Родительское собрание "Родительский авторитет"
план-конспект занятия по теме
Предварительный просмотр:
Родительский авторитет
Ход собрания
- Уважаемые родители!
Я хочу начать выступление с чтения отрывка из трагедии “Антигона” Софокла – великого драматурга Древней Греции, слова которого актуальны и сегодня.
Ты прав, мой милый. Пред отцовской волей
Всё остальное отступить должно.
Затем и молим мы богов о детях,
Чтоб супостатов наших отражали
И другу честь умели воздавать.
А в детях, если кто-то не нашёл опоры, -
Что скажем мы о нём? Не ясно ль всем,
Что для себя он лишь причину создал
И смех злорадный для врагов своих?
И так - Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом слове мамы, о заботливой строгости отца. Сколько загадок и поучительных открытий скрывается в этом слове!
Слово семья можно разделить на две части: Семь и я.
И правда, в семье все чем – то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. У членов одной семьи могут быть общие увлечения и любимые занятия.
Слово семья происходит от слова семя. Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Со временем на нём сначала появляются нежные цветы, а затем и добрые плоды. Главная забота родителей - чтобы дети выросли хорошими людьми. Любовью и терпением родителей достигается семейное счастье, непрестанным трудом – достаток и благополучие.
Воспитание ребенка - процесс долгий и ответственный. От того, что ребенок слышит и видит в детские годы, зависит его будущий характер и привычки, вкусы и интересы. Поэтому важно быть внимательными к ребенку, постоянно изучать его - ведь он растет, меняется и вместе с ним меняются его предпочтения, поведение и мировоззрение.
Конечно, родители любят своих детей, часто их балуют. И без этого нельзя, иначе ребенок может почувствовать, что к нему равнодушны, что он как бы не нужен. Следствием этого ощущения будут серьезные комплексы, которые испортят ему всю жизнь.
Но, кроме ласки и нежности, иногда нужна и строгость со стороны родителей, иначе детские капризы и потакание им могут сформировать эгоиста. И вот тут-то и появляется вопрос, очень волнующий родителей - как, когда, насколько нужно быть строгими? Как сделать так, чтобы ребенок слушался?
Первая и, пожалуй, самая главная рекомендация, следование которой не только облегчит процесс воспитания, но и положит начало хорошим отношениям между родителями и детьми - это создание родителями авторитетного образа в глазах их потомства.
Дети признают авторитет родителей. Маленькие дети признают этот авторитет беспрекословно. Подростки, хоть и неохотно, признают его тоже. Но они уже похожи на нас, взрослых и в некоторых вопросах даже умнее, но все-таки они еще дети. И как детям им можно приказать и принять за них решение, если ситуация этого требует. Разница в том, что подросток учится самостоятельно принимать решения, и если ему не давать такой возможности, а все время решать за него, то в один прекрасный момент он просто перестанет подчиняться вашим приказам. Поэтому злоупотреблять родительским авторитетом нельзя.
Авторитет взрослого - это огромная сила в наших руках. Дети не могут жить без родительского авторитета. Детям необходимо, чтобы родители создали для них правила и приняли за них решения, которым они должны подчиняться. Это их стержень, их опора. Без этого жизнь ребенка превращается в хаос.
Помните мудрую заповедь: “Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить”.Почитать родителей – это значит слушаться их в детстве, советоваться с ними в молодости, заботиться о них в зрелом возрасте. Если эта заповедь исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плоды.
В основном воспитанием детей занимаются мамы. Особенно сейчас, в такой сложной экономической ситуации, когда отец должен материально обеспечивать семью. Сколько забот лежит на этих хрупких плеча: сварить, постирать прибрать, детский сад и работа, в конце – концов. В этой бытовой кутерьме так не хватает времени для ребенка. Нам некогда его обнять, почитать книгу, сходить с ним куда – то. Чаще всего ребенок слышит фразу: « Мне некогда, Займись чем – нибудь, иди, поиграй, уроки сделал? что получил? » и так изо дня в день. И порой родители не знают: какими интересами живет их чадо, с кем общается, о чем думает. Роль матери в жизни ребенка очень велика.
Мама. Это такое слово короткое, но как много оно вмещает в себя. Сказав лишь его, мы сможем вспомнить и тут же пережить массу впечатлений.
Мама - этот феномен не могут разгадать ни ученые, ни простые люди. Но сама вселенная дает ответы на все вопросы. Кто такая мама и ее функции, роль в жизни ребенка?
Роль мамы всегда была и будет самой огромной в судьбе человека и человечества. Не важно: воспитывала ли мама ребенка или не воспитывала его, относилась она к нему хорошо или плохо, умерла ли рано, отдала ли бабушке или государству на попечение - всегда ребенок будет ощущать на себе ее роль и последствия того, что именно она стала мамой и именно такие отношения сложились между мамой и ребенком.
Дети , которые не получили маминого тепла в детстве, с годами делятся на 2 категории: те, которые идут по низшей программе: «Ах! Я плохой! Так я сейчас всем покажу, какой я плохой!» и те, которые идут по высшей программе: «Я сейчас докажу, что я такой и такой и вообще у меня во - сколько талантов!». Конечно, так говорят не словами, а действиями.
А дети, которых мамы любили, но были требовательными и соблюдали во всем меру - самые счастливые дети и люди в мире.
Роль мамы настолько велика, что мы позже повторяем те же ошибки, что и мама, говорим те же фразы, что и мама, одеваемся, как и мама, а мальчики одеваются так, как считала нужным мама (если мама была авторитетна и уважаема ребенком). Девочка ведет себя со своим мужем так же, как вела себя мама. И мамины предрассудки прекрасно приживаются в голове ребенка.
Именно поэтому важно налаживать со своей мамой положительный контакт. Подсказывать - как? - должно сердце.
Но так же важно не только самому налаживать контакт с мамой, но и самой быть хорошей мамой. Чтобы потом не получать горькие плоды.
Наши дети взрослеют, становятся умнее, самостоятельнее, и проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось больше.
Часто с языка некоторых родителей не сходят слова: “Я что сказал?”, “Делай, что тебе говорят” и т.д. Это не просто слова. Это метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребёнку нужно только повиноваться. Но они забывают или не думают о том, что свободная личность не может формироваться в семейном рабстве. Убедить ребёнка, быть доказательным гораздо труднее, чем навязывать ему свою волю и заставить его подчиниться старшим.
Насилие и принуждение приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребёнок остаётся при своём мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно они насаждают своё мнение. Так в отношениях детей и родителей происходит отчуждение.
Итак, чтобы ваши дети не стали непослушными, примите несколько рекомендаций:
Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.
Помните, что психологическая атмосфера в семье зависит, прежде всего, от отношения к человеку как к высшей ценности.
Умейте слушать детей.
Не забывайте, что у детей могут быть конфликты, и что вы можете их спровоцировать свей родительской несостоятельностью.
Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более эмоциональны. Ранимы.
Преодолевайте отрицательное отношение к своим детям.
Помните, что родитель должен быть творческой личностью.
Чаще улыбайтесь детям. Семья, лишённая оптимизма, деградирует и умирает, родитель, не видящий перспективы своих отношений с детьми, не верящий в их способности, не может научить их даже самому малому.
Помните, что основой нравственности на Руси всегда была вера в Бога и труд.
Что может стать причиной проблем в поведении ребёнка? Давайте рассмотрим их.
Причина1: борьба за внимание. Непослушание – это возможность привлечь к себе внимание, необходимое для эмоционального благополучия ребёнка.
Причина 2: борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь своё мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.
Причина 3: желание отомстить за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами; унижение членами семьи; несправедливость и невыполнение обещания; чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.
Причина 4: неверие в собственный успех, обусловленные учебными неуспехами, взаимоотношения с одноклассниками и учителями, низкой самооценкой.
С принципами ,которые помогут в преодолении трудностей в поведении детей, вы можете познакомиться в памятках, которые мы вам раздали.
В заключении послушайте притчу о перевёрнутом камне. “Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: “Переверни и читай”. Он с трудом перевернул его и прочёл на другой стороне: “Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимание на то, что ты уже знаешь?”
Эта притча как нельзя лучше завершает наш сегодняшний разговор о наших детях. Истина - на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности - в нас самих, в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины, и тогда “военные действия”, которые вы ведёте с ребёнком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и комфорт. Самые главные слова, которые нужно сказать своему ребенку: “Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы всё преодолеем”.
Принципы отношений родителей с детьми
- Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт моим детям.
- Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я буду с удовольствием учиться у детей.
- Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.
- Я люблю, чтобы меня принимали таким, каков я есть. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
- Я - единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.
- Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самостоятельности ребенка.
- Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской, нежностью.
- Я не могу полностью оградить ребенка от страха, боли, разочарования и стрессов. Поэтому я буду стараться смягчать удары.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "О родительском авторитете"
« Истинный авторитет есть не что иное, Как истина, изысканная силой разума »....
Презентация к родительскому собранию "Авторитет родителей".
Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей;Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться;Если дети живут среди насм...
Родительское собрание на тему "Родительский авторитет" для 5/6 класса.
Родительское собрание на тему "Родительский авторитет" для 5/6 класса....
Родительское собрание "Авторитет родителей"
Родительское собрание "Авторитет родителей"...
Родительское собрание "Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка"
Родительское собрание....
Родительское собрание "Авторитет родителей и его влияние"
Родительское собрание...
Родительское собрание. Авторитет родителей
правила общения с ребенком, Признание и принятие ребенка, как взаимодействовать с ребенком...