доклад "Жестокое обращение с детьми"
методическая разработка по теме
ПРОБЛЕМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ, РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zhestokoe_obrashchenie.docx | 28.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы жестокого обращения с детьми
В последние годы в связи с общим кризисом российского общества интерес к проблеме жестокого обращения с детьми значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики видов и поиска более эффективных мер социального контроля – превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Все это стимулирует вовлечение более широкого круга специалистов – психологов, педагогов, юристов, работников культуры, менеджеров, социальных работников, медиков.
Говоря о насилии по отношению к детям, часто употребляют два основных понятия: собственно насилие над детьми (англ. аbuse – насилие, злоупотребление) и жестокое обращение с детьми (англ. мaltreatment – плохой, недостаточный уход). Эти термины применяются в X Международной квалификации болезней и причин смерти, по которой кодируются документы лечебных учреждений в России.
В России нет единого подхода к определению понятий «насилие» и «жестокое обращение», более того, существует большое количество других понятий, используемых при описании одной и той же проблемы. Например, злоупотребление, принуждение, эксплуатация, синдром опасного обращения с детьми, управление и манипуляция их поведением. Имеется много ошибочных представлений, когда люди испытывают насилие и не считают это насилием, потому что воспринимают силу как норму. В большинстве случаев люди склонны относить к насилию лишь незначительную часть случаев, которые наносят ущерб здоровью человека, то есть попадают по действие уголовного кодекса.
В самом общем виде под насилием понимают форму принуждения со стороны одной группы людей (одного человека) по отношению к другой группе (отдельному человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и привилегий, завоевания политического, экономического и любого другого господства.
Любой вид жесткого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно - ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни, не говоря уже о нарушении прав ребенка.
Многие годы считалось, что дети - привилегированный класс в нашем обществе. Лишь совсем недавно мы нашли в себе силы и мужество признать, что это совсем не так. Оказалось, что признать и поверить в широкое распространение проституции, наркомании, рост уголовной преступности значительно легче, чем согласиться с горьким выводом о широком распространении жестокого обращения.
Отказавшись от полного отрицания существования насилия над детьми в России, мы сделали первый важный шаг. Как показывает опыт США, Великобритании и других стран, для точной оценки распространенности жестокого обращения с детьми и пренебрежения их интересами, для оказания помощи пострадавшим семьям необходимы специальные службы.
Конечно, жестокое обращение - это социальная проблема, но не только. Имеем ли мы права дожидаться ослабления социально-политической напряженности и экономического кризиса, наступления того момента, когда государство сможет взять на себя гарантию прав детей и создать каждому из них наиболее благоприятные условия для психического и физического развития?
Реализация прав ребенка, защиты их от любых форм насилия, счастье каждого ребенка в значительной степени зависит от нас самих, нашего отношения к ущемлению прав детей.
Семьи из группы риска. Специалисты выделяют несколько типов семей, относящихся к «группе риска» по возможности возникновения в них домашнего насилия. Это прежде всего идеологически несостоятельная семья. В такой семье применяются неэффективные подходы к воспитанию ребенка, существует беспомощность в построении отношений с ребенком. Часто родители нацелены лишь на достижение послушания и упрочение своей власти. А.С. Макаренко отмечал различные позиции родителей, наносящие вред развитию ребенка: авторитаризм, подавление, педантизм, мелочная опека, неумеренная любовь и попустительство, подкуп, непоследовательность, противоречивость подходов отца и матери. При таком воспитания ребенок становится легкой добычей насильников как внутри, так и вне семьи. В подростковом возрасте возникает особенно острый конфликт из-за попыток ребенка освободиться от излишней опеки, что также провоцирует проявления насилия.
Конфликтная семья характеризуется тяжелой психологической атмосферой внутри нее, сосредоточенностью родителей на собственных проблемах во взаимоотношениях, агрессивным вымещением нервного напряжения на ребенке, использование ребенка как инструмента манипуляции в воздействии друг на друга. В такой семье ребенок часто не только переживает серьезный стресс, но и становится напрямую объектом физического и других видов насилия.
Асоциальная семья может иметь большую или меньшую степень отклонения от «нормального», законопослушного образа жизни и разную степень нарушения отношения к ребенку. В более мягкой форме это — семья, не имеющая постоянного заработка и пропивающая случайные доходы. Здесь насилие чаще всего принимает формы недостатка ухода и внимания к ребенку. Более тяжелый вариант — семья, где родители пьют запойно, дерутся и бьют детей. Нередко к этому добавляется тот иной уровень криминализации, что усугубляет травмирующее воздействие на личность ребенка.
Ценности семейно-ориентированного подхода к организации работы по защите детей
То внимание, которое в последнее время уделяется семейно-ориентированному подходу к организации работы по защите детей, свидетельствует о том, что социальные работники – пусть и с большим запозданием – возвращаются на давно проторенные пути, повторно придя к осознанию основополагающей роли, которую целостность семьи играет в нашем обществе. С другой стороны, это привело к определенной путанице в вопросе о поиске оптимального соотношения между правами детей и правами родителей.
Мы часто слышим пренебрежительные комментарии относительно выбора одной из двух философских крайностей: нам предлагается защищать либо «права детей», либо «права родителей» – как будто речь идет о некоем континууме, конечные точки которого представлены этими правами. Поиск оптимального соотношения между правами детей и правами родителей представляет собой важнейшую проблему социальной работы, но это соотношение никак не может быть охарактеризовано в терминах расположения двух взаимоисключающих крайностей на противолежащих оконечностях воображаемого континуума.
Родители наделены огромными правами. Общество четко декларирует, что в подавляющем большинстве случаев именно родители могут – и должны – принимать решения, отвечающие наилучшим интересам детей. И все же права родителей не абсолютны. Они являются условными правами. Это означает, что права родителей обусловлены соблюдением ряда требований, таких как обеспечение детям минимального ухода и заботы и предоставление им среды обитания, в которой отсутствует риск того, что им будет нанесен вред, или что они станут жертвами жестокого обращения.
С другой стороны, права детей абсолютны. Это означает, что права детей на среду обитания, в которой отсутствует риск того, что им будет нанесен вред, или что они станут жертвами жестокого обращения, и на минимальный уход и заботу со стороны родителей непреложны.
Условность прав родителей и абсолютность прав детей – суть два взаимодополняющих принципа работы по защите детей. В них по определению не заложена возможность возникновения этического конфликта. Именно это является причиной часто встречающегося заблуждения относительно семейно-ориентированного подхода к организации работы по защите детей. Этот подход не предполагает, что права родителей превалируют над правами ребенка. Философское обоснование семейно-ориентированного подхода базируется на признании совместимости и взаимодополняемости прав родителей и прав детей, на признании того, что в большинстве случаев оптимальный путь к обеспечению прав детей лежит через укрепление их семей.
Семейно-ориентированный подход не предполагает, что органы защиты детей отказываются от своих прав и обязанностей в части обеспечения абсолютных прав детей на минимальный уход и отсутствие жестокого обращения. В то же время он предполагает, что в наилучших интересах детей необходимо приложить все усилия и задействовать все ресурсы для того, чтобы поддержать семьи, в которых они проживают, и предоставить им все возможности для надлежащего исполнения ими своих обязанностей по уходу за детьми и их защите.
Семейно-ориентированный подход не означает, что дети должны изыматься из семей всякий раз, когда, несмотря на все усилия, не представляется возможным обеспечить их защиту. В то же время, нам известно, насколько сильный психологический вред может быть нанесен ребенку в результате изъятия из семьи и размещения в замещающую семью, насколько сильно он может задержаться в развитии, и насколько важно по мере возможности избегать этого и всеми способами стремиться защитить ребенка, оставив его в семье.
Система ценностей семейно-ориентированного подхода призвана по мере возможности защищать от плохого обращения, минимально ограничивая при этом права семей и родителей. Именно этот подход позволяет наиболее эффективно учитывать, поддерживать и сохранять права как детей, так и их семей.
Ценности семейно-ориентированного подхода к организации работы по защите детей основаны на ценностях социальной работы. К этим ценностям относятся, в частности, следующие: право семьи на самоопределение; признание и уважение уникальности каждой личности; а также уважение права членов семьи на то, чтобы жить в соответствии с ценностями, стандартами и понятиями, которые соответствуют их «корням», их культурному наследию.
Эти ценности находят свое выражение в следующих принципах практической работы:
• Мы рассматриваем семью в качестве главного объекта социальной работы. При этом мы уважаем семью и делаем все от нас зависящее для того, чтобы укрепить и поддержать семью – идеальную среду, которая может в полном объеме удовлетворить потребности ребенка и соблюсти его наилучшие интересы.
• Мы стремимся к тому, чтобы работа по защите детей по мере возможности велась в рамках их собственных семей, сообществ и культур. Забота об укреплении и сохранении семей продиктована нашей убежденностью в том, что именно семья способна лучше всех решить задачу удовлетворения потребностей ребенка и защиты его интересов. Оказывая услуги, призванные расширить возможности родителей в плане ухода за детьми, органы защиты детей в конечном итоге защищают права родителей.
• Мы не утверждаем, что ребенок должен оставаться в семье при любых обстоятельствах! Если существует значительный риск того, что, даже получая всестороннюю помощь и поддержку со стороны органов защиты детей, семья окажется не в состоянии надлежащим образом защитить ребенка, подверженного риску плохого обращения, мы обязаны рассмотреть другие пути обеспечения безопасности ребенка. В таких случаях наша обязанность по защите ребенка требует, чтобы его права имели преимущественную силу по сравнению с правами семьи.
При этом мы исходим из того, что подобная ситуация носит временный характер, и нам удастся воссоединить семью и восстановить права родителей на опеку над ребенком. Иными словами, права родителей не должны ущемляться ни при каких обстоятельствах, за исключением случаев, когда это единственный способ защитить ребенка.
• Поскольку мы полностью отдаем себе отчет в том, что изъятие ребенка из семьи может нанести ему серьезную психологическую травму, мы стремимся разместить его в среду, которая как можно больше напоминает ему дом, создает минимум ограничений и максимально близка ему в культурном плане; как правило, ребенок размещается в семью, проживающую в его сообществе, расположенную как можно ближе к его собственному дому. Прежде чем разместить ребенка в семейном детском доме, мы стараемся разместить его у дальних родственников или соседей.
• Даже когда нам не удается избежать изъятия ребенка из семьи, мы по-прежнему рассматриваем всю семью в качестве главного получателя наших услуг. Члены семьи вовлекаются в совместную работу с целью разрешения проблем, приведших к плохому обращению с ребенком, разработки и реализации плана воссоединения. Тем самым мы не только повышаем вероятность успешного воссоединения, но и сохраняем отношения между ребенком и его семьей, поддерживая у ребенка осознание своей принадлежности к семье. Вовлечение родителей во все аспекты планирования социальной работы, периодическое посещение семьи, из которой изъят ребенок, на протяжении всего времени, пока он находится в замещающей семье, а также интенсивное оказание социальных услуг позволяют в скором времени обеспечить воссоединение семьи и восстановление родителей в своих правах. Подобная работа с родителями позволяет защитить и сохранить их права.
• Если многократные интенсивные попытки укрепить семью и обеспечить ее воссоединение не приносят желаемых результатов, права ребенка вновь приобретают преимущественную силу, и главной целью социального работника становится подбор семьи, в которую ребенок будет размещен на постоянной основе, будь то путем усыновления, передачи прав опеки или попечительства либо с использованием других законодательно установленных механизмов. Таким образом, и в этом случае применяемый нами подход сохраняет свой «семейно-ориентированный» характер, поскольку в центре внимания остается семья, в которую на постоянной основе размещается ребенок, нуждающийся в уходе.
В случае надлежащей реализации семейно-ориентированный подход способен обеспечить защиту прав детей с минимальным вмешательством в дела семьи и с минимальным ограничением прав родителей. Более того, его главная цель заключается в том, чтобы защитить ребенка, не изымая его из первичной семьи.
При этом основополагающим принципом всей системы ценностей, философского обоснования и нормативной базы работы по защите детей остается необходимость защиты интересов детей, что в некоторых случаях – а именно в случаях, когда органами защиты детей исчерпаны все другие возможности – может приводить к изъятию ребенка из семьи и ограничению родительских прав. Нельзя забывать о том, что если несмотря на все усилия защита ребенка невозможна без ограничения родительских прав, у нас есть все юридические и этические права на то, чтобы поставить интересы ребенка на первое место.
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В настоящее время, одной из доминирующих проблем общества становится проблема предотвращения жестокого обращения с детьми, которая существует во всех сферах объективной реальности и оказывает непосредственное влияние на культуру общества. По мнению большинства экспертов, существующая система защиты и предупреждения жестокого обращения с детьми не действенна: более чем каждый третий считает, что она работает эффективно, но дает сбои. Таким образом, актуальность проблем жестокого обращения детерминирует необходимость совершенствования существующей практики социальной поддержки детей, подвергшихся жестокому обращению в семье.
В связи с этим возникает необходимость в выделении причины и механизма устранения данного явления (жестокого обращения с детьми). Одной из причин является существование конфликтных отношений в семье. Также конфликт может сопровождаться жестоким обращением с детьми. Как правило, в основе конфликта лежит непонимание в процессе общения.
Конфликты всегда были, есть и будут в семье, поэтому актуализируется определение характера протекания конфликтной ситуации и последствия устранения. Протекание конфликтной ситуации – это совокупность условий, характеристик, свойств, определяющих состояние конфликта в определенный промежуток времени. Таким образом, протекание конфликтной ситуации может сопровождаться агрессией и жестоким обращением к ребенку. Устранение конфликтной ситуации – это выход ситуации на новый уровень, где последствием будет являться установление гармоничных отношений и переоценка участниками конфликта своего поведения и своих ошибок, либо обострение конфликта, ухудшение отношений, что может также вызвать жестокое обращение с детьми. Обострение конфликта является результатом неправильного разрешения конфликта и может привести к возникновению новых конфликтов и проблем. Ими могут быть: преступность, наркомания, алкоголизм, проституция, уходы ребенка из дома, дезадаптация, вовлечение ребенка в негативную молодежную субкультуру. Поэтому, в реализации устранения конфликтности и предотвращении жестокого обращения с детьми, необходим процесс упорядочивания объективной реальности, в соответствии с которым будет происходить разграничение характеристик данного, изучаемого явления и углубленное изучение отдельных компонентов, и исследование иррациональных свойств проблемы. Под иррациональными свойствами следует понимать свойства, вытекающие из иррациональной природы человека, бессознательное. Названные обстоятельства будут способствовать системному изучению конкретных проблем, связанных с жестоким обращением с детьми и конфликтными отношениями в семье.
Реализация данной задачи возможна в условии взаимодействия двух главных институтов формирования и развития личности – школы и семьи. В семье формируются базовые ценностные установки в личности ребенка, которые в дальнейшем послужат ребенку ориентиром для адаптации его в социуме, индивидуальной оценкой окружающей действительности. В условиях школы происходит совершенствование и развитие личности. Конфликты и жесткое обращение с детьми является не только разрушающим фактором, но и препятствием для становления личности.
В связи с этим, существующие проблемы современной семьи в условиях изменений, происходящих во всех сферах общества, отказ от традиционных ориентиров в воспитании подрастающего поколения обосновывают вовлечение педагогов в практику семейного воспитания и в предотвращении жестокого отношения к детям, требуют от педагогов-практиков не только помощи в усвоении учебного материала, но и в разрешении конфликтной ситуации ребенка. Поэтому современной семье необходим нейтральный помощник, обладающий высокой профессиональной компетентностью в разрешении конфликтной ситуации, способный своевременно, системно, правильно определить проблему ребенка, умеющий профессионально грамотно наладить диалог родителей и детей, контролировать ситуацию, выстраивать стратегию помощи семье в конфликтной ситуации. Таким образом, существует потребность в овладении педагогами знанием, которое будет способствовать эффективному разрешению проблем данного ребенка и его семьи. Поэтому возникает необходимость разработки критериев эффективности педагогической помощи в разрешении конфликтной ситуации, которые станут для педагога объективным ориентиром правильности оказания помощи. Критерии позволят учесть все особенности изучаемого явления, что позволит педагогу целенаправленно, системно, целостно подойти к решению проблемы, определят границы вмешательства в личную жизнь семьи, позволят максимально эффективно решать поставленную перед педагогом задачу.
Профессионализм в любой деятельности проявляется в ее технологизации. Технология разрешения конфликта предполагает детальное изучение специфики семьи, последовательность в действиях, предупреждение ошибок в выборе методов и средств, избегание стихийности в решении конфликтной ситуации. На практике же, как правило, педагог действует по наитию, без разработанной стратегии в оказании помощи. Деятельность педагогов в решении этих вопросов, бессистемна, т.к. не сформированы целевые установки в оказании педагогической помощи подросткам и их родителям в конфликтных ситуациях.. Поэтому особую актуальность приобретает разработка педагогического алгоритма оказания помощи подросткам и их родителям в конфликтных ситуациях.
В условиях современной школы предпринимаемые педагогами попытки оказания помощи подросткам и их родителям в конфликтных ситуациях нередко приводят к различного рода психическим травмам, которые так или иначе, лишь обостряют проблему, усложняют ее. Часто это происходит из-за того, что педагоги в своей работе пытаются некритично использовать психологические и конфликтологические методики, не имея соответствующей подготовки и условий для осуществления такой деятельности. В связи с этим, возникает необходимость разработки педагогических методик оказания педагогической помощи в конфликтной ситуации, которые могут применяться социальными педагогами, классными руководителями, учителями и воспитателями.
Помимо существующих центров, оказывающих медицинскую и психологическую помощь, необходимо создать специальные центры правовой и социальной защиты детей и подростков, с которыми жестоко обращаются в семьях, образовательных учреждениях.
Таким образом, в проблеме разрешения конфликтных отношений в семье и проблеме предотвращения жестокого обращения с детьми существенная роль должна отводится, в первую очередь, взаимодействию двух наиглавнейших институтов формирования и развития личности ребенка – школы и семьи. Привлечение деятельности специальных центров правовой и социальной защиты детей, с которыми жестоко обращаются в семьях, образовательных учреждениях необходимо при обострении существующих проблем и при ликвидации последствий данного явления. А разрешение конфликтов и предотвращение жестокого обращения с детьми является актуальной педагогической проблемой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жестокое обращение с детьми
В настоящее время тема жестокого обращения с детьми занимает одно из первых мест. Данный материал в виде презентации возможно использовать при работе с родителями, а также для проведение семинаров и з...
Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.
К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и в семьях некоторых наших у...
Родительское собрание «Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей».
Данный материал можно использовать на родительских собраниях...
Родительское собрание «Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей».
Данный материал можно использовать на родительских собраниях...
Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми
Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным. Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющи...
Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-Петербурга Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения.
Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-ПетербургаАлгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим о...
Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми (2021-2022г.)
Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным. Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющи...