Проект "Моделирование внутришкольной системы повышения квалификации педагогических кадров как средство повышения их профессионального мастерства "
проект на тему

Хробостова Елена Валерьевна

Разработка данной модели и её апробыция имеет большое значение, так как:

- позволит достичь высокого уровня готовности педагогов к инновационной деятельности;

- повысит ежегодное участие педагогов в профессиональных конкурсах;

- позволит создать конкурентноспособное ОУ;

- позволит достичь высокой удовлетворённости потребителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_povysheniya_kv-tsii.docx39.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                            ПРОЕКТ

Моделирование внутришкольной системы повышения

квалификации педагогических кадров как средство повышения их профессионального мастерства и престижа школы в окружающем социуме

на 2015 – 2016 гг.

Краткая аннотация проекта

В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты возникает объективная потребность в новой школе. Главная задача новой школы - это раскрытие способностей каждого ученика. Необходимость успешного решения этой задачи делает крайне актуальной проблему повышения уровня профессионализма педагогов. В настоящее время известны разные способы повышения квалификации. Учет и анализ обстановки, в которой работают наши педагоги, помогли  найти такое решение – это разработать модель внутришкольной системы повышения квалификации, которая позволит перейти от периодического повышения квалификации педагогов к их непрерывному образованию. Разработка данной модели, апробация ее в структурных подразделениях школы имеет большое значение, так как ее применение позволит:

 достичь высокого уровня готовности педагогов к инновационной деятельности (не менее 80%);

 повысить ежегодное участие педагогов в государственных профессиональных конкурсах;

 достичь высокой удовлетворѐнности потребителей (родителей, обучающихся) качеством оказываемых образовательных услуг (не менее 85-90%)

 создать конкурентоспособное образовательное учреждение высокой педагогической культуры

Модель внутришкольной системы повышения квалификации педагогического персонала может быть реализована в любых образовательных учреждениях с целью повышения профессионального мастерства педагогов, достижения нового качества образования, для повышения престижа школы, ее конкурентоспособности, а также для выполнения основных требований модернизации российского образования до 2020 года.

Актуальность разработки проекта. 

В последние годы в современном мире и в России происходят большие изменения, требующие новых подходов к развитию и совершенствованию всей системы образования. Основываясь на гуманистических принципах, приоритетах общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, школа и учитель решают задачи воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Возникает объективная потребность в новой школе, главной задачей которой должно стать воспитание современно образованных, нравственно предприимчивых выпускников, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Необходимость успешного решения этих задач делает крайне актуальной проблему повышения уровня профессионализма педагогов, создание условий, при которых каждый педагог имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности. Одним из способов обеспечения таких условий является поиск новых путей и форм повышения педагогической квалификации. При этом важно знать, что под повышением квалификации понимается не механизм закрепления профессиональных навыков и умений, а механизм развития профессиональной деятельности педагога, его педагогических компетентностей.

Существующая в настоящее время система повышения квалификации учителя требует процесса модернизации, так как формы повышения квалификации слабо ориентированы на конкретные интересы и потребности педагогов, не всегда взаимосвязаны между собой, имеют узкую направленность и результативность. Эта система повышения квалификации не позволяет осуществлять развитие кадрового потенциала, способного обеспечить конкурентоспособность школы и реализацию основных образовательных и воспитательных задач. Поэтому  возникла

необходимость в глубоком анализе педагогической деятельности школьного коллектива, который выявил ряд следующих положений:

недостаточное обеспечение образовательного учреждения  высококвалифицированными кадрами

 невысокий "оптимальный уровень" учебных занятий

 уровень творческого потенциала педагогического коллектива – в основном "средний" или "выше среднего"

 применение традиционных форм работы по повышению  квалификации педагогических кадров, между которыми часто нет  должной связи, учета повседневных интересов и практических потребностей педагогов

Предпочтения учителей при выборе форм повышения квалификации

№ п/п

Форма повышения квалификации

Выбор форм

1

Аттестация

+

2

День науки

-

3

Издательская деятельность

-

4

Курсы повышения квалификации

+

5

Конкурсы профессионального мастерства

-

6

Методическая выставка

-

7

Методические консультации

+

8

Мастер-классы

-

9

Методическое объединение

+

10

Научная конференция

+

11

Наставничество

-

12

Обмен опытом

-

13

Открытые уроки

+

14

Фестиваль педагогического мастерства

-

15

Передовой педагогический опыт

-

16

«Портфолио» учителя

+

17

Семинары

+

18

Самообразование

+

 эпизодичность работы по развитию профессионального мастерства педагогов.

Данные положения вызвали потребность в изучении и анализе психолого-педагогической литературы, которая послужила теоретико-методологической основой проекта. Ее научные положения:

 о развитии общей и профессиональной культуры педагогов;

 о системе непрерывного повышения квалификации педагогических работников ;

 о взаимодействии методической и психологической служб школы;

 о создании благоприятной для обучения кадров профессиональной среды;

 о различных аспектах повышения квалификации учителей;

 о проблемах управления методической работой;

 о внутришкольном развитии профессиональной компетентности учителя .

Анализ литературы по данному вопросу показал, что отсутствуют понятие «внутришкольная система повышения квалификации» и входящие в эту систему «составляющие», которые бы связали цели, задачи, направления, методы и формы обучения учителей с их конкретными потребностями и интересами, с учетом индивидуальности и профессиональной компетентности каждого педагога. Поэтому анализ педагогической деятельности школьного коллектива и анализ психолого-педагогической создание условий, при которых каждый педагог имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности. Одним из способов обеспечения таких условий является поиск новых путей и форм повышения педагогической квалификации..

Исходя из этого, были выявлены противоречия:

 между потребностью учителей в повышении квалификации и недостаточно эффективными традиционными формами повышения;

 между растущими требованиями общества к уровню профессионализма учителей и отсутствием у большинства из них знаний современных технологий, методов и форм обучения и воспитания;

 между потребностью школы в высококвалифицированных кадрах и недостаточной разработанностью механизма их профессиональной подготовки в условиях образовательного учреждения.

С учетом этих противоречий была сформулирована проблема:

какова должна быть внутришкольная система повышения квалификации, и при каких условиях она будет эффективна?

Эта проблема и определила тему моего проекта: «Моделирование внутришкольной системы повышения квалификации педагогических кадров как средства повышения их профессионального мастерства и престижа школы в окружающем социуме».

Цель: разработать модель внутришкольной системы повышения квалификации педагогов; апробировать ее в структурных подразделениях школы и разработать рекомендации для ее использования в общеобразовательных учреждениях города.

В основу проекта положена гипотеза: функционирование модели внутришкольной системы повышения квалификации может быть эффективным, если:

 она осуществляется на основе непрерывного системного подхода, учитывающего специфику школьной образовательной среды;

 она будет обеспечивать целенаправленную профессиональную подготовку педагогов: система повышения квалификации должна не только вооружить учителя психолого-педагогическими знаниями, но и научить правильному их применению в практической деятельности;

 она будет проводить систематический мониторинг изменений, происходящих в развитии всех участников образовательного процесса;

 она будет востребована педагогами в соответствии с их профессиональными запросами.

Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи:

1.Обеспечить переход от периодического повышения квалификации педагогических кадров к их непрерывному образованию через создание модели внутришкольной системы повышения квалификации.

2.Формировать новые образовательные потребности педагогов, побуждающие к работе над достижением нового качества образования в соответствии с требованиями времени и рынка труда, поиску новых путей и форм повышения педагогической квалификации, созданию конкурентоспособного образовательного учреждения в окружающем социуме.

3.Разработать диагностический инструментарий для оценки эффективности уровня профессионального мастерства каждого учителя; выявить изменения в их педагогической деятельности и  влияние этих изменений на уровень успеваемости, качества знаний учащихся.

4. Разработать методические рекомендации для образовательных учреждений  по внедрению модели внутришкольной системы повышения квалификации педагогических кадров.

Таким образом, с целью изменения системы повышения квалификации на уровне образовательного учреждения  разработана модель, создание которой рассматривается как важнейшее условие формирования и функционирования непрерывной системы повышения квалификации в школе, способствующей повышению профессионального мастерства педагогов и престижа школы в окружающем социуме. В основе разработки модели лежит теория к.п.н. Льва Владимировича Мозгарева, которая состоит из трех уровней:

1 уровень – качество условий, в которых функционирует внутришкольная система повышения квалификации.

2 уровень – качество параметров системы (каждый параметр представляет собой отдельную подсистему).

3 уровень – качество результатов (результаты внедрения модели внутришкольной системы повышения квалификации).

Данная модель внутришкольной системы повышения квалификации педагогов включает 7 параметров, каждый из которых характеризуется различным количеством показателей:

МОДЕЛЬ внутришкольной системы повышения квалификации педагогов

1 уровень

Качество условий, в которых функционирует система повышения квалификации педагогов

2 уровень

Качество субъектов системы повышения квалификации.  Качество  содержания системы повышения квалификации.  Качество  организации   системы повышения квалификации

3 уровень

Качество результатов  внедрения модели внутришкольной системы повышения квалификации.

Качество процессов,  протекающих в системе повышения квалификации. Качество форм и средств системы повышения  квалификации

Параметры модели.   Оценочные показатели

1 уровень. Качество условий, в которых функционирует внутришкольная система повышения квалификации педагогов

Финансирование

Нормативно-правовое обеспечение

Санитарно-гигиенические условия

Морально-психологические условия

2 уровень. Качество параметров системы повышения квалификации

Качество субъектов внутришкольной системы повышения квалификации (члены администрации школы, педагоги)

Для членов администрации:

 владение умениями анализа ситуации, целеполагания, моделирования, планирования, организации, контроля и другими «управленческими» умениями.

Для педагогов:

 сформированность (несформированность) комплекса мотивов профессионального развития;

 совпадение (несовпадение) профессиональных запросов и потребностей;

 адекватная (неадекватная) профессиональная самооценка;

 уровень знаний педагогики, психологии, методики;

 профессиональная компетентность;

 наличие (отсутствие) профессионально-личностной позиции.

Качество содержания внутришкольной системы повышения квалификации

Психолого-педагогический блок, который ориентирует педагогов на приобретение базовых теоретических знаний об инновационных процессах в российской и мировой психологии и педагогике, о сущности профессионально-творческого саморазвития, о механизмах и компонентах развития    индивидуального стиля педагога.

Блок информационной культуры педагога включает в себя информационную компетентность педагога и использование информационных технологий в процессе обучения и воспитания. Интеграция педагогической науки и практики влечет за собой качественные изменения образовательного пространства, появляется новый спектр инструментов и средств совместной работы педагогов и учащихся.

Блок обновления знаний и умений в определенной отрасли науки и практики в соответствии с задачами модернизации образования, формой повышения квалификации педагогов в предметном аспекте, после знакомства с достижениями науки и практики в конкретной сфере, с новаторскими методиками обучения может быть особый вид консультирования и руководства деятельностью педагогов в процессе обучения.

Качество процессов, протекающих в системе повышения квалификации педагогов

Качество процессов оценивается в двух плоскостях: обеспечение функционирования (стабильность) и обеспечение развития (динамика) внутришкольной системы повышения квалификации.

Качество организации повышения квалификации педагогов

Качество организации внутришкольной системы повышения квалификации оценивается по уровню обеспечения непрерывности профессионального развития и ее личностной ориентированности.

Качество форм и средств повышения квалификации педагогов

Непрерывность повышения квалификации требует создания организационных условий, при которых происходит формирование и развитие личности педагога, его профессиональный рост. Для организации непрерывности образования используются разнообразные формы и средства, такие, которые бы отвечали требованиям модернизации российского образования до 2020 года.

3 уровень. Качество результатов повышения квалификации педагогов

Важный показатель результативности системы повышения квалификации – темпы профессионального развития педагогов. Чем быстрее учитель становится высокопрофессиональным специалистом, мастером своего дела, тем выше качество результатов внутришкольной системы повышения квалификации педагогического персонала образовательного учреждения.

Были определены следующие уровни:

 «оптимальный», позволяющий получать стабильно высокие результаты (80% - 100%);

 «допустимый», результаты которого адекватны поставленной задаче (70% - 79%);

 «критический», дающий возможность избежать грубых ошибок  (51%-69%);

 «недопустимый», не позволяющий получать даже приблизительно приемлемый результат (≤ 50%).

Выраженный в баллах результат дает возможность объективно оценить деятельность педагога по одному из заданных параметров; сравнить общественную оценку и самооценку педагога, выяснить причины их расхождения (если такие имеют место), используя персонифицированную программу педагога.

Выбранная  методика оценивания является комплексной, так как позволяет рассматривать все виды профессионально-педагогической деятельности в системе повышения квалификации; параметрической, так как оцениваются все параметры модели; многомерной, что дает возможность посредством многочисленных частных оценок получать более объективное представление о результатах повышения квалификации каждого педагога.

Основу реализации проекта составляет следующая модель, которая состоит из 3-х направлений с соответствующими формами работы:

Предлагаемая нами система должна обеспечить подготовку педагогов к реализации задач, сформулированных в «Концепции модернизации российского образования на период до 2020года»

НЕПРЕРЫВНАЯ  СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ  КВАЛИФИКАЦИИ   ПЕДАГОГОВ

№ 1.повышение квалификации ВНЕ ШКОЛЫ

№ 2. ВНУТРИШКОЛЬНОЕ повышение квалификации

№ 3.повышение квалификации для ПЕДАГОГОВ ДРУГИХ ОУ

Семинары Самообразование Консультации Наставничество «Школа молодого специалиста»

Курсы на базе КОИРО

Открытые уроки Мастер-классы

Обмен опытом. Публикации. Передовой опыт. Фестивали.  Конкурсы.  Конференции.  Аттестация. Методические недели. Выставки.  Семинары.  Мастер – классы, открытые уроки, обмен опытом для педагогов школ района.

В качестве ведущих методологических подходов, на основе которых осуществлялось моделирование системы повышения квалификации, были выбраны:

1. Синергетический, с позиции которого модернизация педагогической деятельности учителя возможна за счет активного использования как внутренних ресурсов, так и возможностей, определяемых условиями внешней среды.

2. Акмеологический, использование идей данного подхода позволило нам теоретически осмыслить психологические особенности учителя как субъекта профессионального труда. Совершая выбор между репродуктивными способами педагогической деятельности, учитель качественно преобразует себя, снимает психологические барьеры, переосмысливает профессиональные ожидания, ищет возможности для развития значимых качеств, вырабатывает собственный стиль.

3. Культурологический, который предполагает создание условий для самоопределения личности учителя, развития культурной среды и культурных профессиональных отношений, так как чем ниже уровень профессионально-педагогической культуры педагога, тем неэффективнее его деятельность.

4. Личностно-деятельностный, в основе этого подхода ключевой фигурой является личность педагога, для которой необходимыми качествами должны быть: общая психолого-педагогическая эрудиция, демократизм в мышлении и поведении, гибкость в отношениях и способность ориентироваться в нестандартной ситуации, восприимчивость к инновациям и высокий уровень организационных умений и навыков.

Организация внутришкольной системы повышения квалификации как непрерывного образования педагогов предполагает соблюдение следующих условий:

 нормативно-регламентирующих, создающих правовые основы для осуществления

инновационной деятельности;

 перспективно-целевых, обеспечивающих направленность инновационной деятельности учителя в соответствии с объективно возникающими противоречиями и потребностями образовательных учреждений;

 потребностно-стимулирующих, обеспечивающих благоприятную материальную и психологическую обстановку для осуществления инновационной деятельности.

 коммуникативно-информационных, обеспечивающих грамотность и безопасность субъектов инновации и создающих образовательную и координационную основу инновационной деятельности.

Предполагаемая  модель должна реализовать следующие функции:

 информационную (удовлетворение потребностей педагогов в получении знаний о достижениях в науке, о передовом отечественном и зарубежном опыте);

 обучающую (организация и осуществление образовательного процесса в учреждениях повышения квалификации, оказание консультативной помощи педагогам);

 исследовательскую (проведение научных исследований и экспериментов в области педагогики, мониторинга качества обучения, изучение тенденций изменения и развития системы образования);

 экспертную (научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, других материалов и документов, оценка необходимости и обоснованности экспериментальной работы, проводимой в школе).

Реализация модели внутришкольной системы повышения квалификации рассчитана на период 2015 – 2018гг. и включает следующие этапы:

Теоретико – методологический, проектировочный этап – 2015 - 2016гг.

Выявление уровня и состояния образовательного процесса, анализ накопленного позитивного и негативного опыта работы педагогического персонала; изучение научной литературы, новых образовательных технологий с учетом специфики образовательного учреждения; выбор методов и форм работы.

Реализация принципа «зона ближайшего профессионального развития».

Принцип «зона ближайшего развития», обоснованный Л.С.Выготским для обучения детей, вполне может рассматриваться в качестве «зоны ближайшего профессионального развития», где зона для каждого педагога сугубо индивидуальна. Реализация данного принципа предполагает: изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога; составление персонифицированной программы профессионального роста педагога; систематическую оценку реализации программы, ее корректировку.

Деятельностно - технологический этап – 2015 – 2017гг.

Погружение. Реализация основных положений проекта. Практическое применение новых научных подходов, актуального педагогического опыта, соотнесение с собственной деятельностью через применение различных форм повышения квалификации.

Реализация принципа «стимулирования творческого роста педагога».

Принцип «стимулирования творческого роста педагога» требует создания условий для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. Среди мотивов можно выделить: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др. Реализация данного принципа предполагает: систематическое отслеживание результатов деятельности; объективную оценку профессионального роста как педагога, так и педагогического коллектива в целом; оказание помощи в определении тех сфер деятельности, где можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать образец решения проблемы для своих коллег; поддержку, поощрение инициативы педагогов в решении профессиональных проблем, целенаправленно занимающихся самообразованием.

Контрольно – оценочный этап – 2017 – 2018гг.

Анализ эффективности разработанной модели внутришкольной системы повышения квалификации педагогического персонала в целом и отдельно взятого педагога. Тиражирование результатов по итогам реализации проекта и соотнесение их с задачами государства в области образования.

Реализация принципа «непрерывности и преемственности».

Принцип непрерывности и преемственности предусматривает постоянный профессиональный рост педагогов, учет уровня их реальной профессиональной подготовленности к педагогической деятельности. Этот принцип означает: обеспечение целостности, систематичности деятельности методической работы в школе; учет опыта, уровня подготовленности, предыдущих форм повышения квалификации педагога, а также определение перспектив его профессионального роста; выбор форм и методов методической работы, обеспечивающих развитие творческих способностей и предусматривающий самостоятельность и ответственность педагога.

На каждом этапе, в зависимости от цели и задач, применялись следующие методы исследования:

 Теоретические (анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме проекта; анализ нормативных документов по общему образованию; обобщение, классификация, синтез);

 эмпирические (анкетирование, тестирование, беседы, наблюдения, сбор материала);

 метод диагностирования;

 статистические (методы математической статистики).

ПЛАН ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Название этапа, сроки,  цели и задачи этапа, содержание работы,  исполнители

Теоретико – методологический, проектировочный

2015 – 2016гг.

Выявить уровень и состояние образовательного процесса, сильные и слабые стороны деятельности педагогического персонала.

Разработать основные направления   внутришкольной системы повышения квалификации педагогов.

Создание условий для осмысления методологических психологических и дидактических основ, что позволяет педагогам оценить свои возможные результаты в системе повышения квалификации.

1.Принятие решения о разработке модели внутришкольной системы повышения квалификации педагогического персонала

2. Сбор информации:

 проблемный анализ состояния школы;

 разработка основных направлений перехода к новой системе повышения квалификации педагогов;

 формирование плана действий.

3.Создание организационных структур, отвечающих за обеспечение качества системы повышения квалификации.

4. Создание пакета нормативных документов по внедрению модели внутришкольной системы повышения квалификации педагогов.

5. Организация рабочих групп и их ресурсное обеспечение.

6. Выявление «уязвимых мест», личностных потребностей и запросов педагогов;

7. Изучение педагогическим коллективом инновационных подходов к обучению и воспитанию учащихся, современных образовательных технологий с учетом специфики школы.

8.Выбор актуального содержания повышения компетентности педагогов с учетом характера их знаний и потребностей.

9.Прогнозирование возможностей развития.

10.Определение форм работы индивидуальных методических маршрутов

Директор, заместитель директора по УВР,  администрация школы, руководители ШМО,

члены методического совета, члены творческой группы

Деятельностно-технологический 2016-2018гг.

Практическое применение новых научных подходов, актуального педагогического опыта, соотнесение с собственной деятельностью через применение различных форм повышения квалификации.

Реализация основных положений проекта.

1. Организация и проведение внутришкольных семинаров, мастер-классов с целью повышения инновационной культуры.

2. Переподготовка педагогов на курсах повышения квалификации.

3. Разработка и реализация инновационных программ обучения старшеклассников в рамках довузовской подготовки

4. Участие педагогов в мероприятиях разнообразных форм повышения квалификации.

5. Проведение мониторинга деятельности всех участников образовательного процесса и сопоставление полученных результатов с изначальными показателями.

6. Ведение портфолио учащихся и педагогов, как накопительной оценки личных достижений.

7. Разработка стратегии коррекционно-развивающей работы и ее реализация через маршруты индивидуальной работы.

Заместитель директора по УВР, руководители ШМО, методический совет, контрольно-оценочный

2016-2018гг.

Анализ качества результатов внутришкольной системы повышения квалификации педагогического персонала в целом и отдельно взятого педагога.

Проблемный анализ состояния школы.

1.Проблемный анализ состояния школы (по результатам мониторинга, контрольно-оценочных процедур, «портфолио» учащихся и учителя).

2.Внедрение модели внутришкольной системы повышения квалификации.

3.Внедрение рейтинговой оценки качества деятельности педагогов.

4.Внедрение системы учѐта личностных достижений педагогов и учащихся.

5.Публикации с отражением результатов работы по проекту

6.Формирование Банка информации о модели внутришкольной системы повышения квалификации педагогического персонала

Директор, заместители директора по  УВР, члены научно-методического совета

Ресурсное обеспечение выполнения проекта

1. Нормативно-правовое обеспечение

Основные направления развития:

 разработка и утверждение документов, регламентирующих результативность внутришкольной системы повышения квалификации;

 формирование пакета комплексно-целевых программ, обеспечивающих создание модели внутришкольной системы повышения квалификации педагогического персонала;

 совершенствование нормативно-правовой базы школы.

2. Научное обеспечение

Основные направления развития:

 разработка и реализация инновационных программ по основным направлениям внутришкольной системы повышения квалификации педагогов;

 разработка информационного обеспечения системы повышения квалификации педагогов.

3. Кадровое обеспечение

Основные направления развития:

 разработка локальных нормативно-правовых документов кадровой политики в области образования;

 повышение профессионального роста педагогических кадров через совершенствование содержания и форм внутришкольной системы повышения квалификации педагогов; обеспечение высококвалифицированными кадрами.

4. Информационное обеспечение

Основные направления развития:

 информирование коллектива педагогов, учащихся, их родителей о характере преобразований в школе.

5. Мотивационное обеспечение

Основные направления развития:

 усилить мотивационную работу среди учащихся, родителей, педагогов о необходимости внедрения преобразований в школе;

 разработать критерии стимулирования педагогических работников.

6. Материально-техническое обеспечение

Основные направления развития:

 ежегодное введение в действие системы целевых мероприятий по оснащению школы учебно-наглядными пособиями, ученической мебелью, лабораторным оборудованием, компьютерным классом и др. - для эффективной реализации модели внутришкольной системы повышения квалификации педагогического персонала.

7. Социальное обеспечение

Основные направления:

 обеспечение материальной поддержки работников школы;

 обеспечение условий для профессионального роста педагогов через внедрение модели внутришкольной системы повышения квалификации.

Прогнозируемые качественные и количественные результаты

реализации проекта:

Создание модели внутришкольной системы повышения квалификации педагогов дает возможность:

 перейти от периодического повышения квалификации педагогических кадров к их непрерывному образованию через создание модели с использованием персонифицированных программ профессионального развития педагога;

 апробировать разработанную модель внутришкольной системы повышения квалификации педагогов в структурных подразделениях школы;

 создать условия для формирования новых образовательных потребностей педагогов, побуждающих к работе над достижением высокого уровня своей компетентности в избранной отрасли знаний, стремлению к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, расширению кругозора, формированию общей, профессиональной и методологической культуры;

 достичь высокого уровня готовности педагогов к инновационной деятельности (не менее 80%);

 повысить ежегодное участие педагогов в государственных грантовых конкурсах различных уровней;

 достичь высокой удовлетворѐнности потребителей (родителей, обучающихся) качеством оказываемых образовательных услуг (не менее 85-90%);

 создать конкурентоспособное образовательное учреждение высокой педагогической культуры;

 обобщить и распространить опыт работы по данному направлению среди общеобразовательных учреждений района.

Критерии эффективности реализации проекта.  Показатели эффективности.

Единица измерения показателя - конкурентоспособность образовательного учреждения

1.Выбор образовательного учреждения учащимися и их родителями

1.1.Стабильность численного состава учащихся.

1.2.Мотивированность выбора учащимися и их родителями образовательного учреждения.

2.Качество образовательной программы школы

2.1.Соответствие образовательной программы уставу и концепции школы.

2.2.Степень обеспечения образовательной программы ресурсами:

 правовыми;

 кадровыми;

 финансовыми;

 научно-методическими

3.Комфортность условий обучения

3.1.Условия обучения соответствуют его задачам.

3.2.Условия обучения соответствуют возрастным особенностям учащихся.

3.3.Соответствие режима работы и учебной нагрузки, оборудования и содержания учебных кабинетов санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.

3.4.Наличие в школе оздоровительной программы для учащихся и педагогов.

3.5.Осуществление индивидуального подхода к учащимся, которые часто пропускают занятия по причине болезни.

4.Своеобразие школы

4.1.Своеобразие учебного заведения отражено в уставе, локальных актах, концепции школы, ее образовательной программе и программе статуса школы с углубленным изучением предметов. Качество методического руководства педагогическим персоналом

1.Качество методической помощи педагогам в их практической деятельности

1.1.Соответствие системы методической работы целям и задачам деятельности ОУ

1.2.Методическая помощь каждому учителю носит целенаправленный характер.

1.3.Направленность методической работы на удовлетворение профессиональных интересов учителей.

1.4.Степень разнообразия форм индивидуальной методической помощи учителю и разнообразия форм повышения квалификации.

2.Качество повышения квалификации педагогического персонала

2.1.Наличие внутришкольной системы повышения квалификации педагогических кадров.

2.2.Создание условий для повышения квалификации педагогических кадров вне школы.

3.Качество руководства работой творческих групп, методических объединений

3.1.Оптимальный уровень руководства работой творческих групп, методических объединений.

3.2.Эффективность работы творческих групп, методических объединений, их практическая направленность.

4.Уровень владения педагогами программами и современными методиками, технологиями обучения и воспитания.

4.1.Знание содержания учебных программ (как традиционных, так и инновационных).

4.2.Владение современными технологиями обучения и воспитания.

4.3.Наличие у педагогов авторских программ и методических разработок.

Перспективы тиражирования проекта

Разработка модели внутришкольной системы повышения квалификации педагогического персонала, апробация еѐ в структурных подразделениях школы имеет большое значение, так как еѐ применение позволит:

 обеспечить целостность, непрерывность методической работы в школе;

 обеспечить согласованность деятельности всех субъектов, участвующих в повышении квалификации педагогов;

 сохранить традиции ранее используемых эффективных средств повышения профессионального мастерства педагогов, а также внедрить новые, системно - деятельностные, активные формы методической работы;

 повысить профессиональный рост педагогов через данную модель как части системы непрерывного профессионального образования;

 сформировать конкурентоспособного учителя, который способен взрастить конкурентоспособную личность и, тем самым, повысить конкурентоспособность образовательного учреждения в окружающем социуме;

 учитывать основные требования модернизации российского образования до 2020 года.

Результаты, полученные в ходе реализации модели внутришкольной системы повышения квалификации педагогов, могут быть успешно использованы:

 при аттестации педагога;

 при выдвижении педагога на премии и другие виды поощрений;

 при организации индивидуальной методической работы с педагогом;

 и, самое главное, - являться импульсом для движения педагога, для его постоянного методического развития и самосовершенствования.

Таким образом, модель внутришкольной системы повышения квалификации педагогического персонала может быть реализована в любых образовательных учреждениях с целью повышения профессионального мастерства педагогов, достижения нового качества образования, для повышения престижа школы, ее конкурентоспособности, а также для выполнения основных требований модернизации российского образования до 2020 года.

Библиография

1.Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М., Педагогика, 1989.

2.Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики (под редакцией Т.И.Шамовой), М., Педагогика, 1991.

3.Диагностика успешности учителя: сб. методических материалов для руководителей школ (сост. Т.В.Морозова), М., Педагогический поиск, 1974.

4 Гилева И.О. Психология профессиональной деятельности учителя. М.,1988г.

5.Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., Педагогика, 1987.

6.Калинкина Е. Повышение квалификации педагогов на уровне школы и его роль в управлении – М., “Управление школой” № 9, 2007г.

7.Касимов Р.Я., Зинченко В.Я. Рейтинговый контроль. Высшее образование в России, № 2, 1994.

8.Конаржевский Ю.А. Формирование педагогического коллектива. М., Педагогический поиск, 1997.

9. Лазарев В.С., Поташник М.М. Управление развитием школы. - М.: «Новая школа», 2001.

10.Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. М., Педагогический поиск, 1997.

11.Мозгарев Л.В. Структура качества повышения квалификации работников образования – М., “Педагогика” №10, 2004г.

12. Орлов А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании. Педагогика, № 3, 1996.

13.Стратегия развития образования до 2020 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров в системе дополнительного образования

В данной статье рассматриваются вопросы по увеличению эффективности системы повышения квалификации в образовательных учреждениях. Актуализируется вопрос повышения квалификации именно педагогических ра...

Становление отечественной системы повышения квалификации педагогических работников

Модернизация системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников приобретает на современном этапе особую значимость. Поэтому необходимо обратиться к отечественному историческому опыт...

Система работы методической службы МАОУ «Гимназия №1» по повышению квалификации педагогических кадров

Под непрерывным педагогическим образованием понимается не только последовательное прохождение цепочки учреждений педагогического образования с целью подготовки к конкретной профессиональной деятельнос...

Система повышения квалификации педагогических кадров

Методические рекомендации предполагают организацию системного подхода по повышению квалификации педагогических работников на основе всестороннего изучения профессионального уровня педагогических работ...

Внутришкольная система повышения квалификации

Создание системы повышения квалификации, позволяющей каждому педагогическому работнику своевременно получать дополнительное профессиональное образование на внешних курсах повышения квалификации и при ...

Актуальные направления и формы повышения квалификации педагогических кадров Московского района

Материал представленный в статье рекомендуется в помощь методистам по курсовой подготовке как опыт организации работы повышенгия квалификации педагогических работников....