Статья по теме «Формирование здорового образа жизни у детей с нарушениями интеллекта на уроках биологии и во внеурочной деятельности».
статья по биологии по теме

Хамидуллина Аида Рустэмовна

В статье представлен материал  о формах, разных направлениях  и системе коррекционной работы, направленной на формирование знаний, умений, навыков здорового образа жизни у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках биологии  и  во внеурочной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_zozh.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни у детей с нарушениями интеллекта на уроках биологии и во внеурочной деятельности.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образовательная, и воспитательная деятельность семьи, школы и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Особую специфику процесс формирования знаний, умений, навыков здорового образа жизни приобретает в работе с детьми, имеющих нарушения интеллекта, которые в плане овладения этими навыками находятся на порядок ниже, чем  дети, обучающиеся в массовых школах. Одной из важных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является их социальная адаптация в обществе, а это включает в себя освоение индивидом социальных норм, культурных ценностей, стереотипов поведения, подготовки к жизни посредством обучения их навыкам повседневной необходимости, в том числе получении, овладении и применении знаний, умений, навыков здорового образа жизни, которые позволят им адаптироваться к условиям социальной среды и функционировать в ней. Поэтому так важно вооружить детей необходимыми теоретическими знаниями, сформировать практические умения и навыки здорового образа жизни. Отсутствие у ребят элементарных знаний о том, как стать здоровым, сохранить и укрепить здоровье своё здоровье – это вина родителей и педагогов.                                                                                                                       Вопросы сохранения и укрепления здоровья, прежде всего, раскрываются в курсе предмета «Биология». Знания о природе и окружающем мире, формирование умений и навыков ЗОЖ, которыми овладевают учащиеся специальной коррекционной школы VIII вида, по сравнению со знаниями учащихся других типов школ ограничены по объёму изучаемого материала, упрощены по структуре и содержанию предлагаемой информации, глубине раскрытия причинно-следственных связей. Содержание дисциплины предусматривает усвоение элементарных естественнонаучных понятий и формирования умений оперировать ими в повседневной деятельности. Преподавание предмета должно быть направлено не только на формирование естественнонаучных знаний, но и на коррекцию недостатков умственного и психического развития. Предмет биология ставит своей целью не только сообщить школьникам элементарные сведения о реальных предметах, объектах и явлениях живой и неживой природы, сформировать диалектико-материалистические взгляды на природу и взаимодействие природы и общества, но и вооружить учащихся необходимыми практическими навыками и умениями, теоретическими знаниями, способствующими сохранению и укреплению здоровья человека, которые возможно в дальнейшем использовать в реальной жизни.  Важный фактор здоровья современного общества – высокий уровень экологической и гигиенической культуры. Причём  экологическое и гигиеническое образование - не только одна из важных задач современного общества, но и условие его дальнейшего выживания. Поэтому так важно уже в школе продемонстрировать многогранную природу здоровья, решить задачу формирования  экологической и гигиенической грамотности подрастающего поколения. Вот почему оба направления - гигиеническое и экологическое воспитание сливаются в одну проблему - воспитание здорового человека, формирование знаний о здоровом образе жизни, о гигиенических нормах и правилах поведения в окружающей среде. Чтобы сохранить здоровье, человеку необходимо организовать свою жизнь с учётом сложившихся объективных экологических условий, устранить нежелательные факторы или снизить их воздействие, свести к минимуму их вредное влияние на человеческий организм. В связи с этим возникает необходимость обучения детей правилам поведения  в неблагоприятных условиях окружающей среды, формирование гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, рассмотрения воспитания ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, привитие правил межличностного общения, обеспечения учащихся необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье. Гигиеническое воспитание учащихся – междисциплинарная проблема, она решается всеми курсами, но ведущая роль в формировании гигиенических знаний и умений принадлежит курсу «Биология». Школьный предмет даёт научное обоснование гигиенических норм поведения, укрепляет сознательное отношение учащихся к соблюдению гигиены в повседневной жизни, способствует самопознанию, самопринятию и самоуважению, переосмыслению сложившегося опыта с точки зрения санитарии и гигиены. В курсе биологии раскрываются гигиенические основы жизни и трудовой деятельности человека. Учащиеся усваивают понятия: факторы здоровья и риска; питание и здоровье, гигиена питания; физиология и гигиена труда; роль трудовой деятельности человека в физическом и умственном развитии; значение эффективного отдыха для здоровья; вред гиподинамии, стресса; профилактика инфекционных заболеваний, травматизма, кожных заболеваний, отравления ядовитыми растениями и грибами; наркотические вещества и их влияние на организм человека; болезни человека, связанные с употреблением табака, алкоголя.

Система коррекционной работы, направленной на формирование знаний, умений, навыков здорового образа жизни у детей с интеллектуальной недостаточностью включает не только деятельность на уроках биологии, но и работу во внеурочной деятельности. Сложившаяся ситуация в сфере физического, психического, социального, нравственного и духовного здоровья детей диктует необходимость принятия неотложных мер на государственном уровне. В связи с этим актуально значимым и востребованным сегодня становится создание оздоровительных программ, методических, учебных пособий, а также соответствующих подразделений в структуре образовательных учреждений, где может успешно проводиться работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся, привития им знаний, умений, навыков здорового образа жизни.  Информационно-просветительные и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактическими. Работа должна вестись в разных направлениях, с использованием разных форм и методов, в соответствии со следующими принципами: выбор адекватных возрасту форм коррекционной работы (для каждого возрастного периода используются специально разработанные программы или циклы занятий); сочетание индивидуальных, групповых и семейных форм работы; привлечение к работе психолога, медиков, классных руководителей.

Одним из направлений работы является реализация здоровьесберегающих программ. Цель  групповых занятий - формирование основания для критического мышления по отношению к знаниям, умениям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья, обеспечения  учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранить и укрепить здоровье, содействовать сохранению здоровья каждого ученика, продемонстрировать многогранную природу здоровья, сформировать у школьника представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Следующее направление – психологическое сопровождение, осуществляемое психологической службой школы. Это и индивидуальная работа с учащимися и проведение социально-психологических занятий по профилактике поведенческих факторов риска. Они призваны сформировать представления об ответственности за здоровье своё и окружающих, выработки активной позиции, навыков сопротивлению давлению и развитию социальной компетенции.                                                                                    

 Предупреждение употребления психоактивных веществ - одна из важных профилактических задач в охране и укрепления здоровья школьников. Организация работы по профилактике употребления ПАВ в образовательной среде признаны приоритетными в деятельности органов управления образованием субъектов РФ. Дети с интеллектуальной недостаточностью в большей мере, чем другие нуждаются в осуществлении профилактических и воспитательных мер по профилактике употребления психоактивных веществ.  Вся профилактическая работа с ними должна быть тщательно продуманной, осторожной, максимально тактичной. Она требует ответственного вдумчивого и профессионального подхода, наличия определённых познаний и их постоянного решения.                                    

Коррекционная работа с детьми, имеющих нарушения интеллекта, не будет успешной без поддержки родителей. Одним из направлений является  работа с родителями, которая заключается в  информировании и консультировании по вопросам  сохранения здоровья учащихся  и совершенствовании внутрисемейных отношений. Эту работу помогают осуществлять разные специалисты школы: классные руководители, педагоги, психологическая и медицинская служба.                                                              

 Немаловажным направлением является  организация и проведение эффективных форм  внеклассной  работы с учащимися:  праздники, викторины, конкурсы, КВН, экскурсии, проведение тематических линеек, предметных недель и других форм работы.    

Здоровьеохранительное  образование должно помочь детям узнать всё о сущности здорового человека, о том, что укрепляет или ослабляет его, об умении сохранить его самим человеком. Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за своё собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Формирование здорового образа жизни у детей с ОВЗ на уроках физической культуры».

Доклад на тему: «Формирование здорового образа жизни у детей с ОВЗ на уроках физической культуры»....

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей с нарушениями слуха. «Основные понятия о здоровом образе жизни».

Проектпо формированию основ здорового образа жизниу детей с нарушениями слуха.«Основные понятия о здоровом образе жизни»....

Статья"Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья"

  Здоровье учащихся является одной из острых проблем современной жизни. Понимание здорового образа жизни для детей с ограниченными возможностями  несет в себе самое широкое понятие....

Статья на тему: "Формирование здорового образа жизни в процессе изучениея предметов естественнонаучного цикла"

Статья содержит материал работы ВКР на тему "Формирование ЗОЖ в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла"....

Статья на тему: "Формирование здорового образа жизни учащихся с интеллектуальными нарушениями"

Формирование здорового образа жизни у учащихся с интеллектуальными нарушениями необходимо проводить совместными усилиями педагогов, специалистов, имеющих подготовку по основам здоровьесберегающих техн...

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья через использование современных здоровье сберегающих технологий во внеурочное время».

  Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Рост числа заболеваний среди учащихся ОВЗ ...