Консультация для родителей будущих первоклассников
материал по теме

Надежкина Инна Викторовна

Консультация для родителей по развитию речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult.rod_pervoklassnikov.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАСНИКОВ.

Шаг ребенка дошкольника к школе невелик. Он составляет три летних месяца. Но для ребенка этот короткий переход невероятно труден. Его можно сравнить с подъемом на Эверест. Меняется  режим дня, питания, жизненные ритмы, социальная среда, вещи, окружающие ребенка. Значительно расширяется круг межличностного взаимодействия. Даже во взаимоотношениях с родителями происходят существенные изменения. Не всегда в дошкольный период ребенку удается овладеть достаточным для успешного обучения в 1 классе уровнем школьно-значимых психологических функций. Не все дети могут научиться полноценному анализу и синтезу слов, концентрации внимания. Не все способны приучить себя к слушанию как особому виду речевой деятельности, освоить графические навыки, научиться длительное время находиться в одном положении. Вам  хочется,  чтобы  ребенок  учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали  для  того,  чтобы ребёнок был готов к этому? У вас еще достаточно времени, чтобы предотвратить многие проблемы при обучении в школе. Обратите внимание на речь ребенка. Хорошо ли она развита? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не  сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку. К 4-м годам у детей  впервые  отмечается пристрастие к  играм в слова.  Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно  благодаря словесным играм  происходит  становление культуры речи и общения. Игра- это  основной  вид  деятельности   дошкольников.   Играя,    ребёнок   обогащает свой  словарный  запас,  расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма. Играя с ребёнком,  будьте  дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная  игра,  в  которой  он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при  неудачах.  Если  задание  кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать  верный  вариант  из  предложенных  Вами.  Ни  в  коем  случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ. Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры  можно играть с детьми на кухне, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче,  перед сном  и т.д.

1. «Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.

2. «Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное. Зелёный -…дом, помидор. Зимняя -…одежда, рыбалка. Домашнее -…печенье, задание.

3. Скороговорки -  языколомки необходимы для развития чёткой артикуляции и дикции. Проворонила ворона воронёнка. Ткёт ткач ткани на платье Тане.

4.«Общие слова». Ребёнок должен назвать  фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…  Ребёнку предлагается назвать одним словом: н-р, сосна, берёза, клён – это…

 5.«Четвёртый лишний». Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему. Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

6. «Посчитай». Считаем всё, что  можно посчитать. Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.   Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…пять красных яблок   и т.д.

7.«Скажи наоборот». Взрослый называет какое - либо слово, а  ребёнок подбирает «слово наоборот». Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п. Глаголы: пришёл- …, нырнул- …Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п. Наречия: далеко-…, высоко- …

8. «Подбери слово» Ребёнку предлагается  подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: «Назо- ви фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

9. «Большой - маленький». Ребёнку предлагается назвать ласково, н-р , ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие  и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

10. «Отгадай загадку». Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще. Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка). Загадывайте детям описательные загадки, н-р:Это овощ, растёт на грядке, круглый,красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

11. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

12. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи. Н-р: чего в лесу  больше: ёлок  или деревьев?

13. «Подбери слово». Птица - перья. Рыба - …          Огурец - овощ. Ромашка - …

14. «Расскажи стихотворение». Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

15. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

                                                                                               Учитель-логопед

                                                                                              МОУ «СОШ р. п. Озинки»

                                                                                               Надежкина И. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая консультация учителя - логопеда для родителей будущих первоклассников "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"

Качественная подготовка ребенка к школе - залог его быстрой адаптации и успешного обучения в будущем....

«Советы для родителей будущих первоклассников и младших школьников». Курс консультаций для родителей.

в данном материале даны рекомендации педагога-психолога и учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников и младших школьников....

Консультация для родителей будущих первоклассников «Готовим ребенка к школе»

Хорошая дошкольная подготовка – залог успешной учебы ребенка в школе....

Консультация для родителей, будущих первоклассников «СКОРО В ШКОЛУ, БУДЕМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО»

В статье представлен материал для родителей будущих первоклассников, даны рекомендации по выполнению домашнего задания...

Консультация для родителей будущих первоклассников "Ловушки школьной парты"

Подготовка ребенка к школе с интеллектуальной, познавательной точки зрения для многих родителей становиться главной, а иногда единственной целью. Очень многие родители, к сожалению, недооценивают уров...

Консультация для родителей "Советы для родителей будущих первоклассников"

Консультация для родителей "Советы для родителей будущих первоклассников"...