Ребенок и родительский авторитет
статья по теме

Абросимова Галина Евгеньевна

Родительский лекторий. Виды авторитета. Поведение ребенка. Рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebenok.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский лекторий.

Подготовила классный руководитель 7 «В» класса

Абросимова Галина Евгеньевна

Ребенок, правила поведения и родительский авторитет

Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется…
Януш Корчак 

   Родители новорожденного малыша чаще всего не очень задумываются о том, когда и какими средствами развивать свой родительский авторитет. Но на каком-то этапе взросления ребенка потребность иметь авторитет в его глазах становится насущной необходимостью.

Что такое авторитет? Заглянем в определения.

В словарях понятие «авторитет» определяют, как влиятельность или власть человека, основанная на занимаемом им положении, должности, статусе. Другое представление об авторитете связано с правом человека на принятие решения в условиях совместной деятельности. Такой авторитет может не совпадать с властью, но принадлежит человеку, являющемуся эталоном в какой-то значимой области для окружающих.

Если применить эти определения к родительской деятельности, то получается, что авторитет, основанный на власти — «яйца курицу не учат» – совсем не то, что хотелось бы развивать в отношениях с ребенком. А вот быть для подрастающего малыша примером, пользоваться его расположением и уважением независимо от возраста ребенка – мечта многих родителей. Такой авторитет нуждается в постоянном развитии.

Зачем нужен авторитет?

Давайте попробуем посмотреть на родительский авторитет с позиции ребенка. Для этого можно окинуть взглядом историю отношений с собственными родителями и поразмышлять на тему: «Каким образом они могли развивать свой авторитет в моих глазах в ходе моего взросления?».

В возрасте от 1 до 3 лет ребенку очень важна совместная игра, в которой родитель является почти «богом» для ребенка, т.к. он – носитель знаний о мире, предметах и действиях с ними. Не менее важно — грамотно обустроенное жизненное пространство, в котором ребенок мог бы быть достаточно свободным от опасностей и ограничений. Креативность родителя в организации игры и преодолении детских капризов – качество, «за которое» ребенок готов выполнять любые правила.

В период от 3 до 6 лет родители нередко думают, что авторитет зарабатывается определенной «стойкостью» родителя в преодолении детских капризов и непослушания. На самом деле настоящий авторитет  обеспечивается помощью в преодолении трудностей общения со сверстниками, обсуждением книг и мультфильмов, играми, в которых происходит постижение ребенком смысла правил: «в игре, общении, учебе и жизни без правил ничего не получается».

От 7 до 12 лет ребенку важно включение родителя в его учебную деятельность: помощь в формировании учебных мотивов и учебных умений, в организации рабочего места, порядка, режима занятий, помощь в преодолении трудностей учебных взаимоотношений. Неравнодушная поддержка ребенка и вера в его возможности могут сделать в этот период очень многое, например, сформировать желание и умение учиться. Это не только преумножает родительский авторитет, но и обеспечивает родителей детской благодарностью в будущем. В этом же направлении действует предоставление ребенку возможностей дополнительного образования и участие родителей в нем, введение ребенка в мир взрослой культуры (походы, поездки, экскурсии, концерты, спорт и т.д.), знакомство ребенка со своей профессиональной деятельностью.

В период младшего подростничества (от 12 до 15 лет) дети «проверяют на прочность» мир, созданный взрослыми: сомневаются в правилах, попирают ложные авторитеты, создают свои нормы, обнажают фальшь и несправедливость. Родительский авторитет тоже рассматривается под критичным углом зрения. Поскольку мнение ребенка в этом возрасте сильно зависит от мнения его друзей, то внешний имидж родителя (внешность, социальный статус, интересы, уважение в обществе) играет здесь существенную роль. В период самоутверждения взрослеющему ребенку очень важна поддержка родителями его авторитета. Обсуждение с ребенком перспектив его будущего развития помогает конструктивно преодолеть трудности подросткового кризиса.

Старшие подростки (15-18 лет) для родителей, сумевших сохранить свой авторитет, становятся настоящими друзьями, на плече которых уже сами родители могут опереться в трудную минуту. Организующую роль родителя здесь трудно переоценить. Беседы «за жизнь», анализ событий своей жизни, житейские советы – важный этап инициации ребенка во взрослую жизнь. Старшие подростки невероятно чутки к качеству супружеской жизни родителей, т.к. находятся в преддверии создания собственных парных отношений. Поэтому неискренность родителей в этом вопросе может надолго разрушить доверие в отношениях и родительский авторитет.

Откуда берётся родительский авторитет, как он организуется?

Те родители, у которых дети «не слушаются», склонны иногда думать, что авторитет даётся от природы, что это ─ особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остаётся только позавидовать тому, у которого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело.

К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их цель. А на самом деле это ошибка. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание. Только к этой одной цели и нужно стремиться. Детское послушание может быть только одним из путей к этой цели. Как раз те родители, которые о настоящих целях воспитания не думают, добиваются послушания для самого послушания. Если дети послушны, родителям живётся спокойнее. Вот это самое спокойствие и является их настоящей целью. На поверку всегда выходит, что ни спокойствие, ни послушание не сохраняются долго. Авторитет, построенный на ложных основаниях, только на очень короткое время помогает, скоро всё разрушается, не остаётся ни авторитета, ни послушания. Бывает и так, что родители добиваются послушания, но зато все остальные цели воспитываются в загоне: вырастают, правда, послушные, но слабые дети. Есть много сортов такого ложного авторитета. Мы рассмотрим здесь более или менее подробно десяток этих сортов. Надеемся, что после такого рассмотрения легче будет выяснить, каким должен быть авторитет настоящий. Приступим.

Существует описание ложных форм родительского авторитета, которое для родителей является подсказкой «куда не  надо ходить». Ложные формы авторитета можно условно разделить на две группы: авторитет «кнута» и авторитет «пряника».

Авторитет подавления.

Это самый страшный сорт авторитета, хотя и не самый вредный. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, за каждый пустяк разражается громом, при всяком удобном и неудобном случае хватается за палку или за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребёнка отмечает наказанием, ─ то это и есть авторитет подавления. Такой отцовский террор держит в страхе всю семью, не только детей, но и мать. Он приносит вред не только потому, что запугивает детей, но и потому, что делает мать нулевым существом, которое способно быть только прислугой. Не нужно доказывать, как вреден такой авторитет. Он ничего не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от страшного папаши, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время он воспитывает в ребёнке жестокость. Из забитых и безвольных детей выходят потом либо слякотные, никчёмные люди, либо самодуры, в течение всей своей жизни, мстящие за подавленное детство. Этот самый дикий сорт авторитета бывает только у некультурных родителей, надеемся, что он вымирает.

Авторитет расстояния.

Есть такие отцы, да и матери, которые серьёзно убеждены: чтобы дети слушались, нужно с ними поменьше разговаривать, подальше держаться, изредка только выступать в роли начальства. Особенно любили этот вид в старых интеллигентных семьях. У отца свой кабинет, из которого он показывается изредка. Обедает он отдельно, развлекается отдельно, даже распоряжения по вверенной ему семье он передаёт через мать. Бывают и такие матери: у них своя жизнь, свои интересы, свои мысли. Дети находятся в ведении бабушки или домработницы.

Нечего и говорить, что такой авторитет не приносит никакой пользы.

Авторитет чванства.

Это особый вид авторитета расстояния, но, пожалуй, более средний.

У каждого гражданина, несомненно, есть свои заслуги. Но некоторые люди считают, что они ─ самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность на каждом шагу, показывают и своим детям. Дома они даже больше пыжатся и надуваются, чем на работе, они только и делают, что толкуют о своих достоинствах, они высокомерно относятся к другим людям. Бывает, очень часто, что поражённые таким видом отца начинают чваниться и дети. Перед товарищами они выступают не иначе как с хвастливым словом, на каждом шагу повторяя: мой папа ─ начальник, мой папа ─ командир, мой папа ─ знаменитость. В этой атмосфере высокомерия важный папа уже не сможет разобрать, куда идут его дети и кого он воспитывает. Встречается такой авторитет и у матерей: какое-нибудь особенное платье, важное знакомство, поездка на курорт ─ всё это даёт им основание для чванства, для отделения от остальных людей и от своих собственных детей.

Авторитет педантизма.

В этом случае родители больше обращают внимания на детей, больше работают, но работают, как бюрократы. Они уверены в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что слово их – это святыня. Свои распоряжения они дают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом. Такие родители больше всего боятся, как бы дети не подумали, что папа ошибся, что папа человек не твёрдый. Если такой папа сказал: «Завтра будет дождь, гулять нельзя», то хотя бы завтра была и хорошая погода, всё же считается, что гулять нельзя. Папе не понравилась какая-нибудь кинокартина, он вообще запретил детям ходить в кино, в том числе и на хорошие картины. Папа наказал ребёнка, потом обнаружилось, что ребёнок не так виноват, как казалось сначала, ─ папа ни за что не отменит своего наказания: раз я сказал, так и должно быть. На каждый день хватает для такого папы дела, в каждом движении ребёнка он видит нарушение порядка и законности и пристаёт к нему с новыми законами и распоряжениями. Жизнь ребёнка, его интересы, его рост проходят мимо такого папы незаметно: он ничего не видит, кроме своего бюрократического начальствования в семье.

Авторитет резонерства.

В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того, чтобы сказать ребёнку несколько слов, может быть, даже в шутливом тоне, родитель усаживает его против себя и начинает скучную и надоедливую речь. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье всегда мало радости и улыбки. Родители изо всех сил стараются быть добродетельными, они хотят в глазах детей быть непогрешимыми. Но они забывают, что дети – это не взрослые, что у детей своя жизнь и что нужно эту жизнь уважать. Ребёнок живёт более эмоционально, более страстно, чем взрослый, он меньше всего умеет заниматься рассуждениями. Привычка мыслить должна приходить к нему постепенно и довольно медленно, а постоянные разглагольствования родителей, постоянное их зуденье и болтливость проходят почти бесследно в их сознании. В резонерстве родителей дети не могут увидеть никакого авторитета.

Авторитет любви.

Это у нас самый распространённый вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Если ребёнок не слушается, у него немедленно спрашивают: «Значит, ты папу не любишь?» Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют нежности и любви. Часто мать при детях рассказывает знакомым: «Он страшно любит папу и страшно любит меня, он такой нежный ребёнок…»

Такая семья настолько погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. Мимо внимания родителей проходят многие важные мелочи семейного воспитания. Ребёнок всё должен делать из любви к родителям.

В этой линии много опасных мест. Здесь вырастает семейный эгоизм. У детей, конечно, не хватает сил на такую любовь. Очень скоро они замечают, что папу и маму можно как угодно обмануть, только нужно делать это с нежным выражением. Папу и маму можно даже запугать, стоит только надуться и показать, что любовь начинает проходить. С малых лет ребёнок начинает понимать, что к людям можно подыграться. А так как он не может любить также сильно и других людей, то подыгрывается к ним без всякой любви, с холодным и циничным расчётом. Иногда бывает, что любовь к родителям сохраняется надолго, но все остальные люди рассматриваются как посторонние и чуждые, к ним нет симпатии, нет чувства товарищества.

Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов. И очень часто первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители.

Авторитет доброты.

Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание так же организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью и мягкостью, добротой родителей. Папа или мама выступают перед ребёнком в роли доброго ангела. Они боятся всяких конфликтов, они предпочитают семейный мир, они готовы чем угодно пожертвовать, лишь бы всё было благополучно. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями, родительское непротивление открывает самый широкий простор для детских желаний, капризов, требований. Иногда родители позволяют себе небольшое сопротивление, но уже поздно, в семье уже образовался вредный опыт.

Авторитет дружбы.

Довольно часто ещё и дети не родились, а между родителями есть уже договор: наши дети будут нашими друзьями. В общем, это, конечно, хорошо. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но всё же родители остаются старшими членами семейного коллектива, и дети всё же остаются воспитанниками. Если дружба достигнет самых крайних пределов, воспитание прекращается, или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей. Такие семьи приходится иногда наблюдать среди интеллигенции. В этих семьях дети называют родителей Петькой или Маруськой, потешаются над ними, грубо обрывают, поучают на каждом шагу, ни о каком послушании не может быть и речи. Но здесь нет и дружбы, так как никакая дружба невозможна без взаимного уважения.

Авторитет подкупа – самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто покупается подарками и обещаниями. Родители, не стесняясь, так и говорят: будешь слушаться, ─ куплю тебе лошадку; будешь слушаться, ─ пойдёшь в цирк.

Разумеется, в семье тоже возможно некоторое поощрение, нечто похожее на премирование; но ни в каком случае нельзя детей премировать за послушание, за хорошее отношение к родителям. Можно премировать за хорошую учёбу, за выполнение действительно какой-нибудь трудной работы. Но и в этом случае никогда нельзя заранее объявлять ставку и подстёгивать детей в их школьной или иной работе соблазнительными обещаниями.

Мы рассмотрели несколько видов ложного авторитета. Кроме них, есть ещё много сортов. Есть авторитет весёлости, авторитет учёности, авторитет «рубахи ─ парня», авторитет красоты. Но бывает часто и так, что родители вообще не думают ни о каком авторитете, живут как ─ нибудь, как попало и как ─ нибудь тянут волынку воспитания детей. Сегодня родитель нагремел и за пустяк наказал мальчика, завтра он признается ему в любви, послезавтра что ─ нибудь ему наобещает в порядке подкупа, а на следующий день снова наказал, да ещё и упрекнул за все свои добрые дела. Такие родители всегда мечутся, как угорелые кошки, в полном бессилии, в полном непонимании того, что они делают. Бывает и так, что отец придерживается одного вида авторитета, а мать – другого. Детям в таком случае приходится быть, прежде всего, дипломатами и научиться лавировать между папой и мамой.

Наконец, бывает и так, что родители просто не обращают внимания на детей и думают только о своём спокойствии. В чём же должен состоять настоящий родительский авторитет в семье?

Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Если родители это дело делают честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный отчёт в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть и родительский авторитет и не нужно искать никаких иных оснований и тем более не нужно придумывать ничего искусственного.

Как только дети начинают подрастать, они всегда интересуются, где работает отец или мать, каково их общественное положение. Как можно раньше они должны узнать, чем живут, чем интересуются, с кем рядом стоят их родители. Дело отца или матери должно выступать перед ребёнком как серьёзное, заслуживающее уважения дело. Заслуги родителей в глазах детей должны быть, прежде всего, заслугами перед обществом, действительной ценностью, а не только внешностью. Очень важно, если эти заслуги дети видят не изолированно, а на фоне достижений нашей страны. Не чванство, а хорошая гордость должна быть у детей, но в то же время необходимо, чтобы дети гордились не только своим отцом или матерью, чтобы они знали имена великих и знатных людей нашего Отечества, чтобы отец или мать в их представлении выступали как участники этого большого ряда деятелей.

При этом нужно всегда помнить, что в каждой человеческой деятельности есть свои напряжения и своё достоинство. Ни в коем случае родители не должны представляться детям как рекордсмены в своей области, как ни с чем не сравнимые гении. Дети должны видеть и заслуги других людей, и обязательно заслуги ближайших товарищей отца и матери. Гражданский авторитет родителей только тогда станет на настоящую высоту, если это ─ не авторитет выскочки или хвастуна, а авторитет члена коллектива. Если вам удастся воспитать своего сына так, что он будет гордиться целым заводом, на котором отец работает, если его будут радовать успехи этого завода, ─ значит, вы воспитали его правильно.

Но родители должны выступать не только как деятели ограниченного фронта своего коллектива. Наша жизнь есть жизнь общества. Перед своими детьми отец и мать должны выступать как участники этой жизни. События международной жизни, достижения литературы – всё должно отражаться в мыслях отца, в его чувствах, в его стремлениях. Только такие родители, живущие полной жизнью, ─ граждане нашей страны, будут иметь у детей настоящий авторитет. При этом не думайте, пожалуйста, что такой жизнью вы должны жить «нарочно», чтобы дети видели, чтобы поразить их вашими качествами. Это ─ порочная установка. Вы должны искренне, на самом деле жить такой жизнью, вы не должны стараться особо демонстрировать её перед детьми. Будьте спокойны, они сами всё увидят, что нужно.

Но вы ─ не только гражданин. Вы ─ ещё и отец. И родительское ваше дело вы должны выполнять как можно лучше, и в этом заключаются корни вашего авторитета. И прежде всего вы должны знать, чем живёт, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет и чего не хочет ваш ребёнок. Вы должны знать, с кем он дружит, с кем играет и во что играет, что читает, как воспринимает прочитанное. Когда он учится в школе, вам должно быть известно, как он относится к школе и к учителям, какие у него затруднения, как он ведёт себя в классе. Это всё вы должны знать всегда, с самых малых лет вашего ребёнка. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, вы должны их предугадывать и предупреждать.

Всё это нужно знать, но это вовсе не значит, что вы можете преследовать вашего сына постоянными и надоедливыми расспросами, дешёвым и назойливым шпионством. С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказывать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании. Иногда вы должны пригласить к себе товарищей сына, даже угостить их чем-нибудь, иногда вы сами должны побывать в той семье, где есть эти товарищи, вы должны при первой возможности познакомиться с этой семьёй.

Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание к детям и к их жизни.

И если у вас будет такое знание и такое внимание, это не пройдёт незамеченным для ваших детей. Дети любят такое знание и уважают родителей за это.

Авторитет знания необходимо приведёт к авторитету помощи. В жизни каждого ребёнка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и в помощи. Может быть, он не попросит вас о помощи, потому что не умеет этого сделать, вы сами должны прийти с помощью. Внимательные родители могут почувствовать, что в каждом конкретном случае необходимо ребенку.

Часто эта помощь может быть оказана в прямом совете, иногда в шутке, иногда в распоряжении, иногда даже в приказе. Если вы знаете жизнь вашего ребёнка, вы сами увидите, как поступить наилучшим образом. Часто бывает, что эту помощь нужно оказать особым способом. Нужно бывает либо принять участие в детской игре, либо познакомиться с товарищами детей, либо побывать в школе и поговорить с учителем. Если в вашей семье несколько детей, а это ─ самый счастливый случай, к делу такой помощи могут быть привлечены старшие братья и сёстры.

Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребёнку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребёнок совершает эту операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришёл в отчаяние. Иногда, даже нужно, чтобы ребёнок видел вашу настороженность, внимание и доверие к его силам.

Януш Корчак, как и многие известные педагоги, и психологи, одним из главных оснований родительского авторитета считал гражданское лицо родителей – их жизнь, работу, отношения. Семья – это очень значительное и ответственное дело, которым руководят родители и отвечают за него перед Богом, обществом, самим собой и жизнью своих детей. Как и в любом деле, если руководители относятся к своему делу внимательно, честно, осознанно и ответственно – это уже означает, что у них есть авторитет.

Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства счастливо дополнится авторитетом знания. Ребёнок будет чувствовать ваше присутствие рядом с ним, вашу разумную заботу о нём, вашу страховку, но в то же время он будет знать, что вы от него кое-что требуете, что вы и не собираетесь всё делать за него, снять с него ответственность.

Вот именно линия ответственности является следующей важной линией родительского авторитета. Ни в каком случае ребёнок не должен думать, что ваше руководство семьёй и им самим есть ваше удовольствие или развлечение. Он должен знать, что вы отвечаете не только за себя, но и за него перед обществом. Не нужно бояться открыто и твёрдо сказать сыну или дочери, что они воспитываются, что им нужно ещё многому учиться, что они должны вырасти хорошими гражданами и хорошими людьми, что родители отвечают за достижение этой цели, что они не бояться этой ответственности. В этой линии ответственности лежат начала не только помощи, но и требования. В некоторых случаях это требование должно быть выражено в самой суровой форме, не допускающей возражений. Между прочим, нужно сказать, что такое требование только и может быть сделано с пользой, если авторитет ответственности уже создан в представлении ребёнка. Даже в самом малом возрасте он должен чувствовать, что его родители не живут вместе с ним на необитаемом острове.

Но!

Когда понятно куда идти, это еще не значит, что идти будет легко.

Формирование адекватных форм авторитета конкретных родителей в конкретной семье затрудняется причинами из личной истории каждого из родителей и истории их взаимоотношений. Личная история и супружеские отношения – это тот фон, на котором вырисовывается родительский авторитет. Иногда для изменения ситуации фигуру и фон надо поменять местами.

Анализ отношений с собственными родителями – большой труд, который требует желания, терпения, понимания и умения прощать. В этом вопросе «психологом консультантом» может стать  вторая половинка, или хороший друг, или дневник или специалист. Выводы и переживания в ходе такой психологической работы часто становятся основным механизмом изменений в проявлении родительского авторитета.

Супружеские отношения – это тот «воздух», которым дышат все члены семьи, на основе которого формируются мотивы к развитию и изменениям. Для самих родителей взаимное уважение, понимание и теплые чувства являются источником питания родительского отношения к ребенку. Трудно быть хорошей матерью, если с мужем все не ладится. А отцом в такой ситуации быть еще труднее, особенно, когда дети еще маленькие и сильно связаны с матерью.

Авторитет не приобретается автоматически с «приобретением» ребенка. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда, который сродни труду шахтера. Каждодневный труд, часто приносящий тяготы и страдания, может быть вознагражден редко, но тем сладостнее для отца и матери маленькие победы, достигнутые в результате этого родительского подвижничества.  

Чтобы понять, какую долгосрочную миссию выполняет родитель, занимаясь воспитанием детей, необходимо внимательно перечитать следующие

правила благополучного родителя. 

  1. Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.
  2. Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей.
  3. Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упреки и напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того, что любая немощь родителя будет замечена и подчеркнуто, продемонстрирована взрослым ребенком.
  4. Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от взрослых детей.
  5. Хамство и  грубость детства практически всегда возвращаются неуютной обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.
  6. Чем больше родители привлекают своих детей к обсуждению жизненно важных вопросов семьи, нравственных проблем, тем больше шансов у престарелых родителей быть в гуще событий жизни своих взрослых детей.
  7. Родители, которые хотят иметь детей, должны задать себе вопрос не только о том, какого ребенка они хотят вырастить, но и о том, какой они представляют себе свою старость.

Как сделать так, чтобы как можно большее количество  семей были счастливы, чтобы ребенок гордился своей семьей, а семья радовалась успехам ребенка и гордилась им? Для этого достаточно всем членам семьи выполнять следующие очень простые правила, которые, однако, требуют определенных усилий от каждого члена семьи:

  1. Как можно меньше злиться и ворчать друг на друга по поводу и без повода.
  2. Не пытаться никого перевоспитать, особенно если человек не осознает необходимости самосовершенствования.
  3. Не увлекаться критикой: маленькому и большому человеку приятнее узнавать о себе как о хорошем человеке, чем как о плохом.
  4. Искренне восхищаться достоинствами членов своей семьи, заранее демонстрируя и предвосхищая их будущие, еще не проявившиеся возможности.
  5. Постоянно демонстрировать внимание своим родным и близким людям. Только в таком случае можно рассчитывать на ответное внимание.
  6. Быть вежливым и предупредительным с родными и близкими, несмотря ни на какие трудности, нередко возникающие при общении.

(Использованы статьи Н. И. Дереклеевой) 

Вот так вот: начали с авторитета, а закончили личностной и супружеской психотерапией. Все в этом мире связано — такова жизнь! В этом ее простота и сложность, в этом ее красота!

Заканчивая нашу беседу, кратко резюмируем сказанное.

Авторитет необходим семье.

Надо отличать настоящий авторитет от авторитета ложного, основанного на искусственных принципах и стремящегося создать послушание любыми средствами.

Действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребёнка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание.

Памятка
«Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?»

  1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
  2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией своего поведения.
  3. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
  4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь установить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.
  5. Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.
  6. Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
  7. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не у телевизора.
  8. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
  9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
  10. В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.


Родительский авторитет. Г. Е. Абросимова                                                                                                                    Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "О родительском авторитете"

« Истинный авторитет есть не что иное,   Как истина, изысканная силой разума »....

Родительское собрание на тему "Родительский авторитет" для 5/6 класса.

Родительское собрание на тему "Родительский авторитет" для 5/6 класса....

Проблемный доклад для родительского собрания: "Родительский авторитет".

Доклад с которым я выступала на общешкольном родительском собрании: "Влияние родительского авторитета на фомирование личности ребенка"...

Родительский авторитет.Как завоевать автортету ребенка.

Важным условием воспитания является родительский автори­тет — влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нрав­ственных достоинствах, воспитывающее уважение к родителям и в конечном...

Родительское собрание в 8 «Б» классе Тема : «Родительский авторитет.»

О родительском авторитете. Истинный авторитет есть не что иное, как истина, изысканная силой разума. Иоанн С. Эриугена Задачи собрания: 1. Познакомить родителей с методами воспитания детей в с...

Ребенок не слушается . Родительский авторитет.

Материал для родительского собрания. Тема : Меня не лушает мой ребенок очень актуальна и часто возникает вопрос о том каковы причины и что делать. Нарушение поведения ребенка это часто  история п...