Проблемы трудового образования при переходе в среднее звено.
статья (5 класс) по теме
В этой статье изложены основные проблемы и способы их решения, возникающие в начальном этапе обучения пятиклассников на уроках Технологии. Также на эту тему, только в контексте общего образования можно ознакомиться с прекрасной статьей по ссылке на этом же Портале: http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei...... на мини-сайте учителя истории и обществознания Витевской Марии Ивановны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_dlya__roditeley_technologiya.zip | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс.
Родителям пятиклассников. Некоторые вопросы переходного периода.
Многолетняя практика обучения именно пятиклассников предмету Технология убедительно показала о том что всегда в этот период, а именно как его иногда называют адаптационным, когда происходит коренная перестройка установившейся системы образования « дети переходят от одного основного учителя к системе [классный руководитель - учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах]*
Возникают в связи с этим и многочисленные проблемы, в т.ч. и особенно при прохождении учебного курса Технология.
В начале учебного года ребята попадают в другую образовательную среду, причем это особенно заметно, когда они обучались в отдельном учебном корпусе, где могли не только учиться, но и свободно поиграть в разные игры. Теперь они проходя обучение в основном корпусе уже вливаются в коллектив учеников среднего и старшего звена, кончно к сожалению бывает в этот период не обходится без возникновения конфликтных ситуаций. Здесь главное администрации обеспечить активное взаимодействие всех учителей, классных руководителей, учащихся и их родителей по совместной координации действий. В начале учебного года провожу на эту тему многочисленные беседы с ребятами, особенно среднего и старшего звена, стараюсь держать прямой и постоянный контакт с классными руководителями и родителями «проблемных учащихся». Хотя конечно само понятие «проблемные учащиеся», мне не очень нравится, собственно у каждого из нас свои проблемы и недостатки. Стараясь увидеть в ребятах положительные стороны, приложу бывает много усилий на их развитие, и опираясь на них как на фундамент будущего характера молодого человека провожу основную линию воспитательной работы в этом направлении.
Также необходимо учитывать, что именно в этот период -
[Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.
Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.
С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер. В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей. При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.] *
Беседуя с родителями особенно прошу их обратить внимание на поведение ребят именно на уроках Технологии по простой, но очень важной причине. Дело в том что обучаясь в начальной школе ученики работали в основном с бумагой, тканью, природным материалом, с ножницами и клеем. Теперь, в 5-х классах они уже начинают осваивать приемы работы с другими инструментами- ножовкой, рубанком, стамеской и др. , которые представляют серьезную опасность при их небрежном использовании, вследствии чего могут быть нанесены травмы и даже увечья как себе так и другим учащимся. Поэтому необходимо при описании характеристик рабочего инструмента всегда напоминать о его возможном характере и факторах опасного воздействия, причем надо подчеркнуть что повышенную опасность представляет неисправный инструмент и нарушение приемов безопасной работы при выполнении практического задания. Также необходимо уделять внимание на общее поведение ребят на уроке, на состояние дисциплины. Однажды, когда один мальчик стал дразнить другого прямо на уроке, я ему сделал предупреждение и сказал, что если такое повторится он получит оценку «2», на что он мне ответил, такого не может быть, потому что двойки ставят за знания а не за дисциплину. Тогда я его спросил, после твоих оскорблений у твоего товарища будет хуже общее настроение, внимание и аккуратность, и он не сможет правильно выполнить задание, и даже возможно по рассеянности и огорчения может нанести себе травму? Он подумав ответил, что такое может быть. Больше с ним и другими ребятами в основном проблем и вопросов не возникало.
При выполнении домашних заданий, будет только положительно рассматриваться вопрос о совместной работе например сына и папы, или дяди, дедушки, других старших товарищей при выполнении творческого проекта. Имеется много положительных примеров в этом плане, когда дети совместно с родителями изготовили интересную поделку, и при этом наглядно проявляется все преимущества методики совместного сотрудничества. При этом важно чтобы у ребенка дома был свой уголок для выполнения практических работ. Важно родителям прочитать книги на эту тему. Вообще многолетняя практика убедительно доказала что процесс обучения по предмету Технология намного эффективнее при активном участии особенно родителей, когда на примере старших ребенок формирует свой взгляд на выбор будущей профессии. Поэтому уже в 5-м классе ежегодно мы организуем экскурсии на промышленные предприятия, которые всегда проходят интересно и вызывают у ребят много положительных эмоций, особенно когда на предприятии работают их родители.
В заключение хочу привести слова из цитируемой статьи:
[«Верьте в своего ребенка. Ваша вера способна превратить возможность в действительность. Ты замечательный! Ты умный и сообразительный! Ты это сможешь!
Любите своего ребенка безвозмездно! Будьте его другом!»].
*Примечание. В кавычках приведен материал статьи Витевской Марии Ивановны, учителя истории и обществознания. Адрес ссылки: http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/roditelyam-pyatiklassnikov
traveller_0261_tsp_15/08/2012/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родителям пятиклассников. Проблемы трудового образования при переходе в среднее звено после начальной школы.
В этой статье изложены основные проблемы и способы их решения, возникающие в начальном этапе обучения пятиклассников на уроках Технологии. Также на эту тему, только в контексте общего образования можн...
Трудности адаптации при переходе в среднне звено.
Памятка для родителей....
Родительское собрание. Психологическая готовность к переходу в среднее звено.
Родительское собрание . Психологическая готовность к переходу в среднее звено. Переход учащихся из начального в среднее звено школы – о...
Первый раз в пятый класс! Вопросы адаптации при переходе в среднее звено
МБОУ Горковская СОШ Выступление на родительском собрании5 класса на тему:«Первый раз в пятый класс!Вопросы адаптации при переходе в среднее звено»педагога-психолога ...
Психологическая адаптация обучающихся начальных классов при переходе в среднее звено
В презентации дан материал психолога и социального педагога по теме "Адаптация обучающихся"...
Диагностика адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено
Материалы можно использовать для ежегодной диагностики пятиклассников...
Аналитическая справка по изучению уровня готовности обучающихся 4 класса к переходу в среднее звено
Диагностика, анализ, рекомендации...