Доклад «ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения».
статья по теме

ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ. Это общественный договор муниципалитета, школы, обучающихся и их родителей. В договоре чётко прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса. Стандарт первого поколения был утверждён в 2004 году. По существу он был, прежде всего, стандартом содержания образования,  поскольку включал перечень тем, которые должен был изучить ученик по каждому предмету. ФГОС – новый стандарт нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни. Как все мы знаем, сегодня государство определило единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, который позволит обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Этот путь -  модернизация и инновационное развитие. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства и со школьной скамьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_roditelskom_universitete_.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский университет на тему:

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. (28.11.2011 года)

Добрый день, уважаемые родители!

Сегодня работа нашего родительского университета посвящена подготовке детей к школе в условиях внедрения ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

 В 2011/2012 учебном году в нашей школе обучение в первом классе организовано в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по образовательной системе, прошедшей экспертизу на соответствие новым стандартам:

  1. развивающая образовательная система «Школа 2100» — это учебно-методический комплекс, основанный на деятельностном, проблемно-диалогическом подходе в организации обучения, позволяющем максимально раскрывать личностные качества ребёнка в процессе творческой совместной деятельности по «открытию нового знания». Это личностно-ориентированное, развивающее вариативное непрерывное образование для массовой школы, где создана линия по продолжению обучения от начальной школы до старшей.

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?


ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ. Это общественный договор муниципалитета, школы, обучающихся и их родителей. В договоре чётко прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса. Стандарт первого поколения был утверждён в 2004 году. По существу он был, прежде всего, стандартом содержания образования,  поскольку включал перечень тем, которые должен был изучить ученик по каждому предмету. ФГОС – новый стандарт нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни. Как все мы знаем, сегодня государство определило единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, который позволит обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Этот путь -  модернизация и инновационное развитие. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства и со школьной скамьи.

  Именно школа фактически является  важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Таков социальный заказ государства школе сегодня. Как же его достичь?

Главный стратегический документ развития образования – национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» – видит достижение такого качественно нового результата, как вы понимаете, во внедрении ФГОС второго поколения.

Принципиальное отличие новых стандартов от стандартов первого поколения заключается в том, что целью его реализации является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребёнка и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

ФГОС – это совокупность трёх систем требований:

-требований к результату образования;

-требований к структуре основных образовательных программ;

-требований к условиям реализации стандарта.

Если в стандарте первого поколения детально прописывалось содержание образования, то в новом стандарте 2009 года чётко обозначены требования к результатам образования:

1. личностным результатам, а именно: смотивированности к обучению, выполнению морально – нравственных норм, сформированности внутренней позиции, самоуважения, самооценки;

2. метапредметным результатам, а именно – сформированности умения учиться: использовать символические средства, выполнять логические операции, проводить сравнение, анализ, аналогию, обобщение, классификацию, управлять своей деятельностью, осуществлять контроль, коррекцию, проявлять самостоятельность и навыки сотрудничества, активную речевую деятельность, уметь работать с источниками информации;

3. предметным результатам, т. е. овладение системой научных знаний по учебным предметам.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности патриотизм, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В Стандарте второго поколения определён «портрет» выпускника начальной школы:

  1. любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  2. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  3. любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  4. владеющий основами умения учиться, способный к организации  собственной деятельности;
  5. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
  6. доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
  7. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и для окружающих образа жизни.

«Здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – ничто», – гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании – красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», ФГОС. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребёнка, освоением им новой социальной роли «ученик». Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепления здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т. д. Ряд отдельных мероприятий: традиционные Дни Здоровья, третий час физкультуры – направлены на формирование культуры здоровья, укрепление и сохранение здоровья детей.

Уважаемые родители! Требования к структуре образовательных программ предполагают установление соотношения частей образовательных программ. Это означает, что образовательная программа школы включает как обязательные занятия, так и занятия по выбору. В новом стандарте занятия по выбору введены в учебный план как часы внеурочной деятельности. На неё должно отводиться 10 часов в неделю во второй половине дня, т е. в среднем по 2 часа каждый день. После обеда ребёнок будет посещать кружки, секции, клубы, которые предложит школа, в зависимости от выбранного направления. Выбор занятий по внеурочной деятельности дети делают совместно с родителями.    

  Школа после уроков должна сегодня стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Главное, чтобы здесь ребёнок сумел сделать выбор, сумел научиться свободно проявлять свою волю, раскрыться  как личность. В формате реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков так, чтобы школа стала для него вторым домом. Это, в свою очередь,  даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания  и   образования.

Во   внеурочной   деятельности   создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых    детей  и  педагогов,  в  которой    осуществляется    «штучная    выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.  

При этом важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с  отстающими или одарёнными детьми. Внеурочная деятельность – это полноценная органичная часть образовательного процесса, без которой невозможно осуществить полноту и цельность образования.

Требования к условиям реализации образовательных программ предполагают развитие кадровых, материально – технических, финансовых и др. условий, без которых нельзя достичь необходимых образовательных результатов и решить задачу сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Таким образом, меняются требования к учителю, к его профессиональной подготовке и квалификации. Новая школа требует и иной инфраструктуры. Постепенно школа будет оснащаться высокотехнологичным учебным оборудованием: компьютерами, интерактивными досками, медиатехникой, будут современные столовые. Современная школа предполагает  тесное взаимодействие с семьёй. Школьные праздники, концерты, спортивные мероприятия становятся привлекательным местом семейного отдыха.

Начальная школа – это самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка. Начинается систематическое обучение в школе, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Все отношения учащихся с внешним миром теперь определяются его новой социальной позицией – ролью ученика. Поэтому, прежде чем ребёнок пошёл в школу, родители, воспитатели и педагоги обязаны подготовить его к этой новой социальной роли – роли школьника.

Уважаемые родители!

Обратите внимание на то, соблюдает ли ваш ребёнок правила личной гигиены, может ли он сам себя обслужить в повседневной жизни (надеть пальто или куртку, завязать шнурки, убрать со стола посуду и т. д.), соблюдает ли режим  дня. Можете ли вы утверждать, что ваш ребёнок готов самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и со взрослыми? Необходимо воспитывать в детях самостоятельность и ответственность, способность  проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». У вашего ребёнка в этом возрасте уже должна быть сформирована       культура общения и культура поведения со сверстниками и взрослыми, культура организации совместной деятельности, сотрудничества, умение   организовать свой собственный досуг, свою деятельность.

У детей в возрасте 6-7 лет проявляются такие качества, как готовность решать задачи, связанные с освоением учебного материала:

-восприятие;

-внимание;

-элементарная учебная деятельность (умение слушать и слышать педагога, принимать учебную задачу, следовать инструкции, задавать вопросы, самостоятельно выполнять задание, стремиться к достижению результата);

-развитая мелкая моторика (тонкие движения рук, важные для овладения письмом, рисованием, лепкой и. д.).

Игры, совместная деятельность со взрослыми, сверстниками способствует усвоению детьми системы моральных норм и взаимоотношений, формированию коммуникативных умений, эмоциональной отзывчивости, сотрудничества и взаимопомощи, а также способности к осознанию и оцениванию своих действий, поступков, мыслей («что такое хорошо и что такое плохо»), определять своё знание и незнание, то есть иметь объективную самооценку своего «я» и другого человека. Обратите, пожалуйста, внимание на формирование семейных ценностей: любовь к родным и близким, забота в семье друг о друге, почитание старших, чувство уважения к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сёстрам. Подумайте, чему учат детей ваши семейные праздники, традиции: любви к родному дому, селу, Родине, доброжелательности к людям, стремлению к здоровому образу жизни. Если это так, то всё это вместе взятое воспитывает, развивает и формирует вашего сына или дочь как человека. А это и есть самое важное, каким человеком будет ваш ребёнок.            

Муллахметова Г.М. – заместитель директора по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов второго поколения по физике

Презентация: Ознакомление  с основными положениями ФГОС второго поколения по физике...

Презентация к семинару "Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения основного общего образования".

Введение ФГОС- процесс сложный и многоплановый, включающий комплекс мероприятий,реализация которых необходима на государственном, региональном, школьном уровнях. Впервые на государственном уровне опре...

Рабочая программа по обществознанию в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения

Рабочая  программа  предназначена для изучения   обществознания  в основной школе  (5-9 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту вт...

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

В статье раскрываются современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения....

Преподавание физики в условиях федерального государственного образовательного стандарта второго поколении

Ключенвая цель метоличесокй работы:повышение эффективности  образовательног процесса  через применение совеременных подходов к организации образовательной деятельности , непрерывное совершен...