Консультация на тему "Как правильно подготовить ребенка к обучению в школе"
консультация на тему

Крюкова Наталья Леонидовна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Для родителей16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Что необходимо знать к 1 классу или как правильно подготовить ребенка к обучению в школе.

         Вашему сыну или дочери скоро исполнится шесть лет. Перед Вами встает вопрос, как подготовить ребенка к школе, когда начать эту подготовку, чтобы период школьной адаптации не был трудным.

         За логопедической и другой специальной помощью часто обращаются родители учащихся, испытывающих большие трудности в усвоении школьной программы по русскому языку. Одной из очень частых причин возникновения таких трудностей является своего рода «незрелость» детей, их недостаточная готовность к сложному процессу обучения. По этой причине чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости детей и возможно более полное ее преодоление еще в дошкольном возрасте.

        Будущая школьная успеваемость во многом определяется уровнем речевого развития ребенка. Каждый поступающий в школу ребенок прежде всего должен хорошо владеть грамотой, то есть научится читать и писать. Правильное и достаточное беглое чтение равно как и грамотное письмо, являются необходимыми условиями для усвоения учеником и всех других школьных предметов, а значит и для успешности его обучения в целом. В настоящее время у специалистов не вызывает сомнения, что для успешного овладения письменной речью у ребенка должны быть сформированы необходимые для этого ПРЕДПОСЫЛКИ. Такая убежденность основана на многолетних наблюдениях за детьми, имеющими трудности в овладении письмом.

           В чем же заключаются эти предпосылки (своего рода умения), которые позволят ребенку успешно и без особых затруднений овладеть грамотой. К ним относятся следующие: - полноценность владения речевыми звуками (правильное их произношение, умение различать на слух, а также определять присутствие и примерное место заданного звука в слове); - достаточность словарного запаса; - сформированность грамматических систем, выражающаяся в умении грамматически правильно оформлять предложения и образовывать от одних слов другие; - владение связной речью; - сформированность зрительно-пространственных представлений( то есть представлений о форме и величине предметов и их расположении в пространстве по отношению друг к другу); - развитие тонкой ручной моторики и психических процессов, таких как память, внимание, мышление.

            Первые четыре предпосылки относятся к состоянию УСТНОЙ речи ребенка. Действительно, чем лучше будет развита ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная на этой основе письменная речь.

             К сожалению, не у всех детей названные предпосылки письма бывают сформированы к началу школьного обучения, однако родители попросту не замечают этой задержки и впервые она обнаруживается лишь в процессе уже начавшегося обучения грамоте, когда на базе этих предпосылок должны приобретаться гораздо более тонкие умения и навыки. Поэтому, очень важно СВОЕВРЕМЕННО ВЫЯВИТЬ такого рода отставание в развитии детей и обязательно ПРЕОДОЛЕТЬ его до начала обучения грамоте.

           Мы очень кратко познакомили Вас, уважаемые родители, как проверить сформированность у ребенка указанных предпосылок.

1. КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА СО ЗВУКАМИ РЕЧИ

          Успешность обучения ребенка грамоте во многом зависит от того, насколько хорошо он владеет звуковой стороной речи. Ведь для того, чтобы усвоить буквы, необходимо очень четко ориентироваться в звуках: уметь правильно их произносить, безошибочно на слух, определять наличие или отсутствие, а также приблизительное место расположения заданного звука в слове.  

Рассмотрим все названные выше умения в отдельности.

ВСЕ ЛИ ЗВУКИ РЕЧИ ПРОИЗНОСЯТСЯ ПРАВИЛЬНО.

До начала обучения ребенок должен овладеть правильным произношением всех речевых звуков. Особенно недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен типа СЫПЛЕНОК вместо ЦЫПЛЕНОК или КАЛТИНКА вместо КАРТИНКА, поскольку такого рода дефекты в произношении обычно отражаются на письме.

ВСЕ ЛИ РЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ РАЗЛИЧАЮТСЯ НА СЛУХ

Необходимость четкого различения всех звуков на слух связана с тем, что запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук. Например: при неразличении на слух звуков Б и П он не будет знать, какая первая буква (Б или П) должна быть написана в слове БКЛКА или ПОТОЛОК. Для проверки слуховой дифференциации подбираются звуки часто смешиваемые детьми. Такие как: свистящие - шипящие, звонкие - глухие, Р-Л-И, мягкие – твердые.

Детям можно предложить следующие задания:

А) Хлопнуть в ладоши, если услышишь в слове звук Ж.

Б) Показать букву З, если в слове будет слышен соответствующий звук.

В) Услышав в слове звук З или Ж показать нужную букву.

Г) Вспомнить и назвать несколько слов со звуком Р, затем со звуком Л.

ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЛИ ОТДЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ В СОСТАВЕ СЛОВА

Для записи любого слова ребенок должен не только уметь отличать друг от друга все составляющие это слово звуки, но и отчетливо представлять их последовательность, т.е. владеть ЗВУКОВЫМ АНАЛИЗОМ СЛОВА. Можно предложить следующие задания:

А) есть ли в слове РОЗА звук Р

Б) выделение первого звука из слова

В) выделение последнего звука из слова

Г) определение места звука в слове ( в начале, в середине, в конце)

2. ДОСТАТОЧЕН ЛИ ЗАПАС СЛОВ

Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы.

Должны присутствовать в словаре и ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА (типа ОДЕЖДА, ПОСУДА, ПТИЦЫ, ОВОЩИ и т.п.), которые усваиваются детьми примерно с 3-3,5 лет.

3. УСВОЕНЫ ЛИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ЯЗЫКА

Овладел ли ваш ребенок на чисто практическом уровне существующими в языке закономерностями СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ и СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

Под словоизменением принято понимать изменение слов по различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам и т.п.) без изменения при этом основного значения слова.

При словообразовании же меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении – образуются так называемые ОДНОКОРЕННЫЕ слова (так слова СТОЛ, СТОЛИК, СТОЛОВАЯ, НАСТОЛЬНЫЙ, СТОЛИЦА) являются различными словами.

Грамматической системой словоизменения ребенок обычно овладевает к 4 годам, а системой словообразования – лишь к 7-8 годам.

4 ВЛАДЕЕ ЛИ РЕБЕНОК СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.

Для обучения связному рассказу можно использовать ряд вспомогательных приемов:

А) прежде всего – вызвать интерес, желание о чем-то рассказать (спрашивать его о каком-либо интересном для него событии, при этом внимательно его слушать, направляя рассказ ребенка в нужное русло, путем постановки вопросов)

Б) научить ребенка понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий.

Для этого можно использовать чтение и рассказывание сказок.

Для упражнений в рассказывании можно использовать следующее:- пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа; - пересказ просмотренного мультфильма; - рассказ о событиях прошедшего дня; - рассказ об интересной игрушке; - заканчивание начатого взрослым рассказа ( А что будет дальше?)

Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребенка к последовательному изложению мыслей и прослеживанию связи между событиями.

Уважаемые родители, мы кратко раскрыли Вам о предпосылках, зная которые ребенок легко овладеет грамотой в школе.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, зная о том, как проверить готовность Вашего ребенка  ко бучению в школе, Вы легко можете сделать это в домашних условиях, и в случае необходимости обратиться за логопедической помощью или консультацией специалиста.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА И УДАЧИ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы леворукого ребенка при обучении в школе

С какими проблемами сталкивается леворукий ребенок, попадая в общеобразовательную школу, по умолчанию ориентированную на правшей?......

Готовность ребенка к обучению в школе.

Что такое школьная готовность. В чем проблема "незрезых" детей. Советы родителям от учителей начальных классов. Личностная готовность. Волевая готовность. Умственная готовность. Положительное отношен...

И один в поле воин или как правильно подготовить ребенка к ЕГЭ по русскому языку.

Как правильно организовать подготовку ребенка к ЕГЭ по русскому языку....

Консультация для родителей "Готовность ребенка к обучению в школе"

Статья знакомит родителей с понятием "готовность к обучению в школе" и ее составляющими - физиологической, психологической и мотивационной готовностью....

как правильно подготовить ребенка к экзаменам

в данной работе содержится несколько практических советов для родителей о подготовке детей к экзаменам....

14.Консультация учащимся «Как правильно подготовиться к экзаменам»

Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п.Приступая к подготов...

«Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Как сформировать положительное отношение у ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям и к самому себе»

Родительский клуб «Школа первоклассного родителя» «Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Как сформировать положительное отношение у ребенка к школе, к учебной деятельност...