Рабочая программа по обществознанию в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения
рабочая программа по обществознанию на тему
Рабочая программа предназначена для изучения обществознания в основной школе (5-9 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второгопоколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011). Сроки реализации программы: 2014-2018 год (5-9 классы).
Рабочая программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов предметной линии учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова («Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н, Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей и организаций/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. – изд 2-е, доработанное.- М.: Просвещение, 2011.»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_obshchestvo.docx | 99.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения обществознания в основной школе (5-9 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второгопоколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011). Сроки реализации программы: 2014-2018 год (5-9 классы).
Рабочая программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов предметной линии учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова («Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н, Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей и организаций/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. – изд 2-е, доработанное.- М.: Просвещение, 2011.»). Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень. Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которое существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.
Общая характеристика программы
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Общая характеристика учебного предмета
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.
Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.
Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5 – 9 классов. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап – 5 – 7 классы; второй этап – 8 – 9 классы.
Курс «Обществознание» для 5 – 7 классов является пропедевтикой курса «обществознание» для 8 – 9 классов и далее для 10 – 11 классов. Общая логика распределения в нём учебного материала – линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов курса, - антропоценрический. Одни темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются оригинальными. Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.
Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальнымдля растущей личности проблемам жизни человека в социуме.Даются элементарные научные представления об обществе,о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема — «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).
На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.
В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени,вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляет во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования: Клуб юных учёных, кружки социальной направленности «СМИ», спортивные секции и музейно-экскурсионная работа. Курс имеет своё логическое продолжение в деятельностиУченического совета, системе воспитательной работы и системе самоуправления. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе.
Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Место предмета «Обществознание» в учебном плане.
Обществознание в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 170 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариативной части предмета отводиться 75% учебного времени.
Цели изучения обществознания в основной школе.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной (в том числе экономической и правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской и социальной ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;• развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений;
- • овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Требования к результатам обучения и освоения
содержания курса «Обществознание».
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
I. Человек в социальном измерении
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Тендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
II. Ближайшее социальное окружение
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
III. Общество — большой «дом» человечества
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
IV. Общество, в котором мы живём
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.
Российское общество в начале XXI в.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества?
Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.
Место России среди других государств мира.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
V. Регулирование поведения людей в обществе
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность.
VI. Основы российского законодательства
Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Административные правоотношения. Административное правонарушение.
Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы. Судебная система.
ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
VII. Мир экономики
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.
Типы экономических систем. Собственность и её формы.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.
Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.
Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.
Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Особенности экономического развития России.
VIII. Человек в экономических отношениях
Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.
Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.
Права потребителя.
IX. Мир социальных отношений
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.
Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.
Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства.
Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.
ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА
X. Политическая жизнь общества
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.
Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.
Межгосударственные отношения. Международные политические организации.
Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Глобализация и её противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.
XI. Культурно-информационная среда общественной жизни
Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.
Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.
XII. Человек в меняющемся обществе
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебно – методический комплекс:
- Учебно-методическое пособие. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы» М: Просвещение 2011.
- 5 класс:
- «Обществознание. 5 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2013.
- Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Рабочая тетрадь к учебнику«Обществознание. 5 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2012.
- Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику«Обществознание. 5 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2013.
- 6 класс:
- «Обществознание. 6 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение.
- Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Рабочая тетрадь к учебнику«Обществознание. 6 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение.
- Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику«Обществознание. 6 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение.
- 7 класс:
- «Обществознание. 7 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение.
- О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Рабочая тетрадь к учебнику«Обществознание. 7 класс. ФГОС» под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение.
- Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику«Обществознание. 7 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение.
- 8 класс:
- «Обществознание. 8 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение.2013.
- О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Рабочая тетрадь к учебнику«Обществознание. 8 класс. ФГОС» под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение.2013.
- Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику«Обществознание. 8 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение.
- 9 класс:
- «Обществознание. 9 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение.2013.
- О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Рабочая тетрадь к учебнику«Обществознание. 9 класс. ФГОС» под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение. 2013.
- Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику«Обществознание. 9 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение.2013.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011
- Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. М: Просвещение, 2010.
- Учебно-методическое пособие. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы» М: Просвещение 2012.
Образовательные сайты:
1.Яndex-энциклопедии. http://encycl.yandex.ru
2.Рубрикон. http://www.rubricon.ru/
3.Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU. http://www.megabook.ru/
4.Lib.ru Библиотека Максима Мошкова
- http://www.rsnet.ru – Официальная Россия (сервер органов государственной власти РФ)
- http://www.president.kremlin.ru/ - Президент РФ
- http://www.ant-m.ucoz.ru/ - "Виртуальный кабинет истории и обществознания"
- http://www.alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета - Обществознание
- http://www.hpo.org – Права человека в России
- http://www.chelt.ru – журнал «Человек и труд»
- http://www.fw.ru – Фонд «Мир семьи»
Технические средства обучения
- Ноутбук Lenovo
- Аудиоколонки колонки Genius
- Мультимедийный проектор
- Принтер Canon
- Экран.
- Электронные приложения к учебникам.
Раздел: поурочное планирование 5 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Решаемые проблемы (цели) | Планируемые результаты | |||||
Предметные результаты | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||||||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | |||||||
Глава I. Человек (4 часа) | |||||||||
1-2 | Загадка человека (ознакомление с новым материалом) | 2 | 1. Введение в предмет. 2. Зачем человек рождается? 3. Что такое наследственность. 4. Наследственность — биологическая сущность всех людей. 5. Можно ли влиять на наследственность | Научатся: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника. Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. | определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров | допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | |
3-4 | Отрочество — особая пора жизни (комбинированный) | 2 | 1. Легко ли быть подростком? 2. Отрочество —пора мечтаний. 3. Самостоятельность — показатель взрослости. 4. Всегда ли самостоятель ность приносит пользу. 5. Нужны ли сегодня рыцари | Научатся: определять свое место среди сверстников и взрослых, пони мать себя. Получат возможность научиться: анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах | воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач. | принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | |
Глава II. Семья (7 часов) | |||||||||
5- 6 | Семья и семейные отношения (ознакомление с новым материалом) | 2 | 1.Зачем люди создают семьи. 2. Если семья не выполняет своих обязанностей. 3. Какие бывают семьи | Научатся: изучать историю своей семьи; определять ее функции; характеризовать семейно-право- вые отношения. Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. | принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий | участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | |
7- 8 | Семейное хозяйство (ознакомление с новым материалом) | 2 | 1. Семейные заботы. 2.Каким должен быть хозяин дома. 3.Как хозяйствовать по правилам | Научатся: характеризовать семейно-правовые отношения. Получат возможность научиться: анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства; работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений: | прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | |
9-10 | Свободное время (ознакомление с новым материалом) | 2 | 1. Что такое свободное время. 2. Свободное время и занятия физкультурой. 3. Свободное время и телевизор, компьютер и мобильный телефон. 4. Своими руками. 5. Что такое Хобби | Научатся: организовывать свое свободное время. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | устанавливают причинно- следственные связи и зависимости между объектами. | принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале | планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | |
11 | ПОУ по теме «Семья» (обобщение и систематизация знаний) | 1 | 1. Экономия семейных ресурсов. 2. Это должен уметь каждый хозяин дома. 3. Творчество своими руками | Научатся: организовывать свое свободное время; характеризовать семью как частичку общества, как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. | принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и сотрудничество | проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения). | Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий | |
Глава III. Школа (7 часов) | |||||||||
12-13 | Образование в жизни человека (ознакомление с новым материалом) | 2 | 1.Школьное образование. 2. О чем рассказала бабушка. 3. Чему учит школа сегодня. 4. Учись учиться | Научатся: определять мотивы обучения детей в школе. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | |
14-15 | Образование и самообразование (комбинированный) | 2 | 1.Формы самообразования. 2. Испокон века книга растит человека. 3. Самообразование — путь к успеху. 4. Новые возможности. 5. Самообразование и самоорганизация | Научатся: организовывать собственную учебную деятельность, познакомятся с формами самообразования. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | |
16-17 | Одноклассники, сверстники, друзья (комбини рованный) | 2 | 1. Ты и другие ребята. 2. Слово не воробей. 3. Какой ты, друг? | Научатся: выстраивать свои отношения с одноклассниками. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | используют знаково-символические средства, в том числе мо дели и схемы для решения познавательных задач. | принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, которые выражаются в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия | |
18 | ПОУ по теме «Школа» (обобщение и систематизация знаний) | 1 | 1. Отношения друзей и сверстников. 2. Организация свободного времени | Научатся: организовывать свое свободное время; определять свои отношения с одноклассниками. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия | участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им | |
Глава IV. Труд (5 часов) | |||||||||
19-20 | Труд - основа жизни (ознакомление с новым материалом) | 2 | 1. Каким бывает труд. 2. Что создается трудом. 3. Как оценивается труд. 4. Богатство и бедность. 5. Богатство обязывает | Научатся: определять значение труда в жизни человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. | ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий | допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | |
21-22 | Труд и творчество (комбинированный) | 2 | 1.Трудовая деятельность человека. 2. Мастер и ремесленник. 3. Что такое творчество. 4. Творчество в искусстве | Научатся: определять значение труда в жизни человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. | учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию. | Выражают адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности | |
23 | ПОУ по теме «Труд» (обобщение и систематизация знаний) | 1 | 1. Труд в деятельности человека. 2. Мир профессий | Научатся: организовывать свою трудовую деятельность; определять свои отношения с одноклассниками. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия | участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им | |
Глава V. Родина (9 часов) | |||||||||
24-25 | Наша Родина — Россия (ознакомление с новым материалом) | 1. Российская Федерация. 2. Русский язык - государственный. 3. Что значит быть патриотом | Научатся: определять понятие «федерация»; объяснять, что значит быть патриотом. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. | ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий | допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | ||
26-27 | Государственные символы России (ознакомление с новым материалом) | 1. Герб России. 2. Флаг России. 3. Гимн России | Научатся: определять государственные символы. Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия | Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | ||
28-29 | Гражданин России (ознакомление с новым материалом) | 1. Гражданин. 2. Права и обязанности граждан России. 3. «Моя хата с краю» | Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. | адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей | договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | ||
30-31 | Мы - многонациональный народ (комбинированный) | 1. Что говорит закон. 2. Мы - дети разных народов, мы - один народ. 3. Многонациональная культура России. 4. Что такое национальность | Научатся: с уважением относиться к образу жизни и культуре разных народов. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество). | Осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам | ||
32 | ПОУ по теме «Родина» (обобщение и систематизация знаний) | 1. Проверочная работа. 2. Групповые задания | Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | Осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам | ||
Повторение (2 часа) | |||||||||
33-34 | ПОУ по теме «Человек и общество» (применение знаний и умений (защита проектов)) | Защита проектов | Научатся: проводить простейшие исследования, интервьюировать родителей, бабушек и дедушек, создавать иллюстрированный текст или электронную презентацию на заданную тему; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Получат возможность научиться: обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия | Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им | ||
35 | Итоговое повторение и обобщение | 1 | Повторение изучено материала. | Завершение изучения раздела, систематизация и обобщение материала | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). | Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Решаемые проблемы (цели) | Планируемые результаты | |||||
Предметные результаты | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||||||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | |||||||
Глава I. Человек в социальном измерении (11 часов) | |||||||||
1-2 | Человек – личность (ознакомление с новым материалом) | 2 | 1. Что такое личность. 2.Индивидуальность - плохо или хорошо? 3. Сильная личность - какая она? | Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем. Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобре-таемый опыт; работать в группах и парах | выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. | прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Сохраняют мотивацию к учеб ной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | |
3-4 | Познай самого себя (комбиниро-ванный) | 2 | 1.Познание мира и себя 2. Что такое самосознание 3. На что ты способен | Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | устанавливают при чинно-следственные связи и зависимости между объектами. | принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия | планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | |
5-6 | Человек и его деятельность (ознакомление с новым материалом) | 2 | 1.«Птицу узнают по полету, а человека — по работе». 2. «Пчела мала, да и та работает». 3. Жизнь человека многогранна (основные формы деятельности человека) | Научатся: формировать представление о деятельности человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. | принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий | участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | |
7-8 | Потребности человека (ознакомление с новым материалом) | 2 | 1.Какие бывают потребности2.Мир мыслей. 3. Мир чувств | Научатся: раскрывать основные черты духовного мира человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. | ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | |
9-10 | На пути к жизнен ному успеху (комбинированный) | 2 | 1. Слагаемые жизненного успеха. 2. Привычка к труду помогает успеху. 3. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких - залог успеха. Выбор жизненного пути | Научатся: определять понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. | принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество) | Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий | |
11 | ПОУ по теме «Человек в социальном измерении» (обобщение и систематизация знаний) | 1 | Научатся: определять, что такое деятельность человека, его духовный мир. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. | учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала | планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | ||
Глава II. Человек среди людей (9 часов) | |||||||||
12-13 | Межличностные отношения (ознакомление с новым материалом) | 2 | 1.Какие отношения называются межличностными. 2.Чувства — основа межличностных отношений. 3.Виды межличностных отношений | Научатся: определять, в чем состоят особенности межличностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. | прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | |
14-15 | Человек в группе (ознакомление с новым материалом) | 2 | 1. Какие бывают группы. 2. Группы, которые мы выбираем. 3. Кто может быть лидером. 4. Что можно, чего нельзя и что за это бывает. 5. О поощрениях и наказаниях 6. С какой группой тебе по пути | Научатся: определять, что такое культура общения человека; анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Получат возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. | планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. | учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | |
16-17 | Общение (комбинированный) | 2 | 1.Что такое общение. 2.Каковы цели общения. 3.Как люди общаются. 4.Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. 5.«Слово — серебро, молчание - золото» | Научатся: понимать, почему без общения человек не может развиваться полноценно. Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. | планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. | принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | |
18-19 | Конфликты в межличностных отношениях (ознакомление с новым материалом) | 2 | 1.Как возникает межличностный конфликт. 2. «Семь раз отмерь…». 3. Как не проиграть в конфликте. | Научатся: сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. | участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. | ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | |
20 | ПОУ по теме «Человек среди людей» (обобщение и систематизация знаний) | 1.Презентация «Как вести себя в конфликтной ситуации». 2. Практикум | Научатся: определять основные понятия к главе «Человек среди людей». | овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную | ||||
Глава III. Нравственные основы жизни (7 часов) | |||||||||
21-22 | Человек славен добрыми делами (ознакомление с новым материалом) | 2 | 1.Что такое добро. Кого называют добрым. 2. Доброе – значит хорошее. 3. Главное правило доброго человека. | Научатся: отличать добрые поступки от злых; определять понятия «нравственность» и «безнравственность». Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; вы сказывать собственное мнение, суждения | ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения. | договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положи тельное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | |
23-24 | Будь смелым (ознакомление с новым материалом) | 2 | 1.Что такое страх. 2. Смелость города берет. 3. Имей смелость сказать злу «нет». | Научатся: определять, всегда ли страх является плохим качеством человека, бороться со своими страхами. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. | взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности / неуспешности учебной деятельности | |
25-26 | Человек и человечность (ознакомление с новым материалом) | 2 | 1.Что такое гуманизм. 2.Прояви внимание к старикам | Научатся: строить свои взаимоотношения с другими людьми. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. | адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | |
27 | ПОУ по теме «Нравственные основы жизни» (обобщение и систематизация знаний) | 1 | 1.Устные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме. 2. Письменные задания по теме урока | Научатся: анализировать свои поступки и отношения к окружающим людям. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности | |
Итоговое повторение (7 часов) | |||||||||
28- 29 | ПОУ по теме «Человек и общество» (обобщение и систематизация знаний) | 2 | 1. Зачетные вопросы. 2. Практические задания | Научатся: определять все термины за курс 6 класса. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. | учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль | формулируют собственное мнение и позицию. | Выражают адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения | |
30- 31 | Человек в системе общественных отношений (применение знаний и умений (защита проектов) | 2 | 1.Защита индивидуальных проектов. 2.Обсуждение проектов | Научатся: определять все термины за курс 6 класса. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. | участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживают им | |
32 | Итоговая контрольная работа (контроль и коррекция знаний и умений) | 1 | Выполнение тестовых заданий | Научатся: выполнять контрольные задания по обществознанию. Получат возможность научиться: преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде письменного текста | ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. | адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | Выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения | |
33-34 | Урок-конфе-ренция «Человек и общество» (обобщение и систематизация знаний) | 2 | Научатся: пользоваться дополнительными источниками информации, отбирать материал по заданной теме; подбирать иллюстративный материал к тексту своего выступления. Получат возможность научиться: публично выступать; высказывать собственное мнение, суждения | выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. | адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей | договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности | ||
35 | Итоговое повторение и обобщение | 1 | Повторение изучено материала. | Завершение изучения раздела, систематизация и обобщение материала | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). | Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. |
Тематическое планирование за 7, 8, 9 классы находится в разработке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения».
ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ. Это общественный договор муниципалитета, школы, обучающихся и их родителей. В договоре чётко прописаны права и обязанности всех участников ...
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Узнаем немного об этом!?
В помощь при подготовке к педсовету...
Внедрение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов второго поколения по физике
Презентация: Ознакомление с основными положениями ФГОС второго поколения по физике...
Презентация к семинару "Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения основного общего образования".
Введение ФГОС- процесс сложный и многоплановый, включающий комплекс мероприятий,реализация которых необходима на государственном, региональном, школьном уровнях. Впервые на государственном уровне опре...
Формирование УУД в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения
Материал подготовлен для выступления на педсовете....
Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения
В статье раскрываются современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения....
Преподавание физики в условиях федерального государственного образовательного стандарта второго поколении
Ключенвая цель метоличесокй работы:повышение эффективности образовательног процесса через применение совеременных подходов к организации образовательной деятельности , непрерывное совершен...