Главные вкладки
Системно-деятельностный подход на уроках математики в рамках ФГОС.
учебно-методический материал по математике (5, 6, 7, 8, 9 класс)
В статье рассматриваются главные составляющие деятельности педагога на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 140 КБ |
![]() | 14.29 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ ФГОС
Подготовила
учитель математики
Жугдурова Баярма Михайловна
Введение
Непрерывные социально-экономические, научно-технические, экологические и социально-культурные изменения, происходящие в нашей стране, неизбежно влекут за собой радикальные изменения в образовании.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника.
Стандарт выдвигает три группы требований: требования к результатам освоения основной образовательной программы; требования к структуре основной образовательной программы; требования к условиям реализации основной образовательной программы.
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе является методологической основой реализации ФГОС. Основная идея системно-деятельностного подхода заключается в том, что учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, учение рассматривается как сотрудничество, как совместная деятельность.
Учителя сегодня волнуют вопросы:
- Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?
- Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?
- Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?
- Какие методы и средства обучения выбрать?
- Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др.
Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса.
Прежде всего, я хотела бы остановиться на сущности системно-деятельностного подхода в обучении.
Основная идея этого подхода заключаются в том, что учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
Очевидно, что существующая дидактическая система, не исчерпав своей значимости, вместе с тем не позволяет эффективно осуществлять развивающую функцию образования. В связи с этим сформировались новые дидактические принципы, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего. Основные из них:
1. Принцип деятельности (ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам. При этом он осознает содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании).
2. Принцип целостного представления о мире (предполагает формирование учащимися обобщённого системного представления о мире).
3. Принцип непрерывности (означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения).
4. Принцип минимакса (школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5. Принцип психологической комфортности (предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения).
6. Принцип вариативности (предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора).
7. Принцип творчества (означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности).
Встает вопрос с помощью чего учить?
Технологию системно - деятельностного метода можно использовать на уроках:
• открытия нового знания;
• рефлексии;
• повторения системы знаний;
• развивающего контроля.
Этапы технологии системно - деятельностного метода при организации учебной деятельности на уроке:
• Самоопределение к деятельности (организационный момент).
• Актуализация знаний и затруднение в деятельности.
• Выявление места и причины затруднения.
• Построение проекта выхода из затруднения.
• Реализация построенного проекта.
• Первичное закрепление во внешней речи.
• Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
• Включение в систему знаний и повторение
• Рефлексия учебной деятельности (итог).
Таким образом, главные составляющие деятельности педагога на уроке это:
- цели урока задаются с тенденцией передачи этой функции от учителя к ученику;
- учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивные действия: оценивать готовность, обнаруживать незнание, находить причины этого незнания и каких-либо затруднений;
- учитель использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности школьников в процессе обучения;
- учитель обучает учащихся ставить и адресовать друг другу вопросы, отвечать на вопросы, вступать в диалог с учителем, одноклассниками;
- на уроке задаются четкие критерии самоконтроля и самооценки;
- учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поддерживает его минимальные успехи; оценивает его достижения не только отметкой, но и содержательной характеристикой;
- стиль, тон отношений на уроке создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Использование системно-деятельностного подхода в организации обучении открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
1. Особенности преподавания математики в школе в рамках традиционной программы и программы, основанной на новых образовательных стандартах.
В преподавании математики в российских школах в рамках традиционной программы сохранена ориентация на фундаментальный характер образования, на освоение школьниками основополагающих понятий и идей, таких, как число, буквенное исчисление, функция, геометрическая фигура, вероятность, дедукция, математическое моделирование. Эта программа включает материал, создающий основу математической грамотности, необходимой как тем, кто станет учеными, инженерами, изобретателями, экономистами и будет решать принципиальные задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет сферой непосредственной профессиональной деятельности.
Вместе с тем подходы к формированию содержания школьного математического образования претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня, а система математического образования должна стать более динамичной за счет вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени общего образования.
2. Урок математики с учетом новых стандартов.
Как же построить урок математики, чтобы реализовать требования новых Стандартов? Для построения такого урока важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится! Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения).
Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Действие учителя | Действие ученика |
1 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации. | 1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения. |
2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах. | 2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля. |
3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий, организовать самопроверку уч-ся своих решений. | 3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий. |
4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. | 4 этап: применение полученных ЗУН на практике, |
5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний. | 5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка. |
3. Примерная типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
Основная цель системно – деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.
Для этого учитель ставит ряд вопросов:
- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
- какие методы и средства обучения выбрать;
- как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;
- как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Структура урока с позиций системно – деятельностного подхода состоит в следующем:
- учитель создает проблемную ситуацию;
- ученик принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
- учитель управляет поисковой деятельностью;
- ученик осуществляет самостоятельный поиск;
- обсуждение результатов.
Пример Урок по теме: "Прямоугольник" - геометрия 8 класс УМК
Л.С. Атанасян.
Проблемная ситуация. Прочитайте в учебнике определение прямоугольника и установите, можно ли его видоизменить таким образом: «Параллелограмм, у которого есть прямой угол, называется прямоугольником».
Такое задание учащиеся не могут выполнить без вдумчивого чтения, без анализа сопоставления обеих формулировок. В таком случае учащиеся лучше запомнят определение, чем при его чтении без конкретного задания.
Пример Урок подготовки к ГИА. Повторение темы "Рациональные уравнения".
Целевое назначение: Закрепление предметных умений, формирование УУД.
Результативность обучения: Безошибочное выполнение заданий по данной теме, решение задач отдельными учениками, коллективом класса, безошибочные устные ответы, умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь.
Учащимся предлагается презентация на тему "Рациональные уравнения", в которой они получает возможность, как самостоятельно проверить свои знания, так и группами, а также коллективом класса.
Заключение
Преподавание – не наука, а искусство. Если класс заметит, что вам скучно, то сразу станет скучно и всем. Поэтому учитель находится постоянно в творческом поиске.
Школьный урок: обычный урок, на котором решают задачи, доказывают теоремы, делают опыты и это является педагогическим творчеством. Урок, на котором сливается труд учителя с трудом учащихся, в цепком единстве сотрудничают мысль, чувство, воля, на котором радуются, огорчаются, устают, но ощущают результат своих усилий, – да, такой урок – подлинное творчество.
Одним из возможных направлений повышения качества обучения учащихся основной школы на уроках математики, в рамках внедрения ФГОС, является системно-деятельностный подход. Организация процесса обучения через деятельность обучающихся, может служить основой для формирования у них творческого мышления.
Подтверждено, что повышению качества обучения математики способствует такое обучение, при котором на первый план выступает не сам процесс обучения, а овладение учащимися общей структурой деятельности, а именно теоретическим способом действия, состоящим из трех взаимосвязанных компонентов: анализа, планирования (внутреннего плана действия) и рефлексии.
Литература.
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с
- Цыганова Е.Н. Образовательные стандарты второго поколения. Беседа с А.М. Кондаковым// Справочник руководителя образовательного учреждения, №1, 2009.
- Асмолов А.Г.Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика, № 4, Апрель 2009, C. 18-22.
Предварительный просмотр:
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:
Педагогические/образовательные технологии:
На моих уроках математики обучающиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути решения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом думать. Поэтому в современных условиях в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности обучающихся, формирование умений проблемно-поисковой исследовательской деятельности.
В своей практике я использую личностно-ориентированные технологии обучения, которые помогают мне в создании творческой атмосферы на уроке, а также создают необходимые условия для развития индивидуальных способностей учащихся. Особенно актуальным для меня является исследовательская поисковая технология, как высший уровень проблемного подхода. Проблемное изложение и проблемная беседа являются подготовкой учащихся к нему. Исследовательский метод обучения заключается в самостоятельности решения учащимися проблем, трудных задач познавательного и практического характера. При исследовательской деятельности дети отыскивают не только способы решения поставленных проблем, но и побуждаются к самостоятельной их постановке, к выдвижению целей своей деятельности.
Использование групповых технологий, технологий обучения в сотрудничестве способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности и взаимопомощи, повышает производительность труда учащихся, развивает познавательную активность, самостоятельность, расширяет межличностные отношения детей.
В 5-7-х классах применяю игровые технологии, в процессе которой дети самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу. Также мною активно используется технология проектного обучения, которая дает возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. Метод проектов ориентирован на индивидуальную, парную, групповую деятельность учащихся. Темы проектов: История математической письменности, Приемы устного счета, Старинные русские меры длины, Легенды о Пифагоре.
Но при всех этих активных форм я не забываю про здоровьесберегающие технологии, которые позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогает достигать лучшего результата в обучении математике, повышает познавательный интерес к предмету.
Мною используются следующие активные формы обучения:
- Урок интегрированный (бинарного). - Урок аукцион.
- Мозговая атака. - Уроки деловые игры.
- Урок экскурсия. - Уроки типа КВН.
- Урок за круглым столом. - Урок семинар
-.Урок зачет. - Интегрированные уроки.
- Урок-лекция. - Использование учащихся для контроля
- Математический бой уроки взаимоконтроля
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ ФГОС
Изящество и красота не могут быть отделены от здоровья. Марк Туллий Цицерон...
Методические рекомендации "Развитие геометрических навыков учащихся на уроках математики в рамках ФГОС".
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих...
Личный перспективный план по самообразованию.Тема: Внедрение ИКТ технологии в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики в рамках ФГОС.
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование уч...

Современный урок математика в рамках ФГОС. Заседание методического объединения учителей математики.
Повестка дня: 1. О теоретических основах построения современного урока в соответствии с ФГОС.2. Рекомендации по построению урока в соответствии с требованиями ФГОС.3. Схема анализа со...

Доклад на тему "Реализация компетентностного подхода с использованием современных образовательных технологий на уроках математики в рамках ФГОС"
Выступление для МО, актуально, в рамках внедрения ФГОС второго поколения...

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ ФГОС
Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС, где соотношение теоретической и практической долей содержания новых ст...

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ ФГОС
Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС, где соотношение теоретической и практической долей содержания новых ст...