик не выговаривает букву Р» или «Дочка шипящие буквы плохо произносит» - неверно. Следует говорить» «Ребенок не произносит звук Р» или «Она неверно выговаривает шипящие звуки». Кроме того, занимаясь с дошкольником, взрослому важно понять, что малыш не умеет читать и воспринимает слово только на слух, поэтому следует отвлечься от графического изображения слова и настроиться только на его звуковую оболочку.
- В русском языке 10 гласных букв: А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю, а гласных звуков всего 6: А, О, У, И, Ы, Э. в названии каждой из четырех следующих букв (Я, Ё, Ю, Е) содержится по 2 звука Я =Й+А, Ё=Й+О, Ю=Й+У, Е=Й+Э. (Поэтому они и называются йотированными!)
Анализируя слова с этими буквами, взрослые ориентируются на зрительный образ слова и требуют того же от детей, еще незнакомых с письменной речью. Например, в слове ЯМА звуки Й, А, М, А (звука Я не существует, а в слове ЮЛА звуки Й, У, Л, А (звука Ю нет).
Если же йотированная буква встречается после согласной – ее звучание в слове меняется и звук Й исчезает. Сравните: в слове ЁРШ звуки Й, О, Р, Ш, а в слове МЁД – Мь, О, Т (звук Й исчез).
Именно поэтому слова с йотированными гласными не следует предлагать детям на начальных этапах формирования звукового анализа.
- Наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков в русском языке намного больше – 42, в основном за счет мягких согласных (Нь, Пь, Ть, Вь, Сь и пр.). Они не имеют отдельного графического изображения, а наряду с парными твердыми звуками обозначаются общей буквой. (Сравните: ныть – нить, мал – мял, вол – вёл, лук – люк. Первые буквы в парах одинаковые, а звуки разные: мягкие и твердые.)
Мягкость согласных звуков отражается на письме с помощью различных следующих за согласной букв: мягкого знака (банька, семь, рысь), буквы И (был-бил) и так называемых йотированных гласных букв Е, Ё, Ю, Я (сравните: мэр – мерка, рот – рёва, руки –рюмка и т.п.). анализируя с детьми слова, необходимо учитывать наличие в них мягких согласных звуков и избегать таковых, если ребенок еще не различает согласные звуки по твердости-мягкости.
- В русском языке нет полного соответствия между звуками и буквами. Зачастую звуковой и буквенный варианты слов значительно расходятся (сравните, как мы говорим и пишем слова тростник, соседка, ёж, юбка). В связи с этим в упражнениях на полный звуковой анализ и синтез следует предлагать детям только те слова, произношение которых не расходится с их написанием (шторм, кран, карман, карнавал и пр.) слова, которые мы пишем и произносим по-разному (помимо слов с мягкими согласными звуками), взрослым важно замечать и исключать из упражнений, чтобы не создавать ребенку дополнительных трудностей.
- Называть согласные звуки при анализе и синтезе слов следует коротко, без добавления гласных, так, как они произносятся в конце слов самоваР, шалаШ, пилоТ, гноМ идр. Привычные взрослым ЭМ, ЭР, ТЭ, ША – это названия букв в алфавите, а не звуков. Произнося таким образом названия синтезируемых звуков, например: ЭС, О, КА, мы получим непонятное звукосочетание, а совсем не предполагаемое слов СОК.
- В тренировачных упражнениях закрепляется сначала устный синтез гласных и согласных звуков в слоги, чтобы ребенок не испытывал последствии «муки слияния» и раньше овладел послоговым чтение. В противном случае, читая побуквенно длинное слово, ребенок не может синтезировать названные звуки и следовательно понять смысл прочитанного.
Этапы формирования навыков звукового анализа у дошкольников:
- Выделение в словах первого гласного звука (Астра, Утка).
- Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА).
- Определение наличия либо отсутствия в словах звука (гласного, согласного).
- Определение последнего гласного звука в словах (пальтО, скалА).
- Определение первого и последнего гласного звука в словах (АвтобусЫ).
- Выделение ударного гласного в словах (картИны, посУда).
- Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (УХ, АМ, УМ)
- Определение первого согласного звука в словах (Монета, Халат, Самолет).
- Определение последнего согласного звука в словах (самолеТ, насоС).
- Определение гласного звука в середине односложных слов (кОт, пУх, бЫк).
- Синтез односложных слов, состоящих из трех звуков (НОС, СУП, МАК, МАЛ)
- Определение позиции согласных, состоящих из трех звуков (СОМ, СУП, МАК)
- Определение позиции согласного звука в словах (начало, конец).
- Определение количества слогов в словах (одного, двух и трех).
- Определение нескольких гласных звуков в словах (хАтЫ, лИмОнЫ).
- Синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов (МУХА,СОВЫ).
Памятка для родителей по обучению грамоте детей старшего возраста
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.
Выполняя игровые упражнения, дети знакомятся со звуками русского языка, учатся их анализировать и синтезировать, развивают фонематический слух и восприятие. От знакомства со звуком дети переходят к знакомству с буквой, которая служит зрительной опорой. Кроме этого, игровые задания помогут развить мелкую моторику рук. Обводить буквы по контуру нужно обязательно простым карандашом. Закрашивать буквы и звуковые схемы слогов и слов - цветными карандашами.
Предлагаемые еженедельные домашние задания по обучению грамоте помогут закрепить у детей пройденный на логопедических занятиях речевой материал.
Для правильного выполнения заданий следует обратить внимание на:
- Составление схемы предложения. Ребенок устно составляет предложение, подсчитывает количество слов в нем, а затем чертит его схему. Взрослый записывает получившееся предложение. Например:
Мама купила вазу. __________ _______ ______ .
- Составление слоговой схемы слова. Ребенок произносит слово, хлопками делит его на слоги, а затем чертит схему. Например: сапоги ____________
- Обозначение места звука в слове. В зависимости от того, где находится звук в слове и какой это звук, закрашивается соответствующий квадратик:
- Гласные звуки обозначаются красным цветом. Согласные твердые звуки – синим цветом. Согласные мягкие – зеленым цветом. Например, нужно определить место звука Ль в слове лис. Так как звук Ль в слове лис находится в начале слова и он согласный, мягкий, зеленым цветом закрашивается первый квадратик схемы:
- графическое изображение слова (звуковая схема). Каждый звук заданного слова изображается соответствующим цветом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
информация, которую полезно знать родителям, готовящимся обучать дошкольников грамоте
о необходимых предпосылках для обучения грамоте и этапах формирования навыков звукового анализа у дошкольников...
Программа обучения дошкольников грамоте и развитие речи на занятиях Занимательной Азбукой в студии раннего развития "Почемучки" в системе дополнительного образования детей
Программа модифицированная.Срок реализации 3 года. Рекомендуемый возраст от 4,5-7 лет. Программа опробированная и действующая....
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Ответственность родителей за воспитание и обучение детей"
Является брошюрой...
Памятка для родителей: "Как обучить ребёнка звуковому анализу слов?"
Данная памятка станет подспорьем для родителей при выполнении с ребенком звукового анализа слова...
Игровые упражнения по обучению дошкольников грамоте.
материал для индивидуальной работы с дошкольниками по обучению грамоте....
Удостоверение. Современные информаци-онные технологии в обуче-нии биологии в условиях реализации ФГОС ООО.
Удостоверение. Современные информаци-онные технологии в обуче-нии биологии в условиях реализации ФГОС ООО....
Этапы обучения дошкольников грамоте
В материале даются рекомендации для воспитателей и специалистов по подготовке детей к грамоте....