Рекомендации родителям заикающегося школьника
статья
В работе с заикающимся учеником ведущая роль принадлежит родителям, и исход заикания во многом зависит от них самих, их силы воли и работоспособности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelyam_zaikayushchegosya_shkolnika.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям заикающегося школьника
Заикание – сложное, трудноустранимое речевое нарушение, является в большинстве случаев очень мучительным для ребенка, так как речь его постоянно прерывается непроизвольными, внезапными паузами, продолжительными остановками или повторениями отдельных звуков, слогов, а иногда и слов. Это происходит в результате возникновения судорог в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате.
Заикание не просто речевое расстройство, - это заболевание всего организма. И это явление настолько сложно, что многие его механизмы до сих пор остаются загадкой.
В возрасте от 2-х до 5-ти лет молодая формирующаяся речевая система очень податлива и хрупка. Причин появления заикания много, остановимся лишь на тех, в которых вольно или не вольно повинны сами родители.
1. Чрезмерная перегрузка речи ребенка, форсирование ее развития без учета возрастных возможностей.
2. Отставание от сверстников в своем речевом развитии, вследствие педагогической запущенности.
3. Неблагоприятная обстановка в семье.
4. Могучий фактор речевого развития – это момент подражания, который несет в себе и известные опасности.
5. Состояние нервной системы, ее ранимость, впечатлительность.
6. Внезапно возникшее чувство страха, тревоги, беспокойства, которое не всегда удается вовремя заметить, тем более разгадать их причину.
Заикание появляется словно бы внезапно. И обращаться к специалистам необходимо своевременно, не дожидаясь самопроизвольного, внезапного исчезновения речевого дефекта. На начальных этапах гораздо легче вести борьбу с недугом, так как дефект еще не закрепился и быстрее поддается устранению.
Заикание может привести к серьезным психическим травмам: чувство неполноценности, невроз, раздражительность, обидчивость, у одних – нерешительность, замкнутость, мнительность, а у других – вспыльчивость, озлобленность, развязность.
Подходов к лечению заикания много, но все они разделяются на два лагеря: «говорите плавно» и «относитесь проще к заиканию». Лучше всего действует сочетание этих двух подходов. С помощью первого подхода вырабатываются навыки плавной речи (простое начало – координация дыхания, голоса, движений, необходимых для легкого произнесения речи; легкий контакт; связывание слов). Второй подход помогает снизить напряжение и модифицировать свое заикание так, чтобы оно не мешало общению.
При устранении заикания у детей как дошкольного, так и школьного возраста применяется комплексный метод: медицинский, психологический, логопедический. Большое значение в предотвращении развития тяжелых психических и невротических проявлений имеет воспитание ребенка с раннего возраста смелым, настойчивым, целенаправленным, хорошо приспособленным к детскому коллективу.
Школа – та внешняя среда, которая в течение многих лет окружает ребенка и влияет на формирование его характера, поведение, состояние нервной системы. Особенно большое значение имеет эта среда для заикающегося ребенка. И от того, благоприятная или неблагоприятная
обстановка создается в школе для ученика, во многом зависит и состояние его речи.
Известно, что заикание имеет свойство рецидивировать. Поступление в школу, переход из младших классов в средние, а затем в старшие, переходный возраст, во время которого особенно важное значение для подростка приобретает мнение окружающих, их реакция на его речевой дефект – это самые критические моменты, обостряющие заикание. Заикание у школьников отмечается непостоянством клинической картины, приспособляемостью, видоизменяемостью. Дефект в течение года может то ослабевать, то усиливаться, то совсем исчезать. Наедине с собой ребенок никогда не заикается. Также на тяжесть заикания влияют климатические условия, смена времен года, обстановка жизни в семье. Резкое обострение болезни обычно возникает осенью и весной.
Трудно переоценить ту положительную роль, которую должен сыграть в жизни заикающегося ребенка учитель. Прежде всего, если в класс поступил заикающийся ученик, учитель должен проявить к нему максимум внимания, чуткости и заинтересованности его личной жизнью, сблизиться и расположить его к себе. Говорить с заикающимся надо медленно. Затем учителю нужно поговорить со всем классом в отсутствии заикающегося ученика и объяснить, что тот очень болезненно переживает свой речевой недостаток и что ребята должны проявлять к нему товарищескую чуткость, что бесчеловечно смеяться над болезнью. Нужно также сказать, что заикание усиливается, прежде всего, при ответах у доски. Помочь сблизиться заикающемуся с наиболее уравновешенными, нормально говорящими детьми. Опрашивать заикающегося ученика рекомендуется так же, как и всех остальных учеников, и ни в коем случае не реже. Чтобы уложиться во времени, учитель должен специально наметить день, когда будет спрашивать, и на этом уроке должен ограничиться опросом нескольких учеников, с учетом того, что на ответы уйдет много времени.
Такая система опроса создаст спокойную обстановку для учеников, да и для самого учителя. Это позволит учителю терпеливо дождаться, пока ученик справится с затруднениями, и выслушать ответ до конца. А для того, чтобы в классе не создалась напряженная атмосфера ожидания, чтобы не привлекать внимание ребят к ответу заикающегося ученика, учитель в это время может дать всему классу какое-либо письменное задание. Заикание тем сильнее, чем больше ребенок утомлен. В начале дня, в начале урока дефект проявляется менее резко. Отсюда вывод: заикающимся легче ответить по пройденному материалу в начале учебного дня и в начале урока. Ученик не заикается обычно при чтении заученных стихов, рассказов, пении песен. Это надо учитывать при преодолении и предупреждении заикания.
Очень часто при заикании самым трудным бывает начало речи. Желательно, чтобы учитель пришел на помощь и первые несколько слов проговорил вместе с учеником. Этого бывает достаточно, чтобы он «разговорился». Что касается письменных ответов и ответов после урока, то, конечно, эти формы опроса могут иметь место, но только в тех случаях, когда они применяются ко всем ученикам. Основной принцип: не обосабливать заикающегося, не ставить его в видимые исключительные условия.
Нельзя делать замечания по поводу речи заикающегося ученика в присутствии всего класса, даже если у учителя есть подозрения, что ученик своими речевыми трудностями старается замаскировать незнание урока. Никогда нельзя забывать, что заикание ситуационно: оно зависит от разных факторов. И свободный разговор на перемене с товарищами совсем не означает, что ученик также свободно сможет говорить у доски. У одного и того же ученика в течение дня речь может быть разной – от совершенно свободной до практически невозможной.
На речь влияет многое: эмоциональное состояние ученика, спокоен он или волнуется, стихи или прозу ему приходится отвечать, читать или пересказывать урок, строгий или не строгий, любимый или не любимый предмет. Нет заикающегося ребенка, который бы всегда, везде и со всеми говорил одинаково.
Очень важно, чтобы у учителя установился контакт с родителями заикающегося ученика. Только хорошо зная обстановку в семье, поведение ребенка дома, его духовную жизнь, можно наладить правильные отношения с учеником в школе. Учитель обязан порекомендовать родителям, чтобы ученик начал посещать логопедические занятия на школьном или поликлиническом логопункте.
В работе с заикающимся учеником ведущая роль принадлежит родителям, и исход заикания во многом зависит от них самих, от их силы воли и работоспособности. Родители должны помнить, что заикающийся нуждается в щадящем режиме. Они должны вселять веру в свои силы, подбадривать ребенка, поддерживать желание работать над совершенствованием речи. Родителям рекомендуется требовать от ребенка твердого и ритмичного заучивания и рассказывания стихотворений, басен, поговорок, учить пересказывать сказки и рассказы своими словами. Чем больше ученик упражняется в такой речи, тем меньше возможность ее расстройства. Трудно также переоценить положительную роль физкультуры и спорта. Вид спорта подбирается индивидуально. Наилучшими видами спорта являются легкая атлетика, гимнастика, лыжи, волейбол, баскетбол.
Все выше перечисленные рекомендации бесполезны, если в положительном результате не заинтересован сам заикающийся ребенок. Активно помогать целесообразно только тем детям, которые ищут помощи, охотно и старательно лечатся. Только при благоприятной обстановке в школе, при последовательном и едином контроле за речью ребенка со стороны учителей и родителей и, самое главное, при систематической работе самого ученика можно добиться закрепления правильной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям школьников
Переход ребенка из начальной школы в основную, из основной в старшую, контрольные работы и экзамены часто является стрессовой ситуацией и для детей, и для их родителей. Как семья может пом...
Методические рекомендации родителям младших школьников с речевыми недостатками
Методические рекомендации родителям младших школьников с речевыми недостатками...
Методические рекомендации для родителей младших школьников "Режим дня в жизни школьника"
Задачи: 1.Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника. 2.Убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня....
Советы и рекомендации родителям младших школьников, изучающих английский язык.
В статье даны советы родителям, чьи дети приступают к изучению английского языка, а также практические рекомендации по выполнению домашнего задания....
Буклет "Памятка родителям заикающихся детей"
Буклет представляет собой советы родителям заикающихся детей...
Общие рекомендации родителям младших школьников.
Практика показывает, что чем младше ребенок, тем пластичнее его мозг. И чем раньше начинается работа по формированию восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, тем лучше и успешне...
Советы родителям заикающихся детей
Советы по созданию общего щадящего режима...