Родителям. Домашние задания: оптимальные условия и время их выполнения.
статья (5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domashnie_zadaniya_i_vremya_ih_vypolneniya.rar | 13.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Домашние задания и время их выполнения.
Продолжительность подготовки домашних заданий с учетом психофизиологии возраста ребенка оптимально составляет:
- - в 6 классе – 2 – 2,5 часа
- в 8 классе – 2,5 часа
- в 9 – 11 классах – 3 часа.
Время может быть увеличено, но не намного, в пределах 15 – 30 от оптимального.
Как организовать домашние занятия?
Обеспечить условия работы: привычное рабочее место, привычный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей. В этом случае у школьника быстро выработается необходимая установка. Когда он садится за привычный стол, быстро возникает рабочий настрой, желание приступить к работе.
Выработайте у школьника привычку еще до начала работы уточнить все задания и приготовить все необходимое. Постепенно он научится планировать свои действия и решать, в каком порядке делать уроки. Но поначалу вам придется позаботиться об этом. Например, младшие школьники нередко старательно выполняют письменные задания, а после этого учат правило, на которое и задано это упражнение.
Чтобы подсказать, с каких заданий лучше начинать – легких или трудных, надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков.
Взрослый человек умеет контролировать себя и в процессе работы, и по окончании ее. У младшего школьника такого навыка, естественно, нет.
Проверять себя он будет поначалу с вашей помощью. Когда ребенок может полностью перейти на самоконтроль, зависит от его индивидуальных особенностей. Хорошо, чтобы такое умение выработалось к моменту его перехода в среднюю школу. Ученик средних и старших классов должен уже владеть способами самопроверки с помощью логических и образных схем.
Домашние задания и… хорошее настроение
У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы:
► с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых, никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор,
► в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду,
► вернувшись домой с работы или, наоборот, встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках, найдете другую форму приветствия,
► не будете стоять у ребенка «над душой», пока он не начнет делать уроки или в процессе работы,
► никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки,
► постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями, сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому,
► проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок («Я так и знал, что ты их насажаешь!»),
► в случае, если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия, отметите любые, даже незначительные успехи («Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера», «Ты сегодня так старался!»).
Как помочь ребенку с домашней работой?
Ученье – свет, а неученье – тьма; учиться никогда не поздно; кто владеет информацией, тот владеет миром – в общем, мы знаем множество замечательных поговорок, которые, вроде бы, должны сподвигнуть нас на посещение школ, институтов, курсов повышения квалификации и прочих образовательных учреждений. Как ни крути, но одной народной мудрости недостаточно, чтобы мотивировать наши бесконечные баталии с гранитом науки. Особенно это относится к школьникам, для которых удовольствие учиться старательно продляется учителями, так заботливо задающими огромные домашние задания.
Как сделать, чтобы домашнее задание не превратилось в кошмар для всей семьи? Об этом и пойдёт сегодня речь. Для начала нужно определить временные рамки выполнения домашней работы. Главное в этом деле – добиться формирования у ребёнка представления о выполнении домашнего задания, как о неизбежном ритуале, происходящем в определённом месте и в одно и то же время. Такие рамки позволяют упорядочить процесс обучения и дисциплинировать ребёнка. Однако нельзя заставлять его делать уроки сразу после школы, ему необходимо время, чтобы переключиться со школьной обстановки на домашнюю. На это требуется до полутора часов, в течение этого времени нельзя устраивать допросы на тему прошедших контрольных работ или устраивать разбор полётов по дневнику, нужно дать ребёнку поесть, отдохнуть, поиграть в игры (в том числе и в активные).
Лучшее время для уроков – это с 15 до 18 часов, если же уже слишком поздно, а в тетради кроме слов «Домашняя работа» по-прежнему ничего нет, значит, сегодня вы просто не успели, попробуйте в следующий раз начать пораньше. Помните, что ваш ребёнок не ломовая лошадь, и он не может трудиться больше 40 минут без перерыва. Если экзекуция (выполнение домашнего задания) затягивается сверх этого времени, то необходимо сделать перерыв: порадовать любимое чадо, например, яблочком или, наконец, отпустить ребёнка в туалет.
Многие родители считают, что их помощь в выполнении домашней работы сводится к неустанным бдениям за спиной самоотверженно трудящегося ребёнка. Да, присутствие взрослого необходимо, но это присутствие не должно напоминать дамоклов меч. Взрослый может похвалить ученика за правильно выполненное задание, или помочь сделать то, что пока не получается, при этом никогда нельзя выполнять задание целиком, нужно научить ребёнка самому ставить правильные вопросы, чтобы продвинуться в своих рассуждениях.
В некоторых семьях думают, что написание работы на черновик является панацеей от всех ошибок. В таких семьях ребёнок целиком выполняет упражнение на черновик, а затем (зачастую поздно вечером) переписывает всё то же самое набело. Помните, что нет ничего хуже многократного тупого переписывания. С каждым новым переписыванием количество ошибок будет увеличиваться, поэтому не кричите громко, когда, заставив ребёнка переписывать работу из-за двух ошибок, вы получаете от него тетрадь, где уже не две ошибки, а, например, пять. Черновик может быть эффективен только тогда, когда могут возникнуть принципиальные ошибки, например, в сочинениях или в особенно трудных задачах.
Золотое правило. Никогда не повышайте голос на ребёнка, когда тот чего-то не понимает. Это не только не поможет ему быстрее понять материал, но и сформирует у него комплекс неполноценности, ему будет казаться, что он плохой сын (или дочь) и не оправдывает ваших ожиданий. А если вы ещё сдабриваете свои педагогические этюды словами типа: тупица, болван, идиот, ты учишься хуже всех в семье, то имейте в виду, что вскоре ваше чадо в полной мере будет соответствовать всем этим эпитетам.
Любите детей и берегите себя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет-памятка для родителей "Домашние задания: помощь или контроль?"
Данный материал включает в себя памятку для родителей "Домашние задания: помощь или контроль?"...
Рекомендации родителям. "Домашнее задание"
Восемь практических советов о том, как уйти от стресса и получить от домашних заданий хоть немного удовольствия....
Новые подходы к домашнему заданию в условиях реализации ФГОС ООО
С 01 сентября 2015 года все образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы основного общего образования, перешли на обучение в пятых классах по федераль...
Выступление на педагогическом совете "Здоровье детей, допустимые и реальные учебные нагрузки. Домашние задания в условиях ФГОС.
Презентация содержит материал о влиянии учебных нагрузок на здоровье школьников....
Информация для родителей. Домашнее задание.
Информация для родителей. Домашнее задание....
Статья в газету по итогам проведения семинара-практикума "Домашнее задание в условиях реализации ФГОС"
Перед участниками семинара-практикума стояла отнюдь не простая задача: определить роль домашнего задания в условиях реализации ФГОС. На семинаре присутствовали заинтересованные в решении данной пробле...
Выступление на педагогическом совете Воспитательный аспект урока. Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дозирование, дифференцированность». Предупреждение перезагрузки обучающихся.
Воспитательный аспект урока. Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дозирование, дифференцированность». Предупреждение перезагрузки обучающихся....