Подготовка к ГИА (сочинение)
презентация к уроку (9 класс) по теме

Презентация Нарушевича

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gia-2013.pptx1.21 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013) Андрей Георгиевич Нарушевич, ведущий сотрудник издательства «Легион»; автор пособий по русскому языку; кандидат филологических наук, заведующий кафедрой русского языка ТГПИ им. А.П.Чехова

Слайд 3

Изменения в КИМах 2O1 3 года

Слайд 4

В третьей части экзаменационной работы 2013 года представлено только одно задание С2 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Альтернативного задания С2.2 нет

Слайд 5

С2 . Сочинение-рассуждение Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания АВТОР «ЦИТАТА». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами АВТОРА ЦИТАТЫ .

Слайд 6

Изменена система оценивания С2

Слайд 7

С2. С1К2 Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста , верно указав их роль в тексте. 3 Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста , но не указал их роль в тексте, или привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте 2

Слайд 8

Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте. 1 Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста 0

Слайд 9

Методика работы над сочинением (задание С2)

Слайд 10

С2 Сочинение-рассуждение Задание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания ВЫСКАЗЫВАНИЯ БУДУТ РАЗНЫЕ. Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ .

Слайд 11

Тезис Тезисом в сочинении С2 являются слова АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ. Начать сочинение можно словами АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

Слайд 12

Алгоритм работы над сочинением (задание С2)

Слайд 14

Модель 1 (от общего к частному)

Слайд 15

Модель 2 (от частного к общему)

Слайд 16

Категория наклонения «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего» (А.А. Потебня)

Слайд 17

Модель 1. Пример сочинения Как известно, наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, а в повелительном и условном – возможные, желательные или необходимые. Эти значения наклонения использованы автором текста. Например, действительность, окружающая героя, описана с помощью глаголов в форме изъявительного наклонения : «шумел дождь», «скрипели половицы», «сидел у окна» (предложения 1-6) .

Слайд 18

Модель 1. Пример сочинения Скучной обыденности Г.Андреев противопоставляет мир мечты. Так, желания героя показаны с помощью глаголов в форме условного наклонения : «Забросить бы всё эти бессмысленные бумаги и отправиться в путешествие» (предложение 18). Завершает текст предложение с глаголом в повелительном наклонении: «Помните о главном, о том, что ни в коем случае нельзя забывать!» (предложение 37). Этот призыв также ведет читателя в идеальный мир, где нет бессмысленной скуки. Таким образом, с помощью различных форм наклонения глагола автор противопоставляет окружающий мир внутреннему миру своего героя.

Слайд 19

Модель 2. Пример сочинения Формы наклонения глагола передают различное отношение действия к действительности. В этом можно убедиться, анализируя текст Г. Андреева. В начале текста автор использует глаголы в форме изъявительного наклонения, чтобы показать действия, которые происходят на самом деле : «прошелся по комнате», «открыл окно», «шумел дождь» и т.д.

Слайд 20

Модель 2. Пример сочинения В последнем абзаце появляются глаголы в условном (предложение 18) и повелительном наклонении: «Помните о главном, о том, что ни в коем случае нельзя забывать!». Эти действия не совершены, но изображены автором как желательные и очень важные. Таким образом, А.А.Потебня прав: повелительное и условное наклонения схожи в том, что выражают не действительные, а существующие только в мысли говорящего события.

Слайд 21

Аргументы Подсказки при выборе языковых явлений для аргументации, прежде всего лексических, могут содержаться в тестовых заданиях А2, А3 и В1 .

Слайд 22

Задание А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «выписывать» (предложение 20). 1) списывать какое-нибудь нужное место из книги 2) писать что-нибудь полностью 3) тщательно писать красками 4) делать заказ о доставлении чего-нибудь

Слайд 23

Задание А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «поток» (предложение 17). 1) стремительно текущая водная масса 2) движущаяся масса чего-нибудь 3) конвейерная система производства 4) часть общего состава учащихся

Слайд 24

Задание А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) И третий: именно в отрочестве надо составить список книг, которые в жизни надо обязательно успеть прочесть. 2) Да, есть такие книжки, которые надо прочесть именно лет в 12, в 14… 3) Важно то, что я пришла в ужас от мысли, что читаемые мною второсортные книги, поглощая отмеренные человеку для чтения часы, явно меня чего-то лишают. 4) Кто-то и во всю свою жизнь многих из них так и не увидит и, конечно, не прочтёт.

Слайд 25

Задание А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. 1) Мысленно я проделывал все геройские подвиги казаков-завоевателей, плавал в лёгких байдарках, питался рыбой у чукчей, собирал гагачий пух по скалам. 2) В нём, как в электрической батарее, сосредоточилась неиссякаемая, таинственная могучая сила, вызвавшая первое брожение детских мыслей. 3) Мой отец, небогатый заводский священник, страстно любил книги и затрачивал на них последние гроши. 4) Каждая книга пройдёт через тысячи рук, прежде чем встанет на полочку нашего шкафа.

Слайд 26

Задание А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Раз уж идти, то она возьмёт в театр свой класс. 2) Может, от скуки народ и соберётся. 3) А как проверить, не был ли Шекспир трепачом? 4) Танины ученики умирали со смеху.

Слайд 27

Задания В1 Замените разговорное слово « навалом » в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом . Замените просторечное слово « брехня » в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом . Замените книжное слово « взываю » в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом .

Слайд 28

Аргументы Способы оформления Указать номера предложений ИЛИ использовать цитирование.

Слайд 29

Речевые клише для аргументации В подтверждение этого тезиса приведу пример, демонстрирующий лексическое (или грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению. В качестве примера можно привести предложение … текста.

Слайд 30

Речевые клише для аргументации Рассмотрим … предложение. В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … Это подтверждает вывод о том, что … . Проиллюстрировать это лексическое (или грамматическое) явление можно на примере … предложения текста. В справедливости этой мысли можно убедиться на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (или грамматическое) явление, как … .

Слайд 31

Научный стиль Публицистический стиль Подчеркнутая информативность. Отвлеченность и обобщенность. Точность, однозначность высказывания. Подчеркнутая логичность, последовательность повествования. Ограниченное использование образных средств. Информативная насыщенность. Проявление авторской индивидуальности. Яркость, образность высказывания. Неоднородность лексического состава. Широкое использование выразительных средств языка для достижения эффекта воздействия.

Слайд 32

Тематика сочинений С2 Лексика и фразеология Лексика и грамматика Морфология Синтаксис и пунктуация Человек и его язык (речь) Язык и речь Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности

Слайд 33

Лексика и фразеология «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла» (К.А. Федин) «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» (К. Г. Паустовский)

Слайд 34

Лексика и фразеология «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах» (И.Н. Горелов) «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства» (учебник русск. яз.)

Слайд 35

Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса многозначность; лексика с точки зрения стилистической окраски; слова одной тематической группы; лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.); лексика с точки зрения происхождения;

Слайд 36

Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы); синонимы, антонимы, омонимы; фразеологизмы; тропы (метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, гипербола и др.).

Слайд 37

Слова одной тематической группы Почти каждый художник, к какому бы времени и к какой бы школе он ни принадлежал, открывает нам новые черты действительности. Мне посчастливилось побывать несколько раз в Дрезденской галерее . Помимо «Сикстинской мадонны» Рафаэля , там есть много картин старых мастеров , перед которыми просто опасно останавливаться. Они не отпускают от себя. На них можно смотреть часами, может быть, сутками, и чем дольше смотришь, тем шире нарастает непонятное душевное волнение. Оно доходит до той черты, когда человек уже с трудом удерживает слезы. В чём причина этих непроливающихся слез? В том, что в этих полотнах – совершенство духа и власть гения , заставляющего нас стремиться к чистоте, силе и благородству собственных помыслов. При созерцании прекрасного возникает тревога, которая предшествует нашему внутреннему очищению . (К.Паустовский)

Слайд 38

Слова одной тематической группы Почти каждый художник, к какому бы времени и к какой бы школе он ни принадлежал, открывает нам новые черты действительности. Мне посчастливилось побывать несколько раз в Дрезденской галерее. Помимо «Сикстинской мадонны» Рафаэля, там есть много картин старых мастеров, перед которыми просто опасно останавливаться. Они не отпускают от себя. На них можно смотреть часами, может быть, сутками, и чем дольше смотришь, тем шире нарастает непонятное душевное волнение. Оно доходит до той черты, когда человек уже с трудом удерживает слезы. В чём причина этих непроливающихся слез? В том, что в этих полотнах – совершенство духа и власть гения, заставляющего нас стремиться к чистоте, силе и благородству собственных помыслов. При созерцании прекрасного возникает тревога, которая предшествует нашему внутреннему очищению . (К.Паустовский)

Слайд 39

Слова одной тематической группы Почти каждый художник, к какому бы времени и к какой бы школе он ни принадлежал, открывает нам новые черты действительности. Мне посчастливилось побывать несколько раз в Дрезденской галерее. Помимо «Сикстинской мадонны» Рафаэля, там есть много картин старых мастеров, перед которыми просто опасно останавливаться. Они не отпускают от себя. На них можно смотреть часами, может быть, сутками, и чем дольше смотришь, тем шире нарастает непонятное душевное волнение. Оно доходит до той черты, когда человек уже с трудом удерживает слезы. В чём причина этих непроливающихся слез? В том, что в этих полотнах – совершенство духа и власть гения, заставляющего нас стремиться к чистоте, силе и благородству собственных помыслов. При созерцании прекрасного возникает тревога, которая предшествует нашему внутреннему очищению . (К.Паустовский)

Слайд 40

Живопись смотреть не отпускают созерцание художник школа мастер гений Рафаэль совершенство духа душевное волнение чистота, благородство внутреннее очищение картины полотна прекрасное «Сикстинская мадонна»

Слайд 41

Тематическая группа Слова одной тематической группы ( художник, мастер, галерея, картины, полотна ) погружают читателя в мир искусства, художественного творчества.

Слайд 42

Многозначность Лексикой называют, прежде всего, словарный состав языка. Слова могут иметь сразу несколько значений. Такое явление называется многозначностью. Её пример можно наблюдать в предложении « Устал с дороги » (№23): слово « дорога » здесь выступает в одном из нескольких своих значений - «путешествие, путь».

Слайд 43

Разговорная и просторечная лексика 1. Средство речевой характеристики героя: « Сымай одёжу-то – сушить будем», - проворчал старик. 2. Средство выражения авторской оценки: Где-то рядом верещала гармошка и нестройные голоса горланили песню.

Слайд 44

Синонимы Использование синонимов (« поверхностный, примитивный, банальный подход») служит средством создания градации и выражает отрицательное отношение автора к людям, не умеющим ценить произведения искусства.

Слайд 45

Антонимы Используя антонимы, автор показывает вмешательство человека в жизнь природы: тихому шелесту травы противопоставлен оглушительный лязг машин, а живым деревьям – мертвые пни. С помощью антонимов А. Приставкин подчёркивает, что проблема, о которой он пишет, касается каждого из нас: «об этом должны помнить и дети , и взрослые ».

Слайд 46

Оценочная лексика С помощью оценочной лексики («Иван ни в ком не терпел лжи, лицемерия и фальши ») автор характеризует героя как честного, открытого человека.

Слайд 47

Устаревшие слова Для воссоздания колорита эпохи: Безвозвратно ушёл в прошлое XIX век с его каретами , двуколками и дилижансами . Для придания речи оттенка торжественности, патетической взволнованности: На уважении к слову и зиждется здание русской словесности. Для создания комического эффекта, иронии: Сей отрок отнюдь не блистал талантами и часто огорчал родителей двойками.

Слайд 48

Фразеологизмы афористично, кратко и ёмко выражают мысль: Творческий труд никогда не укладывался в прокрустово ложе отчётов и предписаний. выражают авторскую оценку изображаемого: Человек он из тех, о которых говорят « звёзд с неба не хватает » или « пороху не выдумает ».

Слайд 49

Фразеологизм Фразеологизмы, как и слова, называют предметы, признаки, действия, помогая понять смысл высказывания. Н-р, в предложении « Книги ждут собеседника, который придёт отделить плевелы от зёрен » используется фразеологизм, который обозначает «отделять вредное от полезного, плохое от хорошего».

Слайд 50

Лексика и грамматика «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения» (Л.В. Успенский) «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение» (Л.В. Успенский)

Слайд 51

Лексика и грамматика «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика» (М.В. Исаковский) «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают» (Г.В. Степанов)

Слайд 52

Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса словосочетания с разными видами связи; предложения по цели высказывания; предложения по эмоциональной окраске; однородные члены предложения; обособленные члены предложения; вводные слова и предложения; обращения;

Слайд 53

Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные) прямая речь косвенная речь диалог

Слайд 54

Синтаксические средства выразительности риторические вопросы риторические восклицания синтаксический параллелизм анафора инверсия парцелляция многосоюзие/бессоюзие градация

Слайд 55

Однородные члены предложения Использованный автором ряд однородных членов ( жизнь в окружении автомобилей, компьютеров, самолётов, телевизоров, пейджеров ) создаёт образ современного индустриального мира, противопоставленного миру природы

Слайд 56

Вводные конструкции 1. Показывают последовательность изложения мыслей: во-первых, во-вторых, наконец и др. 2. Выражают оценку достоверности изображаемого: наверное, по-видимому, должно быть, разумеется, конечно и др. 3. Выражают авторское отношение к изображаемому: к счастью, к несчастью, к сожалению и т.п.

Слайд 57

Вводные конструкции Авторская оценка выражена не только с помощью лексики. Например, в предложении 13 ( К сожалению, человечество продолжает свою разрушительную деятельность ) использована вводная конструкция, показывающая негативное отношение автора к вмешательству человека в жизнь природы.

Слайд 58

Обращения Средства речевого этикета ( Уважаемый Иван Александрович! ) Средства речевой характеристики героя ( Женщина! Папаша! Эй ты, чучело! - Доченька! Мамочка! ) Риторические обращения усиливают выразительность текста.

Слайд 59

Вопросительные предложения 1. Формулируют проблему, над которой размышляет автор: Как изменить отношение человека к природе? 2. Образуют вопросно-ответные единства, позволяющие автору привлечь читателя к совместному размышлению: В чём высшее наслаждение жизнью? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству.

Слайд 60

Простые и сложные предложения Простые предложения называют какие-либо факты, события, явления, а сложные выражают отношения между этими событиями. Сверкнул луч солнца. Всё вокруг преобразилось. Сверкнул луч солнца, и всё вокруг преобразилось. Когда сверкнул луч солнца, всё вокруг преобразилось.

Слайд 61

Грамматика помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли. Примером может быть такое грамматическое явление, как сложноподчинённое предложение, между частями которого устанавливаются отношения подчинения. Например, в предложении 22 придаточное изъяснительное объясняет, о чём разговаривали герои, а придаточное обстоятельственное времени говорит о том, когда они разговаривали. Роль грамматических явлений (пример)

Слайд 62

Роль грамматических явлений (пример) Грамматика учит нас правильно говорить и писать. Она нужна не только для правильного построения слов в речи, но может служить ещё и способом передачи дополнительных смыслов в тексте. Н-р, в предложении « Вдруг справа из кустов что-то белое – прыг !» для обозначения действия вместо глагола прошедшего времени используется междометие « прыг ». Это придаёт высказыванию экспрессивную окраску: создаётся эффект внезапности и скорости действия.

Слайд 63

Морфология «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего» (А.А. Потебня) «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений "обесценено"» (А.А. Реформатский)

Слайд 64

Морфология «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей» (Л.Н. Толстой)

Слайд 65

Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса Части речи, указанные в теме-цитате, и их роль в тексте.

Слайд 66

Существительные + глаголы (пример) С помощью имен существительных и глаголов автор показывает многообразие мира живой природы. Имена существительные называют разные виды птиц: зяблик, бекас, перепелка, соловей… Глаголы же позволяют нам услышать неповторимый голос каждой птицы: звенеть, свистеть, стонать, заливаться.

Слайд 67

Синтаксис и пунктуация «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются» (М. Е. Салтыков-Щедрин) «Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете» (Л.В. Успенский)

Слайд 68

Синтаксис и пунктуация «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис» (А.А. Реформатский) «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса» (Б.В. Шергин)

Слайд 69

Синтаксис и пунктуация «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый "характер"» (С. И. Львова) «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста» (Н.С. Валгина)

Слайд 70

Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса словосочетания с разными видами связи; предложения по цели высказывания; предложения по эмоциональной окраске; однородные члены предложения; обособленные члены предложения; вводные слова и предложения; обращения;

Слайд 71

Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные); знаки препинания.

Слайд 72

Функции абзаца Отделение друг от друга на письме реплик диалога; отделение друг от друга на письме отрезков монологического текста с целью а) логико-смыслового выделения; б) экспрессивно-эмоционального выделения.

Слайд 73

Человек и его язык (речь) «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных» (И.А. Гончаров) «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя» (Георг фон Габеленц)

Слайд 74

Человек и его язык (речь) «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит» (Д.С. Лихачёв) «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи» (Поль Рикёр)

Слайд 75

Язык и речь «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» (Б.Н. Головин) «Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет» (А.А. Мирошниченко)

Слайд 76

Язык и речь «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу» (М.В. Панов) «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли» (В.Г. Короленко)

Слайд 77

Язык и речь «Некоторые учёные даже предлагают выделять два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью» (А.А. Мирошниченко)

Слайд 78

язык речь 1. Орудие (средство) общения. 1. Само общение, язык в действии, процесс общения. 2. Отвлечён от конкретных жизненных ситуаций. 2. Конкретное применение языка в определённых жизненных ситуациях. 3. К языку неприменимы нравственные категории правдивости и ложности. 3. То, что высказано в речи, всегда бывает либо правдиво, либо ложно. 4. Язык нецеленаправлен. 4. Речь всегда направлена на достижение цели. 5. Язык абстрактен. 5. Речь материальна, конкретна.

Слайд 79

язык речь 6. Язык имеет уровневую организацию. 6. Речь линейна. 7. Язык потенциален, статичен. 7. Речь актуальна, динамична. 8. Язык ограничен определённым набором единиц, инвариантен. 8. Речь вариативна, её возможности широки, но не беспредельны. 9. Язык – результат коллективного опыта людей, объективен. 9. Речь индивидуальна, субъективна. 10. Язык упорядочен. 10. Речь допускает элементы случайного.

Слайд 80

Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев» (литературная энциклопедия)

Слайд 81

Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань» (М.Н. Кожина) «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли» (Н. Шамфор) «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано» (Е.В. Джанджакова)

Слайд 82

Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы» (Г.Я. Солганик) «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов» (А.А. Зеленецкий)

Слайд 83

Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление» (А.И. Горшков)

Слайд 84

Средства выразительности тропы; синонимы, антонимы, омонимы; фразеологизмы; риторические (стилистические) фигуры речи.

Слайд 85

Сочинение по тексту С.Соловейчика (Текст взят из книги ГИА-2012, с.102) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Л.В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Слайд 86

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Успенского.

Слайд 87

(21)Но мужественность свойственна не только отдельным людям; целые народы могут быть мужественными, а могут потерять свой дух, впасть в уныние. (22)Сейчас наша страна переживает трудное время, и мы видим много людей, которые только и знают что хныкать, ныть и причитать, вспоминая прежние, лучшие времена, которые, кстати сказать, вовсе не были лучшими. (23)Тому, кто бьёт на жалость, всегда кажется, что прежде было лучше, а теперь настала ужасная жизнь.

Слайд 88

Примеры-аргументы (иллюстрация лексического явления) Словарь любого языка – это его лексика. Лексика всегда выражает мысли, чувства и настроения говорящего (автора). Человек использует в своей речи слова и фразеологические обороты различной стилистической окраски . Например, С.Соловейчик использует разговорные слова « хныкать, ныть и причитать » (предложение 22), которые снижают пафосный настрой всего текста и дают яркую словесную характеристику тем людям , которые от трудностей впадают в уныние.

Слайд 89

Примеры-аргументы (иллюстрация грамматического явления) Грамматика позволяет увидеть логику рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей . Так, однородные члены могут выражать различные отношения между предметами, явлениями или событиями: отношения соединения их, противопоставления или исключения.

Слайд 90

Примеры-аргументы (иллюстрация грамматического явления ) Например, ряды однородных членов в предложении 21 позволяют автору путём перечисления выразить мысль о том, что мужественность может быть свойственна не только людям, но и целым народам, и противопоставить мужественность потере духа и унынию.

Слайд 91

Книги издательства «Легион» в Санкт-Петербурге Компания «Виктория плюс» Поэтический б-р, д. 2 Метро «Проспект просвещения», маршр. такси. № 152, 199 Тел. 292-366-61

Слайд 92

Успехов вам! www.legionr.ru anarushevich@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Подготовка к экзамену.Сочинение.Вступление.Приемы, используемые во вступлениях к сочинению.

Вступление к сочинению должно быть очень небольшим-предложения два-три.Ничего лишнего.Время все ценят и разговоры "вокруг да около " не нужны. Итак,вступление должно быть коротким и обязате...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...