Родительское собрание от 26.10.2012 года
статья (5 класс) на тему

Ксенофонтова Светлана Александровна

Уважаемые родители! Если у вас не получилось посетить родительское собрание 26.10.2012 года, вы можете ознакомиться с материалами здесь. :-)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovnye_cennosti_semi.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хуббатуллина  Н.З.

Духовная ценность семьи

 «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых

                         всегда, везде хранит меня…»

Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семьи  в целом.

Семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Без крепких и сильных семей никогда не будет сильного и крепкого государства. Духовное возрождение в нашей стране не наступит, если не будут восстановлены семьи.  В условиях нестабильности нашей жизни семья - такая же хрупкая, как наша жизнь, ячейка общества. В ней люди, как в шалаше, прячутся от непогоды.

Для того, чтобы шалаш этот действительно стал настоящим убежищем психологи рекомендуют следующие семейные заповеди:

• Будь требовательнее к себе.

• Решай вместе с человеком, а не вместо человека.

• Не демонстрируй свое превосходство, уважай партнера.

• Не упрекай, критикуя, не обвиняй и не унижай.

• Спеши сделать доброе дело и не жди награды.

• Не верит тот, кто сам обманывает.

• Будь терпим, не спеши излить свой гнев, подумай, умей понять и простить супруга.

• Смейся вместе, а не над…

• Не давай советов, если тебя не просят.

• Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт.

• Любовь и взаимопонимание — основа вашего счастья!

За многие тысячелетия развития общества многие цивилизации по крупицам собирали знания способные помочь человеку раскрыть истинный смысл жизни, познать основы природы и позволить разуму найти согласие между логикой, чувствами и верой. Сегодня духовная мудрость осталась в стороне от внимания миллионов людей, отягощённых поиском хлеба насущного и зрелищ. Но сиюминутные страсти не могут обмануть искателя мудрости, стремящегося к нравственному и духовному совершенству. Вера, сознание и духовное стяжание Откровения часто приоткрывали перед людьми пресветлые врата небесной Мудрости. Со временем эти находки и опыт сложились в ясный путь познания человеком веры в Высшие ценности Бытия. Правда, люди из века в век часто меняли наименование своего понимания Истины. Проходя через века, любопытство и мужество часто подталкивали нас, то к звездным светилам, то к сокровенному наследию предков, то к мистике, то к познанию физических, химических и психических явлений. Но все эти поиски всегда отражали одно и тоже безудержное устремление людей в мир сокрытый в покровах Веры. Духовные ценности никогда не были доступны случайным прохожим, зевакам и профанам. Тысячи лет они сохранялись в тайнописях древних культур, в утерянных знаках и древних предсказаниях, допуская лишь избранных. Сегодня перед вами попытка обобщить эти знания и высказать их в стройной форме ценностей, способных стать частью и основой жизни каждого человека.

Прежде всего следует остановиться на том, а что собственно говоря подразумевается под понятием «духовно-нравственные ценности». Духовные ценности, ценности нравственные - одно ли это и тоже?
Нравственное воспитание, как мы знаем, предполагает формирование у ребенка общей культуры поведения, соответственно к нравственным ценностям мы относим такие понятия, как любовь к Родине, к семье, родителям, уважение к старшим, вежливость, ответственность, исполнительность, аккуратность, трудолюбие и многие другие.
Духовное же воспитание предполагает формирование у ребёнка ПРАВИЛЬНОГО представления о смысле человеческой жизни, о назначении человека. Соответственно к духовным ценностям мы относим представление о Боге, о душе, понятие греха, спасения, вечности.
Перечислим главные духовно-нравственные ценности семьи, на которые педагог должен обратить особое внимание родителей и детей, потому что именно от них в первую очередь зависит семейное счастье и правильное воспитание детей.

1. Правильное понимание свободы личности. На свободе личности как важнейшей ценности хотелось бы задержать внимание, потому что в настоящее время из-за неверного представления о свободе человека подтачиваются основы семьи. В светском представлении под свободой личности подразумевается в общем-то вседозволенность. Свобода рассматривается, в основном, как способность человека поступать так, как он хочет, не нарушая такой же свободы другого человека. Я хочу так поступать, не нравится – делай, как хочешь, мне всё равно – подобные фразы нередко приходится слышать от супругов. Так незаметно подтачивается доброе, уважительное отношение друг к другу, доверие и любовь.

2. Понятие о ценности души человеческой. Это представление даёт возможность человеку помнить, что любой его поступок – слово ли, дело – должно быть продиктовано ПОЛЬЗОЙ для души другого. Главное правило в отношениях супругов, родителей и детей таково - принести своим действием пользу другому или хотя бы не навредить!

3. Понятие о жертвенной, бескорыстной любви как любви НАСТОЯЩЕЙ!
Настоящая любовь та, которая больше ОТДАЁТ, нежели получает. Главной закон любви – любим мы больше не того, кто нас любит, а того, о ком МЫ САМИ ЗАБОТИМСЯ, к сожалению, остаётся сейчас забытым. Потребительское отношение супругов друг к другу разрушает основы семьи, самый её фундамент. Поэтому и получается, что большинство семей либо распадается, либо становятся просто несчастливыми.

4. Терпение – одна из важнейших духовно-нравственных ценностей семьи. Ведь семейная жизнь – это НЕПРЕРЫВНОЕ терпение! Но какие плоды даёт это терпение – мир, покой, крепкую любовь, верность, способность к взаимопониманию. Все эти добродетели так необходимы семье, ими-то и может только жить семья! Позволяет же взрастить их терпение.

5. Смирение – видение своих недостатков и снисходительное, терпимое отношением к недостаткам другого. Очень полезно для этого помнить свои слабости, и особенно те, которые не можешь пока победить. Памятование об этом будет останавливать от осуждения ближнего своего.

6. Внимательность, деликатность – муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви.

Что мы можем сделать в обычной школе?

1. Посмотреть – а какие к нам пришли семьи, каковы их проблемы.

2. Выделить в зависимости от этого тот ряд духовно-нравственных ценностей семьи, которых мы можем коснуться.

3. Выбрать те формы и методы работы с семьёй и детьми, которые помогут сформировать у детей данные ценности.

Говоря о нравственности, как о вечной ценности, необходимо помнить, что именно семья должна быть проводником этой ценности. Очень часто мы видим, что в жизненной гонке многие родители вообще не задаются такими вопросами, как: «Что мы делаем, за чем гонимся? Как смотрят на это наши дети и что они об этом думают? На какие жизненные цели мы сегодня ориентируем своих детей? Оправданы ли с этой точки зрения наши действия?» К сожалению, прозрение бывает очень запоздалым: пока старались, обеспечивали, зарабатывали, ребенок вырос циничным, агрессивным, с дурными наклонностями. Главная цель нравственного воспитания – достижение гармонии идеалов и поступков с общечеловеческими ценностями, в основе, которой лежит потребность служить людям и добру. Важнейшими условиями успешного нравственного развития ребёнка является культурная среда, а также традиции, обычаи, весь уклад жизни семьи ребёнка. А так как воспитание нравственности невозможно без семейных традиций, то в нашей семье, впрочем, как и во многих других семьях, такие традиции тоже есть…

Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые воспитала семья. Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы ни старалась школа и педагоги – помочь такому ребёнку жить по законам добра очень трудно. Современного человека удивить чем-то крайне сложно, и плата за это – ощущение - обыденность жизни. Взрослые могут как-то забыться в работе, отстраниться от повседневности, а что делать детям? И мы как родители должны помочь им адаптироваться, и вырасти людьми. По нашему мнению все отношения должны складываться на доверии. Доверие означает, прежде всего, отсутствие страха, уверенность в собственных силах, позитивное восприятие окружающего. Что же должно происходить в жизни ребенка, чтобы у него формировалось доверие к этому миру? По нашему мнению, дома дети должны получить все самые важные уроки: любви, добра, красоты, трудолюбия... Родителям нужно отдавать себе отчет в том, что ребенок отправится в жизнь именно с теми ценностями и установками, которые получил в детстве. Лев Толстой уже в преклонном возрасте писал: «От пятилетнего до меня — один шаг, а от новорожденного до пятилетнего целое расстояние». Семья воздействует на ребенка на протяжении длительного времени, часто — на протяжении всей жизни. В раннем детстве у ребенка формируется безусловная любовь к родителям, и авторитет отца и матери очень велик. И наша задача не потерять этот авторитет на протяжении всей жизни, и если у нас это получится, то можно считать что мы правильно воспитали своего ребенка. Наша задача не заставлять ребенка делать то, что мы захотим, а понять что - хочется ребенку и постараться помочь ему в этом, не наделав при этом множества ошибок. Говоря о воспитании в семье, нельзя забывать и о образовательных учреждениях будь то детский сад, школа или школа по интересам. На наш взгляд, задача любого образовательного учреждения - оказание помощи семье в воспитании детей. Именно оказание помощи, а не принятие всех воспитательных и образовательных функций. Сегодня у многих родителей сложился некий стереотип в восприятии школы. Отдавая ребенка в школу, многие родители снимают с себя ответственность за его воспитание. А если школа частная, то данный стереотип еще более усиливается, так как вступает в силу денежная мотивация: я плачу и хочу, чтобы все было хорошо само собой, без моего участия. Может, нам пора позаимствовать опыт японцев, имеющих обычай всей семьей выезжать на природу, но не для того, чтобы провести шумный пикник в кругу многочисленных друзей, а чтобы молча созерцать и размышлять? Ведь только в такие, не занятые «великими» делами минуты открываются души наших детей, появляются «жизненные» вопросы, на которые не сразу и ответишь. Быть вместе, быть опорой, быть источником — это трудная родительская работа. Но кто сказал, что это легко — быть родителями?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание от 28.09.2012 г.

Уважаемые родители! Если вы не присутствовали на родительском собрании 28.09.2012 года, можете ознакомиться с материалами здесь. :-)...

Родительское собрание от 30.11.2012 года

Уважаемые родители! 30.11.2012 года у нас проходило родительское собрание "Содружество семьи и школы". Те, кто не посетил наше собрание могут ознакомиться с материалами здесь....

Родительское собрание от 24.12.2012 года

Уважаемые родители! 24.12.2012 года у нас проходило родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений". Те, кто не посетил наше собрание могут ознакомиться с материалами здесь...

Презентация "Родительское собрание "9 класс- начало учебного года""

Презентация содержит информацию для родителей, необходимую в начале учебного года....

Протокол родительского собрания №1 2020-2021 учебного года

Протокол родительского собрания №1 2020-2021 учебного года...

Протокол родительского собрания №2 2020-2021 учебного года

Протокол родительского собрания №2 2020-2021 учебного года...

Родительское собрание "Особенности ГИА в 2021 году"

Родительское собрание "Особенности ГИА в 2021 году"...