олимпиада Атлантида
материал (7 класс) на тему

Опалева Ольга Адольфовна

Работа на каникулы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7-8_klass_labirintami_znaniy_k_taynam_atlantidy_1.doc1012 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская дистанционная игра-конкурс

«Лабиринтами Знаний к тайнам Атлантиды»

Дорогой друг, предлагаем тебе задания конкурса «Лабиринтами Знаний к тайнам Атлантиды»

Предметная область: математика, русский язык, литература, задания на логику.

Участники: учащиеся 7-8 классов.

Об оформлении:

Отвечать на вопросы конкурса нужно в специальном бланке файле MS Word (формат *. doc, * docx), который прилагается.

Файл рекомендуется назвать фамилией_именем участника и загрузить через личный кабинет на сайте www.unikru.ru.

Ответы на вопросы должны быть краткими и четкими и оформляться следующим образом:

  1. № задания.
  2. Ответ на поставленный вопрос в виде слова, пары слов, словосочетания, числа, комбинации вариантов, рисунка.

Если у Вас нет возможности заполнить бланк ответов на компьютере, то принимаются ответы  на бланке, заполненном от руки,  в виде отсканированных изображений, сохраненных в одном из форматов: .rtf, .doc, docx, .pdf, .jpg. Изображения нужно упаковать в один архив, назвать фамилией_именем участника и загрузить через личный кабинет на сайте www.unikru.ru.

Атлантида – сказка или быль?

Веками будоража разум,

Лежит тысячелетий пыль,

Скрывая Истину от глаза.

Юрий Ардреев

Здравствуйте, уважаемые искатели приключений! Разрешите представиться:  профессор Легендарик. Я занимаюсь изучением самых ярких мифов и легенд. И мне очень приятно, что в вашем лице я нашел единомышленников, готовых преодолеть любые препятствия  на пути к Знаниям. Что ж не будем долго рассуждать. Настала пора и вам прикоснуться к одной из самых загадочных страниц истории человечества – Атлантиде.  В добрый путь!

Профессор Легендарик: Легенда об  Атлантиде  не дает покоя человечеству уже третье тысячелетие, о ней написано более 6 тысяч томов. Существовала ли эта загадочная цивилизация? Если да, то когда  и  где?  Откуда мы начнем свое путешествие? Это такой запутанный лабиринт, что даже я не знаю, в какую сторону нам отправиться. Может, вы, дорогие мои спутники, выберете правильное направление, решив это задание.

ЗАДАНИЕ № 1. (10 баллов)

Определите координаты и названия географических мест, где, возможно, находилась Атлантида. Для этого необходимо решить примеры и узнать,  какие цифры скрываются под геометрическими фигурами.

Профессор Легендарик: Да, версий о-очень много. Как в лабиринте: дорог много, а к выходу ведет только одна. В какую же сторону нам отправиться?

Я слышал, что летом 1952 года корабль «Калипсо» под руководством известного исследователя морских глубин Ж.-И.Кусто появился близ одного острова. Может, там и искать Атлантиду.


ЗАДАНИЕ № 2. (4 балла)

Узнайте, о каком острове идет речь, выписав ошибки из каждой строчки и составив из них слово – название острова (буквы – звуки ставьте в той же последовательности, что и номера заданий)

Найдите ошибку в каждой строчке и выпишите ее:

Профессор Легендарик: Хочу заметить, что этот остров расположен недалеко от входа в Марсельский порт.

Профессор Легендарик: Погружаясь  в морскую пучину, аквалангисты находили новые и новые свидетельства отделенной от нас веками и тысячелетиями жизни: амфоры, керамические сосуды и многое другое. Быть может, именно многочисленные погружения Кусто пробудили интерес к Атлантиде. Давайте и мы окунемся в морскую пучину.

ЗАДАНИЕ № 3. (4 балла)

Составьте слова, взяв по одному разу из одного сосуда приставки (если нужно), из другого – корни, из третьего – суффиксы (если нужно), из четвертого - окончания.

 Из полученных слов составьте предложение.

При …

Профессор Легендарик: Не знаю, как вы, а я точно увидел что – то интересное под водой. Как будто каменная кладка. Кстати, что – то подобное я где –то уже видел. Только не помню… Да, я же сделал заметку у себя в дневнике, сейчас посмотрим. Ого – го, оказывается, во время погружения я намочил дневник, и чернила расплылись на бумаге. Попробуем разобрать?

ЗАДАНИЕ № 4. (13 баллов)

Узнайте слово по его синонимическим или антонимическим отношениям. Из слов составьте предложение (форму слова можно менять).

Курган, высота, возвышенность

Поездка, отправка

Низ, верх

Место

Воспроизведение, изображение, повторение

Сделать

Надводный

Занимательный, любопытный.

Единица силы электрического тока (в данном случае выступает как имя собственное)

На

Из

Относящийся к стране Советов

Атлантический океан.

Можно подумать, что на фото запечатлена каменная кладка, так отчетливы и геометрически правильны линии на снимке. Не удивительно, что событие это послужило новым стимулом для дискуссий об Атлантиде.

Профессор Легендарик: Да и этот снимок не раскрыл тайну Атлантиды. Может, попробуем другой путь и окунемся в историю древней Греции, ведь именно оттуда  к нам пришли первые сведения об Атлантиде. И принадлежат они Платону. Доказано, что сам Платон позаимствовал истории о материке у своего дяди Солона. Он услышал их, будучи в Египте. Историю об Атлантиде поведал один из жрецов богини небосвода и матери Солнца – Нейт. При этом показал надписи в храмах, свидетельствующие о реальности существования погибшего континента.

ЗАДАНИЕ № 5. (3 балла)

Расшифруйте текст и узнайте, что узнал Платон от своего деда.

Профессор Легендарик: Так, вроде немного определились с направлением. Попробуем пойти по следам, обнаруженным Платоном. Надеюсь, вы не станете возражать. Кстати, Платон, говоря о легендарной стране, сообщил, что Атлантида была островом, который «получил в удел Посейдон» в  районе Гибралтарского пролива. Этот бог населил его своими детьми, зачатыми от смертной женщины.

ЗАДАНИЕ № 6. (4 балла)

Решив это задание, вы узнаете, сколько было детей у Посейдона.

У Посейдона были дети только мужского пола. Он поделил весь остров Атлантиду среди своих сыновей на равные части. На сколько частей был поделен остров, если к количеству  детей  Посейдона прибавить столько же, и еще 20%  от первоначального   количества, всю сумму увеличить в пять раз, то получится 110.

Профессор Легендарик: По – моему, мы выбрали правильный путь. Но как  определить, в каком месте находился исчезнувший остров? Такие сведения до нас не дошли. Известно только, что в центре острова находилась равнина, на которой атланты и построили метрополию (большой город). Метрополия была окружена водными и земляными кольцами (земляных было два, а водных - три).

ЗАДАНИЕ № 7. (5 баллов)

В трудах Платона упоминается, что от моря атланты провели канал в три плетра шириной и пятьдесят стадиев длиной. Этим каналом они соединили искусственно созданные водяные кольца с морем, сделав проход для любых  судов. Самое большое по окружности водное кольцо, с которым непосредственно соединялось море, имело в ширину четыре стадия. Следовавшее за ним земляное кольцо было равно ему по ширине. Каналы пересекали земляные насыпи. Определите: 

а)  расстояние  от моря до центра земляного кольца в метрах;

б) площадь канала, приняв его за прямоугольник;

в) площадь кольца ( π = 3).


Профессор Легендарик:  Хотите узнать, большой ли город построили атланты? Тогда решите эту задачу.

ЗАДАНИЕ № 8. (4 балла)

Остров, окруженный водными кольцами, был шести  стадиев в диаметре. По сути, он был превращен в крепость - дворец. Цари обвели этот остров  каменными стенами и на мостах поставили башни и ворота.  Расстояние между башнями  - 18 метров. В среднем на 1м2 проживали 0,2 человека.  

Найдите:

а)  длину каменных стен (в метрах);

б) количество башен;

в) население крепости (округлить до целых).

Профессор Легендарик: А знаете, чем еще отличался город атлантов? Нет? Тогда, скорее за дело.

ЗАДАНИЕ № 9. (4 балла)

Платон пишет, что стены столицы Атлантиды - Посейдониса были сложены из камней красного, черного и белого цвета.  На рисунке изображена часть стены, составленная из квадратов. Найдите сторону левого нижнего квадрата, если сторона самого маленького квадрата равна 1.

Профессор Легендарик: Я обнаружил еще один интересный факт – описание самой метрополии. Правда, надписи такие древние, что нам придется постараться. Но, думаю, дело того стоит.


ЗАДАНИЕ № 10. (4 балла)

Восстановите текст, заменяя известные символы, иллюстрации, фотографии словами.

В самом

метрополии

располагался

Клейто и

,

 обнесенный

Au.

Поверхность

выложили

Ag       ,

*

Au.

Au

,

правившего

,

 и 100

украшали святилище.

На

били

была удивительно

вкусной

и обладала целительной

.

Аркторий (я)* - скульптурное украшение (например, статуя), помещаемое над углами фронтона архитектурного сооружения

Профессор Легендарик: Так-так-так. Интересно, как же выглядели эти загадочные атланты, давайте попробуем найти ответ, свернув по дороге загадок Цивилизации к пещере древнего человека. Кстати, в древности люди были невысокого роста, а необычайно высокий рост был показателем вырождения цивилизации. Исключение составляли  только кроманьонцы и … загадочные атланты. Вот их портретное описание. Попробуем разобраться.

ЗАДАНИЕ № 11. (5 баллов)

Определите, из какого произведения взяты цитаты. Из названий произведений возьмите слово, стоящее под определенным номером. Вставьте это слово в текст.

Внешне атланты напоминали современных  1  которые, полагают, произошли от атлантов: 2 довольно велик, 3 волосы, которые они натирали пчелиным воском, смешанным с 4 маслом, почти 5 глаза, одежда напоминала тогу, белоснежные зубы, красноватый оттенок кожи.

1

Чьи легенды взял в основу автор этих строк:

«На горах Большой Равнины,

На вершине Красных Камней,

Там стоял Владыка Жизни,

Гитчи Манито могучий,

И с вершины Красных Камней

Созывал к себе народы,

Созывал людей отвсюду».

2

Первое слово в названии произведения:

«…Ковалев  был  кавказский  коллежский   асессор. Он два года только еще состоял в этом звании и потому ни на  минуту  не мог его позабыть; а чтобы более придать  себе  благородства  и  веса,  он   никогда не называл себя коллежским асессором, но всегда майором…»        

3

Первое слово в названии произведения:

«…Взял он соломы, сделал из соломы бычка. Взял четыре палки, сделал ноги. Потом приделал голову, рожки, а потом всего смолой вымазал, и вышел у дедушки …. черный бычок…»

4

Третье слово в названии произведения:

«…Да, но мне кажется, все мы, живущие на земле, должны делиться с другими лучшим, что в нас есть! Отдавать им все, что можем!.. Да, я дал миру только розы… А вы? Вам дано так много. Что дали миру вы? Что вы ему дадите?..»

5

Первое слово в названии произведения:

«…Твоя нескромность стала причиною, что я осуждён носить эти цепи,—сказал министр с глубоким вздохом,—но не плачь, Алёша! Твои слезы помочь мне не могут. Одним только ты можешь меня утешить в моём несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде…»

Профессор Легендарик: Да, дорогие мои единомышленники, а почему вы не спросите, почему мы ищем именно остров? Ответ довольно прост. На ацтекских языках «атл» означает «вода», «анти» - «высокая гора». Если сопоставить эти названия, то можно предположить, что Атлантида – «гора из воды» или «гора среди воды». Интересно, а можно перевести другие названия?

ЗАДАНИЕ № 12. (10 баллов)

По  дословному переводу определите, о каком географическом объекте идет речь.

  1. Считается, что название страны и эти слова имеют один этимологический корень: «голова», «главный», «первый».
  2. Дословный перевод названия этого государства: пограничная территория.
  3. По одной из гипотез этот географический объект переводится как  «огромный горный лес».
  4. Некоторые ученые считают, что этот топоним переводится как «большое озеро».
  5. Название этой реки происходит от древнекиргизского «…» — мать-река.
  6. По одной из версий, название этого государства переводится как «священная земля».
  7. Одно их названий этой страны переводится как «страна утренней свежести».
  8. Исходное значение этого географического объекта – «рыжеватая».
  9. По одной из версий, название этой реки с якутского переводится как «проём, ворота, ущелье».
  10.  Дословный перевод названия этого государства: «земля льда»

Профессор Легендарик: Опять тупик. Мы ничего не нашли.

Дорогие мои друзья, я даже не знаю, как сказать…Меня беспокоят вещи, которых я не понимаю. И я опасаюсь их рассказать. Дело в том, что есть и другие свидетельства существования Атлантиды, но они не связаны с Атлантическим океаном или Эгейским морем. Готовы ли вы отправиться со мной дальше? Тогда нам надо пополнить запасы провизии. И в путь.

ЗАДАНИЕ № 13. (4 балла)

Определите

На рисунке показаны цены разных сочетаний кувшинов с провизией.

Сколько стоит каждый  кувшин?

Профессор Легендарик: В начале 20 века многие искатели Атлантиды устремились в Америку. Им хотелось верить, что в непроходимых джунглях вполне мог затеряться не только город, но и целый материк, описанный Платоном. Англичанин Перси Гаррисон Фосетт обнаружил письмо безымянного португальского путешественника, искателя древних сокровищ. Письмо было адресовано вице-королю Бразилии. Лучше поведать эту историю словами самого Фосетта.


ЗАДАНИЕ № 14. (8 баллов)

Составьте текст, выполняя инструкцию:

Составьте 1 предложение:

  1. Из предложения Шёл отряд по равнине широкой, По полям украинской земли . возьмите грамматическую основу.
  2. Из предложения  Здесь ты узнаешь про нашу и про вражескую корпорацию, про оружие, которым ты будешь пользоваться, про местность, где ты будешь выполнять задания... возьмите дополнение, выраженное сущ. 3 скл. Согласуйте его с прилагательным болотистый. Добавьте предлог по смыслу.
  3. К полученному дополнению – определяемому слову добавьте причастный оборот, образованный из слов: покрыть, густой, заросли.
  4. Из выписанных слов составьте предложение.
  5. Из слов показаться  порасти трава равнина постройте предложение с причастным оборотом, добавив в него наречия вдруг, впереди.
  6. Из слов  а за она - зубчатый вершина гора составьте третье предложение.
  7. Соедините все три предложения в одно.

Составьте 2 предложение по схеме:

Слова для предложения (меняйте форму слова): Когда кристаллический солнечный отряд становиться он склон пламя идти и к яркий блик в мокрый приближаться скала озариться сложенный дождь порода высвечиваться.

Составьте 3 предложение:

  1. Из предложения  Мы принадлежим к последнему поколению путешественников. возьмите слово, соответствующее схеме:
  2. Из предложения  Горные вершины спят во тьме ночной. возьмите определение, выраженное прилагательным во мн.ч. подберите к нему однокоренное слово – существительное. Выпишите его.
  3. Согласуйте это слово с глаголом показались.
  4. Добавьте словосочетание  сущ.+ прилаг. из предложения Я любуюсь драгоценными камнями.
  5. Добавьте страдательное причастие прошедшего времени от глаголя усеять.

Вставьте 4 предложение:

Со скалы на скалу низвергались водопады, а над гребнем хребта повисла радуга, словно указывая, что сокровища следует искать у ее основания.

Профессор Легендарик: Но наступила ночь, и люди сделали остановку. А утром им  открылся сказочный вид: отвесные стены высочайших в мире гор, по которым невозможно было подняться.

ЗАДАНИЕ № 15. (5 баллов)

Чтобы определить возможные маршруты дальнейшего продвижения, разделите  (с помощью отрезков) «квадрат с дыркой» на четыре части одинаковой формы так, чтобы число фигурок каждого вида в них было одинаковым.

        

Профессор Легендарик: Люди обшарили всю местность, но так и не нашли  тропы наверх. И когда все уже отчаялись и были готовы возвращаться, из чащи выскочили двое слуг. «Хозяин! - закричали они. - Путь наверх! Мы нашли его!». Бродя в непролазных зарослях в поисках дров для костра, слуги увидели на берегу ручья высохшее дерево, возле которого появился олень и тут же исчез.

ЗАДАНИЕ № 16. (2 балла)

Решите ребусы

Профессор Легендарик: Животное исчезло, но за скалой путешественники обнаружили глубокую расщелину в стене ущелья и увидели, что по ней можно взобраться на вершину горы. С удивленными возгласами искатели приключений один за другим вошли в расщелину. Идти было трудно, хотя местами дно расщелины напоминало нечто вроде булыжной мостовой.

ЗАДАНИЕ № 17. (3 балла)

Из слова МОСТОВАЯ, используя только те буквы, которые есть в слове,  образуйте как можно больше слов – имен существительных, стоящих в И.П. ед.ч.

МОСТОВАЯ

Профессор Легендарик: Наконец после трудного и мучительного подъема искатели приключений вышли на край уступа, и перед ними открылась сказочная картина: внизу под ними, на расстоянии примерно четырех миль, лежал огромный город.


ЗАДАНИЕ № 18. (4 балла)

Решите задачу

Путешественники должны пересечь расщелину и преодолеть расстояние 80 км. За один день они проходят 20 км и могут нести запас пищи и воды на 3 дня. Поэтому им необходимо организовать промежуточные базы с запасами пищи и воды. За сколько дней они могут пересечь расщелину?

Профессор Легендарик: Выяснилось, что город давным – давно покинут, так как был практически полностью разрушен. В некоторых местах обломки зданий оказались прямо-таки погребенными под землей, на которой, однако, не росло ни травинки. Не оставалось сомнений относительно причины разрушений: это землетрясение. Что за город описан в депеше? Мы этого, возможно, никогда не узнаем: время и люди беспощадны. Повторная экспедиция не смогла найти разрушенный город.

ЗАДАНИЕ № 19. (4 балла)

Решите задачу

Трехзначное число 5АА разделили на однозначное число и в остатке получили 8 . Найдите это число, уменьшите его на 406,  результат возведите в квадрат и отнимите утроенное произведение 47 и 100. В итоге вы узнаете, сколько примерно лет назад, согласно Платону,  погибла Атлантида.

Профессор Легендарик: Пожалуй, и нам сегодня не удастся раскрыть тайну потерянного материка… Но можно  с уверенностью сказать, что исследования не утихнут до тех пор, пока Атлантида не будет найдена. Нет дыма без огня. А значит, есть надежда, что исчезнувший континент выйдет навстречу своим потомкам. И кто знает, может именно вам предстоит раскрыть тайну загадочной Атлантиды.

ЗАДАНИЕ № 20. (10 баллов)

Напишите сочинение – рассуждение по теме «В чем загадка Атлантиды».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА». Положение о НОУ "Атлантида"

Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи ...

Научное общество учащихся "Атлантида". Эмблема НОУ "Атлантида"

Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...

Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА». Секции НОУ "Атлантида"

Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...

Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА». Материалы для выступления на заседании НОУ "Атлантида" "Что такое проект"

Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...

Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА». Материалы для выступления на заседании НОУ "Атлантида" "Исследовательский проект по краеведению"

Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...

Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА». Материалы для выступления на заседании НОУ "Атлантида" "Как организовать интервью"

Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...

Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА». Материалы для выступления на заседании НОУ "Атлантида" "Тематика проектов по краеведению"

Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...