Пояснительная записка к курсу "Технология"
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Технология» 5-7 класс.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263).
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год»;
- приказ МОиН Челябинской области «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2009-2010 учебный год» от 06.05.2009 г. №01-269;
- письмо Министерство образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области
Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
В процессе преподавания предмета «Технология» решаются следующие задачи:
а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;
б) привитие элементарных знаний и умений по ведению до машнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
г) развитие самостоятельности и способности учащихся ре шать творческие и изобретательские задачи;
д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изу чения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллекти визма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры пове дения и бесконфликтного общения;
ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реали зации собственной продукции и услуг;
з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и деко ративно-прикладного искусства для повышения конкуренто способности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Решение задач творческого развития личности учащихся обеспе чивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллек тивно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания уча щихся, раскрытие их творческих способностей.
Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уров ня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требова ниями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, эко логическим и эргономическим.
Основной формой организации учебного процесса является сдво енный урок, который позволяет организовать практическую творче скую и проектную деятельность, причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интегрироваться с другими разделами программы.
Учитывая региональные особенности нашего района 10 % от учебного времени отводится для изучения южно-уральских ремесел и промыслов, для изучения национальных традиций, праздников, технологий изготовления элементов национального костюма, элементов декоративно-прикладного искусства. Познавательные сведения и практическая работа НРК проводятся параллельно с изучаемой темой, совпадающей с темой урока.
В соответствии с ОБУП на изучение курса «Технология» в 5-9 классах выделяется 70 часов ежегодно (по 2 часа в неделю.), на изучение тем НРК отводится 7 часов в каждом классе.
Базовыми для рабочей программы для 5-9 классов являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Агротехника сельскохозяйственного производства».
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Распределение учебных часов по разделам
5 класс
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Кулинария | 14 |
3 | Создание изделий из поделочных материалов (вышивка, лоскутное шитье) | 18 |
4 | Создание изделий из текстильных материалов (материаловедение, машиноведение, технология обработки ткани) | 32 |
5 | Защита проекта | 2 |
Итого: | 68 |
6 класс
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Кулинария | 14 |
2 | Творческое проектирование | 4 |
3 | Создание изделий из поделочных материалов (вышивка) | 10 |
4 | Создание изделий из текстильных материалов (материаловедение, машиноведение, технология обработки ткани) | 30 |
5 | Ведение домашнего хозяйства | 10 |
Итого: | 68 |
7 класс
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Кулинария | 14 |
2 | Творческое проектирование | 4 |
3 | Создание изделий из поделочных материалов (вязание) | 10 |
4 | Создание изделий из текстильных материалов (материаловедение, машиноведение, технология обработки ткани) | 32 |
5 | Ведение домашнего хозяйства | 6 |
6 | Защита проекта | 2 |
Итого: | 68 | |
Итого: | 70 | |
Итого: | 70 |
Достижение этих целей и решение задач предполагается осуществлять посредством использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения.
Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к программе по патриотическому воспитанию.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили...

Пояснительная записка к программе по обслуживающему труду для учащихся 7 классов ССД
Данная программа составлена с учетом особенностей обучения детей со сложной структурой дефекта...

Презентация Healthy living guide.Пояснительная записка. Конспект урока.Тесты по теме урока
1.Презентация «HealthyLivingGuide» («Путеводитель по здоровому образу жизни») составлен по основам УМК для 9 класса, автор Кузовлев В.П, Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др. – М.,Просвещение . Матер...

Пояснительная записка и рабочая программа. Русский язык. 5 класс
Рабочая программа по русскомй языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами углубления....

Пояснительная записка и рабочая программа по русскому языек. 8 класс
Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами расширением по русскомй языку...
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....