Уроки для родителей, как помочь ребёнку не употреблять табак и алкоголь
методическая разработка по теме

На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли вы критикуете, что-то напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высматриваете, придираетесь и ворчите? Никогда? Иногда? Эти распространенные методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потери хороших отношений, затрудняют и обедняют общение. Представьте себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями.

Если вы будете обращаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши отношения могут улучшится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_dlya_roditeley_sayt.docx46.05 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки для родителей,

как помочь

ребёнку не употреблять

табак и алкоголь

 

Урок 1

Что нужно знать о табаке и алкоголе ребёнку?

Что полезно знать родителям?

Выберите подходящий момент для разговора. Например:

- вы вместе смотрите что-то относящееся к этой проблеме по телевизору;

- в разговоре случайно всплыл вопрос об алкоголе или табаке;

- кто-то рядом с вами курит;

- вы готовитесь к встречи с друзьями;

- ребёнок рассказал вам об уроке по профилактике употребления табака или алкоголя.

Убедитесь, что информация, полученная ребёнком, верная. Опросы школьников обнаружили, что часто у детей нет объективной информации, а то, что им известно, попросту неверно. Особенно часто это касается сведений, извлекаемых детьми из телепередач и фильмов.

Поговорите с ребёнком о наиболее распространенных мифах о табаке и развейте их. Для того чтобы вам было легче это сделать, используйте информацию, приведенную в таблицах: «Мифы и факты о табаке» и «Мифы и факты об алкоголе».

Мифы и факты о табаке

Миф

Факт

Курят все

По статистике курит меньшинство населения

Все взрослые курят

В нашей стране 50% мужчин и 75% женщин не курят.

Бросить курить легко

Большинство курильщиков безуспешно стараются бросить курит. Половина курильщиков пыталось бросить хотя бы раз.

Курение - относительно безвредное занятие

Курение – главный фактор риска заболеваний легких и сердечнососудистой системы. 90% больных раком легких курили.

Курение опасно только для того, кто курит

Врачами установлено, что курение опасно не только для здоровья тех, кто курит, но и тех, кто находясь рядом, вдыхает чужой дым.

Мифы и факты об алкоголе

Миф

Факт

Алкоголь стимулирует, придает силы.

Алкоголь угнетает центральную нервную систему, затормаживает нормальные реакции организма.

Выпившие люди дружелюбны и общительны.

Обычно напившиеся люди теряют над собой контроль, становятся агрессивными и злыми, ввязываются в драки. Половина всех убийств связана со злоупотреблением алкоголя.

Алкоголь не основная причина смертности среди молодежи.

Подростки и молодежь чаще всего погибают в результате несчастных случаев, связанных со злоупотреблением алкоголя или наркотиков.

Алкоголь – пищевой продукт.

Алкоголь не переваривается в желудке, как пища. Он попадает прямо в кровь, а затем в мозг.

Алкоголь может «прочистить мозги»

Алкоголь нарушает нормальную работу головного мозга.

Больше людей умирает от наркотиков, чем от алкоголя.

По статистике от злоупотребления алкоголя умирает в несколько раз больше людей, чем от наркотиков

Урок 2

Как добиться, чтобы ребенок

Советовался с вами?

На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли вы критикуете, что-то напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высматриваете, придираетесь и ворчите? Никогда? Иногда? Эти распространенные методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потери хороших отношений, затрудняют и обедняют общение. Представьте себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями.

Если вы будете обращаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши отношения могут улучшится.

Когда вам трудно или у вас неприятности, чего вы хотите от окружающих? Чтобы вас оставили в покое? Внимательно выслушали и поняли ваше состояние?

Дети любого возраста будут делится с теми, кто умеет слушать. Ребенку, как и взрослому, свойственно стремление поделится с кем-то своими проблемами. Если родители не умеют слушать ребенка, он будет искать другого слушателя, а для родителей будет упущена замечательная возможность установить более тесный контакт с ребенком.

Как вести себя с ребенком, у которого возникли проблемы?

Многие из нас воспитывали в уверенности, что злость и раздражение надо сдерживать, а страх или тревогу скрывать. Поэтому иногда родители просто не знают, как реагировать на злость или раздражение ребенка, и поступают в соответствие с одной из следующих ролей.

Командир

Приказы, команды и угрозы – это способы, которыми Командир удерживает ребенка под контролем. С его точки зрения, ребенок должен уметь сдерживаться.

Моралист

Такие родители ведут себя как проповедники. То следует , а это не следует… Моралисты обеспокоены в основном тем, чтобы все было прилично.

Всезнайка

Родители, играющие эту роль, читают лекции и раздают советы, взывают к рассудку, стараясь показать, насколько они интеллектуально превосходят ребенка.

Судья

Эти родители убеждены в виновности ребенка еще «до суда». Их цель доказать, что они всегда правы, а дети всегда не правы.

Критикан

Как судья, Моралист или Всезнайка такой хочет всегда быть правым. Его методы- это насмешка, обидные прозвища, сарказм и шутки, унижающие ребенка.

Психолог

С наилучшими намерениями Психолог пытается все анализировать, выяснить все детали, разложить все «по полочкам».

Утешитель

Родители-утешители стремятся избавить себя от переживаний за ребенка и  стараются воспринимать его проблемы легко. Бесхитростные уговоры, претензии на то, что ничего особенного не произошло, даже если что-то на самом деле произошло, настаивание на том, что «чтобы не случилось, не стоит расстраиваться», - типичные способы их поведения.

Родители, даже если они и играют какую-то роль из этих ролей, конечно же, не являются злоумышленниками. Они делают это из наилучших побуждений. Если вы узнали свои поступки в ком-то из выше описанных, постарайтесь изменится, следуя закономерностям и правилам эффективного общения.

Эффективное общение

Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения. Взаимное уважение, в свою очередь, означает, что и дети и взрослые откровенно и без страха критики или осуждения могут выражать свои убеждения и чувства, зная, что они будут приняты. Что значит приняты? Приняты – значит показать, что вам поняты чувства ребенка, даже если вы и не разделяете его убеждений.

Человек, умеющий хорошо слушать, сконцентрирован на том, что ему говорят. Он смотрит ребенку в глаза, наклонен к нему, часто повторяет: «Я тебя слушаю внимательно!» Иногда он молчит, иногда отвечает.

Правила эффективного общения

Правило 1.  Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, окотором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев:

  1. Ребенок убедится, что вы его слышите;
  2. Ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;
  3. Ребенок убедится , что вы его поняли правильно.

Поглощенный проблемой или чем-то еще расстроенный человек обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, мы помогаем ребенку разобраться в вопросе, «переварить» проблему.

Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку. 

Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.

Правило 5.  Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом…»

Урок 3

Как повысить самооценку ребенка

и почему это важно?

Неспециалисту может показаться странным, что самооценка человека прямо связанна с употреблением табака, алкоголя или даже наркотиков. Однако исследования показали, что люди, злоупотребляющие этими веществами, обычно имеют низкую самооценку. Так и у ребенка, который относится к самому себе хорошо, имеет положительную, высокую самооценку, скорее всего, хватит самоуважения, чтобы отказаться от употребления алкоголя и наркотиков. Он будет сопротивляться давлению окружающих белее активно, чем тот, который считает себя «хуже других». Пять правил повышения самооценки позволят вам повысить её у вашего сына или дочери.

Правила повышения самооценки

Правило 1. Поощряйте, хвалите ребенка за старание и усилия так же, как за достижения. Замечайте даже самые маленькие успехи. Хвалите как можно чаще. Давайте понять, что старание и настойчивость часто важнее результата.

Правило 2. Помогайте детям ставить реалистические цели. Если они сами или их родители ожидают слишком многого, неудача может стать разрушительной для их личности. Ваш ребенок должен знать, что его личные, пусть объективно небольшие, по сравнению с другими, достижения вызовут у вас такую же гордость и такое же восхищение, как наивысшие достижения и победы других.

Правило 3. Исправляя ошибки, критикуете поступки и действия, а не самого ребенка. Допустим, ваш ребенок полез на высокий забор, утыканный гвоздями. Для этого чтобы не разрушить положительную самооценку, можно сказать  примерно следующее: «Лезть на такой забор опасно. Ты мог упасть и разбиться. Не делай больше этого». Разрушительное для самооценки высказывание звучит так: «Куда ты полез?» У тебя, что, головы на плечах нет?».

Правило 4. Давайте ребенку почувствовать настоящую ответственность. Дети, у которых есть обязанности по дому, считают себя значимыми в семье, членами «команды». Выполнение своих обязанностей они воспринимают как достижение.

Правило 5. Показывайте и говорит детям, что вы их любите. Поцелуи, обьятия, слова «Я тебя люблю!» способствуют тому, что ребенок видит себя в положительном свете, принимает себя. Дети никогда не бывают слишком взрослыми, чтобы им не повторять, что они самые любимые и самые дорогие. Вопреки распространенному мнению, неполные семьи также могут давть ребенку основу для положительной самооценки, как и полные. Конечно, при условии, что взаимоотношения с ребенком прочные и любящие.

Урок 4

Как семейные ценности помогают противостоять давлению?

Наши ценности – это то, во что мы верим с детства. Стандарты поведения, обычно воспитываемые семьей, кажутся нам самыми правильными и важными. Даже маленькие дети легко усваивают, что правильно и что неправильно, и принимают решения, основанные на семейных ценностях. Поэтому строгая система ценностей может помочь детям отказаться от курения и употребления алкоголя.

         В каждой семье система ценностей своя. Не существует единых стандартов воспитания, предупреждающих употребление табака и алкоголя. Скорее всего, ваш ребенок будет наблюдать, как семейные ценности влияют на ваше поведение, и перенимать ваши стандарты поведения, установки и убеждения.

        Ниже приведены примеры семейных ценностей, относящиеся к профилактике употребления табака, алкоголя и наркотиков детьми и подростками:

  1. Наличие личных убеждений или религиозных представлений, отрицающих употребление алкоголя или наркотиков;
  2. Признание ценности своей свободы, ценности принятия собственных решений; при этом стремление быть «как все», «следовать за толпой» не является ценностью и стандартом поведения;
  3. Уважение к человеческому телу и стремление к тому, чтобы быть здоровым и красивым; следование здоровому образу жизни;
  4. Убеждение, что контролировать свое поведение следует всегда.

Какие из перечисленных выше или подобных ценностей вы придерживаетесь, не столь уж важно. Главное, чтобы у вашего ребенка были здоровые стандарты поведения и ценности, которые он считает правильными и важными. В случае, когда на него станут давить, предлагая или даже заставляя курить, пить алкоголь или пробовать наркотики, семейные ценности помогут сохранить контроль за своими поступками и остаться здоровым.

Урок 5

Как поведение родителей влияет на ребенка?

       Исследования показали, что большинство людей употребляют алкоголь или курят так же, как это делали их родители. Обнаружено также, что вероятность курения повышается у тех детей, чьи родители курят. Так что, одни находки ученых подтверждают другие. Интересно, что само по себе употребление алкоголя на глазах детей не оказывает на них вредного влияния. Однако специалисты советуют не пить при детях много. Демонстрация того, что вы можете, в зависимости от ситуации, или вовсе не пить, или пить умеренно, является хорошим примером, а вы сами служите положительной ролевой моделью.

       Однако количество выпитого вами алкоголя или выкуренных сигарет далеко не все в вашем поведении, что замечает ребенок. Дети также видят, почему вы пьете или курите, когда вы пьете, пьете ли, когда вы за рулем. Совмещаете ли вы с употреблением алкоголя плавание в реке, вождение машины, работу. То, как вы относитесь к связанным с этим опасностям, не остается незамеченным.

       Иногда родители, которые не пьют и не курят, совершают ошибку, не обсуждаю проблему употребления табака или алкоголя с детьми. Эти родители должны помнить, что они, к сожалению, не являются единственными образцами и ролевыми моделями для своих детей.

      Одним из примеров здорового поведения и положительной ролевой модели для ребенка является родители, организующие праздники, где алкоголь – не центр события.  Наряду с алкогольными предлагайте своим гостям безалкогольные напитки, никогда не заставляйте кого-либо пить, если он не хочет, убедитесь в том, что ваши подвыпившие гости не будут за рулем по дороге домой.

       Особенно тяжелая ноша ложится на семье, в которых один из родителей страдает алкоголизмом. Поступки больного алкоголизмом отца и реакции на его болезнь здоровой матери, и наоборот, формируют опасные для детей в будущем модели поведения. Ниже приведено несколько правил, которых следует придерживаться в целях облегчения положения ребенка в такой семье:

  1. Не пытайтесь скрыть от детей проблему – заболевание супруга. Дети могут справиться с ситуацией лучше, если будут  твердо знать, что один из родителей болен.
  2. Убедитесь в том, что ваши дети понимают, алкоголизм – это заболевание, как рак или диабет. В этом случае они могут возненавидеть болезнь, но продолжать любить больного отца или мать.
  3. Узнайте побольше информации об алкоголизме сами, а затем передайте ее детям. Понимание избавляет, хотя бы частично, страха перед заболеванием.
  4. Посетите группу поддержки для семей или супругов алкоголиков, помогите своим детям найти такую же группу для детей, родители которых страдают алкоголизмом.
  5. Убедитесь, что дети не чувствуют, что являются причиной болезни в целом или очередного запоя в частности.
  6. Постарайтесь внести некоторую стабильность и порядок, ритуалы и традиции в жизнь вашей семьи. Здоровому развитию детей способствуют постоянство и предсказуемость окружающей среды.

Урок 6

Что такое «навыки противостояния давлению сверстников»?

Навыки противостояния давлению сверстников – это такие поступки или действия, которые родители могут воспитать в своем ребенке в целях отказа от употребления табака, алкоголя и наркотиков. Для воспитания противостояния давлению используйте пять правил, приведенных ниже.

Правило 1. Научите своего ребенка ценить индивидуальность в людях и в себе самом. В подходящий для разговора момент попросите ребенка сказать, что делает вас особенным, ни на кого не похожим, уникальным человеком. Вспомните о людях, которых он любит, и спросите, что делает этих людей уникальными индивидуумами. Спросите, что ребенку нравится в своей собственной индивидуальности, добавьте к его описанию побольше его хороших черт, которые он сам не назовет.

 Правило 2. Обсудите вместе с ребенком понятие дружбы.  Попросите его составить описание настоящего друга: «друг – это…» и «друг – это не…». Пока он работает, составьте свое описание друга. Поговорите, сравнивая, сколько одинаковых характеристик в ваших описаниях, и выясните, кто же такой настоящий друг.

Правило 3. Научите ребенка говорить людям «нет». Большинство родителей учат своих детей быть вежливым, уважать других и быть послушными. Это хорошие черты в большинстве ситуаций. Однако они недостаточны для того, чтобы ребенок мог постоять за себя. Детям нужна поддержка родителей, чтобы сказать «нет» давлению посторонних взрослых или сверстников. Объясните ребенку, что в некоторых ситуациях абсолютно необходимо настаивать на уважение к себе. Эти ситуации, прежде всего, - предложение табака, алкоголя и наркотиков.

Правило 4. Ознакомьтесь с фактической информацией об употреблении алкоголя и наркотиков молодежью. Бывают ситуации, провоцирующие давление со стороны сверстников. Подростки настойчиво предлагают друг другу выпить алкоголь, попробовать наркотики. Вы можете помочь своему ребенку избежать попадания в такие ситуации, введя специальные правила. Например, ваш ребенок не пойдет играть к своим друзьям, если дома нет никого из взрослых. Он не будет ходить на дни рождения, которые проводятся без присмотра взрослых.

 Правило 5. Используйте давление сверстников в свою пользу. Ведь давление сверстников может быть не только отрицательным, но и положительным. Например, дети и подростки положительно влияют друг на друга в хороших школах, детско-подросковых клубах по интересам, секций ребенок выберет. Главное, чтобы дети в ней придерживались здоровые стандартов поведения и поддерживали положительные ценности друг друга.

Урок 7

Помогают ли семейные правила противостоять употреблению табака и алкоголя?

      Семейные правила чрезвычайно важны. Исследования психологов показали, что дети в своей жизни хотят упорядоченности и ведут себя более ответственно, когда взрослые накладывают разумные ограничения на их свободу.

       Обсудите с ребенком заранее, какого поведения вы от него ждете. Что ему следует делать и чего не следует делать в рамках ожидаемого вами поведения. Каковы логические результаты выполнения или невыполнения установленных вами правил.

       Убедитесь, что ребенок знает: нет и не может быть таких обстоятельств, при которых он должен курить, употреблять алкоголь или пробовать наркотики. Обсудите серьезные последствия нарушения этого правила. Подобного обсуждаемые или даже записанные семейные правила помогут ребенку отказаться от предложения пробовать алкоголь или наркотики и будут способствовать развитию ответственного отношения к своему здоровью и поступкам.

       Семейные правила помогают ребенку сравнительно легко сказать «нет» в ситуации давления со стороны сверстников. Например, представьте, что в ответ на предложение группы сверстников покурить ребенок говорит: «Нет, спасибо». Мои родители на прошлой неделе сказали, что они не купят мне компьютер, если я буду курить».

Защитим наших детей от беды

     Родители на то и родители, чтобы беспокоится о своих детях. Так было и так будет всегда. Только времена меняются, а вместе с ними и поводы для родительских тревог. В наши дни родители волнуются, когда слышат от знакомых страшные истории о подростках – наркоманах, и когда смотрят по телевизору передачи о наркотиках. Рядом с нами живут родители, чьи дети попали в беду. Их отчаянные и нередко тщетные попытки спасти своего ребенка порождают чувство бессилия. Иногда они говорят, что ни одна лечебная или профилактическая программа не в состоянии им помочь. Но не все так безнадежно, как кажется.

     Последние научные исследования позволяют всем нам родителям, и специалистам сохранять определенную долю оптимизма даже в непростых условиях современной жизни. Оказывается, каждый ребенок обладает большими защитными ресурсами психологического и физического здоровья. Не взирая ни на какие неблагоприятные обстоятельства он может стать полноценным человеком и настоящим гражданином. Часть этих защитных ресурсов напрямую связана с вашим поведением как родителей. Что же в вашем поведении важно для благополучия детей?

        Ниже приведены практические советы и идеи, которые доказали свою эффективность в усилении защитных ресурсов ребенка. Прочитайте их и старайтесь им следовать, когда это возможно.

Поддержка ребенка семьей

  1. Чаще обнимайте, целуйте ребенка, хвалите его. Не думайте, что ваш ребенок и так знает, что вы его любите.
  2. Пусть ваша любовь к ребенку будет выражена словами, тоном голоса и взглядами, которые отражают вашу любовь.
  3. Это неправда, что с возрастом детям все меньше нравится физические контакты с родителями (объятия, поцелуи). Но уважайте дистанцию, устанавливаемую ребенком.
  4. Хотя бы раз в неделю один вечер делайте что-то всей семьей. Пусть все члены семьи подумают и договорятся, что они хотели бы сделать вместе. Разделяйте интересы детей.
  5. Если у вас двое детей, предоставьте каждому из них возможность индивидуально провести с вами какое-то время. Например: десять минут после школы, полчаса перед сном и т.п. Дайте им понять, что вам тоже хочется побыть с ними.
  6. Поговорите с детьми о том, как сделать вашу квартиру более комфортабельной и гостеприимной для них и их друзей. Предпримите шаги для достижения этого.

Родители, как пример социальных связей

  1. Каждый день спрашивайте ребенка: «Как дела?» Начинайте с простых вопросов: «Что было в школе?» Сделайте такие разговоры привычкой.
  2. Внимательно слушайте ребенка. Пусть для него станет очевидным тот факт, что вы цените его мнение, знания, уважаете его чувства.
  3. Пусть ребенок самостоятельно делает то, что он должен делать. Одновременно, он должен чувствовать, что вы можете прийти на помощь. Незамедлительно приходите на  помощь, когда она требуется.
  4. Некоторые дети очень подвижны: им надо постоянно бегать, им трудно спокойно сидеть. Не настаивайте на том, чтобы ребенок полностью успокоился и уселся до того, как вы начнете с ним разговаривать.
  5. Убедитесь, что когда вы решили поговорить с ребенком, для этого есть подходящее место. Это может быть его комната, кухня или любое другое место. Телевизор должен быть включен.

Общение с родителями

  1. Будьте готовы поговорить с ребенком тогда, когда ему это необходимо.
  2. Регулярно спрашивайте ребенка о том, что он думает, во что верить убежден. Принимайте как факт и уважайте то обстоятельство, что вы согласны далеко не со всем, в чем убежден ваш ребенок.
  3. Никогда не приклеивайте ярлыки к убеждениям ребенка: глупости, ребячество, чепуха. Если хотите возразить, скажите лучше: « Сейчас ты в это веришь, но со временем, когда ты станешь старше…»
  4. Время от времени проводите с ребенком целый день вместе. Пойдите в зоопарк, в парк, на природу. За этот день вы переговорите обо всем на свете.
  5. Не думайте, что вашему ребенку безразличны события, происходящие в мире: голод, войны, терроризм. Очень многие дети тяжело переживают подобные события. Поговорите  с ними о том, что они видели и слышали и успокойте их.
  6. Чем меньше у вас запретных тем для разговоров с ребенком, тем больше он с вами будет делится. Если вы чего-то не знаете и не можете ответить на вопрос ребенка, помогите ему докопаться до истины. Единственное, о чем вам не следует говорить с ребенком – это об интимных подробностях вашей личной жизни.

Общение с другими взрослыми

  1. Предоставьте ребенку возможность иногда проводить время вместе с другими взрослыми: родственниками, учителями, соседями, вожатыми. Они могут положительно повлиять на ребенка.
  2. Иногда проводите отпуск вместе с другими семьями. Тогда ребенок получит опыт общения с другими взрослыми и их детьми.
  3. Во многих школах есть психологи, а в детских центрах – консультанты. Научите ребенка в случае необходимости обращаться за помощью к профессионалам.
  4. Приглашайте друзей и знакомых в гости вместе с детьми. Не отсылайте своих детей в другую комнату, если они пришли без детей. Уделите детям внимание, поиграйте с ними.
  5. Пусть дети участвуют в ваших разговорах с гостями.
  6. Поощряйте звонки вашего ребенка взрослым, которым он доверяет, когда ему нужен совет. Не препятствуйте обращению вашего ребенка за советом к другим взрослым.
  7. Если у вашего ребенка есть увлечение, например: музыка, велосипед, баскетбол, коллекционирование, дайте ему возможность общения с вашим знакомым, у которого такое же хобби.
  8. Пусть дети участвуют в совместной работе со взрослыми.

Участие родителей в жизни школы

  1. Поговорите с каждым из школьных учителей вашего ребенка хотя бы раз в год.
  2. Регулярно спрашивайте ребенка о том, что он изучает в школе. Предложите помощь в выполнении домашних заданий. Например, помогите написать план сочинения, помогите советом, предложите что-то свое, вместе сходите в библиотеку. Но писать за ребенка сочинение не следует.
  3. Если в школе родительское собрание, обязательно сходите.
  4. Принимайте участие в работе родительского комитета. Помогайте школе.
  5. Если вам что-то в школе не нравится, поговорите с учителями, администрацией. Если вы не можете предложить ничего конструктивного для улучшения ситуации, обратитесь за советом и за идеями к другим родителям.

Хороший школьный климат

  1. Спрашивайте ребенка о проблемах и опасениях, связанных со школой. Он дерется? Его обижают? В коридорах, столовой, туалетах он себя чувствует в безопасности?
  2. Если в школе по каким- то причинам небезопасно для ребенка, немедленно звоните или пишите непосредственно директору. Потребуйте письменного ответа на ваши вопросы.
  3. Чем больше вы проводите времени в школе, тем больше вы знаете, что там происходит. Ознакомьтесь с правилами внутреннего распорядка школы и отслеживайте, не нарушаются ли права школьников.

Правила для родителей

  1. Договоритесь между собой, какого поведения вы ожидаете от ребенка. Воспитывая ребенка, родителям следует придерживаться единых взглядов и не противоречить друг другу.
  2. Время от времени пересматриваете ваши требования к ребенку. Они разумные? Честные? Достаточно ли вы уважаете права ребенка? Если у вас возникли какие то сомнения, прочитайте литературу о воспитании.
  3. Поговорите с ребенком о ваших требованиях к его поведению. Объясните, почему они важны. Используйте понятный ребенку язык.
  4. Спросите мнение ребенка о ваших требованиях к его поведению. Часто оказывается, что ваши требования и взгляды ребенка совпадают.
  5. Регулярно пересматриваете семейные правила для подростков, они должны соответствовать их возрасту и уровню зрелости.
  6. Когда вы не уверены в том, что следует делать, поговорите с другими родителями, с представителями церкви, со школьным психологом или опытными учителями. Они могут дать вам дельный совет.
  7. Заранее договоритесь о наказании, если ребенок нарушит семейные правила. Будьте готовы к тому, чтобы сдержать слово.
  8. Выслушайте мнение ребенка о наказаниях. Когда к детям относятся уважительно и серьезно, они могут предложить интересные идеи.
  9. Будьте постоянны. Повторяйте правила и поощряйте их выполнение. С другой стороны будьте готовы к возможному пересмотру ваших требований и наказаний, когда дети становятся старше или обстоятельства жизни семьи  меняются. Абсолютно необходимо менять некоторые правила по мере роста и взросления ребенка.
  10. Рассматривайте дисциплину как способ обучения ребенка, а не как форму наказания. Помните, что наилучшая дисциплина произрастает на почве взаимного уважения и близких взаимоотношений, а не на проявлениях власти или авторитаризма.
  11. Нельзя предъявить дисциплинарные требования к ребенку, проявляя при этом злость или жестокость. Если вы почувствовали свое бессилие, злость, обратитесь за профессиональной помощью.
  12. Если несмотря ни на что, ребенок продолжает нарушать установленные правила, прекратите его наказывать и выясните, в чем причина такого поведения. Может оказаться, что причины лежат в плоскости эмоциональных или психологических проблем ребенка, или связанные с заболеванием.

Контроль со стороны родителей

  1. Будьте в курсе того, кто из членов семьи, куда и когда идет, что делает. Это помогает правильно строить общение
  2. Когда куда-то уходите, скажите детям, куда вы идете и когда придете. Оставьте телефон, по которому вас можно найти. Это хороший пример ответственного поведения, которому ваш ребенок будет подражать в будущем.
  3. Когда дети одни дома, звоните им и спрашивайте, как дела.
  4.  Когда ваш ребенок собрался куда-то идти, спросите, куда он идет, с кем, что он собирается и когда он вернется. Сделайте ответы на все эти вопросы привычкой для ребенка.
  5. Сделайте все, чтобы ваш дом был принятым местом для друзей вашего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями "Как помочь ребёнку стать успешным?"

Успешный ребёнок имеет положительную самооценку и, наряду с хорошей успеваемостью, умеет преодолевать жизненные трудности, находить друзей и сохранять здоровье, избавляться от негативных мыслей - глав...

Консультация для родителей: Как помочь ребёнку овладеть письмом без особых проблем

Эта консультация направлена в помощь родителям, которые хотят подготовить своего ребёнка  к школе....

Памятка для родителей "Как помочь ребёнку бросить курить?"

В помощь родителям  в борьбе с курением детей....

Консультация для родителей "Как помочь ребёнку при изучении сложного предложения"

Консультация для родителей, желающих помочь своему ребёнку по русскому языку при изучении синтаксиса и пунктуации сложного предложения...

Материал к родительскому собранию.Рекомендации родителям: как помочь ребёнку при подготовке домашнего задания

Нужен ли взрослый?     Да, потому что без его присутствия детям еще трудно организовать свою работу. Им требуется несколько лет, чтоб: научиться самостоятельно работать и управлять...

Консультация для родителей "Как помочь ребёнку с УО правильно написать диктант с грамматическим заданием?"

Консультация для родителей  "Как помочь ребёнку с УО правильно написать диктант с грамматическим заданием...

Памятка классного руководителя родителям: «Как помочь ребёнку сдать ЕГЭ»

Во второй половине учебного года у ребят выпускных классов начинает, появляется  достаточно значительное чувство страха  перед сдачей экзаменов. Появляется чувство тревожности, у кого больше...