Психологическая адаптация обучающихся начальных классов при переходе в среднее звено
презентация к уроку на тему

В презентации дан материал психолога и социального педагога по теме "Адаптация обучающихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_obuchayushchihsya.pptx288.86 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая адаптация обучающихся на чальных классов при переходе в среднее звено. Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться. В.А.Сухомлинский МБОУ «СОШ .с.Терновка»

Слайд 2

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем.

Слайд 3

Наблюдения , общение с учащимися в этот период показывают, что они очень растеряны, не могут понять, как строить взаимоотношения с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику их предъявляется так много и от разных людей.

Слайд 4

Какими должны быть пятиклассники? уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения; уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых; стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно; уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты; иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям; уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.; уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.

Слайд 5

Возникающие проблемы: очень много разных учителей; непривычное расписание; много новых кабинетов; новый классный руководитель; проблемы со старшеклассниками; возросший темп работы; возросший объем работ в классе и д/з; рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов; ослабление или отсутствие контроля; необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей; несамостоятельность в работе с текстами; низкий уровень развития речи; слабое развитие навыков самостоятельной работы; своеобразие подросткового возраста.

Слайд 6

В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на редких, к сожалению, классных часах.

Слайд 7

Влияние внеклассной воспитательной работы на адаптацию. Анализ тем и форм классных часов учителей нашего 5 класса показал: В 4 классе учитель проводил «готовые» мероприятия(организация, тема, форма) В 5 классе кл.рук -ль ученикам дал возможность самостоятельно предлагать , выбирать мероприятие (тема, форма) .

Слайд 8

Реакции организма учеников 5 класса, ведущие к снижению успеваемости. Физиологические изменения. Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических изменений в организме ребенка. Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. Снижается иммунитет.

Слайд 9

Мониторинг посещаемости

Слайд 10

Неуверенность в себе . Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны родителей , их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий. Ребенок начинает критически относиться к себе и своим успехам, своей внешности и способностям чего-либо достичь.

Слайд 11

Личные проблемы. Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста.

Слайд 12

Мониторинг соц. педагога Класс Учебный год Кол-во детей, состоящ. на учете кл.рук-ля Кол-во детей, состоящ. на ВШУ Класс Учебный год Кол-во детей, состоящ. на учете кл.рук-ля Кол-во детей, состоящ. на ВШУ 4 (9 ) 2011-2012 1 0 5 2012-2013 1 0 4 (8) 2012-2013 2 1 5 2013-2014 4 1 4 (7) 2013-2014 1 0 5 2014-2015 1 0 4 (6) 2014-2015 1 0 5 2015-2016 2 0 4 (5) 2015-2016 0 0 5 2016-2017 5 0

Слайд 13

Отсутствие интереса . Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что материал , изучаемый в школе, ему в жизни не пригодиться.

Слайд 14

Мониторинг мотивации

Слайд 15

Рекомендации . учителю 4 класса: 1.Во 2 полугодии посещать уроки учителей-предметников в 5 классе с целью изучения организации учебной деятельности . 2. Постоянно поддерживать контакт с классным руководителем и учителями-предметниками с целью оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата в семьях. 3. Проводить последнее родительское собрание в 4 классе совместно с будущим классным руководителем. 4 . Заполнить анкету.

Слайд 16

Всего учащихся в классе – Отличники – Успевают на «4» и «5» - Нуждаются в углубленном, ускоренном или другом обучении – Ученики с одной тройкой (предмет, причина) – Школьники с хорошими потенциальными возможностями, развивающиеся медленно – Учащиеся с учебными затруднениями (причины) – Ученики с ослабленным здоровьем (требования к рассаживанию слабовидящих, слабомыслящих и других учащихся) – Леворукие учащиеся (левши) – Одарённые, талантливые дети – Ученики из малообеспеченных семей – Дети, пережившие горе (потеря близких и др.), стресс, у которых есть семейные проблемы – Учащиеся с элементами социальной и педагогической запущенности , с поведенческими проблемами –

Слайд 17

Классному руководителю 5 класса На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними. Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т.д.). Постоянно поддерживайте контакт с психологом Совместно участвуйте в различных адаптационных играх для установления эмоционального контакта, сплачивания коллектива. Познакомьтесь с условиями проживания ребёнка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребёнка Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учётом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей . Поддерживайте тесный контакт со всеми участниками образовательного процесса. Изучить систему внеклассной работы и работы с родителями

Слайд 18

Учителям-предметникам Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приёмов. Не перегружайте учеников излишними по объёму домашними заданиями, дозируйте их с учётом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста. Следите за темпом урока – высокий темп мешает многим детям усваивать материал. Налаживайте эмоциональный контакт с классом. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок). Развивайте общеучебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться. Налаживайте эмоциональны контакт с родителями учащихся. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не её снижению. Замечайте положительную динамику в развитии каждого ученика (Нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно – «Петю вчерашнего и сегодняшнего»). Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса.

Слайд 19

Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т.д., выставляйте оценки не формально, а с учётом личностных особенностей и достижений каждого ученика. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т.д.). Используйте систему поощрений, а именно:, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребёнка, его здоровье, семейных отношениях. Не допускайте педагогического манипулирования. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребёнка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т.д.

Слайд 20

Вывод: Проблема адаптации при переходе обучающихся с 4 в 5 класс актуальна в нашей школе. Все возникающие вопросы методического, организационного характера предполагают возникновение психологических проблем, которые ведут к снижению успеваемости. Основная цель успешной адаптации ребенка – совместная работа педагогического коллектива, социально-психологической службы и родителей. Необходимо вести работу по преемственности между начальным и средним образованием.

Слайд 21

Педагог как садовник. Он не в силах изменить породу дерева, но он может и должен улучшать плоды своего сада .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологическая адаптация младших подростков к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы

Социально-экономическое развитие вызывает необходимость адаптации как отдельной личности, организации, так и общества в целом. Сегодня, когда в стране идет внедрение ФГОС  второго поколения, школ...

«Психологическая готовность учащихся 5 класса к переходу из начальной школы в среднее звено»

       Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов ш...

Первый раз в пятый класс! Вопросы адаптации при переходе в среднее звено

МБОУ Горковская СОШ      Выступление на родительском собрании5 класса на тему:«Первый раз в пятый класс!Вопросы адаптации при переходе в среднее звено»педагога-психолога ...

Проблемы адаптации учащихся пятых классов к обучению в среднем звене

В статье описаны затруднения, с которыми могут столкнуться учащиеся в начале обучения в пятом классе, а также освещены осбенности личностного развития детей в этом возрасте. Авторы  считают, что ...

Статья "Адаптация обучающихся школы-интерната при переходе из начальной школы в среднюю"

В статье рассматриваются причины возникновения трудностей в период перехода с обучения в младшей школе в среднюю в условиях школы-интерната, выявляются факторы, способствующие безболезненной адап...